Когнитивное и языковое развитие ребенка

· Реагирующее окружение: дети для нормального развития должны получать реакцию извне на свои действия (игрушки должны отвечать звоном, писком, движением).
· Умеренно обогащенная когнитивная среда: игрушки несколько опережают развитие ребенка, чтобы он мог учиться ими пользоваться (в противовес обилию игрушек и их чрезмерной сложности или примитивности).
· Активная роль родителей и воспитателей: организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить ребенка набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать, и т.д.; разговаривать с ребенком (называть его по имени, проговаривать свои действия, объяснять происходящее); имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию; играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки; начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;
· Эмоциональная отзывчивость социального окружения: теплое, доброжелательное общение родителей и ребенка.
Общение с матерьюявляется ключевым моментом в развитии младенца.
Подражание мимике взрослого, сосредоточение на лице матери ребенок демонстрирует уже в первые недели.
Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Это – первый акт общения со взрослым, который говорит об окончании кризиса новорожденности (первый месяц жизни).
Специфическая реакция улыбки на лицо матери (3 месяца)является показателем того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым, ситуация «Мы». Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта – взрослый человек.
Общение непосредственного эмоционального типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Постепенно общение принимает характер диалога, т.к. с освоением целенаправленных движений, ребенок получает возможность активно общаться со взрослым через жесты, мимику, пантомимику; возникает привязанность.
Привязанность – связь, которая формируется между ребенком и другим человеком в результате долговременных отношений. Характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивностью чувств и жизненно важными эмоциональными отношениями.
Компоненты привязанности (формы поведения ребенка):
· сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы),
· ориентирующее поведение (поиск родителя взглядом),
· движения, вызванные появлением другого человека (следование, приближение),
· активные действия, направленные на достижение физического контакта.
Привязанность делает общение матери с ребенком взаимным и полноценным.
Дефицит же общения в этот период вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, и это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Дети, лишенные возможности полноценных отношений в паре мать-дитя, отличаются от сверстников замедленными темпами психического и физического развития.
Развитие речи
Речь начинается с нечленораздельного крика новорожденного. Вскоре младенцы вырабатывают систему различных криков и плачей, других видов коммуникативного поведения, которые в течение нескольких месяцев после появления ребенка на свет учатся различать матери и те, кто заботятся о нем. В возрасте около 6 недель начинается гуление.
Гуление и лепет.С самых первых минут жизни новорожденные пробуют издавать разнообразные звуки. Они, как правило, начинают с гласных и губных согласных: «а-ба-ба-ба». Но уже ко 2-му месяцу они начинают произносить ряд согласных, а также издавать щелкающие, булькающие звуки, звуки, напоминающие хрюканье, и ряд других, причем некоторые из них отсутствуют в их родном языке. Это «случайное» производство звуков нарастает приблизительно до возраста 6 месяцев; затем сфера употребляемых ребенком фонем начинает сужаться и постепенно ограничивается рамками его родного языка.
Лепет представляет собой цепочки слогов, и все больше напоминает членораздельную речь. Он является для младенца формой коммуникации и взаимодействия с другими людьми, а также своего рода опытом решения задач, познавательной активностью. Лепеча, малыши попутно постигают способы произнесения звуков, которые встречаются в родном языке. Эти «разговоры» родителей с младенцами играют важную роль в овладении устной речью.
Понимание речи возникает задолго для того, как научаются их произносить.Плод уже в течение третьего триместра беременности способен к различению некоторых речевых звуков, а младенцы в возрасте 2 дней способны отличить их родной язык от другого, так как, еще находясь в утробе, они слышали речь своих родителей. Таким образом, еще до рождения, младенцы подготавливаются к восприятию речи, реагированию на нее и к изучению языка.
Годовалые младенцы способны следовать указаниям взрослых, а их поведение говорит о том, что они понимают значение таких слов, как, например, «до свидания». При этом активно используют жесты и привычные схемы поведения – например, жесты взрослых также часто подсказывают детям, что от них требуется.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие формы поведения характерны для новорожденного?
2. Объясните, что такое привязанность, и в чем ее психологический смысл.
3. Какие внешние факторы определяют интеллектуальное развитие ребенка в этом возрасте?
Творческое задание
Устройте с коллегой по учебе или другом «прогулку доверия». Завяжите себе глаза и предоставьте вашему партнеру руководить вами, по крайней мере, 15-20 минут. Ваш партнер должен попытаться заставить вас испытать всевозможные ощущения. Пусть он проведет вас по разным дорогам, даст дотронуться до каких-нибудь предметов, понюхать или даже попробовать что-нибудь на вкус. Затем поменяйтесь ролями.
После того как вы закончите эксперимент, потратьте немного времени на обсуждение ваших переживаний. Было ли временами трудно доверять партнеру? Что значит зависеть от другого человека?
Источник
Овладение родным языком, развитие речи
является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном дошкольном воспитании как общая
основа воспитания и обучения детей. Модернизация
Российского образования внесла конструктивные
изменения в систему дошкольного образования. А
значит, на смену традиционным методам
организации педагогического процесса ДОУ должны
прийти технологии личностно-ориентированного
взаимодействия педагогов с детьми,
целесообразной организации развивающей среды,
проектно-деятельностного и компетентностного
подходов в организации педагогической работы.
Поэтому актуально когнитивное развитие
дошкольника в процессе обучения языкам
посредством использования УМК.
Постановлением кабинета Министров Республики
Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 “Об утверждении
Стратегии развития образования в Республики
Татарстан на 2010-2015 г.г. “Кил?ч?к”, в рамках
реализации первоочередных мероприятий
Стратегии, творческой группой, созданной
Министерством образования и науки Республики
Татарстан, разработан учебно-методический
комплект (УМК) по обучению детей двум
государственным языкам в дошкольных
образовательных учреждениях Республики
Татарстан.
Цель: обучение дошкольников двум
государственным языкам РТ через практику
ориентированности, мультимедийности, обучения с
помощью игр, сказок, мультфильмов – УМК.
Если раньше в преподавании языков доминировали
академичность, теоретизированность, то сейчас
идет обращение к практике ориентированности,
мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок,
мультфильмов. Нужно сделать так, чтобы язык
преподавался как средство общения, как
инструмент жизни людей, особенно в младшем
возрасте.
Развитие речи самым тесным образом связано с
развитием сознания, познанием окружающего мира,
когнитивным развитием. Родной язык является
средством овладения знаниями, изучения всех
учебных дисциплин в школьном и последующем
образовании. На основе длительного изучения
процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к
следующему выводу: “Есть все фактические и
теоретические основания утверждать, что не
только интеллектуальное развитие ребенка, но и
формирование его характера, эмоций и личности в
целом находится в непосредственной зависимости
от речи”.
Обучение родному языку в дошкольных
учреждениях осуществляется в двух формах: в
повседневной жизни и на специально
организованных занятиях.
В повседневной жизни обеспечиваются условия
для максимальной реализации потребности ребенка
в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
Здесь можно отметить два пути развития речи
детей:
- подчинение содержания и формы отношений
потребностям регулирования поведения
воспитанников в режимных моментах, во время
прогулок, на неречевых занятиях и в других
типичных ситуациях; - организация деятельности детей (например,
игровой) с целью обеспечения неосознанного
усвоения необходимых речевых средств
(закрепление правильного произношения того или
иного звука, ознакомление с новой грамматической
конструкцией и т.д.).
Виды занятий по родному языку
Занятия по родному языку могут быть
классифицированы следующим образом: в
зависимости от ведущей задачи, основного
программного содержания занятия:
- занятия по формированию словаря (осмотр
помещения, ознакомление со свойствами и
качествами предметов); - занятия по формированию грамматического строя
речи; - занятия по воспитанию звуковой культуры речи
(обучение правильному звукопроизношению); - занятия по обучению связной речи (беседы, все
виды рассказывания), - занятия по формированию способности к анализу
речи (подготовка к обучению грамоте), - занятия по ознакомлению с художественной
литературой.
В зависимости от применения наглядного
материала и УМК:
- занятия, на которых используются предметы
реальной жизни, наблюдения явлений
действительности (рассматривание предметов,
наблюдения за животными и растениями, экскурсии); - занятия с применением изобразительной
наглядности: с игрушками (рассматривание,
рассказывание по игрушкам), картинами (беседы,
рассказывание, дидактические игры); - занятия словесного характера, без опоры на
наглядность (обобщающие беседы, художественное
чтение и рассказывание, пересказ, словесные
игры).
Дидактические требования к занятиям по
обучению языку
Занятия по развитию речи и обучению родному
языку должны отвечать дидактическим
требованиям, обоснованным в общей дидактике и
предъявляемым и к занятиям по другим разделам
программы детского сада. Рассмотрим эти
требования:
Тщательная предварительная подготовка к
занятию. Прежде всего, важно определить его
задачи, содержание и место в системе других
занятий, связь с другими видами деятельности,
методы и приемы обучения. Следует также
продумать структуру и ход занятия, подготовить
соответствующий наглядный и литературный
материал.
Соответствие материала занятия возрастным
возможностям умственного и речевого развития
детей. Учебная речевая деятельность детей
должна быть организована на достаточном уровне
трудности. Обучение должно иметь развивающий
характер. Иногда бывает трудно определить
восприятие детьми намеченного материала.
Поведение детей подсказывает воспитателю, как
изменить заранее продуманный план с учетом их
поведения и реакции.
Воспитательный характер занятия (принцип
воспитывающего обучения). На занятиях решается
комплекс задач умственного, нравственного,
эстетического воспитания.
Воспитывающее воздействие оказывает как само
содержание речевой деятельности и ее языковое
оформление, так и правильная организация,
методика ведения занятия. Поскольку на занятиях
даются не разрозненные сведения, а определенная
система знаний, у детей постепенно возникают
элементы осознанного отношения к языку, к его
усвоению. В процессе развития речи, как уже
говорилось, совершенствуются все психические
процессы. Важно, чтобы на занятиях формировались
познавательные интересы детей, от общей
любознательности в младшем дошкольном возрасте
к дифференцированным и стойким интересам
старших дошкольников, к доступному анализу и
оценке ими своей деятельности. Усвоение
родного языка, постепенное осознание ребенком
его богатства и красоты способствуют
патриотическому воспитанию. Сообщение детям
сведений общественно-исторического характера,
ознакомление их с жизнью советских людей связано
с воспитанием высоких нравственных чувств и
представлений, которые помогают воспитывать
любовь к Родине, интернационализм, коллективизм,
трудолюбие.
На занятиях педагог приучает детей
самостоятельно, творчески использовать
полученные знания и умения. Очень важно
поддерживать у ребенка желание учиться, научить
его делиться своими знаниями с товарищами.
Речевые занятия могут оказывать большое
влияние на эстетическое воспитание детей.
Педагог осуществляет эстетическое воспитание не
только при ознакомлении дошкольников с
объектами внешнего мира и путем создания
соответствующей обстановки, но в первую очередь
средствами самого языка — его образным строем,
музыкальностью, художественным словом.
Эмоциональный характер занятий. Способность
усваивать знания, овладевать навыками и умениями
не может быть развита у маленьких детей путем
принуждения.
Большое значение имеет их интерес к занятиям,
который поддерживают и развивают путем
занимательности, игр и игровых приемов,
образности и красочности материала.
Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается
также доверительными отношениями между
воспитателем и детьми, психологическим
комфортом детей в детском саду.
Структура занятия должна быть четкой. В ней
обычно выделяют три части – вводную, основную и
заключительную. Во вводной части
устанавливаются связи с прошлым опытом,
сообщается цель занятия, создаются
соответствующие мотивы предстоящей
деятельности с учетом возраста. В основной части
решаются главные задачи занятия, используются
различные обучающие приемы, создаются условия
для активной речевой деятельности детей.
Заключительная часть должна быть краткой и
эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить
знания, полученные на занятии. Здесь
используются художественное слово, слушание
музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры
и др.
Распространенной ошибкой в практике являются
обязательные и не всегда уместные, часто
формальные оценки деятельности и поведения
детей.
Оптимальное сочетание коллективного характера
обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный
подход особенно нужен детям, у которых плохо
развита речь, а также малообщительным,
молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным,
несдержанным.
Правильная организация занятий. Организация
занятия должна отвечать всем гигиеническим и
эстетическим требованиям, предъявляемым и к
другим занятиям (освещенность, чистота воздуха,
мебель по росту, расположение демонстрационного
и раздаточного наглядного материала;
эстетичность помещения, пособий). Важно
обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно
слышать образцы речи воспитателя и речь друг
друга.
Рекомендуются непринужденные формы
организации детей, способствующие созданию
доверительной атмосферы общения, при которых
дети видят лица друг друга, находятся на близком
расстоянии от воспитателя (в психологии
отмечается значимость этих факторов для
эффективности речевого общения).
Учет результатов занятия помогает
контролировать ход обучения, усвоение детьми
программы детского сада, обеспечивает
установление обратной связи, позволяет намечать
пути дальнейшей работы с детьми как на
последующих занятиях, так и в других видах
деятельности.
Связь занятия с последующей работой по
развитию речи. Для выработки прочных навыков и
умений необходимо закрепление и повторение
материала на других занятиях, в играх, труде, в
общении в быту.
Использование учебных методических комплектов
(УМК) для когнитивного развития.
Одним из средств общего психического развития
ребенка в период дошкольного детства являются
занятия по развитию речи, т.к. речевая
деятельность связана с умственной
деятельностью, с умственной активностью.
В развитие татарской речи предлагаю включить
игры и упражнения, активизирующие процессы
познавательной деятельности:
Игра “Что бывает?”
Цель: развитие воображения, внимания,
формирование учебной мотивации, активизация
творческих способностей.
Инструкция. Ребенку предлагается назвать
предметы (показать картинку), отвечая на вопросы:
Что бывает красным? Зеленым? Синим?
Что бывает квадратным? Прямоугольным?
Что бывает холодным? Горячим?
Что бывает жидким? Твердым?
Что бывает гудящим? Звенящим?
Упражнение “Запомни картинку”
Цель: развитие произвольного запоминания,
внимания.
Материал: карточки с изображением овощей
(или др. по теме).
Инструкция. Задача игры – запомнить как
можно больше картинок.
Сначала ребенок внимательно рассматривает
картинки 2-3 минуты, а потом картинки убираются, и
он должен назвать те из них, которые запомнил (на
татарском языке)
Упражнение “Сравнение”
Цель: развитие внимания, сравнительного
анализа и воображения.
Материал: 2 карточки с изображением
транспорта.
Инструкция. Ребенку даются карточки, и
предлагается найти все отличия между ними.
Упражнение “Пары картинок”
Цель: развитие ассоциативного
запоминания, внимания и саморегуляции.
Материал: 7 пар картинок, связанных друг с
другом по смыслу: девочка и кукла, мальчик и
машинка, корова и молоко, зерно и оладьи, курица и
цыпленок и т.п.
Инструкция. Раскладываются попарно в две
колонки все картинки.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть,
познакомиться с этими картинками и постараться
запомнить как можно больше картинок из одного
ряда. Через 1-2 минуты убираются картинки из
правого ряда, оставляется нетронутым левый ряд.
Ребенку предлагается, глядя на оставшиеся
картинки, назвать те, которые убраны.
Игра “Птичка”
Цель: развитие логического мышления.
Материал: квадрат из палочек для счета –
клетка, в которой лежит птичка (нарисованная).
Инструкция. Ребенку предлагается изменить
положение трех палочек так, чтобы птичка
оказалась на свободе, а клетка сохранила свою
форму.
Упражнение: “Какого яблока не стало”
Инструкция:
Перед ребенком раскладываются яблоки и
предлагают их назвать по цвету. Затем ребенка
просят закрыть глаза, а в это время один цвет
убирают. Ребенок открывает глаза и должен найти
изменение.
“Что изменилось?”
а) показывается картинка с изображением 5-6
знакомых предметов, затем ее убирают и
показывают другую, отличную от первой. Ребенок
должен назвать замеченные отличия в картинках.
б) разложить перед ребенком 10 картинок с
изображением знакомых предметов. Затем просят
ребенка закрыть глаза, а в это время заменяют 1 из
картинок. Ребенок должен найти изменения.
“Четвертый лишний”
Инструкция:
Детям предлагается серия картинок в
сопровождении следующей инструкции: на каждой из
картинок один из четырех изображенных на ней
предметов является лишним. Определите, какой это
предмет и почему он лишний.
Упражнение “У гадай предмет”
а) Угадать надо предмет по его описанию
существенных признаков.
б) Ребенок задает вопросы, пытаясь отгадать,
какой предмет загадан. Воспитатель отвечает да
или нет. Поиск аналогий.
Дается предмет и среди разных предметов надо
найти предметы, сходные с ним, Например: вертолет
– птица, бабочка, поезд, облако.
Включение упражнений, игр по когнитивному
развитию детей дошкольного возраста в процессе
обучения языку.
Занятия по родному языку позволяют проводить
систематическую работу с детьми по развитию их
активного словаря, обогащению значений
общеупотребительных слов, диалогического и
контекстного речевого общения. Также широко
используя игры, упражнения, которые способствуют
не только развитию различных компонентов речи,
но и становится базой для развития
словесно-логического мышления, формируют
когнитивные процессы.Большое внимание уделяется
подбору игр, их постепенному усложнению.
Постепенно усложняются требования к речевому
опосредствованию: постепенное продвижение детей
от развернутого проговаривания действий к
свернутому планированию про себя.
Источник