Карусель и физическое развитие ребенка

Карусель и физическое развитие ребенка thumbnail

Практика “Карусель” – это вращение ребенка за вытянутые руки. Продвинутые папы и мамы идут дальше. Начиная с грудного возраста они практикуют динамическую гимнастику или«бэби-йогу». Авторы этих методик у нас в России – Игорь Чарковский, Леонид Китаев – уважаемые авторитеты в своих областях.   Они разработали методику как безопасно крутить ребенка в разных плоскостях, меняя на ходу оси вращения. Из-за этих переходов вращение то замедляется, то убыстряется. Оно превращается в череду положительных и отрицательных ускорений. Безусловно, это вращение дает родителю и ребенку много положительных эмоций, укрепляет тело (обоих), снижает тонус. Оно много всего делает, но это предмет специальных разборов.

Важно что динамическая гимнастика не делает. Как ни странно, Владимир Скрипалев установил, что она не развивает вестибулярный аппарат. Поймут это, в первую очередь, технари, летчики, космонавты. Им известен принцип работы гироскопа – «вестибулярного аппарата» самолетов и ракет. У гироскопа есть два режима: рабочий и арретир (блокировка). Блокировка используется во время нестандартных ситуаций, например, при выведении на орбиту ракеты или при выполнении фигур высшего пилотажа на самолете. Арретир спасает тонкую подвеску гироскопа, вращающегося со скоростью 30–40 тысяч оборотов в минуту, от поломки во время перегрузки-ускорения. Нечто подобное происходит в момент динамической гимнастики. Природа мудрее инженеров. Она позаботилась блокировать вестибулярный аппарат во время резких изменений положения тела.

В своей книге “До трех – на всю жизнь. Развиваем своего ребенка умственно, нравственно и физически!” Владимир Скрипалев рассказывает, как попросил одного из родителей продемонстрировать динамическую гимнастику со своим сыном. Кроха летал от пола до потолка, от стены до стены, вращаясь на крепких папиных руках. Скрипалев пригласил этого мальчика на карусель и сделал с ним 3–4 плавных вращения за руки в плоскости круга, параллельно полу. И что же? Ребенок превратился в «пьяного ёжика». Он стоял, покачиваясь, сохраняя равновесие, затем неуверенно «змейкой» побежал к папе. Родители ахнули. Объяснил им, что тренировочный эффект дают повторяющиеся, монотонные (циклические) события. Для сердца – бег с постоянной скоростью, для вестибулярного аппарата – вращение с постоянной скоростью.

Чем практика “Карусель” отличается от динамической гимнастики

Практика «Карусель», автор которой Владимир Скрипалев,  имеет три отличия от динамической гимнастики. Процитируем здесь книгу “От трех на всю жизнь”.

  1. Добровольность.  Понять, поверить и принять вращение во взрослую жизнь. Впрочем, как и любого другого движения. Если ребенок отказывается, на карусели не настаивают, его не уговаривают, не торопят, не принуждают.
  2. Выбор вида карусели. Уже вторая карусель страшнее первой. Некоторые дети проходят несколько видов карусели с первой же попытки, за одно занятие. А есть те, кто от  карусели № 1 («За руки») к карусели № 2 («Бабочка» – за руку и ногу) идут долгих… 3 года. – что лучше? Автор считает, что второе. Все эти годы ребенок работает над собой. Когда они выходят на новый уровень, он у них осознанный. И это награда взрослому за терпение. Ребенок же обстоятельно обдумывает ситуацию, принимает собственное решение. Это может пригодиться в жизни – быть рассудительным, быть личностью. Медленный прогресс дает больше шансов «забрать» движение во взрослую жизнь (наша цель!).
  3. Третьим отличием карусели от динамической гимнастики является команда «СТОП!». Она звучит из уст ученика, когда, по его ощущению (мнению), наступает «Граница удовольствия» – начинается головокружение. Отличить ощущение от мнения очень просто. Если после остановки ученик покачивается, значит «переборщил», экспериментировал («мнил»). Поиск «Границы удовольствия» по ощущению – цель Программы. Третье отличие карусели («Стоп!») ярко отличает активную роль ученика от подчиненного положения в динамической гимнастике.

Есть в карусели и предпочтительное (по количеству) направление вращения. Скрипалев пошел вслед за Питером Келдером. Он начинает вращение он в сторону правого плеча по часовой стрелке. Вращается до команды «Стоп!».  Потом раскручивается в противоположную сторону, подсказывая ребенку остановиться на меньших количествах вращений.

Наиболее популярные виды “Каруселей”

Скрипалев описал 30 наиболее популярных каруселей для использования в занятиях с детьми. Это – «творчество миллионов», совместное творчество учителя и учеников на протяжении более, чем пяти лет. Порядок описания примерно соответствует возрастающей трудности каруселей.

1. «За руки»

Ребенок берет взрослого (родителя, инструктора, наставника, учителя) за руки и начинает разбег по кругу. Взрослый накладывает большие пальцы кистей рук на запястье ученика, контролируя растяжение связок, и говорит: «Би-бип!». Это сигнал остальным детям убежать за пределы окружности. Бег постепенно переходит в полет…

2. «Бабочка» или «Самолет»

Эта карусель пострашнее. Ребенок вращается за руку и одноименную ногу лицом вниз головой вперед. Ногу держать удобнее за нижнюю часть голени.

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Бабочка” или “Самолет”Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Бабочка” или “Самолет”

3. «Черепашка ниндзя»

Выполняется как и «Бабочка» (2). Ребенок вращается за руку и одноименную ногу лицом к потолку головой вперед. Отличие от «Бабочки» примерно такое же, как при езде в транспорте: лицом к движению или спиной к движению.

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Черепашка ниндзя”

4. «Дельфин»

Ребенок ложится на пол (коврик, мат) на живот, ногами к взрослому и вытягивает прямые руки за голову, в продолжение тела. Взрослый берет «дельфина» за нижние части голени и, легким рывком отрывая вверх – в сторону, вращает его, приближаясь к центру круга. Сказав «Стоп!», ребенок переводит руки вниз, по направлению к полу и «ловит» его.

5. «Акула»

Как и предыдущая карусель, выполняется из исходного положения лежа на полу с вытянутыми руками. Отличие: ребенок лежит на спине. Техника выполнения та же. Услышав команду «Стоп!», взрослый, скрещивая руки, переводит ребенка на последнем круге в положение «Дельфин» (4) (лицом к полу). Катающийся «ловит» пол руками, как на предыдущей карусели.

6. «Ёжик»

Более сложная карусель. Выполняется в группировке. Поэтому ухудшается видимость окружающего пространства и увеличивается угловая скорость вращения. Кроме того, «Ёжик» требует достаточно развитых мышц брюшного пресса для сохранения группировки во время вращения. Ребенок ложится спиной на коврик или мат и группируется. Он охватывает ладонями свои бедра, сгибает коленный сустав и прячет лицо в коленях – точно ёжик. Взрослый берет ребенка за голени, чуть выше щиколотки, и начинает вращение, приближаясь к центру круга. По команде «Стоп!» взрослый замедляет вращение, слегка приподнимает «ёжика» и плавно опускает его на пол. В этом случае на спине не будет ни ушиба, ни царапины. Грамотное исполнение не требует никакой подстилки при приземлении.

7. «Акула – ёжик – акула»

Первая из каруселей, требующая изменения положения тела во время вращения. Начало описано в карусели «Акула» (5). Вращаясь за ноги спиной вниз, ребенок слышит команду учителя «Ёжик!». Во время вращения он начинает подтягиваться к коленям, делая группировку. При приближении его центра тяжести к оси вращения угловая скорость увеличивается. Возникающая при этом центробежная сила разгибает ребенка. Так, в противоборстве с ней, малышу с развитым брюшным прессом удается сгруппироваться. Далее взрослый подает команду: «Акула!». Малыш отпускает руки от голеней и вытягивается в положение «Акула». Взрослый при этом слегка поднимает его над полом, чтобы избежать касания головой. Приземление обычное, как в «Акуле» (5).

8. «Дельфин – ёжик – дельфин»

Порядок движений аналогичен описанному выше. Отличия: делать группировку из «Дельфина» (4) сложнее и страшнее. Взрослый при этом должен обеспечить запас высоты, как при входе в «Ёжика» (6), так и при выходе из него. Приземление как в «Дельфине» (4).

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Дельфин – ёжик – дельфин”

9. «Космонавт»

Имеется в виду космонавт в центрифуге.  Ребенок ложится на коврик на левый бок, переплетает пальцы ладоней в «замок» и дает учителю правую голень. Взрослый берет ее левой рукой, правой рукой – «замок» и начинает вращение вправо, полуприседая и отклонившись назад. В этом случае центр тяжести ребенка еще более приближается к оси вращения. Оно ускоряется, как «в центрифуге» и вынуждает ребенка кричать «Стоп!». Такое зрелище не остается незамеченным. Зрители-взрослые и дети аплодируют. Взрослый отпускает голень, ребенок приземляется в висе на «замке».

10. «Лодочка»

Эту карусель видел каждый телезритель и кинозритель. Вспомните сцену, когда мужчина, взяв на руки любимую, вальсирует с ней. То же самое происходит и в «Лодочке» (10). Ребенок поддерживается за предплечье или шею взрослого. При приземлении взрослый освобождает подколенки от хвата.

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Лодочка”

11. «Козочка»

Ребенок становится в центр круга спиной к взрослому. Взрослый берет его под мышки, отклоняется назад и начинает вращение. Оно получается устойчивее, если ребенок прогибается, упираясь «рожками» (затылком) в грудь учителя. По команде ученика «Стоп!» осуществляется плавное приземление на полусогнутые ноги. Эта карусель позволяет катать тучных и больших детей.

12. «Змея»

Относится к группе более сложных каруселей, часть которых названы по имени их творцов. Ребенок, стоя лицом к взрослому, берет его за руки, подпрыгивает и, вращаясь в группировке назад, переводит согнутые ноги на локтевые изгибы взрослого. Затем он прогибается в пояснице, напоминая змею, опутавшую свою жертву. Начинается вращение. По команде «Стоп!» вращение замедляется и взрослый сбрасывает «змею» в переворот назад, чуть приподняв ребенка для плавного приземления. Следить за тем, чтобы не было рывка в плечевых суставах. Это достигается расчетливым приземлением сначала ногами и последующим поворотом рук в плечевых суставах.

13. «Ксюша»

Из исходного положения описанного в предыдущей карусели автор этой карусели Ксюша, подпрыгнув, охватила подъемами своих стоп шею взрослого и прогнулась во всю длину тела головой вниз. Дальнейшее происходило как изложено в предыдущей карусели. Так появилась первая именная карусель.

14. «Удав»

Одна из интересных связок для старших дошкольников и младших школьников. Исходное положение – стоя правым боком к взрослому. Взрослый поддерживает верхнюю часть спины ребенка левой рукой. Правая вытягивается в сторону параллельно полу, как турник. Ребенок прыгает и виснет на подколенках на этой руке. Начинается вращение, во время которого ребенок плавно переходит в вис прогнувшись на подколенках. По команде «Стоп!» взрослый наклоняется вперед и останавливается, позволяя ребенку обвить себя сзади, как удав. Ноги отпускаются, ученик спрыгивает на пол.

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Удав”

15. «Филя»

Именная карусель. Филя охватил шею учителя руками, сделал «замок» и начал разбег. Наставник вначале его поддерживал, затем вытянул свои руки в стороны. Получилась карусель, во время которой ребенок сам держится. По команде «Стоп!» взрослый замедляет вращение и помогает ребенку устоять на ногах.

16. «Алёша»

Алёша лег на коврик на живот, охватил руками голени и прогнулся. Взрослый подошел сзади, взял ребенка за запястья и начал вращение. По команде «Стоп!» ребенок отпускает свои ноги и приземляется. Взрослый помогает ему мягко встретить пол и вернуть плечевые суставы в обычное положение как в карусели «Змея» (12).

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Алеша”

17. «Наташа»

Названа по имени младшей сестры Алёши, которая не хотела отставать от брата и придумала свою связку. Она напоминает начало карусели «Удав» (14). Вращение осуществляется на подколенках на руке взрослого, придерживаясь за его другую руку.

18. «Летучая мышь»

Как известно, летучие мыши даже спят под потолком, повиснув на своих лапках. В «Джунглях» есть шведская стенка, взобравшись на которую можно отправиться в полет на карусель «Бабочка» (2). Однако она теперь имеет другое название и отличается страшным стартом с высоты. Опыт и интуиция взрослого должны определить: с какой высоты каждому ребенку надо стартовать.

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Летучая мышь”

19. «Кит»

Как известно, он больше акулы. Поэтому карусель его имени выполняется как и «Акула» (5), но в хвате за нижние ступеньки шведской лесенки. По команде взрослого «Би-бип!» ребенок отпускает кисти, рывком посылая себя к потолку. Этим предотвращается касание затылком пола.

20. «Опасная»

Оправдывает свое название. Выполняется в среднем дошкольном возрасте. Впервые была сделана бесстрашным мальчиком Денисом. Техника выполнения – как в предыдущей карусели «Кит» (19). Но… со страшной высоты. Поэтому перед началом подобных каруселей взрослый подает дополнительную команду: «Приготовиться!». Убедившись в отсутствии препятствий по траектории движения к центру круга, взрослый говорит «Би-бип!» и энергичнее обычного тянет  ребенка в сторону–вверх, поспевая отойти от стенки.

21. «Саша»

Девочка Саша, имея комплекс дома, подготовлена и к цирковым трюкам. Предыдущую карусель «Опасная» (20) она выполнила в каче на кольцах, подарив ей свое имя.

22. «Удав с тарзанки»

Еще более сложную связку одолели школьницы. Им удалось выполнить карусель «Удав» (14), стартуя в каче на тарзанке.

Карусель и физическое развитие ребенкаВход в карусель “С тарзанки”

23. «Ниндзя с перекладины»

Мальчики тянутся за девочками (я не оговорился), усаживаясь на перекладине. С этого положения легко дать одноименные руки и ноги и выполнить карусель «Ниндзя» (3). И в этом случае требуется осмотреться и подать команду «Приготовились!».

24. «Мостик»

Открывает серию каруселей для школьников. Вращение рослых детей облегчено, если приблизить их центр тяжести к оси вращения. Для этого ребенок залезает на шведскую стенку спиной и охватывает своими ногами талию взрослого (в позе «Лотос»). Взрослый смыкает свои кисти в «замок» на талии ученика и начинает пятиться от стенки. Школьник плавно прогибается в мостик, перебирая ступеньки одну за другой. Карусель начинается с нижней ступеньки в положении «Мостик», напоминая вращение в связке «Удав» (14). По команде «Стоп!» экипаж останавливается. Взрослый, придерживая ноги ребенка, помогает ему выполнить стойку на кистях рук и плавный переход на ноги.

25. «Крест»

Из исходного положения спиной на шведской стенке школьник устраивается поперек туловища взрослого, поддерживающего его за подколенки и предплечья. Это напоминает последнюю часть карусели «Удав» (14). Вращение осуществляется в полунаклоне и достигает большой угловой скорости. Для приземления ноги ребенка отпускаются.

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Крест”

26. «Рюкзак»

Аналогичен предыдущей карусели. Руки ребенка сомкнуты на груди взрослого. Его подколенки опираются на согнутые в локтях руки взрослого.

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Рюкзак”

27. «На двоих»

Два ребенка делают «замок» кистями рук. берет каждого одной рукой за «замок» и выполняет карусель «За руки» (1).

28. «Семейная»

Иначе – «Козочка с козленком». Младший братик  или сестричка устраивается у старшего ребенка, как в карусели «Козочка» (11), и подходит спиной к взрослому. Взрослый выполняет карусель «Козочка» (11). Необходимо следить, чтобы дети не расцепились и вовремя приземлились.

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Семейная”

29. «На троих»

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “На троих”

Ничего общего с распитием… Карусель «На двоих» (27) выполняется с «Летчиком», сидящем на плечах взрослого. «Летчик» держится за подбородок (не за шею!) и подает команду «Стоп!».

30. «Прыжок с парашютом»

Фотогеничная карусель. Вращающийся квартет образует треугольник из рук и смотрит в объектив. Отличие от предыдущей «На троих» (29) – в хвате руками. Дети связаны друг с другом разноименными руками, охватывая запястья друг друга. Свободными руками они аналогично берутся за запястья взрослого.

Карусель и физическое развитие ребенкаКарусель “Прыжок с парашютом”

Вестибулярный аппарат и здоровье

Чем может «гироскоп» (вестибулярный аппарат) помочь «кораблю» (телу)? Оказывается – может и очень здорово. Море литературы по профилактике можно классифицировать по системам и частям организма. Одни авторы во главе оздоровления видят центральную нервную систему. Кто спорит: «все болезни от нервов». Другие – позвоночник, третьи – систему питания (с неуклюжим термином «желудочно-кишечный тракт» – ЖКТ). В это море не впадает ни одна речушка по имени «вестибулярный аппарат». А между тем именно он придирчиво проверяется при поступлении в летное училище и, наверняка, – в подводники.

Еще в первой своей книге «Стадион в квартире» (М., «ФиС», 1981 г.) я обратил внимание на следующий факт. Четыре из семи групп любимых детьми движений развивают вестибулярный аппарат. Это: вращение, качание, катание и балансирование. А дети – это посланцы Природы, ее двухмиллионной эволюции. Из взрослых вестибулярный аппарат «вычислил» лишь человек-компьютер Николай Михайлович Амосов. В своей книге «Преодоление старости» он обращает внимание на то, что почувствовал дряхление с потери равновесия. Амосов не был бы Амосовым, если бы тут же не предложил упражнение: 120 подскоков на одной ноге с закрытыми глазами. Чувство равновесия восстановилось, старость начала отступать.

К этим двум аргументам в защиту вестибулярного аппарата (ВА) добавим несколько соображений. Развитый ВА обеспечивает переносимость езды в машине и другом наземном транспорте, плавание по морю и полеты на самолетах. Располагаясь вблизи слухового аппарата, он стимулирует и его работу. Менее очевидна заслуга ВА в координации движений. Ими пронизана вся наша жизнь от первого вздоха до последнего. ВА выполняет роль осей координат, с помощью которых движения принимают целенаправленный характер. От самых простых и жизненных – ходьбы и бега – до пластики и профессиональных движений. Еще ярче роль ВА в спорте (гонках, горных лыжах, фигурном катании, борьбе, хоккее, футболе) и военном деле. ВА обеспечивает выживание в экстремальной деятельности человека – аквонавтике и космонавтике.

Источник

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

п.Судоверфь «Солнышко»

Программа секции

физического развития

по ознакомлению детей

с народными подвижными играми

 (дошкольники 4-5 лет)

Руководитель:

Зайцева Любовь Владимировна,

инструктор по физическому воспитанию

  1. Целевой раздел программы

Пояснительная записка

Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма. Дети учатся разным подвижным играм и ежедневному занятию ими.

Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни дошкольников, через специально организованную двигательную активность ребенка.

Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Сегодня народные игры почти исчезли из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так возникла необходимость в создании Программы секции физического развития «Игровая карусель» для детей 4-5 лет.

Цель данной программы – развитие физических способностей и общеукрепляющее воздействие на организм ребенка через народные игры.

Основные задачи:

1) повысить уровень двигательной активности;

2) способствовать физическому, психическому развитию детей;

3) развивать активность и творчество занимающихся, любознательность, честность;

4) вызвать интерес к народным играм, позволить детям ощутить красоту и радость движений.

5) реализовать региональный компонент, как часть каждого кружкового занятия, в игровых и познавательных видах деятельности, совмещая со всеми темами.

Условия реализация программы:

  1. Изучение методической литературы («Русские народные подвижные игры» М. Ф. Литвиновой)
  2. Создание условий для проведения подвижных игр: дополнение пособиями в физкультурном и игровом уголке в группе (эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала)
  3. Перед изучением народной подвижной игры – беседа  об истории ее создания, рассказ о повадках животных – персонажах игр, таких, как «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк» и т. д., беседы о разных народах, населяющих Россию, знакомство с историей и традициями этих народов.

Народные подвижные игры были выбраны в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми проводилась работа в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы и на основе принципа сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Продолжительность реализации программы: 1 год.

Участники:

  • дети 4-5 лет;
  • родители.

Условия проведения.

Занятие в секции проводится 1 раз в неделю, на проведение одного занятия – 20 минут средняя группа в игровой форме; всего 34 занятия в год.

Формы и методы оценки.

Результатом работы секции в первую очередь  является самостоятельная организация подвижных игр в группе и на прогулке.

Планируемый результат:

• Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

• Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

• Развитие умений работать в коллективе.

• Формирование у детей уверенности в своих силах.

• Умение применять игры самостоятельно.

2. Содержательный  раздел  программы

В первый год проводится ознакомление детей с русскими народными играми. Программа предусматривает знакомство с обычаями и традициями народов коми, украинцев, белорусов, узбеков, дагестанцев и т. д.

Народные игры способствуют повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ребенка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

Содержание программы определено с учётом:

• возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей дошкольников, их интересов и потребностей,

• тенденции развития воспитания и образования.

Содержание работы:

Бессюжетные игры

Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Эти игры чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле, умении прятаться. Такие игры доступны всем.

Игры-забавы 

В работе с детьми используются игры-забавы, аттракционы. Не будучи особо важными для физического развития, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)

Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им радость, но и требующие от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Народные игры

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

Любимые игры детей (предложенные детьми)

В данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Ребята учатся самостоятельно и с удовольствием играть.

Комплексно-тематический план работы секции «Игровая карусель»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

сентябрь

1-2 Подготовка инвентаря, видеотеки, аудиотеки, физкультурного зала к занятиям.

3-4 Обследование знаний о подвижных играх, умений организации и самоорганизации.

октябрь

1 Знакомство с обычаями и традициями русских народных игр (беседа, презентация)

Разучивание народных считалок, использование их в игре. Вводное занятие

2 подвижные «С кочки на кочку» «Медведь и пчелы»

Русская народная игра «Капустка», «Репка»  Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Музыкальная игра «Воробей» («Муз.рук.» №4 2005, стр.72)

малоподвижные «Море волнуется»

3-4 подвижные Символическая игра «Коршун». «Гуси-лебеди» «Удочка» «Хитрая лиса»

Русская народная игра «Лягушки на болоте» Русская народная игра «Золотые ворота»

малоподвижные «Эхо»

ноябрь

1-2 подвижные игры «Карусели» «Где был Иванушка?» «Ловишки» «Наседка и цыплята»

Русская народная игра «Игровая» Русская народная игра «Лошадки»

Музыкальная игра «Горшочки»

малоподвижные «Летает – не летает»

3-4 подвижные «Перелет птиц» «Караси и щука» «Мышеловка» «Зайцы и волк»

«Гуси летят»

Русская народная игра «Ручеёк» Русская народная игра «Скакалка»

Музыкальная игра «Давай с тобой миленький» («Муз. рук. №5 2006, стр. 6)

малоподвижные «Найди свой цвет»

декабрь

1-2 подвижные «Бездомный заяц» «Перебежки» «Хитрая лиса» «Мыши в кладовой» «Обыкновенные жмурки»

Русская народная игра «Мороз красный нос» Русская народная игра «Бабка Ёжка»

Музыкальные игры «Саночки» «Челночок» «Дрема» («М.р.»№6 2010, стр.37)

малоподвижные «Кто ушел»

3-4 подвижные «Лохматый пес» «Зайцы и волк» «Быстро возьми, быстро положи»

«Хитрая лиса»

Русская народная игра «Два Мороза»

малоподвижные «Молчанка»

январь

2 Гулянья в детском саду на Рождество. Тематические дни – «Пришли святки – запевай колядки!»

Учить колядки. Изготовление «Ангелочка». Выпекание пряников «Козулька».  Подготовка костюмов к гуляниям (костюмы животных, маски, платки, другие головные уборы, сарафаны, фартуки, длинные юбки и т. д.) и различных шумовых инструментов (погремушки, дудки, свистки, деревянные ложки, бубны и т. д.).

3-4 подвижные «Охотник и зайцы» «Кто сделает меньше прыжков» «У медведя во бору» «Наседка и цыплята»«Пустое место»

Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!» Русская народная игра «Жмурки»

малоподвижные «Найди и промолчи»

февраль

1-2 подвижные «Сделай фигуру» «Лиса в курятнике» «Горелки»

Русская народная игра «В ногу»

Музыкальная игра «У Маланьи, у старушки» («М.р.»№6 2010, стр.29) «Дударь»

малоподвижные «Подбрось – поймай»

3-4 подвижные «Слышим – делаем» «Охотники и звери» «Стоп» «Салки»

Русская народная игра «Ястреб» Русская народная игра «Бубенцы»

Закличка «Широкая Масленица» или «Пришла Масленица», «Горелки»

малоподвижные «Тихо – громко»

Гулянье в детском саду «Масленица»- тематическая неделя

март

1-2 подвижные «Перелет птиц» «Садовник и цветы» «Салки»

Русская народная игра «Матушка Весна» Русская народная игра «Пирог»

Музыкальные игры «Солнышко», «Летели две птички» («Муз.рук.» №4 2005, стр.71)

малоподвижные «Летают – не летают»

3-4 подвижные «Садовник и цветы» «Лиса в курятнике» «Наседка и цыплята» «Коршун»

Русская народная игра «Малечина-Калечина» Русская народная игра «Цепи кованные»

малоподвижные «Великаны и гномы»

22 марта Сороки (Жаворонки) День прилета жаворонков –  тематический день. Выпекание «жаворонков». Учить заклички.

апрель

1-2 подвижные  «Удочка» «Ловишки» «Пятнашки» «Гуси – лебеди»

Русская народная игра «Салки»

«Морская фигура», «Море волнуется», «Ручеек», «Кораблик»

малоподвижные «Затейники»

3-4 подвижные «Коршун и наседка» «У медведя во бору» «Бездомный заяц» «Карусель»

Русская народная игра «Ткачиха» Русская народная игра «Медведь»

Музыкальная игра Родничок (Игра для девочек )«Водяной»

малоподвижные «Тишина»

май

1-2 подвижные «Серсо» «Перебежки» «Перетягивание каната»

Русская народная игра «Горелочки с платочком» Русская народная игра «Хромая лиса»

Музыкальная игра «Жаворонок» («М.р.»№4 2007, стр.23) «Ручеек-журчалочка»

малоподвижные «Сбей кеглю»

3-4 Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации.

Физкультурно – музыкальное развлечение «Фестиваль народных игр» (с родителями)

Перспективный план

по ознакомлению детей с народными календарными праздниками

Месяц

Мероприятие

Примечание

Цикл осенних праздников

Сентябрь

23 сентября  праздник Петра и Павла рябинника

«День рябинки» (исполнение обряда обряжания рябины)

Ноябрь

14 ноября «Кузьминки» 

Цикл зимних праздников

Декабрь

7 декабря «Екатерина-санница»

Зимние забавы – игры со снегом, катание на санках

Январь

Гулянья в детском саду на Рождество «Пришли святки – запевай колядки!»

Февраль

10 февраля –  день под названием «Кудесы» (посвящен домовому)

«Подарки для Домовенка»

Масленица

Гуляние, изготовление масленок

Цикл весенних праздников

Март

1 марта – Ярилкины игры 

14 марта – первая встреча весны  «Весновка-свистунья»

Тематический день

22 марта – день весеннего равноденствия, когда происходит вторая встреча весны –Сороки

Выпечка жаворонков

заклички

Апрель

После 30 марта – «Алексей с гор потоки»

Тематический день

16 апреля – водяной просыпается

Экскурсия на берег Волги

Цикл летних праздников

Июль

7 июля день Ивана Купала

Развлечение с водой

Август

19 августа Яблочный спас 

Экскурсия на луг

Перспективный план работы с родителями (1 год)

Месяц

Мероприятие

Примечание

Сентябрь

Консультация «Ознакомление родителей с работой секции «Игровая карусель»

Обсуждение помощи в изготовлении атрибутов к играм

Ноябрь

Стенд «Игра как элемент народных календарных (обрядовых) праздников»

Наглядная информация, буклеты

Январь

Открытое мероприятие «Колядки»

Подготовка костюмов, выпечка печенья для чаепития

Март

«Веснянки» – комплекс тематических мероприятий, посвященных Масленице, Пасхе, прилету птиц

Участие в конкурсах детского сада, традиционных праздниках, помощь в изготовлении атрибутов

Май

Совместное развлечение «Фестиваль народных игр»

3. Организационный раздел программы

Методическое обеспечение программы.

Теоретический материал программы организовывается в форме бесед, до выполнения двигательной деятельности.

Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются.

Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий учтены особенности организма детей, его пониженные функциональные возможности. Поэтому индивидуальный подход долж?