Казьмин дневник развития ребенка

В дневнике приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей от рождения до трёх лет.
Основная задача дневника – помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.
Колонка “Приблизительный возраст появления реакции” указаны ориентировочные критические сроки появления указанных реакций у детей в норме. Большинство детей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей – несколько позднее.
В процессе чтения дневника может выявиться, что ребенок приобретает навыки нестандартным образом, со значительным опережением или отставанием от критических сроков указанных в таблице. При замедленном темпе развития лучше обратиться за советом к детскому врачу или детскому психологу.
Под общими движениями подразумевается умение удерживать различные положения тела и передвигаться. Развитие управления своим телом происходит под влиянием созревания центральной нервной системы, которое в большой степени предопределено генетическими факторами. На качество общих движений и их своеобразие оказывают также влияние состояние здоровья и условия, в которых развивается ребенок. В организации общих движений участвуют:
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. | 1,5 мес. |
Лежа на животе, приподнимает голову | 2 мес |
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). | 3 мес |
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. | 3 мес |
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). | 4 мес |
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. | 4 мес |
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку. | 4 мес |
Когда тянут за ручки, пытается присесть. | 4,5 мес |
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. | 5 мес |
Лежа на спине, трогает ручками колени. | 5,5 мес |
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. | 6 мес |
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). | 6 мес |
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. | 6 мес |
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. | 7 мес |
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. | 7 мес |
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. | 7,5 мес |
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки (“ласточка”). | 8 мес |
Лежа на животе, поворачивается по кругу. | 8 мес |
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. | 8 мес |
Стоит с поддержкой за грудь, пытается “пружинить” на ножках (туловище слегка наклонено вперед). | 8 мес |
Лежа на боку, приподнимает голову. | 8 мес |
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище. | 8,5 мес |
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. | 9 мес |
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад. | 9,5 мес |
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого). | 9,5 мес |
Ползает на животе. | 9,5 мес |
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. | 10 мес |
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. | 10 мес |
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. | 10 мес |
Встает на четвереньки из положения сидя. | 10 мес |
Встает, держась за опору. | 11 мес |
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу | 11 мес |
Садится из положения на четвереньках. | 11 мес |
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. | 11 мес |
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. | 11 мес |
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. | 11 мес |
Ползает на четвереньках. | 1 год 1 мес |
Переступает боком вдоль мебели (стены). | 1 год 1 мес |
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения. | 1 год 1 мес |
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. | 1 год 1 мес |
Стоит без опоры несколько секунд. | 1 год 1 мес |
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги. | 1 год 1 мес |
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает | 1 год 2 мес |
Встает с пола без поддержки. | 1 год 3 мес |
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены. | 1 год 3 мес |
Присаживается на корточки и играет в этой позе. | 1 год 6 мес. |
Залезает на диван, кресло. | 1 год 6 мес. |
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. | 1 год 6 мес. |
Встает с маленького стульчика (с опорой) | 1 год 6 мес. |
Бежит, смотря под ноги. | 1 год 6 мес. |
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. | 2 года |
Садится на маленький стульчик. | 2 года |
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого | 2 года |
Подталкивает ногой мяч на ходу. | 2 года |
Ходит задом наперед. | 2 года |
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). | 3 года |
Перешагивает через препятствия. | 3 года |
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. | 3 года |
Встает с маленького стульчика без опоры. | 3 года |
Встает на цыпочки. | 3 года |
Стоит на правой ноге 3 секунды | 3 года |
Стоит на левой ноге 3 секунды. | 3 года |
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. | 3 года |
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. | 3 года |
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр) | 3 года |
Пинает мяч с размаху. | 3 года |
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. | 3 года |
Перепрыгивает через веревку на земле. | 3 года |
Подпрыгивает на месте, расставив ноги. | 3 года |
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. | 3 года |
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо | 3 года |
Проходит на цыпочках 3 метра. | 3 года |
Источник
А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина “Дневник развития ребенка от рождения до трех лет” . 2001 год ОглавлениеВ дневнике приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей от рождения до трёх лет. Основная задача дневника – помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме. Колонка “Приблизительный возраст появления реакции” указаны ориентировочные критические сроки появления указанных реакций у детей в норме. Большинство детей приобретают эти способности раньше, и лишь незначительное количество здоровых детей – несколько позднее. В процессе чтения дневника может выявиться, что ребенок приобретает навыки нестандартным образом, со значительным опережением или отставанием от критических сроков указанных в таблице. При замедленном темпе развития лучше обратиться за советом к детскому врачу или детскому психологу. Общие движения Под общими движениями подразумевается умение удерживать различные положения тела и передвигаться. Развитие управления своим телом происходит под влиянием созревания центральной нервной системы, которое в большой степени предопределено генетическими факторами. На качество общих движений и их своеобразие оказывают также влияние состояние здоровья и условия, в которых развивается ребенок. В организации общих движений участвуют:
Движения рук Что ребенок делает руками? Обследует предметы, играет, ест, умывается, одевается, рисует и т.д. Кроме того, руки принимают участие в ползании, в удержании равновесия при отклонениях тела и ходьбе, в защите при падении. Движения рук управляются несколькими механизмами.
Планирование действий и исправление ошибок придает движениям рук целенаправленный характер. Без этого предметы не могут использоваться по назначению должным образом, а поведение выглядит бессмысленным. Вот несколько примеров действий, выполняемых по плану: правильное одевание (не наизнанку и не задом наперед), еда жидкой пищи ложкой (не вилкой), использование зубной пасты для чистки зубов (не для еды), причесывание себя расческой (не карандашом или каким-нибудь другим неуместным предметом) и т.п.
Зрение Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия. Благодаря различению света и темноты человек подстраивает свои биоритмы под световые ритмы природы. Различая день и ночь, организм устанавливает режим сна и бодрствования. Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы (” люди “, ” деревья ” и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д. Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной “видеотеки”. Это созревание происходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоминания определяется качеством зрительного восприятия, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Четкость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, когда они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например – слуховыми и т.д. 1 2 3 4 5 |
Источник