Карта развития ребенка в адаптационный период
Аналитическая справка по результатам адаптации детей раннего возраста
к условиям ДОУ №____ 2018-2019 учебный год
Группы ___
На 23 октября 2019 года в ясельную группу № 19___ поступило 30 детей, из них 14 детей поступили в ДОУ в первый раз, во вторую младшую группу №___ поступило 26 детей. Прием детей в группы осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ – с 2 часов до перехода на полный день.
С момента поступления ребёнка в группу раннего возраста старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.
Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:
эмоциональное состояние (настроение)
аппетит во время завтрака, обеда, полдника
характер сна и длительность засыпания
проявления активности в игре, на занятиях, в речи
взаимоотношения с детьми
взаимоотношения со взрослыми
На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность.
Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительское собрание «Адаптация». Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации.
По результатом наблюдений за детьми в группе на октябрь, острую фазу или период дезадаптации дети преодолели и перешли к собственно адаптации, когда ребенок постепенно привыкает к новым условиям и его поведение нормализуется. Внимание психолога в этот период и частично по сей день привлекают дети с тяжелой степенью адаптации.
Весь период адаптации воспитатели вели наблюдение за протеканием процесса адаптации заполняли листы, заведенные на каждого ребенка. На их основании было сделано заключение о степени протекания адаптации:
Группа | Количество детей на адаптации | Формы адаптации | |||||
Легкая | Средняя степень | Тяжелая | |||||
(ясли) | 14 | 5 | 40% | 7 | 52% | 2 | 8% |
(младшая) | 26 | 16 | 61% | 5 | 19% | 5 | 19% |
Были приняты меры, способствующие лучшей адаптации:
- Информационная помощь родителям (стенды, консультации, советы), воспитателям.
- Физическая помощь персоналу группы (одевание, кормление, эмоциональная поддержка)
- Сопровождение пары «родитель – ребенок» на момент расставания по принципу «рука в руке»
Факторы, осложняющие протекание адаптации:
- Существенное отставание некоторых детей от возрастной нормы, сформированность игры (способности себя занять) познавательного мотива поведения, опыт общения с незнакомыми людьми, развитие навыков самообслуживания и коммуникативных ритуалов (прощания, приветствия)
- Наличие ненадежной привязанности «мать-ребенок» и манипулятивного стиля общения в семье (ребенок управляем криком, ребенок добивается своего истерикой, битьем головой и пр). Отсутствие понимания иерархии «взрослый-ребенок» взрослый равен ребенку или даже главнее его.
- Частые заболевания детей, из-за которых процесс адаптации прерывается на длительный период времени.
- Отсутствие единства требований воспитания ребенка в семье и в ДОУ.
Факторы, способствующие успешной адаптации:
- Профессиональная педагогическая поддержка. Педагоги с хорошими коммуникативными навыками, высоким уровнем эмпатии, «выдерживания» и контейнирования и набором профессионального инструментария (игры, ритуалы, занятия)
- Создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе, которая обеспечивает психологическую безопасность каждого ребенка.
- Доверие воспитателям, как детьми, так и родителями воспитанников.
На данный момент группа вышла на стадию Фазы компенсации, т.е. дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в детский сад, ускоряется темп развития их психических процессов.
Педагог-психолог _______________
Источник
Ведение документации в период адаптации
Во время периода адаптации мною ведется следующая документация. Условно ее можно разделить на три категории:
Документация, необходимая для отслеживания периода адаптации ребенка младшего дошкольного возраста (карта готовности ребенка к поступлению в детский сад и лист адаптации ребенка к условиям детского сада)
Документация по работе с родителями в период адаптации (журнал регистрации консультаций для родителей в период адаптации, анкетирование для родителей «Давайте, познакомимся!», либо другие формы работы для того, чтобы лучше узнать о семье и о ребенке, памятки для родителей по адаптации, папки-передвижки или наглядные консультации о периоде адаптации для родителей)
Документация по планированию работы с детьми в период адаптации (календарный план работы, перспективный план работы, картотеки игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации).
Рассмотрим основные документы конкретнее.
Перед тем, как дети начали посещать детский сад, в нашей группе проводилось родительское собрание, на котором родителям было предложено заполнить карту готовности ребенка к поступлению в детский сад. Мною были обработаны данные листы и сделан прогноз адаптации для каждого ребенка.
При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводилась беседа о том, какие результаты были получены в результате заполнения родителями карты, озвучен прогноз адаптации, даны рекомендации для родителей о том, развитию каких умений и навыков следует уделить особое внимание, чтобы малышу было проще проходить адаптацию к детскому саду.
Также родителям предлагается заполнить анкету «Давайте познакомимся!» и написать сочинение «Мой ребенок, какой он?», для того, чтобы лучше познакомиться с семьей, узнать об особенностях воспитания, о том, каким видят родители своего ребенка. Данные документы необязательны, можно просто проводить беседы с родителями, но проводя такие формы работы, мы охватываем большее количество родителей, узнаем более подробную информацию, которая очень необходима нам в период адаптации ребенка к детскому саду.
Остановимся более подробно на заполнении листа адаптации.
С первого дня поступления ребенка в детский сад начинает заполняться лист адаптации ребенка к условиям детского сада. Как вы знаете, необходимо проставить баллы по критериям, представленным в листе адаптации: аппетит, сон, социальные контакты, эмоциональное состояние и т.д.
Возникает вопрос, если ребенок приходит в детский сад на 1-2 часа, то мы не можем знать, как ребенок ложился спать, как он ходил в туалет в дни адаптации. Но мы можем проставить данные критерии исходя из беседы с родителями (мамой или папой). Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, что заполнение листа адаптации происходит только тогда, когда ребенок присутствует в детском саду, т.е. если ребенок болел или вынужден был уйти в отпуск, то заполнение листа, отсчет дней адаптации, продолжается с того момента, как он снова начал посещать детский сад. Окончанием адаптации считается тот момент, когда ребенок полностью привыкает к детскому саду и набирает все максимальные показатели по критериям листа адаптации. Это может случиться и на 15 день, и на 128 день. По окончании адаптации лист далее не заполняется.
По окончании адаптационного периода лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Карта нерсвно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста во время адаптации не заполняется, т.к. данные в ней могут быть недостоверными, во время адаптации, испытывая стрессу ребенка может замедлиться развитие тех или иных умений и навыков, либо произойти регресс.
В течение всего учебного года во второй группе раннего возраста ведется журнал регистрации консультаций с родителями (законными представителями) по вопросам адаптации. Вопросы и обращения родителей фиксируются, даются консультации по интересующим вопросам. Основные проблемы, которые беспокоят родителей – плачь ребенка во время расставания с родителями, воспитания самостоятельности у маленьких детей и т.д. Следует подчеркнуть, что журнал ведется в течение всего учебного года. Ведь даже сейчас, в конце ноября, возникают вопросы у родителей, которые касаются первого года пребывания ребенка в детском саду. Например, ребенок начал плакать при расставании с мамой или папой, хотя адаптация уже закончилась и раньше ребенок не плакал. Что же делать?
Также на весь учебный год составлен перспективный план наглядной и раздаточной информации для родителей по вопросам адаптации. Ведь известно, что может случиться так, что после длительной болезни среди учебного года у ребенка может снова начаться привыкание к детскому саду, и тогда памятки и папки-передвижки для родителей снова станут очень актуальными.
Не стоит забывать, что в период адаптации в группе ведется рабочая документация по организации психолого-педагогической работы с учетом специфики адаптационного периода. Имеется перспективное тематическое планирование на период адаптации, в соответствии с ним заполняется ежедневный план психолого-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста, с использованием разнообразных игровых приемом, направленных на облегчение периода адаптации (игры-забавы, игры с мыльными пузырями, игры с музыкальными инструментами, использование аудиозаписей с любимыми песнями и музыкальными произведениями и т.д.).
Таким образом, в своем выступлении я осветила все вопросы, касающиеся документации, необходимой во время адаптации в группах младшего дошкольного возраста. Надеюсь, они будут полезны Вам в работе!
Источник