Каждый месяц развития ребенка до года

Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно – по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки – это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам – своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник
Нормы развития ребенка – это определенный ориентир, на который опираются педиатры при осмотре деток. Они включают в себя комплекс важных областей развития: физическую, психологическую и эмоциональную составляющие. Знание общепринятых норм помогает ориентироваться в состоянии малыша, вовремя замечать и корректировать возможные отклонения.
Физическое развитие ребенка до года
Каждый месяц на приеме у педиатра врач наблюдает и фиксирует физическое развитие малыша. Педиатрами разработаны нормы физического развития деток, прибавки в весе, росте, окружности головы. Эти параметры очень важны, по ним можно судить о гармоничности развития малыша. Скорость и параметры физического развития девочек и мальчиков немного отличаются.
Развитие ребенка по месяцам до года (мальчика).
Месяц | Вес мин., кг | Вес макс., кг | Рост мин., см | Рост макс., см | Окружность головы, мин., см | Окружность головы, макс., см |
---|---|---|---|---|---|---|
Рождение | 2,9 | 3,9 | 48 | 51,8 | 33,2 | 35,7 |
1 | 3,9 | 5,1 | 52,8 | 56,7 | 36,1 | 38,4 |
2 | 4,9 | 6,3 | 56,4 | 60,4 | 38 | 40,3 |
3 | 5,7 | 7,2 | 59,4 | 63,5 | 39,3 | 41,7 |
4 | 6,2 | 7,8 | 61,8 | 66 | 40,4 | 42,8 |
5 | 6,7 | 8,4 | 63,8 | 68 | 41,4 | 43,8 |
6 | 7,1 | 8,8 | 65,5 | 69,8 | 42,1 | 44,6 |
7 | 7,4 | 9,2 | 67 | 71,3 | 42,7 | 45,2 |
8 | 7,7 | 9,6 | 68,4 | 72,8 | 43,3 | 45,8 |
9 | 8 | 9,9 | 69,7 | 74,2 | 43,7 | 46,3 |
10 | 8,2 | 10,2 | 71 | 75,6 | 44,1 | 46,7 |
11 | 8,4 | 10,5 | 72,2 | 76,9 | 44,5 | 47 |
12 | 8,6 | 10,8 | 73,4 | 78,1 | 44,8 | 47,4 |
Развитие ребенка по месяцам до года (девочка).
Месяц | Вес мин., кг | Вес макс., кг | Рост мин., см | Рост макс., см | Окружность головы, мин., см | Окружность головы, макс., см |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3.6 | 4.8 | 51,7 | 55,6 | 35,4 | 37,7 |
2 | 4.5 | 5.8 | 55 | 59,1 | 37 | 39,5 |
3 | 5.2 | 6.6 | 57,7 | 61,9 | 38,3 | 40,8 |
4 | 5.7 | 7.3 | 59,9 | 64,3 | 39,3 | 41,8 |
5 | 6.1 | 7.8 | 61,8 | 66,2 | 40,2 | 42,7 |
6 | 6.5 | 8.2 | 63,5 | 68 | 40,9 | 43,5 |
7 | 6.8 | 8.6 | 65 | 69,6 | 41,5 | 44,1 |
8 | 7.0 | 9.0 | 66,4 | 71,1 | 42 | 44,7 |
9-11 | 7.7 | 9.9 | 70,3 | 75,3 | 43,2 | 45,9 |
12 | 7.9 | 10.1 | 71,4 | 76,6 | 43,5 | 46,3 |
Еще один важный параметр, отражающий физическое развитие ребенка, это окружность груди.
Месяц | Окружность груди, см |
---|---|
При рождении | 31-35,9 |
1 | 34-36 |
2 | 36-38 |
3 | 36-39 |
4 | 36-40 |
5 | 37-42 |
6 | 42-45 |
7 | 45-46 |
8 | 46-47 |
9 | 46,5-47,5 |
10 | 47-48 |
11 | 47,5-48,5 |
12 | 48-49 |
Физические навыки ребенка, развитие ребенка по месяцам до 1 года
Месяц | Физические навыки малыша |
---|---|
1 | Пытается приподнимать голову |
2 | Улучшается координация движений |
3 | Уверенно держит голову |
4 | Фиксирует взгляд на движущихся предметах |
5 | Сам переворачивается, ползает назад |
6 | Ползает по-пластунски |
7 | Сидит с опорой, ползает вперед, пьет из чашки, кушает с ложечки |
8 | Может вставать и передвигаться у опоры, самостоятельно сидит |
9 | Стоит и ходит с опорой, ползает |
10 | Садится из положения стоя, пытается ходить |
11 | Поднимает предметы с пола, встает, приседает |
12 | Активно передвигается, ложится, встает, ходит |
Развитие зрения
Очень важно проверять, как развивается зрение малыша. Такую проверку проводят в первую неделю после рождения, в месяц, в три месяца, в полгода и когда ребенку исполнится годик.
Развитие ребенка по месяцам с рождения (таблица средней остроты зрения).
Возраст малыша | Острота зрения |
---|---|
1 неделя | 0,002-0,02 (до 2%) |
1 месяц | 0,008-0,03 (до 3%) |
3 месяца | 0,05-0,1 (5-10%) |
6 месяцев | 0,1-0,3 (10-30%) |
1 год | 0,3-0,6 (30-60%) |
Развитие слуха
Примерный возраст проявления слуховой реакции | Развитие слуха малыша |
---|---|
10 дней | Вздрагивает и мигает при резком звуке. |
18-20 дней | Успокаивается при приятном звуке. |
1 месяц | Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика. |
2 месяца | Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну, то в другую (2-3 поисковых движения глазами) сторону. Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор. |
3 месяца | Замирает при появлении нового звука на фоне других. Прислушивается к музыке. Выделяет голос матери. |
4 месяца | По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Поворачивает голову в сторону источника звука на уровне уха и находит его глазами. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. |
5 месяцев | Различает строгую и ласковую интонацию. |
6 месяцев | Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сторону взрослого, произнесшего его. |
7 месяцев | В положении сидя поворачивается к источнику звука. |
8 месяцев | Интересуется предметами, производящими звук. |
9 месяцев | Анализирует звуки, подражает им. |
10 месяцев | Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди». Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых нет в его лепете. |
11 месяцев | Поворачиваясь, находит глазами источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной. |
12 месяцев | Легко подражает новым услышанным словам. |
Нервно-психическое развитие малыша
В течение первого года развитие малыша идет стремительными темпами. С каждым месяцем оно усложняется, добавляются новые навыки и умения.
Таблица развития ребенка по месяцам до года.
Месяц | Развитие эмоций и интеллекта малыша |
---|---|
1 | Начинают координироваться движения рук и глаз. Кратковременно следит взглядом за погремушкой. Прислушивается к голосам. |
2 | Удерживает взгляд на движущемся предмете. Отвечает улыбкой на обращение к нему. Увеличивается интерес к внешним объектам. |
3 | Поворачивается к источникам звука. Полностью проявляется «комплекс оживления», высок и избирательный интерес к игрушкам, предметам. |
4 | Отличает маму от посторонних, следит за игрушкой до 3 минут, различает голоса. |
5 | Настораживается при чужих голосах. Изучает все на ощупь. Различает интонации. Поворачивается к источнику звука всем телом. |
6 | Проявляет эмоции радости и недовольства. |
7 | Понимает интонацию, слово «нет». Изучает причинно-следственные связи (бросил игрушку, следит, куда она упала). |
8 | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость). Не любит незнакомцев, беспокоится при чужих, общается и льнет к близким людям. Все изучает и исследует. |
9 | Понимает простые поручения. Развивается долговременная и рабочая память. |
10 | Повторяет за мимикой взрослых. Хорошо контактирует с другими детьми. Происходит усложнение всех чувств, слуха, тактильных ощущений. |
11 | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела. |
12 | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы, выполняет несложные поручения. |
Развитие речи малыша до года
Речь – высшая психическая функция. Развитие речи зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Речь – это и средство общения, и основа мышления. Развитие речи малыша показывает развитие его мозга, мышления, способности анализировать, делать выводы об окружающем мире.
Речь – таблица развития ребенка до года.
Месяц | Развитие эмоций и интеллекта малыша |
---|---|
1 | Тихое гуление |
2 | В хорошем настроении понемногу гулит |
3 | Длительное гуление |
4 | На смену гулению приходит первый лепет |
5 | Лепечет, произносит слоги «ма», «па» |
6 | Активный лепет, воспроизводит простые слоги |
7 | Лепет, появление слогов «та», «на», «да» и др. |
8 | Первые односложные слова |
9 | Активное лепетание, новые слоги |
10 | Произносит простые слова «ляля», «ав-ав» |
11 | Выражает желания – «на», «дай» |
12 | Много лепечет, осознанно произносит слова «мама», «баба». Повторяет слоги за взрослыми. Понимает, о чем идет речь, даже если на это не показывают руками |
Приведенные данные и таблицы – ориентировочные. Все детки разные, нужно учитывать особенности развития каждого конкретного ребенка. Уделяйте внимание деткам, занимайтесь с ними, тогда их развитие будет более активным и гармоничным.
Источник