Карта речевого развития ребенка 4 лет

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
ФИО ребенка__________________________________________
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения, возраст
Домашний адрес
Откуда поступил
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)
отец (фамилия, имя, отчество, возраст)
Национальный язык
Двуязычие
Решения МППК
Решением МППК от __________________протокол №
принят в логопедическую группу на срок
Заключение МППК
Дата заполнения речевой карты
Логопед (Ф.И.О., подпись)
* * *
Решением МППК от __________ продлено пребывание в логопедической
группе с диагнозом
на срок
Ответственный за продление (Ф.И.О.)
Члены МППК
* * *
Решением МППК от ___________выпускается из логопедической группы
с (состояние речи)
в (тип ДОУ)
Ответственный за выпуск (фамилия, имя, отчество, подпись)
Члены МППК (Ф.И.О., подписи)
Анамнез
Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка
мать:
отец:
От которой по счету беременности ребенок
Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы,
хронические заболевания)
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные,
затяжные)
Стимуляция
Когда закричал ребенок
Наблюдалась ли асфиксия
Резус-фактор, совместимость
Вес и рост при рождении
Вскармливание:
когда принесли кормить
как взял грудь
как сосал (срыгивания, поперхивания)
Грудное вскармливание до
Срок выписки из роддома
(если задержались, то почему)
После выписки из родильного дома
особенности сна
особенности бодрствования
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с ___________________________ Сидит с _____________________________
Ползает с _________________________________ Стоит с _____________________________
Ходит с ___________________________________ Появление первых зубов ______________
Количество зубов к году __________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До года
После года
Ушибы, травмы головы
Судороги при высокой температуре
Наличие оперативного вмешательства
Раннее речевое развитие
Гуление
Лепет
Первые слова
Первые фразы
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине
Использование жестов
Отношение членов семьи к речевому дефекту
Занятия с логопедом
Результаты занятий с логопедом
Лечение у других специалистов
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии
(на основании медицинской карты)
Педиатр
Невропатолог
Психоневролог
Оториноларинголог
Офтальмолог
Хирург
Ортопед
Схема обследования
ФИО ребенка | Дата рождения | ||||
Группа | Дата обследования | Н.г | С.г | К.г | |
Исследование поведения и эмоциональной сферы
Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм |
Особенности поведения (принимает ли помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий) |
Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность |
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается |
Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти |
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно |
Исследование неречевых психических функций
Состояние слухового внимания | Н.г | С.г | К.г | Исследование зрительного восприятия | Н.г | С.г | К.г |
Различение звучащих игрушек | Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) | ||||||
Различение предметов, игрушек разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого) | |||||||
Восприятие формы Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм |
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | ||
Ориентировка в пространстве: (показывает или называет словом направления: «вверху», «внизу») | Складывание картинок из частей: 2 частей, (горизонтальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) | ||||||
Складывание картинок из палочек по образцу («крыша» и «дерево» из трех палочек) | Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трех кубиков) |
Исследование состояния моторной сферы
Н.г | С.г | К.г | |
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений): пройти и пробежать между двумя линиями, нарис-ми на полу на расстоянии 25 см пройти по лежащей на полу доске прыгнуть в длину с места выполнить прыжки на месте на двух ногах перешагнуть через палку, расположенную над полом на высоте 35 см переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой) бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно | |||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии Все упражнения выполняются по подражанию логопеду | |||
навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки) манипуляции с предметами (сложить 3-4 небольших игрушки в ведерко, а потом поочередно достать их) навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки) | |||
Состояние мимической мускулатуры при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду) надуть щеки («толстячок») показать, как ты ешь лимон («кисло») показать, как ты ешь мед («сладко») | |||
Состояние артикуляционной моторики при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду) Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот Движения губ: широко улыбнуться сделать губки «хоботком», как у слоника Движения языка: показать широкий язычок, показать узкий язычок положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю, покачать язычком влево – вправо, пощелкать языком Движения мягкого неба: широко открыть рот и зевнуть |
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________
Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный ) ________________________________________
Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________
Сила голоса_____________________________________________________
Модуляция голоса ________________
Исследование фонетической стороны речи
Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки) | н | с | к | Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом) | н | с | к |
А-А-А! (плачет девочка) О-О-О! (рычит медведь) У-У-У! (гудит поезд) И-И-И! (ржет лошадь) УА! (плачет малыш) АУ! (кричат дети) МЯУ! (мяукает кошка) АВ! (лает собака) ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок) КО-КО-КО! (кудахчет курица) ГА-ГА-ГА! (кричат гуси) | Односложные слова: Дом Кот Дуб Бык Мак Двусложные слова: Вода Нога кино Вата Дима Трехсложные слова: Батоны Вагоны Бананы Панама |
Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке).
Н.г | С.г | К.г | |
Гласные: | |||
Согласные: [б], [п], [м] [в], [ф] [д], [т], [н], [г], [к], [х] [й] [с], [з], [ц] [с’], [з’] [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л’] [р], [р’] |
Исследование фонематических функций
Слухопроизносительная дифференциация звуков. Показать на картинках называемые логопедом предметы: | н | с | к | Состояние фонематического слуа. Показать собачку, услышав звук [р] в слове: | н | с | к |
Стол – стул Трава – дрова Уточка – удочка Суп – зуб Миска – мишка | дом рак вода рыба банка труба |
Исследование импрессивной речи
Пассивный словарь (объем, соответствие возраста, понимание обращенной речи) | н | с | к | Понимание различных грамматических форм словоизменения. | н | с | к |
Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела) Стол, стул , голова, рука, окно, нос уши,глаза Понимание обобщающих слов(показать картинки по предложенным темам) Игрушки, посуда, одежда Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, играет Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машинку | Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: дом – дома, кубик – кубики, машинка -машинки, кукла – куклы. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить кубик в машинку, на стол) Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы): подушка – подушечка, стул – стульчик, кукла – куколка. |
Исследование экспрессивной речи
Общая характеристика речи
Активный словарь. | н | с | к |
Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам) игрушки, посуда, одежда, обувь, животные Глаголы (назвать по картинкам): ест, спит, рисует, пьет, играет, гуляет Прилагательные (назвать по картинкам красный, синий, зеленый, желтый, большой, маленький, сладкий, кислый. | |||
Состояние грамматического строя речи. | н | с | к |
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам): Стол – столы, Нож – ножи, Кукла – куклы, Рука – руки, Нога – ноги, Чашка – чашки Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): вижу дом, вижу машину, вижу куклу, вижу девочку. Согласование прилагательных с сущ ед. ч мужского и женского родов (назвать по картинкам): Красный мяч, Синий шар, Красная чашка, Синяя лопатка Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (назвать по картинкам): На, В . Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам): стол – столи, дом – домик, чашка – чашечка, кукла – куколка, Кровать – кроватка. | |||
Состояние связной речи | н | с | к |
Лепетная речь Отдельные слова Простые предложения с наличием аграмматизмов |
.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3-4 лет)
Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________
Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________
Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________
Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________
Грамматический строй (ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________
Связная речь (отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________
Логопед __________________________________
Источник
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
3-4-Х ЛЕТ
Состояние когнитивных процессов
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
1. Знание основных цветов (показ называние )
2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )
3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )
4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )
5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )
6. Количественные представления «один» – «много» (показать один пальчик, много пальчиков)
7. Конструирование по образцу домика из шести палочек
Состояние речевой деятельности
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
1. Понимание речи:
1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)
– покажи, где кукла
машинка
зайчик
– мяч дай мне, а зайку возьми себе
– покатай мишку
– покачай куклу
2) «Покажи картинку»
(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)
– покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?
– если ручки замерзли, что наденешь на ручки?
– что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?
– что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?
– чем будешь резать бумагу?
– что возьмешь на улицу, если будет дождь?
3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)
спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку
4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)
шар шары
гриб грибы
кукла куклы
яблоко яблоки
стул стулья
2. Состояние фонематического слуха:
«Покажи, кто так кричит»:
«му» (корова)
«ме» (овечка)
«мяу» (кошка)
2) «Покажи картинку»:
стол стул
папа баба
мышка мишка
дочка точка
3. Состояние активной речи:
1 ) Звукоподражания:
«Как лает собачка?»
«Как мяукает кошка?»
«Как тикают часы?»
«Как пищит мышка?
«Назови, что покажу» * (предметный словарь)
кукла – шапка – голова –
машина – пирамидка – куртка –
рубашка – руки – нос –
матрешка – платье – глаз –
«Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)
играет – танцует –
рисует – кормит –
моет – поливает –
4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)
пила – сапоги – мяч – диван – ложка –
сова – молоко – лук – батон – мишка –
муха – машина – нож – лимон – туфли –
5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):
Девочка рисует. ____________________________________________________________
Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________
Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________
Мама купает малыша. _______________________________________________________
Девочка поливает цветы. _____________________________________________________
6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».
_____________________________________________________________________________
4. Состояние речевой моторики:
1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)
– губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
– зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)
– прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)
– язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)
– уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)
– твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)
– мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
2). Иннервация мимической мускулатуры:
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « – » )
– «Толстячок» (надувание щек)
– «Худышка» (втягивание)
3). Подвижность артикуляционного аппарата:
(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)
– «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)
– «Дудочка» (губы трубочкой)
– «Заборчик» – «Дудочка» (чередовать)
– «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)
– «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)
– «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)
– «Лошадка» (поцокать языком)
– «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)
4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):
А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ
Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г
5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)
1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).
2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).
3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).
Состояние моторики (нужное подчеркнуть)
1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения
2. Мелкая моторика (ведущая рука – правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_____________________________________________________________________________
Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________
ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.
Источник
Речевая карта (3-4года)
1.Ф.И. ребенка _________________________________Дата рождения _________________ Возраст______________
2. Общее состояние речи:
Темп:____________ Голос:_________ Разборчивость:_________________
Дыхание ______________________________________________________
3.Обследование артикуляционного аппарата:
Подвижность:_________________________________________________________________
Строение неба:________________________________________________________________
Подвижность языка/верно ли находит разные положения:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильность прикуса:_________________________________________________________
Строение зубов:_______________________________________________________________
Строение подъязычной связки:__________________________________________________
4. Состояние психических функций:
а) фигуры ____________________________________________________________________
б) основные цвета_____________________________________________________________
в) ориентировка в пространстве _________________________________________________
5. Звукопроизношение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Состояние звуко-слоговой структуры слов:
вата ____________________ муха _________________петух ________________________ домик ____________________мячик _________________ собака ______________________
банан _____________________ кубики _________________мотоцикл _________________
пирамидка ______________самолет ___________________ черепаха __________________
бабочка ________________ботинки ___________________телефон ____________________
7. Фонематический слух:
а) различение на слух близких по звучанию фонем:
та-да-да __________________________ кот-год ____________________________________
ка-га-га _________________________ том-дом-ком ________________________________
па-ба-ба _________________________
б) показать предметы названия, которых схожи по звучанию:
коза-коса _________ мышка-мишка ___________стол-стул ___________
крыша-крыса _________ бочка-почка ____________ папа-баба ________
8. Состояние словаря:
а) предметный словарь:
Уровень обобщений:
Мишка, мяч, кубики, машинка, зайчик, кукла ______________________
Вилка, ложка, чайник, тарелка, нож_________________
Огурец, помидор, лук, морковь ________________
Банан, апельсин, яблоко, груша, слива__________________
Свитер, платье, юбка, шорты________________________
Кошка, собака, еж, лошадь, лиса, корова, медведь свинья ____________________________
Сапоги, туфли, тапочки, валенки ________________________________________________
Стул, диван, кровать, стол, шкаф ________________________________________________
Назови части тела:
голова_____________ рука __________________ нога _______________ нос _________
глаза _____________ уши ____________ лапа _____________ хвост _____________
б) глагольный словарь:
(назвать по картинкам) бежит _______________ сидит____________ идет ______________
лежит ___________ стоит ______________ спит _____________ ест ___________ плачет ____________ играет _____________ рисует _______________ пьет __________
мяукает _________ лает _______________
в) словарь признаков:
сладкий _____________ горький ________________ горячий _____________
холодный ___________
9. Обследование грамматического строя речи:
а) образование множественного числа существительных:
ложка-ложки ____________________ вилка-вилки ________________
Глаз-глаза___________________ чашка-чашки ___________________
Кукла-куклы ________________ мяч-мячи _______________________
Стол-столы _________________ рука-руки _______________________
Гриб-грибы _________________ кубик-кубики ___________________
б) употребление существительных в форме косвенных падежей (Р.п., В.п., Т.п):
_________________________________________________________________________
в) согласование местоимений с существительными в роде:
Мой ________________________________________________________________________
Моя ________________________________________________________________________
Мое _________________________________________________________________________
г) согласование прилагательных с существительными в роде:
Красная сумка ________________________ красный шар ____________________________
Красная машина ______________________ красный флаг ____________________________
д) Употребление предлогов:
на стуле __________________ под стулом _________________ в корзине ____________
из корзины ________________
е) образование уменьшительно-ласкательных форм:
Мяч ______________ кукла _____________ стол ____________ рот ____________
Вилка ______________ложка ______________кровать____________ дом _____________
Елка _______________
10. Обследование связной речи:
Составление рассказа по сюжетной картинке:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______________ Подпись_____________
Источник