Карта развития ребенка серебряковой

Целью диагностического обследования психомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является:

1) определение уровня развития ребенка;

2) планирование работы:

а) по дальнейшему развитию ребенка (для детей с уровнем развития, соответствую

щим возрастной норме).

б) по коррекции развития ребенка (для детей с нарушением в развитии).

В настоящее время нет единых норм развития, касающихся возрастного этапа с 1 года до 4 лет. В детских дошкольных учреждениях, как правило, пользуются нормативами, изложенными в «Программе воспитания и обучения в детском саду»1, разработанной специалистами НИИ дошкольного воспитания. С 1995 года в дошкольных учреждениях активно реализуется программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»2, разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми (воспитателям, логопедам, педагогам, психологам), в 2001 г. был издан «Дневник развития ребенка» A.M. Казьмина, Л.В. Казьминой с нормативными таблицами. Представленные нормативы во многом совпадают с нормами развития, составленными Н.М. Аксариной, СМ. Кривиной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, ориентированными в результате апробации на выполнение норм примерно 50-80% всех детей одной возрастной группы.

На базе отдела реабилитации и коррекции детей раннего и младшего возраста Центра психолого-медико-социального сопровождения диагностические исследования проводятся в основном с учетом указанных выше норм. Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:

1. Познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2. Крупная моторика.

3. Мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика).

4. Социально-эмоциональная сфера.

5. Самообслуживание (еда, одевание, туалет).

Такое выделение сфер является довольно условным, так как между сферами прослеживается определенная связь, обусловленная взаимозависимостью направлений развития ребенка (психического, сенсорного, умственного и физического). В то же время каждая сфера основана на конкретных знаниях, умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень его развития в этой сфере на определенном возрастном этапе.

Описываемая методика исследования предполагает выделение нескольких возрастных этапов. В этой работе рассматривается три этапа, включающие в себя возраст от 1 года до 4 лет:

• от 12 до 22 месяцев (с 1 года до 1 года 10 месяцев).

• от 22 до 36 месяцев (с 1 года 10 месяцев до 3 лет).

• от 36 до 48 месяцев (с 3 лет до 4 лет).

В ходе обследования отмечаются:

1, Уровень развития по следующим сферам:

а) речевое развитие:

б) когнитивное развитие;

в) мелкая моторика;

г) крупная моторика;

д) самообслуживание;

е) социализация.

2. Особенности психических процессов, таких как:

а) контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослым сразу или по истечении опре

деленного времени). Как правило, это не должно занимать более 15-20 минут для

детей с 1 года до 1 года 10 месяцев: 5-10 минут для детей с 1 года 10 месяцев до

3 лет; 5 минут для детей после 3 лет;

б) интерес (проявление интереса к играм (игрушкам), исследование окружающих пред

метов);

в) аффективный компонент продуктивности (отсутствие либо проявление ребенком

каких-либо эмоций в процессе игры и по ее окончании; какие эмоции у ребенка

преобладают: положительные, отрицательные, адекватность проявления эмоций

и степень их выраженности: низкая, средняя, высокая);

г) активность (интенсивность психической и двигательной деятельности, которая про

является в процессе игры, и уровень активности: низкий, средний, высокий);

д) внимание:

• устойчивость – способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо (в данном случае, на игрушке или игровой деятельности). В возрасте с 1 года до 1 года 10 месяцев дети могут сосредоточивать внимание на одном виде деятельности (игрушке) от 2 до 5 минут, с 1 года 10 месяцев до 3 лет до 10-15 минут, с 3 лет до 15-20 минут;

• переключаемость – способность ребенка переходить от одной деятельности к другой по требованию;

• объем и поле внимания – способность действовать двумя и более предметами в игре, выполнять одно- и двухступенчатые инструкции, для детей старше 3 лет дополнительно: учитывать два и более признаков предмета в игре;

е) характер игровой деятельности:

• манипулирование с предметами (адекватность использования предметов);

• конструктивные игры;

• игры с воображаемыми предметами:

• сюжетные игры;

• сюжетно-ролевые игры.

Все данные в краткой форме заносятся в карту обследования, соответствующую возрасту ребенка. Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня психомоторного развития ребенка и отразить динамику развития при повторных обследованиях. Контрольные обследования детей в возрасте с 1 года до 2 лет целесообразно проводить два раза в год, а обследование детей в возрасте с 2 до 4 лет – один раз в год. Однако, если ребенок имеет риск отставания или отстает в развитии, то повторные обследования проводятся 3-4 раза в год.

Обследование детей проводится в присутствии родителей в форме индивидуального консультирования. Такая форма обследования обусловлена следующими причинами:

ребенок раннего и младшего дошкольного возраста психологически не отделен от матери (лица, воспитывающего его), поэтому присутствие родных позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и поддерживает в нем уверенность;

• присутствие родителей выявляет характер взаимодействия «родитель-ребенок»:

• родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами развития, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь и удерживать внимание ребенка на выполняемой деятельности.

Консультирование включает в себя несколько этапов:

1. Налаживание положительного эмоционального контакта между специалистом (педагогом, психологом, логопедом), проводящим консультацию, ребенком и его родителями. Создание доверительной обстановки.

2.Обследование ребенка и сбор данных.

3.Консультирование родителей.

На втором этапе проводится собственно диагностическое обследование, в процессе которого определяются возрастные, личностные и психологические особенности ребенка, выявляются его умения и навыки, устанавливается уровень развития по сферам, указанным в карте. Во время беседы с родителями фиксируется история развития ребенка, выявляются проблемы, которые волнуют родителей.

На третьем этапе (консультирование родителей) по результатам полученных данных даются рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Родители получают ответы на интересующие их вопросы.

При необходимости проводится дополнительное консультирование – обследование у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра и дефек-толога). Первичную и дополнительную консультации могут проводить одновременно два или несколько специалистов.

Все полученные данные, заключения, рекомендации, дополнительные сведения заносятся в карту обследования.

Продолжительность одной консультации составляет от одного до полутора часов (20-30 минут занимает обследование ребенка, остальное время – беседа с родителями и свободная игра ребенка).

Увеличение длительности времени обследования ребенка достигается за счет смены видов его деятельности, подбора ярких, привлекающих внимание игрушек, использования методических приемов, позволяющих сохранить интерес малыша в процессе диагностирования.

Во время консультирования используются различные методы обследования: беседа наблюдение за игровой деятельностью ребенка, тестирование с помощью определенного набора диагностического материала. Выбор тех или иных методов и последовательность их применения зависят от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей обследуемого ребенка. Кроме того, обследование включает в себя обучение ребенка помощь ему, а дополнительные задания, аналогичные первоначальным, позволяют более точно определить уровень развития.

Обследование, как правило, начинается с заданий средней степени сложности В зависимости от успешности выполнения заданий, в дальнейшем предлагаются либо более трудные, либо более легкие задания. В ряде случаев диагностирование начинается с заведомо легких заданий, чтобы их успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительный настрой и вызвало интерес к дальнейшему обследованию, сняло беспокойство Это особенно важно, если ребенок плохо входит в контакт со взрослым. В процессе обследования специалист должен создать ситуацию эмоционального комфорта, которая позволит более полно раскрыться как ребенку, так и его родителям, влияя на точность и достоверность полученных данных.

В зависимости от возраста обследуемого ребенка игровое пространство организовывается по-разному. Так, для детей до 1 года 10 месяцев на виду выставляются 5-7 игр одновременно, специалист, ведущий консультацию, сопровождает малыша от игры к игре, ориентируясь на проявляемый им интерес. В некоторых случаях ребенку требуется перед началом игры пройти мимо всех выставленных игрушек, и только после этого он начинает играть с ними. С детьми более старшего возраста игровое пространство организовывается несколько по-другому: игры предлагаются в определенной последовательности и ведущим в таком случае является взрослый. Процесс обследования может перестраиваться при грубом несоответствии уровня развития возрасту ребенка или наличии психологических проблем (при проявлении негативизма, страхов, истериках и т.п.).

Уровень развития речи проверяется в процессе всей консультации. В карте отмечается, понимает ли ребенок обращенную речь, выполняет ли простые и двухступенчатые инструкции, различает ли единственное и множественное число, а также значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ориентируется ли в пространственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции.

В графе «активная речь» записываются слова (звукоподражания, фрагменты слов, слова из 2, 3, 4 слогов), которые употребляет ребенок, отмечается наличие в активном словаре различных частей речи, а также наличие фразы (простой, развернутой; количество слов в предложении).

Нормативные данные, используемые при обследовании речи ребенка, представлены на основе схемы системного развития нормальной детской речи составленной НС. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961 г.

Уровень развития навыков самообслуживания выясняется со слов родителей.

Помимо этого, в графе «Дополнительные сведения» отмечаются особенности взаимодействия между ребенком и родителями (завышение, занижение возрастных норм родителями, гиперопека, попустительство, жесткость требований по отношению к ребенку, материнская депривация, внутрисемейные проблемы и т.д.), родительские проблемы (тревожная мама, проблемы взаимоотношений матери ребенка со своими родителями, социальное положение родителей и т.п.).

Игровой материал, используемый специалистом при проведении обследования, представлен в «Перечне стимульного материала для диагностического обследования».

1. Ф.И. ребенка ________________________________________________________________

дата рождения_________ возраст____ : п-ка №______ ; я/сад №___________

2. Дата посещения____________________________________________________________

3. Специалисты _______________________________________________________________

4 Повод для обращения ___________________________________________________

5. Ф.И.О. матери ______________________________________________________________

6. Ф.И.О. отца__________________________________________________________________

7. Состав семьи, жилищные условия ______________________________________

8. Адрес , телефон

9. Данные обследования: Речевое развитие:

а) понимание речи ______________________________________

б) доречевое развитие:

– гуление (спонтанное, отраженное)________________

– лепет (дифференцированный, недифференцированный)

в) активная речь:

звукоподражания____________________________________

слова ___________________________________________________

фразовая речь________________________________________

Когнитивное развитие:

игра________________________________________________________

цвет______________________________________________________

форма_____________________________________________________

размер ____________________________________________________

представления о константности объекта ________

реакция на звук__________________________________________

Развитие крупной моторики:

держит голову________ направление движения ручек

перевороты: на бок , со спины на живот , с живота на спину

сидит_______________________ ; встает у опоры___________________________________

ползает: по-пластунски_______________________ , на четвереньках ;

самостоятельно садится___________ ходит у опоры________ ;

стоит самостоятельно____________ ; ходит самостоятельно ;

перешагивает препятствия______________________________________________ ;

поднимается по лестнице приставным шагом_______________________________ ; спускается по лестнице пристав

ным шагом____ ; спрыгивает с высоты______ см; пинает мяч ногой________ ;

ловит мяч_________ ; удерживает равновесие__________________________________

Развитие мелкой моторики:

координация_______________________________________________________________________

захват______________________________________________________________________________

ротация____________________________________________________________________________

Развитие навыков самообслуживания:

еда ___________________________________________________________________________________

одевание ___________________________________________________________________________

туалет_____________________________________________________________________________

Социализация:

улыбка______________________ ; гуление отраженное_____________________________

реакция на незнакомца___________________________________________________________

контакт ___________________________________________________________________________

интерес_____________________________________________________________________________

эмоции______________________________________________________________________________

активность________________________________________________________________________

10. Заключение:11. Рекомендации:12. Дополнительные сведения:

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ)

СОСТАВИТЕЛИ Л. С. СОЛОМАХА, Н. В. СЕРЕБРЯКОВА

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________

Дата рождения, возраст __________________________________________________

Национальный язык, двуязычие (если есть) _________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________

Из какого ДОУ поступил ________________________________________________

Решением медико-педагогической комиссии от _____________________________

протокол № ______ принят на срок ________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии ______________________________

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты ___________________________________________

Логопед _______________________________________________________________

Решением медико-педагогической комиссии от _____________________________

выпускается с __________________________________________________________

(состояние речи)

в _____________________________________________________________________

(вид школы, дошкольного учреждения)

Ответственный за выпуск ________________________________________________Члены МПК (фамилии логопедов)_________________________________________

Анамнез

Мать _________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец __________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ________________________________________________

______________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________

От которой по счету беременности ребенок ________________________________

Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции) ____________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) __________

______________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _________________

______________________________________________________________________

Когда закричал ребенок _________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка)__________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении _________________________________________

Вскармливание: когда принесли кормить __________________________________

как взял грудь ___________________________________________

как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ________

______________________________________________________________________

Грудное вскармливание до ______________________________________________

Когда выписались из роддома ____________________________________________

если задержались, то почему

Раннее развитие

Голову держит _________________________________________(в норме с 1,5 мес.)

Сидит __________________________________________________(в норме с 6 мес.)

Стоит ____________________________________________(в норме с 11 до 12 мес.)

Ходит _________________________________________________ (в норме с 1 года)

Первые зубы ________________________________________ (в норме в 6 – 8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года_______________________________________________________________

После года____________________________________________________________

До 3 лет______________________________________________________________

Данные о нервно-психологическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление ________________________________________________(в норме 2-3 мес.)

Лепет _____________________________________________(в норме от 4 до 8 мес.)

Характер лепета________________________________________________________

Первые слова_________________________________________(в норме около года)

Первые фразы_____________________________________(в норме от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)______________________

____________________________________________________________________

Использование жестов_________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)______________________________________________________________

Занимались ли с логопедом_______________________________________________

(с какого возраста)______________________________________________________

Результаты логопедической работы________________________________________

I. Исследование неречевых психических функций

Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательность общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

Состояние слухового внимания а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

Исследование зрительного восприятия а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой-маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы (с 3 лет): различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса а) ориентировка в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.) Для детей от 2 до 3 лет:

– пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

– перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см;

– медленно покружиться на месте;

– бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

– поймать брошенный мяч;

– подпрыгнуть на двух ногах на месте;

– выполнить наклоны вперед и в стороны.

Для детей от 3 до 4 лет:

– пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;

– перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

– пройти по проложенному на пол шнуру;

– прыгнуть в длину с места;

– переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).

Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики) В 2-3 года:

– «покормить» куколку;

– слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;

– уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3-4 года:

– расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

– рисовать горизонтальные и вертикальные линии;

– рисовать круг, тело человека;

– складывать крупную мозаику.

II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Исследуемые состояния фонетической стороны речи Приемы исследования

Воспроизведение звукоподражаний Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и.

Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко – слоговой структуры слов (с 3 лет) Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слов (отметить максимальное количество слов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения Гласные____________ [й]___________________

Согласные__________ свистящие____________

[б], [п], [м]__________ шипящие_____________

[в], [ф]_____________ аффрикаты___________

[д], [т], [н]___________ [л], [л’]______________

[г], [к], [х]__________ [р], [р’]______________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).

Состояние речевой моторики 1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

– поднять брови вверх («удивиться»);

– нахмурить брови («рассердиться»);

– прищурить глаза;

– надуть щеки («толстячок»);

– втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляционной моторики ( выполнение движений по подражанию):

а) губы – «улыбка» – «трубочка»;

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет) 1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания ( в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания ( в норме, укороченное).

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (мягкая, твердая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

б) ритм (нормальный, аритмия);

в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

II. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Показать по картинкам предметы, называемые логопедом:

стол – стул, косы – козы;

папа – баба, горка – корка;

точка – дочка.

2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи Методы исследования

1. Пассивный словарь а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы)6 показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и др.;

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы и ли картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

– показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);

– выполнить поручения по речевой инструкции ( «Дай куклу», «Покорми куклу», и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных. (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, куклу – куклы, мяч – мячи).

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п. V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2.Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», Обувь», «Семья», «Животные» и т. д.);в) прилагательные ( с 3 лет) ( назвать по картинкам цвет, величину, вес и другие качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа:

стол – столы рука – руки

мяч – мячи шар – шары

кукла – куклы глаз – глаза

б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога ( «Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – Лисы.

Это сумка кого? – Мамы.

Это машинка кого? – Зайца;

г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода ( с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);

д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации с предметами);е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

как назвать маленький предмет? (по картинкам):

стол – столик ложка – …

нос – … кукла – …

дом – … кровать – …

VI. Состояние связной речи ( обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение

Дата__________________________________________________________________

Логопед_______________________________________________________________

Консультации врачей – специалистов:

ЛОР________________________________________________________________________________________________________________________________________

Невропатолог__________________________________________________________

Психоневролог_______________________________________________________________________________________________________________________________

Источник