Когда начинать развитие мелкой моторики рук у ребенка
Мелкой моторикой называют способность человека качественно и согласованно выполнять мелкие движения ладонями и пальцами рук. Этот навык начинает вырабатываться практически с момента появления ребенка на свет. Сначала кроха неловко двигает руками, позже начинает их разглядывать, пытается ими управлять. Взрослея, малыш расширяет свои возможности: он захватывает близлежащие предметы сначала целой ладонью, а позже одними пальчиками. Самыми сложными мелкими движениями пальцев воспроизводится письмо и рисование – их ребенок будет осваивать намного позже.
Мелкая моторика: значение навыка для малышей до года
Поскольку на подушечках пальцев расположено множество нервных окончаний, мелкая моторика напрямую связана с работой мозга, возможностью хорошо запоминать информацию и концентрировать свое внимание на определенном занятии. Доказано, что чем более развита эта способность у младенца, тем раньше он начинает говорить, а его речь быстрее становится связной, развернутой и логичной.
Этому есть простое физиологическое объяснение. Поскольку центры речи и движения в мозгу расположены рядом, стимуляция рабочих функций пальцев активизирует и речевой центр. Поэтому, чтобы малыши до года заговорили в положенный временной промежуток, следует активно заниматься развитием их мелкой моторики.
Позже высокая способность ребенка к мелким движениям пальцами станет свидетельством его готовности к обучению в школе. Отточенная мелкая моторика – это умение концентрироваться, логически рассуждать, хорошо запоминать материал и полнее задействовать свою фантазию.
Темп развития мелкой моторики зависит от индивидуальных особенностей малыша. Одному ребенку освоение движений ладонями и пальцами дается легко, другому же приходится постараться чуть больше. Чтобы помочь крохе улучшить мелкую моторику, следует заниматься с ним специальными упражнениями и развивающими играми.
Начать формирование важного навыка стоит со снятия тонуса мышц. Наверняка многие отмечали, что младенцы часто держат сжатые кулачки у своего подбородка. Это и является проявлением естественного повышенного тонуса, который обычно снижается к трем месяцам малыша. Ускорить процесс расслабления поможет ежедневный массаж ладошек и пальчиков ребенка путем поглаживания их своим пальцем. Также во время массажа можно отрабатывать хватательный рефлекс – вкладывая свои пальцы в ладошки крохи и, после того, как он их схватит, слегка потягивая руки на себя.
Способы развития мелкой моторики у детей
Малыши до года активно задействуют тактильные ощущения, предпочитая знакомиться с предметами на ощупь. Поэтому необходимо предоставить младенцу как можно больше различных фактур, которые позволят ему познавать новые материалы. Для этого можно использовать мешочки из различных тканей (махровой, хлопчатобумажной, шерстяной, холщевой), чтобы набивать их разными природными наполнителями – фасолью, крупами, солью, небольшими камешками. Мешочки нужно повесить над манежем так, чтобы кроха мог с комфортом изучать незнакомые ему текстуры.
Начиная примерно с 4 месяцев, малыш уже осмысленно тянется к новым игрушкам – таким образом у него формируется координация между зрительной функцией и моторикой. Со временем он научится сравнивать различные предметы, оценивать расстояние до них и выбирать наиболее удобный способ их схватить.
После полугода младенец становится более сильным и ловким и способен намного легче удерживать предметы, стараясь задействовать в работе не только ладони, но и пальцы. В этот период дети осваивают новую важную двигательную функцию – умение противопоставлять большой палец остальным.
При покупке игрушек для ребенка от 6 месяцев лучше выбирать конструкторы с большим количеством различных деталей – кубиков, шариков и т. п. Они прекрасно подойдут для улучшения мелкой моторики детей, тренируя их способность брать в руки предметы разных форм и размеров. Также отлично развивают эту функцию игры с детскими наборами игрушечной посуды.
Позже очередным этапом развития мелкой моторики станет умение пользоваться ложкой и кушать самостоятельно. Некоторые дети осваивают этот навык уже к 10 месяцам.
Развивающие игры для малышей
Существует множество игровых занятий для развития данного навыка малышами до года, при этом самые простые и результативные из них представлены ниже.
- Ладушки.
Игра учит младенцев полностью распрямлять пальцы и хлопать в ладоши, а также мягко массировать поверхность рук.
- Разрывание бумаги.
Детям примерно с 7 месяцев можно давать листы цветной бумаги, которые они будут с удовольствием мять, щупать и рвать на кусочки.
- Бусы.
Младенцы любят перебирать маленькие предметы, поэтому им непременно понравится играть с бусами, особенно ярких цветов и разных размеров.
- Крупы.
Следует насыпать в удобную емкость любую крупу и позволить малышу перебирать ее ручками и просыпать сквозь пальчики. Это отличное занятие для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
- Рисование на песке.
Необходимо насыпать на поднос чистый песок, взять своей рукой пальчик ребенка и рисовать им простейшие фигуры – отрезки, овалы, квадраты и т. п.
- Завинчивание крышек.
Многие малыши обожают раскручивать и закручивать крышечки разных банок, бутылок и пузырьков. Следует лишь внимательно следить, чтобы емкости были чистые и ранее в них не содержались ядовитые вещества.
- Лепка.
Отличное занятие для малышей любого возраста. Лепить можно из пластилина, глины и даже обычного теста. Если в доме планируется что-то печь, обязательно стоит позволить крохе поучаствовать в процессе – вымесить маленький кусочек теста и слепить свое собственное кулинарное изделие.
- Рисование и раскрашивание.
Одно из самых любимых занятий многих малышей до года – это рисование пальчиками. В процессе такого досуга отлично массируются ладошки детей и улучшается мелкая моторика.
Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику малышей до года, должны проводиться с обязательным участием взрослых и под их неусыпным контролем. Особенно, если используются мелкие предметы, которые ребенок способен проглотить, засунуть в нос или ухо. Также важно соблюдать регулярность и систематичность занятий. Ежедневные развивающие упражнения помогут ребенку улучшить свои способности и выполнять мелкие движения более точно и скоординированно.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
Как развивать мелкую моторику у ребенка разного возраста, что родители могут для этого сделать и что вам понадобится для занятий.
Что такое мелкая моторика рук у детей?
«Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» – эти потешки знает каждая мама. И любой малыш любит, когда мама водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает пальчики, читает стишок. Кажется, что ничего особенного в этой игре нет. А ведь на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей, известный многим поколениям родителей.
Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой, завязывая шнурки ботинок перед прогулкой, клея аппликацию для мамы к 8 Марта и собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.
Поэтому лучше вовремя начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям, а ребенка к взрослой жизни.
Мелкая моторика у детей – основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), – это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом. Поэтому важно предложить ему большое разнообразие занятий на мелкую моторику.
Давайте посмотрим, что это за занятия и какие игры и игрушки для моторики рук нам пригодятся.
Кстати, фруктовое пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке специально разработано так, чтобы малыш мог тренировать мелкую моторику, отвинчивая и завинчивая крышечку и сжимая в руках пюре в мягко шуршащей упаковке.
Развивать мелкую моторику рук у ребенка надо с самого раннего детства. К счастью, это совсем не сложно. Перечислим самые простые и доступные вам средства (в порядке взросления ребенка).
3 месяца: пальчиковая гимнастика
«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев. Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности – так будут развиваться тактильные ощущения. Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.Игры для развития пальчиковой гимнастики
- Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки – все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию – позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
- Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.
От 8 месяцев: вкладыши
- Стаканчики, баночки, мисочки, матрешки, детская игрушечная посуда. Любые предметы домашней утвари (безопасной для ребенка), различающиеся по размеру, которые малыш будет бесконечно «тестировать на совместимость»: собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. «Я развиваю мелкую моторику, мама, потерпи!» Можно предлагать сидящему ребенку с 6 месяцев.
- Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – кроха учится открывать и закрывать.
- Сортеры (коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы). Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, в виде собачек или лодочек – какие вам понравятся. Становятся любимым занятием обычно не ранее 8 – 9 месяцев. Можно обойтись и без покупной игрушки. Чистая обувная коробка из плотного картона, вырезанные ножницами окошки и предметы соответствующей формы (крупные пуговицы и бусины, кубики и т. д.) – малыш будет долго ими занят. Вы даже успеете вымыть голову или выпить утренний кофе (сразу все не обещаем!).
- Закручивание и раскручивание. Колпачки, крышки, игрушечные саморезы – все, что можно накрутить или повертеть в одну и другую сторону. Не обязательно покупать специальные наборы – достаточно предложить малышу пластиковую бутылку с крышкой или пластиковый термос.
- Деревянные кубики, пирамидки, счеты, стучалки с молоточками, конструктор, простые музыкальные игрушки, рамки-вкладыши. Удовлетворяют познавательный интерес малыша, развивают пространственную ориентацию и – что для нас сейчас важнее всего – совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.
От 1 года: природные материалы
- Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
- Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя – это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
- Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
- Игры с любыми сыпучими материалами. Ребенок опускает кисти рук в сосуд с каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Несколько минут перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Заодно развиваем речь. Делать только под присмотром взрослого: мелкие предметы детям до 3 лет не рекомендованы к игре.
Предложите ребенку игру «Золушка» – сортировать фасоль, горох, крупные бусины, сухие макароны разного цвета по разным емкостям.
От 1 года: первые навыки самообслуживания
- Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.
- Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное – найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов – можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони – на упаковке обычно указано). Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори.
- Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу – ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой – это легче, – потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
- Развивающие центры, доски, коврики – панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др., – для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.
От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику
- Рисование пальчиковыми красками, кистью, мелками, карандашами, фломастерами. Начинать стоит с пальчиковых красок: они не токсичны для детей и не требуют очень развитых движений пальцев рук и ладони. Следующим этапом могут стать мелки (в том числе восковые), фломастеры (они не требуют силы при нажатии) и уже только потом карандаши, когда малыш научится контролировать силу нажатия.
- Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности – смысл. Оригами – самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.
- Пальчиковый театр. Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь. А главное – играем и общаемся!
Более сложные занятия на моторику
- Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д.).
- Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.
Ключом к успеху в занятиях на развитие мелкой моторики у детей – будут настойчивость и регулярность. Хорошо, когда у малыша есть возможность тренировать движения кисти и пальцев каждый день. Если вы заметили, что какие-то движения у ребенка получаются не особо хорошо (а в его возрасте уже могли бы), старайтесь придумывать как можно больше игр и занятий на отработку именно этого движения, пока оно не станет легким, быстрым и четким.
Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.
Особый случай: а как же левши?
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, – это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Чтобы определить, какая рука у младенца ведущая, по-наблюдайте: какой рукой он тянется к висящим над ним по¬гремушкам, какой берет игрушку, карандаш, складывает пирамидку, держит ложку, бросает мяч и т. д. Детям постарше можно предложить расчесать¬ся (следите, в какую руку он возьмет щетку); похлопать в ладоши так, что¬бы одна из рук была сверху (какой рукой ударные действия выполняются более активно); скрестить пальцы и руки на груди (палец и предплечье какой руки окажутся наверху). Так вы узнаете, какая рука у ребенка ведущая. Но не обязательно выбирать ее в качестве пишущей!
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
Источник