Кевля ф и семья и развитие личности ребенка семья в россии

Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, они всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические основы личности.

Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных ценностей, качеств личности. Семья выступает как модель поведения и межличностных отношений. Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. Воспитательный потенциал родителей, стратегия и тактика воспитания определяются позицией: кто для них ребенок – объект или субъект воспитания?

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Можно сделать вывод, что влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. С точки зрения Т.Парсона « Семья- основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности, ребенок пустой сосуд, который надо наполнить культурой». Но по многим непредвиденным обстоятельствам, не зависящим от ребенка, роль отца и матери часто возлагается на нас, работников реабилитационного центра г.Шимановска. Я- как социальный педагог должна восполнить, то что упустили родители, и поэтому цель моей работы: способствовать созданию благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Отсюда главная задача: создать эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Для меня, социального педагога она является определяющей при выборе приоритетных направлений моей социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре. Я выделила три основных направления:

  • работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
  • работа по защите прав ребенка.
  • работа по вопросам социального развития ребенка.

Организация работы по данным направлениям состоит из трех блоков:

  • Информационно аналитический
  • Практический
  • Контрольно-оценочный.

Каково содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков?

I.     Информационно-аналитический блок- это сбор необходимой информации, недостающих сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей, выявление и нарушение прав ребенка в семьях. При изучении данных семей использую следующие методы: анкетирование родителей, опрос, провожу индивидуальные беседы как с детьми так и с родителями , проводится социальное патронирование семей в результате которого составляется акт жилищно-бытовых условий, тесное сотрудничество с педагогами, социальными педагогами, школ,  при поступлении в центр на каждого ребенка заводится Индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой отслеживается вся работа педагогов с детьми. Также заводится  ИПР на семью которая состоит из следующих направлений: социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, социально-бытовое.

II.  Блок называется практическим потому что, в рамках этого блока проводится работа направленная на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем детей и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей: социализация личности ребенка. Для решения  конкретно определенных задач организую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, а именно: родительские собрания, компонентами проведения собрания являются выступление детей, представление результатов детской деятельности, выставки детских творческих работ: фотовыставки, практические приемы передачи информации, участие в играх организованных совместно с воспитателями, просмотр видеосъемок и слайд-шоу.

III. Блок контрольно-оценочный- это анализ эффективности мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями использую методы, которые применяю сразу после проведения того или иного мероприятия – это опрос, оценочные листы, различные диагностики. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей, использую для отслеживания и оценки точного результата.

В результате проводимой плодотворной работы, хочется отметить, что большинство родителей задумываются о дальнейших судьбах своих детей, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, благодаря таким стремлениям, дети с огромной радостью возвращаются в родные семьи. За последние три года в родные семьи было возвращено: в 2012г- 23ребенка, в 2013г-32 ребенка, в 2014г-39 детей.

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

Источник

Карнаухова Наталья Юрьевна

Учитель математики МБОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа»

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ.

Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные”, “всевозможные” дети, так же как дети с “комплексами”, “забитые”, “несчастные”- всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности-дисгармонии личности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи.

Иногда семья – благополучная, бес проблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

“Внутренний мир ребенка”,- пишет Т.А. Флоренская (Ι)-это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечная, его семья. И как отмечает священник Валентин Марков, “…ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья-это целостный организм. И проблема молодого росточка – это, в первую очередь, проблема почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя! “

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. В семьях с прочным, теплым контактом, уважительным отношением к детям у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.

В атмосфере любви и близости общение ребенка с родителями становится эмоционально насыщенным, удовлетворяются его потребности в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. У ребенка развиваются природные способности, независимость, формируются положительные эмоциональные установки к окружению, доверие, которое стимулирует стремление к кооперации, сотрудничеству, творчеству, он высоко активен, имеет взаимодополняющие образы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения своей семье.

Первым учителем и воспитателем в этом процессе является для ребенка мать. Именно она создает атмосферу взаимопомощи и поддержки или отторжения и отвержения, придавая эмоциональную окраску всем окружающим ребенка вещам. И если у матери не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью – ведь известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает поздно; ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

Однако для нормального воспитания, а значит, и развития личности ребенка в семье, необходимо наличие обоих родителей. Мать и отец существенно дополняют друг друга при воспитании детей. С возрастом детей увеличивается степень влияния на них отцовского воспитания. Его социальный статус очень важен для чувства уверенности и стабильности психики ребенка. Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт общения с обоими родителями через адекватные модели материнского и отцовского поведения, исключение из воспитательной ситуации мужчины ограничивает раскрытие индивидуальных возможностей ребенка, снижает адаптационные способности, ведет к нарушению гармонической структуры личности. Из- за дефицита мужского авторитета образ мужчины формируется обедненным и неадекватным, что приводит впоследствии к упрощенности в межличностных отношениях.

В литературе часто встречается мнение о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей и их невысокой способности строить конструктивно межличностное взаимодействие. Опросив старшеклассников своей школы из полных и неполных семей , я выяснила, что дети из неполных семей чаще пользуются советами своих друзей и подруг, 30% детей из неполных семей отвергают все возможные варианты советчиков и принимают важные для себя решения самостоятельно. У детей из неполных семей наблюдается высокий уровень тревожности. У подростков наблюдается тревога по причине финансовых трудностей семьи (в неполной- 39%, в полной- 22% ), беспокойство за здоровье родных ( 46% и 35% )сравнение полных и неполных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на учебу в СУЗах ( в неполной-32%, полной-30% ), чем на поступление в ВУЗ ( в неполной-0%, полной-38% )

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что ситуация не полной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка, как показали результаты исследования , у 11 % детей нашей школы из неполных семей чаще возникают нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера. В то же время холодная, конфликтная атмосфера полной семьи не может быть признана, благоприятной для развития ребенка – слишком важна для него эмоциональная связь с родителями.

Такие семьи относятся к числу неблагополучных. В ходе (методика Р. Жиля.5) исследования в нашей школе выявлено 7 семей группы риска. Полученные результаты показывают наличие определенных проблем: у детей занижена социальная адекватность поведения, в ряде случаев дети демонстрируют повышенный уровень агрессии, любознательность напротив на недостаточном уровне. Иногда можно наблюдать стремление к уединению. В качестве возможных причин, повлекшим за собой возрастание этих черт является то, что:

-ребенок не чувствует себя в семье;

-дети растут в условиях нехватки ласки; боятся наказания;

-в семье – неблагоприятная обстановка;

-установлена закономерность: дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются, плохо подготовлены к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значительно чаще, чем браки заключенные выходцами из гармоничных семей.

Таким образом, все эти моменты формируют духовно-душевно телесную гармонию( или дисгармонию ) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой вырастают практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?

Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

-отношения к себе;

-стиль отношения с другими людьми;

-представление о себе как о мужчине или о женщине;

-нравственные ценности, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;

-жизненный смысл;

-стремления, идеалы;

-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Испокон веков воспитание послушного и доброго ребенка связывалось с родительским примером. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: ” Мать, праведная – ограда каменная”; ” Отец сына не на худо учит” и т.д.

Таким образом, семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное “Я”. Безусловная любовь к ребенку – та почва, на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Список используемой литературы:

  1. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе.

  2. Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. Иваново 2005 г

  3. Калабухина И.Е. Неполные семьи: проблемы и перспективы. Семья в России. Москва 1995. 1-2. с. 166-175.

  4. Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка. Семья в России. Москва 1997. 2. с. 78-88.

  5. Каменева Т.А., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как обьект социальной помощи. Курск 2001.

  6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.

Источник

Семейные отношения и их формирование на развитие личности ребёнка.

       Семья для ребенка – это есть ближайший круг общения, ведь именно в семье формируется его психика, отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей, конечно  многопланово. Родители  часто думают, что если они  любят  своих детей, проводят с ними время, общаются и правильно воспитывают, то обеспечивают им оптимальное развитие.  Конечно – это  верно. Однако более фундаментальную основу в формировании  личностного развития ребенка закладывают не только их методы воспитания, но и то, кто они  есть как личности.  Личностные качества, взрослых  собственное поведение и отношение – это  и есть основные факторы,  которые влияют  на формирование самоощущения ребенка.

Влияние родителей на развитие  личности ребенка очень велико. В семьях с прочным, теплым контактом, уважительным отношением к детям у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Под влиянием опыта общения с взрослыми, у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками ребёнок  впервые осознает, что нужно учитывать не только  собственную точку зрения,  но и чужую.  Именно с выстроенной  системой взаимоотношений ребенка со взрослыми и начинается ориентация ребенка на других,  так как он сам нуждается в признании окружающих людей.

Как пишет  Т. А. Флоренская “Внутренний мир ребенка”, – это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечная, его семья.

 Семья-это целостный организм. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя! “

Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У  родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые они  либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для них людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом.

Первым учителем и воспитателем в этом процессе является для ребенка мама. Именно она создает атмосферу взаимопомощи и поддержки или отторжения, придавая эмоциональную окраску всем вещам,  который окружают ребёнка.  И если у матери не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью.  Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает поздно; ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности; симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.

Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. Такие как:

-отношения к себе;

-стиль отношения с другими людьми;

-жизненный смысл;

-нравственные ценности, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;

-стремления, идеалы;

-представление о себе как о мужчине или о женщине;

-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Испокон веков воспитание послушного и доброго ребенка связывалось с многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном» возрасте самый близкий и понятный для них мужчина — отец.

Семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное “Я”. Безусловная любовь к ребенку – та почва, на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.

Список используемой литературы:

1.     Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе.

2.     .Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. – М. Владос, 2009. – 358 с.

3.     Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176с.

4.     Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка. Семья в России. Москва 1997. 2. с. 78-88.

5.     Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.

Источник