Классификация нарушений развития ребенка
Вид нарушения
Характер нарушения (категории лиц с ОВЗ)
Причины возникновения нарушения
Структура дефекта
Основные признаки
Период воздействия на организм ребенка
происхождение
Общее психическое недоразвитие
Умственная отсталость
генетический, внутриутробный, родовой, раннее постнатальный
тотальность недоразвития мозга (лобно-теменных отделов головного мозга)
– поражения мозга инфекциями (перенесенными матерью во время беременности, особенно на ее ранних этапах (краснуха, свинка, корь и т. д.) хронические заболевания, как токсоплазмоз, сифилис),
интоксикациями (алкоголизмом, лекарственные препараты); радиоактивное и рентгеновское облучения на половые клетки родителей и сам плод;
эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода;
хронический недостаток кислорода (внутриутробная гипоксия)
родовая травма и асфиксия
– заболевания (менингит, менингоэнцефалит, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т. д). (инфекции первых 2— 3 лет жизни)
– черепно-мозговые травмы, редко — опухоли.
Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение – недоразвитие познавательной деятельности.
Недостаточность внимания (слабость его фиксации, сужение объема)
недостаточность памяти как в отношении запоминания, так и хранения и воспроизведения информации, моторика, элементарные эмоции
неустойчивость и регрессивные тенденции мышления
социальная депривация (изоляции в среде сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, вызывают невротические наслоения, еще более тормозящие контакты с окружающими)
Задержанное психическое развитие
генетический, внутриутробный, натальный и раннее постнатальный
органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже — генетического характера
поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций,
патология беременности и родов,
хронические заболевания, инфекции, интоксикации, травмы мозга; травмы нервной системы в первые годы жизни (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера
- повреждения мозговых систем
- речевое развитие
задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нерезкие нарушения в интеллектуальной сфере; замедление развития интеллектуальной сферы. недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций
неполноценность пространственной ориентировки
дефицитарность памяти, ее различных видов
отставание мышления
Повышенная истощаемость внимания
Поврежденное психическое развитие
генетический, внутриутробные, родовые, послеродовые
перенесенные инфекции, интоксикации, травмы нервной системы, наследственные дегенеративные, заболевания мозга
органическая деменция;
нарушения опорно-двигательного аппарата (парезы, параличи, судорожные припадки)
нарушения механической памяти, локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. д.,
Дефицитарное психическое развитие
нарушения зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие, позднооглохшие слабослышащие), речи, опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи)
родовые, генетические
слух: инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту; менингиты и менингоэнцефалиты, отиты.
зрение: инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами — гормональными, снотворными и т. д.). Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга.
нарушения зрения
слуха
речи,
опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи)
слух: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы
зрение: На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте
Искаженное психическое развитие
ранний детский аутизм (РДА), шизофрения
генетическое,
органическое поражение мозга
первое — аутизм с аутистическими переживаниями, второе — однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств и третье — своеобразные нарушения речи.
Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций.
болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям: тактильным, температурным, свету, звукам.
Дисгармоничное психическое развитие
психопатии
генетическое и экзогенно-органическое
нарушенное формирование корково-подкорковых связей
Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза.
Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания, специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы, социального опыта и социальной адаптации).
Д3 – недоразвитие познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное, затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость).
грубые расстройства в эмоционально-волевой сфере, речи, мышлении и деятельности, аномалия развития.
Дети со смешанным (сложным) дефектом
например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п.
Источник
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие подобных недостатков не предопределяет неправильного, с точки зрения социума, развития. Л.С. Выготским утверждалось, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый».
Тем не менее, в специальной психологии к аномальным (от греч. anomalos – неправильный) относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.
Цель работы: исследовать классификации нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: нарушения детского развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушением психофизического развития, которые нуждаются в специальных обучающих и воспитывающих мероприятиях.
Классификация, предложенная авторами В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, к основным категориям аномальных детей относит:
- • Детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- • Детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- • Детей с нарушением речи (логопаты);
- • Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- • Детей с умственной отсталостью;
- • Детей с задержкой психического развития;
- • Детей с нарушением поведения и общения;
- • Детей с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемых, глухих или слепых дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеть в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Например, у детей с нарушениями речи и ЗПР. У других дефекты лишь сглаживаться, а в частных случаях только компенсироваться.
Т. А. Власовой и М.С. Певзнер предложены следующие категории:
- 1) детей с отклонениями в развитии, которые вызваны органическими нарушениями ЦНС;
- 2) детей с отклонениями в развитии, вызванные функциональной незрелостью ЦНС;
- 3) детей с отклонениями, вызванные депривационными ситуациями.
Итак, как мы видим, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.
К примеру, Г.Н. Коберником и В.Н. Синевым выделяется похожая классификация. Они выделют следующие группы:
- 1) детей со стойкими нарушениями слуховой функции (глухих, слабослышащих, позднооглохших);
- 2) детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);
- 3) детей со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;
- 4) детей с тяжелыми речевыми нарушениями;
- 5) детей с комплексными расстройствами;
- 6) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- 7) детей с задержкой психического развития;
- 8) детей с психопатическими формами поведения.
В таблице ниже представлены варианты психического дизонтогенеза, согласно В.В. Лебединского.
Исходя из работ В.И. Лубовского «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» и А.Р. Лурия «Мозг и психика» допускается единство контролирующего пункта центральной управляющей системы, посылающей двигательные команды. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности (ВНД) влияют на способности к овладению социальным опытом, познание действительности. Биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Без сомнения слепота и глухота есть факторы биологические, но не социальные.
«Но все дело в том, – писал Л.С. Выготский, – что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями».
Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.
Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота – вторичный дефект.
Важная закономерность – соотношение первичного, вторичного и третичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский на основании исследований утверждал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом».
Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики, к первичным дефектам относит частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.
Первичный дефект – следствие таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатологов, психиатров, патопсихологов.
Проявление первичного дефекта происходит в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.
Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, при условии, что социальным окружением не компенсируются эти нарушеня, а напротив детерминируются отклонения личностного развития. Таким образом, дефектом, который препятствует нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозится усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.
Исходя из этого, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате первичного дефекта – органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения – отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), становящиеся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.
Третичные недостатки являются недосформированностью психических свойств личности умственно отсталого ребенка. Их проявление происходит в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальный момент: вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляют его, при отсутствии целенаправленной и систематизированной коррекционно-реабилитационной работе.
Согласно исследованиям Бгажноковой И.М. Бикметова Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашевой О.Н., Лебединской К.С., Лебединского В.В., большинство детей с ОВЗ в реферативных группах проявляют вторичные поведенческие нарушения, что в большинстве случаев определяется их эмоциональной неуравновешенностью, неумением контролировать и корректировать свое поведение в учебе и общении со сверстниками.
Поведенческие проявления включают в себя:
- • внешне необоснованную агрессию,
- • склонность к девиантному поведению, что может выражаться в пропуске уроков без уважительной причины,
- • дезадаптацию к школе (начальная школа).
Дети не могут длительно сосредоточиться на выполнении определенного задания, быстро теряют интерес к нему, систематически отвлекаются на уроках, требуют постоянного внимания со стороны педагога в школе, родителя, психолога, наставника – педагога дополнительного образования – вне школы.
Опираясь на концепцию Л.С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта, и возможности для коррекции довольно перспективны.
Чтобы нейтрализовать проблему нужно гармонизировать детско-родительские отношения, в том числе посредством психологической разгрузки и снижения уровня эмоциональных переживаний, которые связаны с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.
Исходя из результативности лечебно-восстановительные эффекты проявляются через активацию центральных нервных механизмов, регулирующих вегетативные функции, психическую и двигательную активность, эмоции и поведение, т.е. через повышение неспецифической резистентности организма. Технология аудиовизуальной стимуляции позволяет контролировать психоэмоциональное состояние, не используя медикаменты, воздействие посторонних установок и внушений и формирования зависимости к ним.
Источник
Множественность вариаций нарушений у человека и их зависимость от целого ряда факторов затрудняют создание их универсальной классификации. Дефект, нарушение, недостаток развития могут возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а могут развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды или как последствие продолжительного хронического заболевания. Ограничение может быть устранено (полностью или частично) медицинскими, психологическими и/или педагогическими средствами, а также принятием соответствующих мер социального характера, его проявления могут уменьшиться, или оно не рассматривается как недостаток в определенных социальных условиях.
В соответствии с многообразной спецификой предмета, при разных профессиональных подходах к данному вопросу и различных основаниях для систематики существуют и разные классификации. Наиболее распространенными основаниями, по общему признанию, являются следующие:
– причины нарушений;
– виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
– последствия, вызываемые нарушением (или нарушениями), для дальнейшей жизни человека (предложение английских специалистов; Варнок М., 1979).
Последняя педагогическая классификация основывается на учете характера особых образовательных потребностей людей (детей) с ограниченными возможностями и степени таких ограничений.
В современной педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, а также с предметными областями специальной педагогики в основу классификации по традиции положены характер нарушения (недостатка) и степень его выраженности. Согласно действующей классификации различают следующие категории людей (детей) с ограниченными возможностями:
– глухие;
– слабослышащие;
– позднооглохшие;
– незрячие;
– слабовидящие;
– люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
– люди с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
– люди с нарушением интеллекта;
– дети со стойкими образовательными затруднениями;
– люди с тяжелыми нарушениями речи;
– люди со сложными недостатками развития.
Существует и более обобщенная классификация, сложившаяся па основе группировки перечисленных нарушений в соответствии I их локализацией в той или иной системе организма. В соответствии с ней выделяются:
– телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
– сенсорные нарушения (слух, зрение);
– нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Эта классификация важна для педагогики лишь как обобщенная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы она более значима, ибо имеет сопутствующие гонко дифференцированные дополнения.
В сфере социальной защиты, социально-трудового права важную роль приобретает классификация, обусловленная причинами возникновения нарушения (недостатка). Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат и т.п. К причинам возникновения нарушения относятся:
– врожденное нарушение развития;
– несчастный случай, стихийное бедствие;
– производственная травма;
– профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
– дорожно-транспортное происшествие;
– участие в боевых действиях;
– последствия экологических преступлений;
– болезнь;
– прочие причины.
Классификация, указывающая причины нарушений, необходима и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической, социальной или комплексной обусловленности, а также сроков и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи. Так, для ребенка, не слышащего от рождения, индивидуальная коррекционно-об-разовательная программа будет строиться с учетом того обстоятельства, что он никогда не слышал звуки окружающего мира, в
том числе и человеческую речь, при реальном понимании того, что речь у него не разовьется сама по себе, без специального обучения. Частичная потеря слуха после перенесенного ребенком инфекционного заболевания в дошкольном возрасте предполагает другое построение коррекционно-образовательной программы, имеющей иные задачи и педагогические технологии.
Для социальной сферы и для педагогики значима и классификация, ориентированная на последствия нарушений, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека, обусловливая потребности в специальном образовании, в реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), а нередко и в уходе, в обеспечении специальными техническими средствами, необходимыми для включения в социальную жизнь. Такая классификация содержит указания и на то, в каких сферах жизнедеятельности человека могут особенно сильно проявляться эти нарушения, — в семье, в процессе учебы, в общественной жизни, в профессиональной сфере.
Английские специалисты (Варнок М., 1979) разработали комплексную классификацию, в которой указаны не только нарушенные функции организма, но и степень их поражения. Это позволяет более тонко дифференцировать различные категории людей с ограниченными возможностями и точнее определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей для каждого конкретного индивидума. Исходя из этой классификации, можно с большой долей вероятности определить социально и образовательно значимые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления специальной образовательной деятельности — ориентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую независимость, подвижность, посильность и безопасность разных видов деятельности и соответственно сферы занятости, возможности социальной интеграции и социально-экономической независимости.
Своими частными, педагогически обоснованными классификациями, применительно к различным категориям людей с ограниченными возможностями, например с нарушениями слуха и зрения, с нарушенным интеллектом, с недостатками речи и другими, обладает каждая предметная область специальной педагогики.
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 5831 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник