Картины для развития ребенка

Картины для развития ребенка thumbnail

С недавних пор мы с Алисой каждую неделю выделяем около часа на беседы о живописи. Я обустроила небольшой уголок на кухне, сделав его картинной галереей, и теперь периодически меняю экспозицию.

Картины я выбираю на свое усмотрение, руководствуясь при этом интуицией и некоторыми простейшими правилами.

Правила выбора картин

— Простой сюжет. Слишком сложные по своему содержанию картины типа “Казаки пишут письмо турецкому султану” пока вряд ли заинтересуют ребенка, и, тем более, он не сможет увидеть суть и разглядеть целостность.

— Не пресыщенность деталями. “Явление Христа народу” пока еще явно не для нас, потому что никаких моих речей Алиса категорически слушать не хочет, ее интересует исключительно причина, по которой люди решили массово раздеться))) 

— Вопреки всем дебатам, я не вешаю у себя дома картины, изображающие насилие и смерть. Однако, когда Алиса станет старше, непременно познакомлю ее с батальными сценами и подобными работами. Но опять же, все это будет проходить через мой внутренний фильтр. 

Мои цели

— Моя задача — не вырастить искусствоведа. Я не требую, чтобы Алиса знала наизусть художников и картины, я лишь хочу привить привычку быть открытой для искусства, полюбить его, видеть как детали, так и целостность картины. Я хочу разбудить в ней интерес, чтобы Алиса научилась смотреть и видеть, чтобы она выдавала мне не заученные ответы на вопросы, а размышляла, и чтобы она была не просто слушателем, а заинтересованным собеседником, который готов искать ответы вместе со мной. Среди всего искусства живопись как нельзя лучше для этого подходит, так как задействовать зрительный канал проще всего. 

Почему так рано? Потому что для нас работает правило: чем раньше начать, тем лучше пойдет. Я познакомила Алису с книгой и карточками в 5 месяцев, показывала, что и с тем и с другим надо обращаться бережно и аккуратно, любить. Я регулярно читаю книги перед Алисой сама, и она видит, что мне это интересно, а ребенок всегда тянется вслед за родителями, потому что именно они для него первый и неизменный авторитет. Ну и еще потому что я сама, наконец, доросла до большого искусства, и чувствую, что у меня огромный пробел в этой области.

Как мы занимаемся

— Я никогда не показываю сразу много картин, а стараюсь ограничиться 3-4 работами, чтобы не было слишком сильного разброса внимания и сохранялась концентрация.

— Я всегда знакомлюсь с работой заранее, прежде чем показать ее ребенку и рассказать о ней. В этом часто помогают дидактические материалы, которые прилагаются к комплекту репродукций, или просто интернет.

— Когда я задаю вопросы касательно картины, чаще всего Алиса перечисляет предметы, которые на ней изображены. Здесь важно согласиться и пойти дальше, помогая увидеть ребенку картину в целом.

— Обычно наша беседа строится так. Я показываю Алисе картину, называю ее и автора. Мы рассматриваем, что на ней изображено, Алиса перечисляет. Затем мы переходим к сути — о чем эта картина. Пока что я рассказываю это сама, задавая простые вопросы, чтобы она тоже поучаствовала в диалоге. Затем мы переходим к обсуждению цветовой гаммы, почему листва именно такого цвета, почему небо затянуто тучами?

— Я стараюсь пробудить в Алисе эмоциональный интерес. Сейчас я фактически отказалась от терминов и пользуюсь довольно простыми словами, чтобы что-то объяснить. Я стараюсь передать в первую очередь не знания, а эмоции, только так у ребенка может появиться интерес.

— Для себя я нашла ключ к успеху, чтобы заинтересовать ребенка. Если она чувствует, что я стараюсь разобраться и найти ответы так же, как и она, ее заинтересованность растет — мы с ней на равных и находимся в одной ситуации. Если же я, как учитель, рассказываю ей все, что успела узнать, преподношу на блюде, ее интерес пропадает. 

— Я не навязываю Алисе свою точку зрения и не стараюсь подсунуть картины, которые ей сейчас не нравятся, даже если я сама считаю их верхом совершенства. При этом я всегда делюсь своими ощущениями от картины.

— Для меня не важно, какую ценность имеет картина в мировом искусстве, важно лишь то, что она привлекла ребенка, и по каким причинам это произошло. 

— Сейчас я полностью отбросила все порядки, хронологии и прочее. Я не буду усложнять наш вход в мир искусства какими бы то ни было системами, делить художников на отечественных и зарубежных, на академистов, примитивистов и импрессионистов. Я постараюсь рассказать об этом просто и между делом.

Освободиться от всех этих навязанных стереотипов о том, что искусство — это скучно, и сформировать свое мнение относительно занятий с ребнком мне в некотором роде помогла книга “Как говорить с детьми об искусстве” Франсуаза Барб-Галль (в Озоне, в Лабиринте).

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка предполагает

Кстати, у Алисы уже сформировалась десятка любимых картин. Среди них “Танцкласс” Дега, “Богатыри” Васнецова, “Дети” Саврасова, “Мона Лиза” Да Винчи, “Утро в сосновом лесу” Шишкина и некоторые другие.

Материалы

Теперь расскажу о репродукциях и материалах, которые я использую.

1. В первую очередь, для знакомства с картинами я использовала карточки для ручных показов от компании “Вундеркинд с пеленок” (в Озоне, и пока нет, но возможно появятся в Риде, в Лабиринте). 

Вон там на картинке выше они разбросаны справа. Карточки сделаны в домановском формате, примерно 15х20см, отпечатаны на картоне, на каждой из 20-ти карточек внизу есть крупная подпись. 

Интерес со временем возник примерно к 70% картин, что для меня является показателем того, что картины подобраны хорошо. Кстати, репродукции я расположила именно в том порядке, в котором они нравятся Алисе. Последний ряд ей пока не интересен.

С обратной стороны на каждой карточке есть набор фактов о полотне и художнике. На мой взгляд, хороший набор для старта. 

2. Наборы репродукций “Арт-постеры” от издательства Колибри (в Озоне, в Риде, в Лабиринте)

Формат репродукций А3, т.е. примерно 30х40 см. Каждый комплект содержит 8 репродукций, отпечатанных на хорошем картоне, очень высокого качества. Такие репродукции можно и в раму. Обложка сделана в виде папки, в ней удобно хранить картины.

Я взяла на Ван Гога, Моне и Хокусая: 

А вот и примеры самих работ, хотя, конечно, вряд ли они передадут качество печати или бумаги, но все же:

3. Еще одна удачная серия репродукций “Мир Искусства” от издательства Мозаика-Синтез (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)

В каждом комплекте по 8 репродукций. Формат репродукций А4, отпечатано на тонком картоне, качество печати за свои деньги очень даже хорошее. 

Я взяла на пробу Сказку, Пейзаж, Детский портрет и Натюрморт. На 100% попала только с пейзажами, в натюрморте попадания есть, но на мой неискушенный взгляд, могло бы быть и интереснее, а с детским портретом все сложнее, так как я сама пока с трудом представляю, что кроме физических характеристик можно там обсуждать, но Алисе, как ни странно, картины понравились. Сказку однозначно для нежного возраста не рекомендую. Ну, смотрите сами:

Подборка пейзажей:

Подборка натюрмортов:

Подборка иллюстраций к сказкам:

4. “Демонстрационные материалы: картины русских художников” от Айрис-Пресс (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)

Эти материалы напечатаны в формате А3 в виде книги, где вам предлагается самостоятельно разрезать листы на постеры. К альбомам прилагаются методички, которые составлены очень даже неплохо и содержат интересные факты из биографии и истории создания самих картин.

Что касается исполнения, то это самый простой вариант из всех, которые я предложила в текущем обзоре, потому что репродукции отпечатаны на тонкой плакатной бумаге, похожей на журнальные листы. В таком большом формате они немного сминаются, и изображение может выглядеть несколько неряшливо. На заглавном фото, где Алиса смотрит картины, висят именно они. 

Из выбранных мной пособий я бы посоветовала издание с репродукциями Васнецова/Билибина, Поленова/Нестерова, Саврасова/Левитана, а вот Репин/Серов/Врубель и Суриков/Перов пока не нашли отклика в душе моего ребенка. Правда, конкретно моего, тем не менее, велик шанс, что и вашего.

Разворот из сборника Васнецов/Билибин:

Разворот из сборника Поленов/Нестеров:

Разворот из сборника Суриков/Перов:

5. И еще одно наше удачное приобретение — это “Календарь искусств. Шедевры на каждый день” от Эксмо (в Озоне, в Лабиринте, в Риде).

Вообще идея показывать картины по календарю мне почему-то кажется очень привлекательной. В одном календаре собрано сразу 365 репродукций! Да, странички тонкие и изображения небольшие, но зато какое разнообразие. 

Для знакомства я взяла пока только “Шедевры русской живописи”, но со временем определенно приобрету и другие календари этой серии. 

А еще там можно записывать что-нибудь милое каждый день. Например, вести мини-дневник и писать, что произошло в этот день, свои достижения и детские фразы. 

Кстати, такие же календари есть и понедельные, т.е. на 52 страницы, где с обратной стороны предлагается ежедневник сразу на всю неделю, например, в Риде и в Лабиринте.

В качестве эпилога 

Кстати, что касается книг с репродукциями, то тут они у каждого свои, и я вам не советчик. У меня было кое-что личное, что теперь стало общественным, но книги обычно содержат больше информации, чем картин, или стоят так дорого, что их просто жалко давать даже аккуратному ребенку, а вдруг… Например, Алисе очень нравится “Танцкласс” Дега. Желая показать больше картин художника на балетную тему, я купила книгу из серии “Великие Художники” издательства Комсомольская правда… и нашла там только одну новую картину с балеринами. Поэтому теперь такие книги я буду выбирать или по очень сильной рекомендации или лично. Потому что они еще и немножечко для себя.

Читайте также:  Ускоренное развитие ребенка это

Помню, в детстве у меня была большая коробка с открытками, самыми разными: города, страны, виды, репродукции, достопримечательности, природа, знаменитости. К сожалению, все это в какой-то момент сочлось макулатурой и было вынесено или на помойку или кому-то передарилось. А ведь это была целая маленькая сокровищница, я так любила перебирать это все, сортировать, рассматривать. Очень жаль, что теперь приходится тратить не только большие деньги на воссоздание этого всего, но и кучу времени, так как по обычному запросу “репродукции картин” магазины не выдают фактически ничего вразумительного. 

А еще, скажу честно, да полетят в меня тапки, я не понимаю серию книг, от которой все так тащатся:

Ну не нужно детям ничего адаптированного: ни музыки, ни речи, ни искусства. Не нуждаются они в этих комиксах. Я искренне не понимаю, зачем вообще показывать детям эти дешевые подделки, которые вряд ли способны сыграть положительную роль в воспитании эстетики и художественного вкуса ребенка. Дети готовы воспринимать мир таким, какой он есть, во всем его многообразии форм, оттенков и звуков, а мы стремимся упростить им все до квадрата. Уверена, что не стоит этого делать.

Источник

Содержание:

Почему-то говоря о раннем развитии ребенка, многие имеют в виду только умственное, а не творческое развитие детей. Но ведь развитие творческого аспекта личности вашего чада лишь послужит дополнительным толчком к развитию его интеллектуальных способностей. Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, в частности, к живописи, но не поздно начать это знакомство и в старшем возрасте. Узнайте далее, какие мы рекомендуем взять на ознакомление картины для детей разного возраста.

Что показать детям от 3 до 6 лет

Даже в 3 года большинство современных детей уже знает, что такое фотографии, поэтому им не должно быть сложно провести аналогию с картинами. Просто объясните ребенку: когда раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни. Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

Портреты и пейзаж

В таком возрасте картины для детей не представляют художественной ценности, их не особо интересует автор полотна, его биография или предыстория создания этой картины. Поэтому пока в эти «дебри» можно не углубляться, а просто приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали. Чем позже начнется творческое развитие детей, тем сложнее вашему чаду будет анализировать искусство, будучи подростком, а затем взрослым.

Натюрморты

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для первого знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи ребятишки обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками – как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик для барби с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

В этом возрасте подходящая живопись для детей – это полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Например, покажите ему картину художника «Терасса в Сент-Адресс»:

Терасса в Сент-Адресс

Обязательно обсудите картину с малышом. Поначалу подробного отзыва вы от него не услышите, поэтому задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Замечательные картины, которые стоит показать детям, писал и русский художник Виктор Васнецов. Мы рекомендуем показать одно из самых известных его полотен, которое особенно может заинтересовать детей – «Богатыри»:

Богатыри

Будет здорово, если при просмотре картины вы сможете рассказать детям какие-нибудь былины про этих трех богатырей. А возможно, дети уже видели мультфильм про этих героев, и смогут сами пересказать вам его сюжет. И конечно, не обойтись без вопросов по картине: «Где находятся богатыри?», «Видят ли они врага или просто осматривают местность?», «Случится ли что-нибудь дальше?», и обязательно укажите на детали: оружие персонажей, их взгляды и т.п.

Покажите ребенку и «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите чадо: «Любишь ли ты кушать яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?».

Читайте также:  Таблица скачков развития ребенка по неделям

Натюрморт с фруктами

В конце просмотра картин для детей, не забывайте делиться с крохами и своим собственным мнением по поду живописи.

  • Если вы хотите познакомить ребенка с живописью дома, показав ему картины из Интернета или печатной энциклопедии, то у вас есть возможность самостоятельно контролировать контент в процессе. Но если это будет, к примеру, посещение музея или художественной галереи, то советуем вам заранее продумать маршрут, чтобы не наткнуться на классические полотна с изображением исторических сцен насилия, либо картины с обнаженной натурой, которые дошкольнику еще видеть рановато.

Живопись для детей от 7 до 9 лет

Творческое развитие детей следует продолжать и при поступлении в школу. И хотя школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие детские картины, где есть за что зацепиться глазу, но теперь их гораздо меньше интересуют статичные сюжеты вроде натюрмортов и пейзажей. Дети все еще познают мир, но в нем уже не все вокруг новое, вот и смотреть на природу и разложенные на столе предметы становится не так интересно.

Батальные сцены

Они начинают реже смотреть мультики, и чаще проявляют любопытство по поводу фильмов – поэтому лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты. Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры разных народов, людей из древних эпох. Кстати, творческое развитие детей-школьников предполагает, что они уже должны знать понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т. п., и знать хотя бы имена художников рассматриваемых полотен.

Портреты людей

Стоит ли избегать в таком возрасте картин с влюбленными парами, сценами войны и т. п. – решать вам, просто будьте готовы ответить на любые расспросы со стороны ребенка и объяснить разницу между «хорошо» и «плохо».

Интересная живопись для детей младшего школьного возраста есть у итальянского мастера Джованни Баттиста Тьеполо, например, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней», а особенно – «Пир Клеопатры»:

Пир Клеопатры

На картины изображена трапеза Клеопатры с приближенными – сможет ли ребенок сказать то же самое? Спросите, что он видит на картине, какие детали ему особенно запомнились. Можете рассказать ему историю этой царицы – понравится ли она ребенку, что скажет о полотне теперь?

Хороший вариант знакомства с живописью для детей от семи лет – известное полотно Ивана Шишкина «В сосновом лесу»:

Утро в сосновом лесу

Дети, как главные любители сладостей, могут знать его по оберткам знаменитых еще со времен СССР шоколадных конфеток «Мишка косолапый». Хороша она тем, что сочетает в себе и пейзаж, и элементы анималистической сюжетности – детям будет явно интересно посмотреть на симпатичных пушистых медвежат. Узнайте у них: чем занимаются медвежата? Какое впечатление на них производит лес – молодая опушка или густая чаща? Почему так кажется? Придумайте и свои вопросы.

Что смотреть детям от 10 лет и старше

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться непосредственно и с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Самостоятельно школьники с такой информацией знакомятся очень неохотно, поэтому им нужен рассказчик: тут уж либо вы хорошо подготовьтесь, либо найдите подходящее видео.

Сюжетная живопись

Кроме того, нельзя забывать, что теперь школьники вступают в пубертатный возраст, поэтому круг их интересов существенно меняется и расширяется. Их интересуют эмоции и переживания, любовь и дружба, громкие события, харизматичные люди, тайны и загадки. Поэтому и детские картины для ознакомления следует подбирать с соответствующими сюжетами.

Почву для размышлений и интересной беседы даст картина Василия Пукирева «Неравный брак», на котором изображен процесс венчания пожилого жениха и юной невесты:

Неравный брак

Не раскрывая названия картины, узнайте у ребенка мысли по поводу данной работы, заметит ли он изображенный на полотне контраст? Расскажите ему о том, какими бывали браки в те времена, укажите, как мастерски художник передал обреченность девушки и разнообразные эмоции окружающих гостей.

Покажите детям картины Ильи Репина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван».

Интересной для подростка будет и второй вариант картины «Не ждали», на которой изображено, как домой совершенно неожиданно возвращается политический ссыльный. Попросите, чтобы ребенок описал, какими он видит эмоции персонажей картины, увидевших вернувшегося мужчину: радость, недоверие, потрясение, удивление.

Не ждали

Со старшими детьми также можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного полотна.

Идеи о картинах, которые можно показать детям и подросткам, можно почерпнуть из этого видео о самых известных картинах в мире:

Читайте также: Крутые научные эксперименты, которые стоит показать детям!

Источник