Когда ребенок в 3 года сочиняет истории

Когда ребенок в 3 года сочиняет истории thumbnail

ФАНТАЗИЯ И ЛОЖЬ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Ложь тесно связана с фантазией. А фантазия – это основа для создания захватывающих сказок и приключенческих историй, для успешной учебы и рождения творческих шедевров, для совершения великих открытий и появления полезных изобретений.

Так что фантазия – это прекрасно, и нужно обязательно уделять внимание ее развитию, только необходимо отличать ее от лжи. Условно развитие фантазии можно поделить на два этапа. С 1 года до 3 лет идет только подготовка к активному развитию фантазии. В это время важно тренировать воображение малыша параллельно с изучением свойств различных предметов. Можно читать ребенку сказки, стихи, рассказы. Играйте с ребенком и больше используйте замещающие предметы, например, расставьте стульчики, сядьте и скажите малышу, что это поезд, а кубик пусть будет чашкой с чаем.Также играйте, используя замещающие образы, например, имитируйте мяуканье кошки, гавканье собачки. С 2,5-3 лет ребенок становится настоящим фантазером. Теперь ему можно предложить множество игрушек и игр. Дети этого возраста играют в сюжетно-ролевые игры. Классика для девочек – это дочки-матери, для мальчиков – «войнушка». Дети могут играть в «маму и папу», воображать себя героями сказок и фильмов, представителями разных профессий: врачами, учителями, полицейскими. Во время этих игр психически здоровый ребенок отличает реальность от выдумки. Но иногда в этом возрасте в детских фантазиях могут появиться страхи: ребенок придумывает монстров, которые появляются в темноте, поэтому он боится засыпать один. Появление таких страхов нормально, ведь они связаны с важнейшим инстинктом человека – самосохранением. Помочь бороться со страхами малышу можно разными способами. Например, нарисовать воображаемых монстров и превратить их в добрых героев. Еще одна настораживающая фантазия – подражание героям современных детских мультиков. Например, кроха воображает, что он «добрый» человек-паук, который, между прочим, ведет себя агрессивно и уничтожает злодеев. Решение проблемы – смотреть правильные, добрые мультики, читать сказки, где четко разделяются понятия добра и зла, учить малыша копировать добрых героев.

Лгать ребенок может научиться после 3,5-4 лет.

Ложь отличить от фантазии просто. Фантазия не причиняет вреда и не имеет целью получение какой-либо выгоды. Если ваш ребенок рассказывает захватывающую историю о своих похождениях в стране лилипутов или удивляет описанием нового друга – тролля, живущего во дворе под деревом, не спешите ловить юного Мюнхгаузена на вранье! Любая фантазия малыша, если она не преследует корыстных целей, – не ложь, а проявление эмоций. Более того, анализируя «невероятные приключения» своего ребенка, вы можете узнать, чего ему не хватает в реальности. Ведь невинные выдумки – это закодированная просьба, прозрачный намек, сделанный, чтобы родители могли превратить мечту в реальность. Идеальная реакция на такую фантазию – понимание и участие, а не порицание и осуждение. Услышав от малыша: «Сегодня я купался в море», просто скажите: «Я знаю, что ты очень хочешь на юг, и мы обязательно туда съездим». Стоит ли говорить, что вам надо будет выполнить данное обещание? Как предотвратить проблему: – При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазий и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмана интересно, но он ненастоящий, он всего лишь герой комиксов, по которым сняли фильм». – Постарайтесь избегать ситуаций, когда ребенок будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?» – У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают таким, какой он есть. Зачастую первую ложь ребенка родители провоцируют сами. Вспомните: увидев разбитую чашку, вы грозно спрашиваете: «Это ты ее разбил?» Тем самым вы ставите ребенка в ситуацию, когда ему надо лгать и изворачиваться! Лучше сказать: «Я нашла разбитую чашку. Ничего страшного – мы уберем осколки, но впредь будь аккуратней и сразу расскажи мне, если что-нибудь разобьется». Тогда доверие и благодарность ребенка станут тем зерном, из которого потом вырастут честность и порядочность взрослого человека. Несомненно, родители должны показывать свое отношение ко лжи ребенка, попытаться искоренить в нем эту привычку как таковую. Но первым шагом взрослых будет попытка понять мотив, которым руководствуется лгущий ребенок.

Лгать ребенок может начать по одной из следующих причин:

– самооборона (ложь из-за боязни наказания);

– копирование поведения родителей (мама говорит по телефону подруге, что она болеет, хотя на самом деле здорова);

– попытка получить недозволенное (мне папа разрешил взять конфету);

– желание показаться лучше (я очень хорошо катаюсь на лыжах);

– самооправдание (он первый меня ударил).

В каждом случае свои способы бороться с детской ложью. Подумайте, не слишком ли вы строги в мерах запретов и наказаний, не вынуждаете ли ребенка лгать сами, показываете ли вы малышу, что любите его таким, какой он есть? Ложь – это всего лишь индикатор какой-то проблемы. И если вы ее разрешите, то ваш ребенок никогда не превратится в патологического лгунишку.

Если ребенок соврал:

– Не драматизируйте ситуацию и не бейте «пушкой по воробьям». Сохраняйте спокойствие.

– Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!

– Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.

– Дайте ребенку понять, что, даже если он в чем-то провинился, лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.

– Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть?

Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами. Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь? Сразу определим, что ложь очень многолика. Самая распространенная ее разновидность – ложь как вредная привычка. Чаще всего такой тип лжи формируется у ребенка под влиянием различных факторов. Например, обман ребенка вызвал у взрослых смех и улыбку, т.е. послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку. Вторая разновидности лжи связана с характерологическими особенностями ребенка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности ребенок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией и направлена на поддержку внутренней гармонии малыша. Подключив фантазию, одинокий ребенок становится душой компанией; напуганный – самым смелым; нерешительный – отважным. Не менее распространенной является ложь, связанная со страхом ребенка сказать правду по какой-либо причине. Подобная психологическая защита подкрепляется его желанием избежать неприятную для себя ситуацию. Другого способа избавиться от страха он не знает, поэтому ложь, как волшебная палочка-выручалочка, оказывается тут как тут. Есть еще один вид лжи – ложь как средство достижения выгоды (в том числе экономии времени). Получение какого-либо блага, интереса для себя переплетается с желанием человека избавить себя и окружающих от необходимости длительных, пусть и правдивых, объяснений. Это наиболее распространенный вид лжи у взрослых, который крайне редко встречается у детей, поскольку мало связан с фантазией и воображением. Следует помнить, что детская ложь сама по себе не появляется – так же как и всему остальному, ребенок учится ей при взаимодействии с окружающим миром. Говорить о том, что ложь это плохо, нужно именно в тот момент, когда Вы столкнулись с ней впервые.

Есть некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребенка:

1. В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, Вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, ЧТО нужно сказать папе, если мама запретила что-то.

2. Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.

3. Будьте искренни. Первоначально ребенок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу не ясен, зато он отчетливо воспринимает Ваше настроение.

4. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.

5. Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям. Пожалуй, это правило в отдельных комментариях не нуждается.

Если же факт лжи уже стал проявлять себя, то желательно использовать следующие правила:

1. Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребенок солгал. При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду.

2. Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит использовать такие фразы, как: «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты еще такой маленький, а уже врешь!». Лучшего эффекта, Вы добьетесь, сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой честный у меня!?».

3. Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т.п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.

Что касается мира фантазии, то для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье! Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир лучше. Или найти свой профессиональный путь, став настоящим писателем.

Источник

Друзья, которых не существует, фея, которая прилетает каждую ночь… Как относиться к историям, которые выдумывают дети, – смеяться, волноваться, ждать, пока это пройдет? Наши эксперты предлагают нам задуматься о ценности воображения и скрытом смысле детских фантазий.

Когда Ларисе было шесть лет, она обожала своего старшего брата. Олег встречал ее из детского сада, заступался, если ее дразнили другие дети, помогал собирать пазлы. В общем, лучшего старшего брата и представить было нельзя. Единственная неувязка заключалась в том, что на самом деле у девочки была только сестра, капризная вредина трех лет, которой, по мнению Ларисы, порой было слишком много. Олег же существовал только в ее воображении.

Придуманные друзья, которые съедают спрятанные конфеты, говорящие звери, оживающие по ночам игрушки – мир наших детей порой бывает переполнен подобными выдумками, в которые они, как кажется, твердо верят. Но не являются ли их истории на самом деле обыкновенной ложью? Многих родителей беспокоит чрезмерное, как им кажется, фантазирование ребенка. Не заиграется ли он в мире своих вымыслов, не пора ли поскорей вернуть его к реальности? Изначально каждый ребенок «реалистичен» в самом буквальном смысле слова, объясняет возрастной психолог Галина Бурменская. Для младенца существует только то, что он видит, слышит. Пока не включилась память, нет прошлого, пока не включилось воображение, для него нет даже ближайшего будущего. «Воображение и его продукт – фантаcтический образ – дают ребенку возможность выйти за пределы «здесь и теперь». Воображаемое и реальное смешиваются в его сознании, и он еще не может отделить одно от другого. Фантазии – это основа его будущей креативности, желания создавать новое. Психологов, наоборот, беспокоят дети с бедной фантазией, те, у кого слабо развито образное мышление, внутренняя речь, а затем и внутренний мир в целом».

Для развития воображения ребенку необходима опора, поддержка взрослых. Мы рассказываем своим детям сказки, играем в «принцев и принцесс», подаем реплики за плюшевых собачек и слонов, дарим подарки от имени зубной феи и Деда Мороза. Нам же не приходит в голову, прежде чем почитать ему книжку на ночь, предупредить, что говорящих кроликов и волшебных палочек не существует! При этом мы ожидаем, что постепенно он научится отличать правду от вымысла. Надо лишь подождать лет до семи.

Действительно, подтверждает Галина Бурменская, младшие школьники уже понимают, как все обстоит «на самом деле». Почему же они, тем не менее, продолжают выдумывать, сочинять то, чего нет в действительности? «Для них сказочный мир все еще очень близок, – объясняет возрастной психолог. – Их способность воспарить в свободной фантазии не придавлена пока ощущением, что «этого не может быть» или «нам многое не дано», которое возникнет позже».

«Я путешествую в микромире»

Юра, 10 лет

«Когда я был маленький, то ненавидел насекомых, не понимал, зачем они нужны, такие козявки, которые только кусаются и пугают. Я даже давил иногда муравьев, хотя мама ругалась. А потом она нам с сестрой показала фильм «Микрокосмос» про насекомых, и я понял, что это прямо настоящий мир со своими героями, трусишками, умниками и дураками. И там все очень четко устроено, там у тебя могут быть и враги, и друзья. И мне захотелось тоже оказаться в этом мире и делать разные открытия. Я представляю, как становлюсь совсем крошечным и путешествую на жуке-пожарнике, его зовут Федя. В моем мире все насекомые разговаривают, а других людей, кроме меня, нет. Много нам с Федей встречается опасностей, но мы всегда находим выход, не как в кино, а гораздо интереснее. Я иногда это рисую, но никому не показываю. А еще я летом люблю лежать на траве и смотреть близко-близко на этот мир и давать имена всем, кого вижу. На самом деле я не хочу быть ученым, чтобы этим заниматься всерьез, это моя сестра хочет быть биологом. Мне интересно представлять, как у меня там все получается такое, что не получается больше ни у кого».

C ним все в порядке

Пожалуй, никого из взрослых не беспокоит, когда дети что-то сочиняют, играя в игрушки или в ролевые игры. Но когда фантазии становятся чистой игрой воображения, это может вызывать тревогу. «Заглядываю к Ане в комнату – опять она ходит из угла в угол, что-то бормочет, улыбается, делает какие-то жесты… Спрашиваю: «С кем ты говоришь?» – «Не мешай, сейчас меня принц спасет!» Не понимаю, нормально ли это, со мной в детстве такого не было», – спрашивает 40-летняя Тамара про свою восьмилетнюю дочь. «На самом деле девочка переживает новый, более сложный этап игры, – говорит Галина Бурменская. – Ребенок уже достаточно свободен в своем воображении, и ему не требуется опора на игрушки. Ничего опасного и плохого тут нет».

Воображаемый друг – не симптом психического расстройства и не признак глубинного дискомфорта. Наоборот, часто это единственный для ребенка источник утешения, поддержки, свидетельство его открытости. «Это двойник, с которым ребенок ведет диалог, советуется и растет. Такой была «дорогая Китти» для Анны Франк, идеальная подружка, помогающая вынести одиночество», – говорит психолог Элизабет Брами (Elisabeth Brami). Ребенок, оживляя свои фантазии, парадоксальным образом оказывается лицом к лицу с реальностью. Помещая вовне свой воображаемый мир, он тем самым от него отстраняется. Подобно тому как мы, рассказывая о своих снах или кошмарах, избавляемся от них». А если воображаемый друг начинает занимать слишком много места в жизни, как котенок у пятилетней Люси, которому надо каждое утро наливать молоко? «Не следует подыгрывать ребенку, отводя реальное место существу, которого нет, – считает Элизабет Брами. – Надо постараться перевести фантазию в игру, но не высмеивать девочку». Лучше сказать, что это отличная и забавная идея – играть, как будто мы готовим котенку завтрак в кукольной посуде, но не стоит ежедневно наливать в миску настоящее молоко.

Вымысел и ложь

Впрочем, нередко придуманные персонажи служат ребенку оправданием, и тогда он переходит от фантазий к маленькой лжи. Это не Игорь разбил вазу, это сделал Костик, плюшевый ослик, который скакал по полке. Взрослым предстоит научиться ложь отличать от выдумки, говорят эксперты. Хотя грань между ними очень тонкая. «Девочка говорила подругам, что они всей семьей едут отдыхать в Таиланд, – приводит пример Галина Бурменская. – Считать ли это ложью? В этой выдумке не было прагматического смысла. Девочке хотелось поразить подружек, не более. Ложь почти всегда имеет прагматическую мотивацию: избежать наказания или достичь желаемого. Фантазия же всегда бескорыстна».

«Мои зайцы обсуждают, как они летом поедут на дачу»

Рита, 6 лет

«Вместе со мной живет большая семья зайцев. Всего их восемь. Кто-то старше, кто-то совсем маленький. Они все девочки. Есть даже сестры-близнецы – Сушка и София. Вообще почти всех зайцев зовут на букву «с»: Сусанна, Соня, Света, Снежинка… Они очень много занимаются в разных кружках. София, например, ходит на бокс. У нее бывают соревнования (в шкафу), я строго слежу, чтобы она вернулась вовремя. А еще она занимается в бассейне (то есть этот бассейн как будто у нас в ванной), у нее есть даже купальник и шапочка. А другие зайцы ходят на танцы, карате, на шахматы и рисование. И в театральный кружок. Любимая игра у них – прятки, только никто не хочет водить, все хотят обязательно прятаться. Уборкой тоже не любят заниматься, постели не убирают. Но они и не лентяи – сами себе готовят, и вообще очень любят покушать! Они даже на Новый год Деду Морозу заказали подарки – еду! Но зато полезную: морковку и капусту. Обсуждают, как летом поедут на дачу и будут там сажать клубнику. А потом, конечно, ее есть! Они мечтают, что как-нибудь окажутся на море и будут кататься на большой белой яхте. И я вместе с ними!»

Как реагировать?

Что делать родителям, которые сталкиваются с обманом? Типичная реакция – отругать или наказать. «Но ругать – значит отвергать, негативно оценивать, – предупреждает Галина Бурменская. – Так родители сами закрывают путь для понимания, диалога и, следовательно, для влияния». Прежде всего стоит разобраться, что стоит за той или иной фантазией, почему ребенок прибегает ко лжи. «Например, если его выдумки кажутся вам агрессивными, не надо сразу думать, что в них скрыты злость или садизм. Не всегда воображаемое выражает бессознательные желания ребенка. Это может быть попытка проиграть тяжелое (или новое) впечатление, сложную ситуацию, с которой он столкнулся».

Если частые, причудливые фантазии ребенка вас сильно тревожат, если выдумки не прекращаются в 8-9 лет или порождают другие проблемы, стоит проконсультироваться с детским психологом: что толкает ребенка к бегству от реальности?

Сигналом тревоги, по мнению Элизабет Брами, служат выдумки про реальных людей. Особенно если ребенок обвиняет взрослого в причиненном ему зле. В такой лжи всегда есть скрытое послание. «Один из моих маленьких клиентов заявлял, что дядя бросил его на землю и заставил нюхать свои ботинки. В ходе разговора он признался мне, что это неправда. Но в беседе выяснилось, что его отец часто прибегает ко лжи».

Психоаналитик Даниэль Даллоз (Danielle Dalloz) рассказывает историю своей племянницы, с которой она жила, пока ее родители были в отъезде. Однажды ночью трехлетняя Наташа проснулась, намочив постель, и сказала: «Это не я, это почтальон». Было ли это ложью? «Вовсе нет, – утверждает психоаналитик. – Девочка выразила свою печаль от разлуки с родителями. Разлука усугублялась тем, что нельзя было позвонить, а письма приходили редко. Поэтому она так ждала почтальона…»1

Страх, на который ребенок реагирует выдумками, может принадлежать не ему, а его родителям. «Воображаемый друг призван успокоить не только ребенка», – развивает тему Элизабет Брами. Так, например, трехлетняя Роза в первый день в детском саду выдумала себе приятеля Тему. Скорее всего, он должен был успокоить ее маму Ларису, которая очень переживала их расставание. Как только мама перестала тревожиться, Тема чудесным образом исчез, уступив место вполне реальному Вадику. И тогда Лариса вспомнила, как в детстве мечтала о старшем брате, приезжающем за ней на мотоцикле…

1 D. Dalloz «Le mensonge» (Bayard Jeunesse, 2006).

Источник