Категории отношения родителей к ребенку имеющему отклонения в развитии

, , . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru

. ..

5 , . -51

:

..

2015.

, , , . , , : .

– , . , , .

, . – – , , .

. , . . , , , , .

, , , , , – , . , , , . , , , , . , , , , . . , . , . , .

, , , (T. A. , . . , . . , . . , . . ).

, , , . .

, , (. . , . . , M. . , . . ).

– . , , , , , – .

B. . , A. P. , . . , – . . , , , .

(. . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . .).

, , , . .

, . , (. . ), ( ), (, ) .

, , , (. . , 1976; . . , 1999). , , , , – .

, ( , , , , ). (, ). , , . , . , , ( , .).

, , , , . , , , , , , , , , (, ). .

(. . , . . , 1999). , . . , , , , . , , , (. . , 1974, 1976).

() : , , , (. . , . . , . . , . . , . . , . . , . . ).

— — , , , , (. . , . . , . . , 1988; . . , 1987; . . , . . , 2001, .). , .

. , , . . .

— : , , — , .

(. . , 1987; . . , 1976; . . ., 1995). .

, . -, : , , , , . , (. . , 1999).

-, , , . , . , , . , , , (, , ). , , , .

, , (. . , B. . , . . , 1989; B. C. , 1993). , . – (, ), . , , , . , , , .

, , , , (: , ). , .

. (B. B. , .. , C.A. , .. ) – – , : , .

– , (, , , ), , ( ). . , , – .

. , . – .

. , , ( ) , , , , . ߻, — (. . , 2003).

, . – , , . , , VIII . . — , . , , . .

, , , . – . – (, , , ).

. , , , (. . , M. M. , 2004).

, .

,

, (. . , . . , T. H. , . . , . . , . . , . . , . . .). – . , , . .

, , . , . . , . , . , , – – , . , .

, , , , , . , , , .

, – ( , , – .). – . , , .

( ), (. . , 2001). , . , .

, , , , . , – . , . .

, , . . , , , .

(T. A. , P. M. , . . , . . , M. . , . . , . . , C. B. , . . .).

: , . , H. B. (1997), .

. ( ) , .

, . , .

, , , . – , , (. . , . . , . . ).

( . . . . , 2004) ( . . , . . , 2005). .

, ( ) , . (, ) , . (. . , 2001, 2002).

, (. , 1997).

, , . , , . (. ) . , . , , , , , .

, , , .

. , , (. . , 2002). , . : (), () (. . , 1990, 2002).

, , , , .

, , , . , . . . , , (B. B. ., 1990).

(, ) (, ). . . .

, . . . , , , , , . . .

, . . , . , . .

, , -, . (. . , 1990, . 55).

. – , . — .

, , – – , . . 60 80% .

: 1,2% .

.

, , , , , , , .

– . — 6,3%.

, , , , ( ). . , , , . .

, , .

— 7,5%.

– ( ) , . , – , , . e. .

– . .

.

(-)

, ( ). . , , , . , , — , . . , . .

, , , , . , , , , . , – .

, . , , , .

, , , , (, , , , ). , — .

, . . : (, , ). . , ( ), . , .

. , , . , — . . . ( ) .

(-)

, : , . . , ! . , .

, , : , . ! : , . , , , , .

, , , , . , – , , .

. . , . . , . , , . — .

, – . , . , -, . , , .

– , .

: , . . , , . , , , , , . , — , , , , .

. , , . , . ( , , ). , , , . , , , . , , . , , . , , , . ( — , , — , , ). , , .

. . , . , , . , ( ). , , , , , , . .

, , . , : , , . , , , .

. , , .

, .

, , , , . . . , , , , . , , .

– -, . () (.. ).

, : , , , , , . . . , . – , , , . .

— , , , . (. . , 2003). . :

( — );

– ( — );

().

, — , , . . , , . , , — . .

— , . ? -, , . , — , , . , . , , .

, , . : , …, , , …. . , . , , , , .

, . , .

, , , . . , . . (, ) , , , . . , .

, , ( ). , .

. , , , , ( .: , , , ). , , , , , . , ( .: : ? ?).

, . , , , . , , . , . .

  • , , . , . .

    [117,3 K], 10.06.2015

  • – . . .

    [3,2 M], 17.01.2016

  • . . . . .

    [18,4 K], 05.09.2009

  • – . . , .

    [48,1 K], 16.04.2017

  • – . , -. , .

    [185,4 K], 26.10.2010

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Ларионова Татьяна Егоровна,

г. Череповец, МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учитель индивидуального обучения

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а так же с воспитанием и обучением детей, в том числе и с нарушениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина – отец больного ребенка – обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения ребенка с нарушениями в развитии и таким образом не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т.д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно как психика матери. Приведенные характеристики, являются наиболее распространенными, но, безусловно, есть и исключения из правил.

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую ребенка с нарушением в развитии, усиленно. Сам факт того, что именно она произвела на свет вместо «чуда» больное существо, заставляет ее невыносимо страдать.

В результате этого у нее бессознательно могут сформироваться негативные чувства, деструктивные стратегии поведения, осложняющие отношения и с ребенком, и с другими членами семьи, и в первую очередь, с самой собой. По мнению И. В. Карпенковой, главными из них являются:

1. Чувство вины. «Я виновата в том, что мой ребенок больной». Как следствие этого – резкое понижение самооценки, потеря уверенности в себе, в своих силах;

2. Чувство «обиды на жизнь». Это другая крайность, которая может быть выражена во фразе: «Другие (акушерки, муж, наследственность, безденежье и т.п.) виноваты в том, что со мной это случилось». Следствием этой позиции могут стать неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), соматические заболевания;

3. Отказ от ребёнка или отстранение от него, когда родители делают вид, что ребёнок вовсе и не болен и т.п.

Эти позиции выражены в той или иной степени практически у всех родителей, и особенно у мам, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. Важно отметить, что мы имеем в виду бессознательные процессы, и поэтому бессмысленно обвинять маму с больным ребенком, что она себя как-то не так ведет. Это ее беда. Многие мамы, осознавая свои проблемы, справляются, приспосабливаются к «новой жизни», т. е. жизни с больным ребенком. Многие из женщин, по сути, посвящают свою жизнь такому ребенку, постоянно пренебрегая своими интересами. Но природа человека так устроена, что, если человек систематически не удовлетворяет свои личностные потребности, то у него формируется чувство неудовлетворенности (собой, жизнью). Это чувство также влечет за собой множество негативных последствий. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие матерей по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущения «конца жизни».

Читайте также:  Как идет развитие ребенка в утробе матери

Позиция матерей, имеющих ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, и их реакции на ребёнка описаны в исследовании О. Б. Чаровой и Е. А. Савиной. Результаты показывают, что аномальный ребёнок эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый, обиженный, страдающий, агрессивный. Качественный анализ ответов показал, что матерям аномальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательности к ребёнку. Наиболее типичными реакциями матерей на поведение умственно отсталого ребёнка является стремление опекать его (18%), жалея, следить за ним (15%), но вместе с тем проявляется и раздражение (12%), желание наказать (11%), проигнорировать (16%). Нередко родители испытывают горе и страдание (15%) и тому подобное. Преобладающими чувствами у матерей детей с психическим дизонтогенезом являются горе, страдание, депрессия, вина и стыд.

Исследование показывают, что матери детей с умственной недостаточностью больше подавлены, больше занимаются с детьми и в то же время испытывают трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей.

По мнению И. В. Левченко и В. В. Ткачевой особенности ребенка трудно принять неподготовленному человеку, на этом фоне отношения могут изменяться между родителями ребенка, матерью ребенка с нарушениями в развитии и ее родителями или родителями мужа. Иногда со стороны бабушек и дедушек звучат горькие упреки в сторону ребенка с нарушением в развитии и его матери («Ты виновата в том, что у меня нет здоровых внуков» или «Ты виноват, что бабушка болеет»).

Матери находятся с детьми постоянно, так как ребенок своими биологическими особенностями предъявляет специфические требования к матери. Она, в свою очередь, осуществляя его связь с внешним миром, и должна стать своеобразным “буфером” между ребенком и средой.

Вследствие этих причин матери детей с нарушением в развитии оставляют работу по избранной специальности, чтобы ухаживать за своим ребенком, или же переходят на низкооплачиваемую неквалифицированную работу чаще всего надомную.

Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился ребенок с нарушением, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые да матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности. По данным Р. Ф. Майрамяна, сообщение об интеллектуальной недостаточности ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению у 54% обследованных матерей различных психосоматических расстройств. Матери жалуются на колебание артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушение терморегуляции. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться, что связано с необходимостью заботы о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего. Однако родительский стресс меньше в тех семьях, в которых существуют взаимоподдерживающие отношения.

Пытаясь понять происшедшее матери констатируют причинные объяснения, эмоции, реакции. Эти объяснения могут быть расклассифицированы на три категории: неличностная причинность, личностная причинность, смешанная причинность. Более 70% матерей объясняют расстройство неличностными причинами, такими, как случай, наследственность, загрязнение атмосфере и др. На первом месте стоит, случайность или неудачливость. Далее – воля господняя, а затем – факторы, связанные с особенностями беременности, труда, загрязнение, наследственности, медицинского обслуживания, а также происшествия, физические травмы. Матери с более высоким самоконтролем считают причиной нарушений у ребенка себя и испытывают чувство вины. Матери, которые верят в способность ребенка к реабилитации, более склонны обвинять других.

Матери также различаются по степени веры в возможность позитивных изменений в ребенке. Часто родители не информированы о том, что случилось с их ребенком и почему. Открытая информация меняет отношение матери на причину детского расстройства, способствует эффективному управлению жизненной ситуацией, формирует адаптивные способности семьи.

B. B. Ткачевой было также выявлено несколько преобладающих личностных тенденций, у родителей детей с нарушением интеллекта.

Первая группа родителей – это те, которые подвержены сверхконтролю. Они объясняют свою личную пассивность, некоторую отстраненность от активной жизни тем, что борьба за здоровье ребенка источила их силы.

Вторая группа объединяет пессимистичных родителей, которые любую ситуацию интерпретируют как безвыходную. Повышенное чувство вины перед своим ребенком парализует активность таких матерей. Характерной чертой родителей эмоционально-лабильной группы является выраженная демонстративность в поведении и суждениях, артистичность и желание обратить внимание, склонность к истеройдным реакциям в стрессовых ситуациях. В поведении родителей импульсивной группы чаще всего проявляется нетерпеливость и импульсивность. Они отказываются понимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую. Часто такие родители направляют свои силы на поиски лучших педагогов, учителей логопедов. Импульсивные поведенческие реакции могут проявляться в отношении к ребенку с нарушением интеллекта в виде неадекватных форм наказания или реакций на органический дефект ребенка. Ригидных родителей отличает трезвая оценка жизненных обстоятельств, выраженное чувство соперничества, лидерства, выносливость в стрессовых ситуациях. Им присуща максимальная потребность в избавлении их больных детей от недуга. Группе тревожных матерей свойственна высокая чувствительность и подвластность воздействиям среды, повышенная чуткость к опасности. Матери из этой подгруппы отличаются особенно тесными эмоционально наполненными отношениями со своими больными детьми. Эта эмоциональная привязанность проявляется часто как форма чрезмерной родительской опеки, что может лишить ребенка самостоятельности и вредить ему. Характерной особенностью индивидуалистичной категории родителей является некоммуникабельность, эмоциональная холодность в межличностных контактах. Лица, входящие в оптимистическую группу характеризуются высоким уровнем жизнелюбия и уверенности в себе, однако в поведении таких матерей проявляются беспечность и эмоциональная незрелость. Несмотря на оптимистичность позиции, заметна тенденция к закреплению негативного опыта, их поведение трудно прогнозируемо и часто непредсказуемо.

Читайте также:  Игры для речевого развития ребенка 2 5 года

Таким образом, мы видим: детская патология выступает существенным фактором формирования материнского отношения к ребенку, рождение ребенка с отклонениями в развитии приводит к стрессу, который проявляется в таких эмоциональных и поведенческих реакциях матерей, как горе, шок, страдание, страх, чувство вины.

Поэтому работая в МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учителем индивидуального обучения передо мной остро встал вопрос о психологической и педагогической помощи не только ребенку, но и матери. Первоочередной задачей для учителя является обучение матери. Учитель должен объяснять маме, как обучать ребенка учитывая его индивидуальные способности, используя при этом наглядность, раздаточный материал, алгоритмы, опорные схемы, дидактические игры которые способствуют активизации мыслительной деятельности. Привлечь внимание мамы к эмоциональным потребностям ребенка, предоставлению самостоятельности и независимости в элементарных действиях, к успехам достигнутым на каждом уроке. Так же важным этапом в оказании помощи матерям детей с нарушениями в развитии является индивидуальная психологическая помощь. Специалист проводит их в виде бесед с мамой концентрируя свое внимание не только на проблемах связанных с обучением и воспитанием ребенка, но и на трудностях которые испытывает семья в данный момент.

Обучение и психологическая поддержка матери помогает находить способы взаимодействия с ребенком с нарушениями в развитии, приводит к смягчению негативного эмоционального опыта, уменьшению доминантности и излишней концентрации на ребенке, изменению восприятия ребенка в более позитивную и оптимистичную сторону.

Список литературы

1.Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. – № 1. – С. 82-86.

2. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.

3. Левченко И. Ю.Психологическая помошь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.

4. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика: учеб. Пособие / И. Ю. Левченко. – М.:Академия, 2000. – 232 с.

5. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками в развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.

6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М.: Владос, 1997. – 304 с.

7. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2003. – 408 с.

8. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Савина Е. А. и др.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 232 с.

9. Чарова О. Б. Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием //Дефектология. – 1999. – № 5- С.34-39.

Источник

Чарова О.Б.

СПЕЦИФИКА МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Несмотря на возросший в последнее время интерес к проблемам материнства и детства, отношение к детям с отклонениями в развитии мало изменилось.

Сравнительный анализ родительского отношения к детям с разным типом дизонтогенеза показал, что материнское отношение к детям с нарушениями развития обладает своей спецификой. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой – приводит к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации (А.Я. Варга). Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился такой ребенок, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности (В.В. Ткачева).

Читайте также:  Создание индивидуальной программы развития ребенка с овз

Многие авторы указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития (О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго). Супружеская пара, в целом, также страдает от рождения ребенка с нарушением интеллекта. Семьи проходят через “классический” паттерн: матери становятся чрезмерно вовлечены в воспитание ребенка, в то время как отцы уходят от ситуации эмоционально или физически. Фиксация ребенка на роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл.

Рождение и воспитание аномального ребенка вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые обобщаются понятием «родительский стресс». По мнению многих исследователей, он носит стадиальный характер. Содержанием первой стадии – эмоциональной дезорганизации – являются следующие состояния и реакции родителей: шок, растерянность, беспомощность, страх (D. Drotar, A Baskiewicz, J. Irvin, Kennel and M. Klaus, О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян). Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности и задаются вопросом: “Почему это случилось именно со мной?”

Вторая стадия или фаза рассматривается исследователями как период негативизма и отрицания (О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, M. Leydorf, B. Farber, R.M. Hodapp, Blodgett, Boyd, Koegler, Rosen). Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Отрицание может быть своеобразным способом защитного устранения эмоциональной подавленности, тревоги. На этой стадии развивается, так называемое, “шопинг – поведение”, родители переводят ребенка от одного консультанта к другому, стремясь убедить себя, что специалисты не компетентны и ответственны за состояние ребенка.

Третья фаза родительского стресса – горевание (D. Drotar, A. Baskiewicz, J. Irvin, Kennel and M. Klaus, О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян). Чувство гнева или горечи может породить стремление родителей к изоляции, но в то же время найти выход в форме “эффективного горевания”.

Четвертая стадия адаптации характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием больного ребенка (M. Leydorf, S. Olslansky, Hodapp, О.К. Агавелян, Р.Ф. Майрамян).

Биологическая неполноценность ставит ребенка в определенные условия развития и предъявляет повышенные требования к ро­дителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям. Однако, как говорил Л.С. Выготский, “умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка” (Л.С. Выготский). Семейное окружение оказывает непосредственное влияние на выработку навыков социально рационального поведения у детей с нарушением интеллекта. Домашнее окружение во многом определяет индивидуальное поведение ребенка во многих сферах деятельности. “От исхода социальной компенсации, т.е. конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности” (В.В. Лебединский). Поэтому особую важность приобретает проблема психологического обучения родителей, имеющих детей с аномалиями развития.

Одной из первых программ помощи родителям была модель А. Адлера. Основные задачи воспитания родителей по этой модели выглядят следующим образом: помощь родителям в понимании детей, развитие у них способности войти в образ мышления ребенка и научиться разбираться в мотивах и значении его поступков; помощь родителям в выработке своих методов воспитания детей с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Согласно модели чувственной коммуникации Т. Гордона, родители должны усвоить три основных умения: 1) умение активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям; 2) умение выражать собственные чувства в доступной для понимания ребенка форме; 3) умение использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. способность говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника. В программе обучения родителей Х. Джинота рассматриваются практические вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать ребенка, как его дисциплинировать, ежедневные занятия ребенка, страхи ребенка, приучение его к гигиене и т.д.

Программы помощи родителям приобретают особую ценность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением психического развития.

Целями таких программ являются следующие:

  • оказание квалифицированной психологической поддержки родителям;

  • создание необходимых условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

  • оказание помощи близким взрослым с целью создания комфортной для развития ребенка семейной среды;

  • формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.

Психологическая помощь может быть конструктивной и динамической, если в ее основу будут положены принципы комплексного подхода к организации коррекционного процесса, единства диагностики и коррекции, сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми, учета интересов родителей и детей.

Источник