Когда ставить руку ребенку в 3 года

Психомоторное и эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

– К концу 1-го месяца жизни здоровый ребенок фиксирует взгляд, у него появляется первая улыбка;

– в течение 2-го месяца ребенок начинает, лежа на животе, поднимать голову, поворачивает ее в стороны, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый;

– в течение 3-го месяца – поворачивается со спины на бок;

– в 3-4 месяца начинает “гулить”, появляется комплекс “оживления” – на обращение матери или близкого человека ответная реакция: улыбка, звуки и движения рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом), подолгу занимается висящими над кроватью игрушками;

– в 5 месяцев переворачивается со спины на живот, берет игрушки и подолгу удерживает их в руке, подолгу “гулит”, начинает узнавать лица близких;

– в 5-7 месяцев ребенок ползает, вначале на животе, затем на четвереньках. Приученный – ест с ложки. Занимается с игрушками. Подолгу лепечет, произносит первые слоги “ма-ма”, “ба” и др.;

– в 7-8 месяцев самостоятельно садится и сидит, пытается стоять с поддержкой, придерживаясь за перекладину кровати, сам встает, стоит, переступает и опускается;

– в 9 месяцев – ходит, придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке взрослых за обе руки. Узнает предметы, игрушки пытается называть их первыми слогами;

– в 10-12 месяцев ребенок ходит с поддержкой и без подержки. Выполняет несложные поручения взрослых (“дай”, “принеси”). Подолгу занимается с игрушками. Некоторые дети к году понимают смысл многих слов, произносят первые слова: (“мама”, “деда”, “киса” и др.).

При определенном воспитании имеет навыки обслуживания себя во время кормления (пьет из чашки, захватывает ложкой еду из тарелки, подносит ко рту).

Непонятные записи

ДИАГНОЗ ПЭП в амбулаторной карте ребенка сегодня мало у кого вызывает чувство настороженности.

Родителям эта медицинская терминология ни о чем не говорит. Что такое ПЭП? Что такое синдром двигательных нарушений? Да и что такое задержка моторного развития? Совершенно непонятно, тем более если ребенку, скажем, месяцев 4-5. Он же такой любимый, такой родной, лучше всех, просто еще очень маленький. И мама, естественно, поначалу будет искать сотни оправданий для себя самой, надеясь, что ничего в этом страшного нет: еще пару месяцев – и все само собой образуется, все будет в полном порядке.

Часто и врачи говорят маме, что ПЭП (перинатальная энцефалопатия) есть практически у каждого второго московского ребенка и благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма он сам справится с этими неврологическими нарушениями, и даже если он сейчас и отстает в развитии, то догонит своих сверстников.

Но, увы, нередко происходит следующее: сначала ничего страшного, затем, когда другие дети его же возраста в отличие от него уже начали осваивать ходьбу (это ближе к году), врач может поставить ребенку предварительный диагноз: синдром ДЦП, а после и ДЦП. Часто это происходит после года, а то и двух лет. И начинается беготня родителей по различным центрам, больницам в поисках ПОМОЩИ.

А ведь мало кто из родителей знает, что даже сам диагноз ПЭП может стать причиной последующих головных болей, приходящих двигательных нарушений, речевых и двигательных расстройств, вегето-сосудистой дистонии, быстрой смены настроений, плохой успеваемости в школе, отсутствия коммуникабельности и т. д. Но родители нечасто думают о том, что будет с их ребенком через 3, 5, 10, 15 лет. Мамы часто считают, что самое главное пережить первый год жизни ребенка. Он самый трудный. А потом разберемся.

И забывают мамы о настороженности. А она необходима, особенно для той мамы, у которой либо были проблемы со здоровьем до и во время беременности, сложно проходили сами роды, было кесарево сечение, наличие инфекций (токсоплазмоз, гепатит, герпес, цитомегаловирус, хламидиоз и т. д.), либо ребенок родился недоношенным, либо при отсутствии вроде бы веских причин ребенок отстает в развитии, и прежде всего в моторном.

Часто бывает так, что ребенок либо вообще не отстает в развитии, либо имеется небольшая, практически незаметная задержка: он может и улыбаться, и гулить, и играть в игрушки, но при этом не овладевает теми двигательными навыками, которые в его возрасте должны у него быть. Именно о таких случаях и пойдет разговор.

Диагностировать ДЦП в первый год жизни ребенка бывает очень трудно. Но чем раньше поставлен диагноз, тем лучше прогноз заболевания, и реабилитационный процесс будет во много раз эффективнее и качественнее.

Из многочисленных примеров своей практики приведу один.

Ребенку 6 месяцев. Лежа на животе. голову не удерживает, игрушки не хватает, при этом глазами следит за ними! Также следит за всеми, кто попадает в его поле зрения. Улыбается. Гулит. Ножки постоянно вытянуты и напряжены, развести в стороны их невозможно. Очень трудно поменять памперс! Когда мама пытается вложить в руку игрушку, даже очень удобную для захвата и яркую, хорошее настроение резко сменяется недовольством, продолжительным плачем. В поликлинике пока ничего особенного не говорят, знакомые матери успокаивают ее словами: “Да посмотри, как он улыбается, даже смеется”. – “А руки, ноги?” – “Ну что же здесь непонятного? Просто пока не очень хочется ему двигаться, ленится! Подожди!” Вот уже 10 месяцев, а он все лежит, и не играет в игрушки, и не сидит, т. к. заваливается в разные стороны и руку подставить не может. На ноги ставишь – не стоит. Ноги вытянуты, как струна. Опирается на мыски и не может сделать шаг. При этом и смеется, и улыбается, как все. И опять находятся знакомые, родственники, которые говорят: “Ничего, пройдет, еще месяц-другой – и в один день как начнет все делать одновременно – и ползать, и играть в игрушки, и ходить”. И мать ждет. И очень часто даже не обращается к врачу, не ищет специалиста.

Читайте также:  3 года стажа за ребенка

Мама должна это знать

ТАКИХ примеров очень и очень много! А в дальнейшем происходит следующее: у ребенка нарастает неврологическая симптоматика, тормозящая его моторное развитие, и в один прекрасный день наблюдающий ребенка врач объявляет матери как приговор: “У вашего ребенка ДЦП”. Время упущено, его не вернешь, конкретного целенаправленного лечения не проводилось. И сейчас можно вести разговор только о социально-психологической адаптации ребенка-инвалида.

А ведь при своевременном лечении у действительно высококвалифицированного реабилитолога (физического терапевта) во многих случаях этого страшного диагноза можно было избежать. Чтобы ориентироваться самой в сложных вопросах детской неврологии, мама ребенка обязана владеть элементарными знаниями.

Формирование движений у ребенка должно происходить в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем руки, руки – туловище, руки – туловище – ноги, ноги и совместные движения. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному.

Независимо от возраста ребенка (пусть ему даже 5 лет) в занятиях с ним определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился.

И если ребенок, например, не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать, невзирая на его возраст. Но заниматься только в одном “узком” направлении нельзя, особенно если у ребенка отмечается грубая задержка моторного развития, т. к. это понижает эффективность занятий. Поэтому лечебная программа должна как бы “заглядывать” немного вперед и предусматривать также применение таких комплексов коррегирующих упражнений, которые соответствовали бы более высокому (пусть в данный момент и невозможному) уровню двигательного развития.

Для того чтобы добиться хороших результатов, все рекомендации должны стать ежедневными и проходить в течение всего дня.

Необходимо обратить пристальное внимание на следующие вещи:

1. Ребенок постоянно манипулирует только одной рукой или ногой, при этом противоположная рука (нога) сильно сжата (спастика), приведена к туловищу, движение в ней незначительное, но резкое и малоамплитудное.

2. Ребенок не удерживает позу сидя.

3. Если поставить ребенка на ноги, то опора идет на мысочки или нет вообще опоры, а ноги, согнутые в коленях, “висят в воздухе”.

4. У ребенка при попытке попасть своей рукой в рот происходит отворачивание головы в другую (противоположную) сторону.

5. Ребенок не любит лежать на животе.

6. При положении стоя, опора только на мыски, к тому же он крестит ноги.

Все это должно насторожить родителей, и они должны принимать срочные и эффективные меры по реабилитации своего ребенка. В противном случае его можно “упустить”, и тогда трагедии не миновать.

Должно насторожитьКорректирующие мероприятия (упражнения)
Не может удержать голову в вертикальном положенииДля формирования вертикального положения головы используем:

1. И. п. – лежа на спине. При помощи погремушки, яркой игрушки или щелканья пальцами стимулировать повороты глазами и головой вправо-влево, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибания и разгибания головы.

2. То же самое, но под плечи положить валик.

3. И. п. – лежа на спине. Ребенка слегка подтянуть за плечи: создаются условия для подъема головы.

4. И. п. – лежа на спине. Ноги ребенка прижать своей ладонью в районе коленного сустава, другой рукой захватить кисть ребенка и потянуть вперед-вверх: стимулируется подъем-поворот головы.

5. И. п. – лежа на животе, голова повернута в одну из сторон. Потряхиванием погремушки со стороны затылка ребенка вызывать попытки самостоятельного поворота головы в сторону звукового раздражителя.

6. И. п. – лежа на животе, голова повернута в одну из сторон. Подложить свои руки под грудь ребенка: вызывается реакция выпрямления головы.

7. И. п. – лежа на спине. На наклонной поверхности (10-30 градусов) головой вниз. Руки ребенка в районе локтей прижаты вами. Ваш помощник (не бойтесь привлекать к занятиям папу) манипулирует игрушкой обязательно со словесным сопровождением, привлекает внимание ребенка и стимулирует самостоятельный вывод головы в вертикальное положение.

Отсутствует манипуляционная функция руки (руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, не берет игрушку)1. Вкладывать в кисть ребенка удобную для захвата игрушку (лучше всего кольцо, при этом большой палец должен располагаться напротив остальных четырех пальцев (вкладывать в правую и левую руку).

2. Приподнять ребенка за запястье с отрывом ног от опоры и выполнять маятникообразные, раскачивающие и скручивающие движения в разные стороны.

Ребенок не поворачивается на животИ. п. – лежа на спине на пеленке (простыне). Приподнять пеленку за один край, создавая дополнительный вращающий момент, помогающий ребенку выполнить поворот.
Ребенку трудно поменять памперс, невозможно развести ноги в стороны1. Потряхивать ноги ребенка вверх-вниз, удерживая их за лодыжки.

2. То же, но выполнять круговые движения-потряхивания (правая нога – по часовой стрелке, левая – против часовой).

3. одновременные разведения в стороны согнутых в коленных суставах ног, начиная с малой амплитуды и с дальнейшим ее увеличением.

Ребенок не может встать на четвереньки1. И. п. – лежа грудью у вас на ладони. Вы приподнимаете верхнюю часть тела ребенка под грудь вверх.

2. И. п. – лежа животом на валике. Вы пассивно разгибаете голову ребенка, сгибаете – разводите ноги – тяжесть тела переносится на тазовый пояс, руки при этом выполняют поддерживающую функцию.

Читайте также:  Ребенок 3 года цирк театр

Смотрите также:

  • Плоскостопие: в зоне риска – толстячки →
  • Осанка – ваша визитная карточка →
  • Спинку прямо! →

Источник

::
Natashik78

28.11.08

: 5039

: 105

: , ,

: 23, 2015 19:55
gracia036

, ? , , “”, “”, . , , ?

3 49 :

gracia036

: , . . — , — , , …. .. , “”, “” …. — .

_________________

gracia036

25.03.15

: 19

: 23, 2015 20:01
gracia036

? , , , .

, . , . 5 . . , , ((

Natashik78

28.11.08

: 5039

: 105

: , ,

: 23, 2015 20:22
gracia036 ():
, , , .

, . , . 5 . . , , ((

! -,

_________________

Lubov22

15.08.11

: 157

: ( )

: 23, 2015 22:35
! . – . . . 3,5. -. . , , , , . , , 2-3 . . – -, 2 . – , , . , . . – 2 . 2-3 , . ., , , . …. – , – , , ..- ! 4,5 ,

Marry1981 ():
. .. 3 , , .. 8 – , , , , , , -, -.. .. , , 2,5 – , , , , .. – , – , ( – ) , , .. 2 2,5 – .. . , , – .. , .. 2014.. , , , , – , . – , . ? .. .. – , .. ..

_________________

-,, , https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=996491

24.09.08

: 3038

: 7821

:

: 24, 2015 11:44
Lubov22 ():
– , – , , ..- !

+100000!

, , , 7 , , … , , , ( , ) .

, 1 68 , , , . ” ”

:

, .

_________________

0 4500 55 12 13400 82 24 17400 96,5

Marfa1974

20.06.14

: 211

: 25, 2015 16:08
” , , ” — . , . , ..

. .

:

1. ,

2. , , , . .

3. .

– ( , – ). .

, . , , . , , , , .

, , , , , . , , . , , . , .

. , , . ( , ), . , . , .

_________________

svetassik

24.11.13

: 1085

: 28

:

: 25, 2015 17:45
Marfa1974

. , , .

gracia036

, . . , . , , ( . , …

_________________

9 10 27

Marfa1974

20.06.14

: 211

: 25, 2015 23:50
svetassik

, , ….

, ? , .

_________________

svetassik

24.11.13

: 1085

: 28

:

: 26, 2015 1:26
Marfa1974

, . 1.5 . , . , . , . , .

, .

_________________

9 10 27

Marfa1974

20.06.14

: 211

: 26, 2015 2:37
svetassik

.

_________________

Poli

09.04.15

: 2

: Novosibirsk

: 29, 2015 3:19
,

1,5 . “, ” . . , . , 3-5 . , , !

MamaTimana

23.07.14

: 24

: 01, 2015 19:02
! ,

1.4 , , . .

m-chat ( ) cars .

, , – . , , .

1. , . , 15 , , . 3 , . , ?

2. – ? – ? ” “, . ?

3. . , ?

4. , . . aba ? $ , .

, ? aba? , aba?

. , , , !

: (1)
Natashik78

28.11.08

: 5039

: 105

: , ,

: 01, 2015 20:36
MamaTimana

.. , ….

_________________

Marry1981

30.07.10

: 5514

: 67

:

: 09, 2015 0:44
Natashik78

_________________

Lenne Poivre Blanc GAP LEVI’S Skinny

Puky

08.11.02

: 22217

: 18735

: –

: 09, 2015 8:25
“” 13

_________________

.

– (“”). , -, .

:

Источник

Неправильный захват ручки или карандаша – проблема, которую точно не стоит игнорировать. Плохой почерк из-за неправильного захвата – меньшее из зол. Впоследствии портится осанка, даже зрение может пострадать. Почему у ребенка не получается держать карандаш или ложку и как подготовить руки к красивому письму, рассказывает Валерия Солтан, руководитель команды педагогов, физиологов и нейропсихологов, основатель детского центра развития «Как Здорово».

Самая неожиданная новость для многих родителей: ребенка не придется учить держать ручку или ложку правильно, если он изначально правильно развивался. То есть эта способность у нас заложена уже на генетическом уровне.

Как это получается? С самого первого и важного рефлекса младенцев – хватания. Младенец захватывает ваш палец, если вложить его в руку, даже способен удерживать вес своего тела в захвате. А вот удержать предмет/игрушку малышу пока трудновато.

  • Примерно в 3-4 месяца у ребенка появляется локтево-ладонная хватка. Малыш способен удерживать предмет тремя пальчиками – мизинцем, безымянным и средним.
  • В 5-6 месяцев появляется ладонная хватка. Младенец держит предмет захватом из четырех пальцев, кроме большого.
  • В 6-7 месяцев появляется радиально-ладонная хватка. Это когда предмет находится между большим, указательным и средним пальцами. Безымянный и мизинец прижаты к ладошке.
  • В 7-8 месяцев появляется захват в движении. Малыш двигает игрушку по поверхности в ладошку. Накрывает предмет ладошкой и захватывает.
  • В 8-10 месяцев появляется пинцетный трехпальцевый захват.
  • К 12 месяцам формируется щипковый захват – с помощью указательного и большого пальца.

После года ребенок способен держать карандаш и рисовать, в этот момент важно предлагать укороченные карандаши, мелки, карандаши-камушки, чтобы не было возможности взять карандаш в кулак, а только захватить карандаш тремя пальчиками. Постепенно можно увеличивать длину карандаша, при этом стараться вкладывать карандаш правильно.

Если малышу неудобно брать карандаши/ложки в трехпальцевый захват и он все время норовит переложить в кулак, надо обратить внимание на развитие мышц плеча и предплечья и большой грудной мышцы – именно эти мышцы управляют точностью мелкой моторики.

Если двигательный стереотип сформировался, понадобится время и тренировки, чтобы научиться держать карандаш правильно. Иногда требуется дорасти до более осознанного возраста, чтобы ребенок был способен сам контролировать этот процесс.

Но когда дети упорно перекладывают ложки/карандаши в кулак, а в более старшем возрасте продолжают держать эти предметы неправильно, есть повод понять и устранить возможные физиологические помехи:⠀

  • Гипермобильность суставов (когда суставчики слишком подвижны). Причина может быть в обмене веществ.
  • Повышенный или пониженный мышечный тонус в плечевом суставе.
  • Напряжение в большой грудной мышце.
  • Родовые травмы.
  • Подвывих или перелом ключицы.
  • Смещение шейных позвонков.
  • Младенческие рефлексы, которые вовремя не угасли.

Теперь давайте разберемся, какой захват мы называем неправильным.

▪️ При письме большой палец оказывается заметно ниже указательного.

▪️ Ручка лежит на безымянном или указательном пальце, а не на среднем.

▪️ Пишущие принадлежности удерживаются щепотью.

▪️ Пальцы располагаются либо слишком близко к поверхности тетради, либо очень высоко.

▪️ Свободный кончик ручки направлен в сторону шеи, а не плеча.

▪️ Во время рисования или письма перемещается листок бумаги, а не рука.

▪️ Нажим или слишком сильный, или слишком слабый.

▪️ Ручка укладывается на подушечку верхней фаланги среднего пальца.

▪️ Большой палец удерживает ручку слева. Если ведущая рука левая, то захват зеркальный.

▪️ Указательный палец ложится на ручку сверху. Он также помогает удерживать пишущие принадлежности, но если приподнять его, то ручка не упадет и в этом положении можно продолжать писать или рисовать.

▪️ Безымянный и мизинчик могут располагаться свободно или прижиматься к ладошке.

▪️ Кисть при этом расслаблена.

▪️ Оптимальное расстояние от пальчиков до поверхности стола не менее 1,5 см.

Как это объяснить ребенку: «Представь, что карандаш ложится спать, а его подушка – это верхняя часть среднего пальца, а указательный и большой пальцы – это одеяло».

Отличная подготовка руки к письму в раннем детстве – правильные игры и занятия: нанизывание бус, шнуровка, развязывание узелков, лепка и аппликация, игры с крупами; пальчиковая гимнастика; штриховка, обведение по контуру, раскрашивание.

Хорошо ставит руку игра в дартс. Захват дротика + дифференциация мышечного тонуса (сила, с которой нужно кидать дротик) = идеальная тренировка.

Дошкольникам лучше почаще рисовать карандашами – чтобы разобраться с силой нажима. Выбирайте трехгранные карандаши – их сложнее взять в руку неправильно.

Хороший способ научиться держать ручку – рисование мелкими кусочками мелков. Их не взять в кулак, поэтому ребенок будет автоматически держать их при помощи трех пальцев.

Фокус с салфеткой – подойдет, если ребенок держит ручку больше, чем тремя пальцами. Возьмите салфетку, сложите ее 4 раза, положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку. Салфетку можно заменить мягким мячиком или ватным шариком.

Нужно тренировать мышцы вокруг суставчиков на пальчиках. Это помогают делать пальчиковые игры с резинками, упражнения от нейропсихологов, известный всем эспандер или вязания на пальчиках.

Источник

Читайте также:  Запор у ребенка 3 года помощь