Карта развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Карта развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Речевая карта обследования

ребенка с тяжелыми нарушениями речи

1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в МОУ ЦППРК __________________________________________________________

7. Заключение ТПМПК от _________________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________

I. Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление способности к подражанию:

– «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________

– «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

________________________________________________________________________________________________

II. Изучение слухового восприятия

Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III. Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное)___________

_______________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),

нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV. Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

зубы ____________________________________________________________________________________

прикус _________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы ______________________________________________________________________________

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

язык ____________________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V. Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

– покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

________________________________________________________________________________________

– покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

________________________________________________________________________________________

– покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

________________________________________________________________________________________

– покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

– покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

– покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

________________________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

– покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

– покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

_______________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

– покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

– покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

– покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

– где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

________________________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

– положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

– покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

– возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

________________________________________________________________________________________

VI. Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

________________________________________________________________________________________

Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________

________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик)_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Звукопроизношение

Логопедическое заключение: _______________________________________

__________________________________________________________________

Учитель-логопед МОУ ЦППРК ————————-

Источник

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 ФИО________________________________________________________________________________

ВОЗРАСТ ____________________________________________________________________________

ГРУППА_____________________________________________________________________________

 ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ _____________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА 

  1. Губы (толстые, тонкие, вялые, укороченные, норма)
  2. Зубы (редкие, мелкие, кривые,  лишние, крупные, нарушение зубного ряда,
  3.  кариозные, недоразвитые, отсутствие, норма)
  1. Язык (толстый, узкий, напряженный, маленький, длинный,
  2. раздвоенный,  распластанный, норма)
  3. Подъязычная уздечка (укороченная, приращенная, натянутая, норма)
  4. Маленький язычок (отсутствует, укороченный, раздвоен,
  5. свисает неподвижно по средней линии, отклоняются в сторону)
  6. Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины, норма)
  7. Мягкое небо (длинное, короткое, подвижное, малоподвижное,
  8. отклонение увули, норма)
  9. Прикус (передний открытый, боковой открытый,
  10. прогнатия, прогения, норма)
  11. Саливация (наличие, отсутствие).
  12. Гиперкинезы (наличие, отсутствие)
  13. Синкинезии (наличие, отсутствие)
Читайте также:  Степаненкова теория и методика физического воспитания и развития ребенка 2001

ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ  АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1.  Удержание рта закрытым вне еды и речи____________________________________

  1. Подвижность губ

∙         оскал ____________________________________________________________

∙         вытягивание губ вперёд_____________________________________________

∙         улыбка ___________________________________________________________

  1. Подвижность языка

∙         высовывание распластанного языка_______________________________

∙         подъём кончика языка на верхнюю губу________________________________

∙         опускание кончика языка на нижнюю губу______________________________

∙         движения кончика языка вправо-влево ________________________________

∙         облизывание губ___________________________________________________

∙         высовывание узкого языка___________________________________________

  1. Подвижность мягкого неба

∙         произнесение «А» с открытым ртом____________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. Голос (сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий,  крикливый, сиплый,
  2. назализованный, дрожащий, немодулированный, норма)
  3. Темп речи (замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма)
  4. Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная речь, маловыразительная, монотонная)
  5. Дыхание (свободное, шумное, затрудненное, поверхностное, неровное,
  6. неритмичное, ротовой выдох укороченный, 
  7. вдох неглубокий, дифференциация носового и ротового выдоха нарушена
  8. (не нарушена), норма)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Удержание позы _______________________________________________________

2. Переключение при выполнении движений _________________________________

3. Выполнение движений обеими руками ____________________________________

4. Темп выполнения движений _____________________________________________

5. Качество выполнения движений _________________________________________

6.Напряжённость, скованность движений ____________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ  МОТОРИКИ

1. Удержание позы _______________________________________________________

2. Переключение при выполнении движений _________________________________

3. Темп выполнения движений _____________________________________________

4.. Качество выполнения движений _________________________________________

5.Напряжённость, скованность движений ____________________________________

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)

1.Понимание ситуативной речи (выполнение инструкций):

открой (закрой) _________________    сними (надень) ___________________

принеси (отнеси) ________________   завяжи (развяжи) __________________

2. Лексика

1)Предметный словарь

а) «Покажи предметы»:
девочка ________стол _______  книга ________ хлеб _______

телевизор _______  машина _________часы _______  

б) «Покажи части тела»:
 нос ______  голова _____  глаз ______ губы ______ уши _______  лоб ______

шея ________ рука ______ пальцы _____ колено _______

    2) Предикативный словарь

«Покажи, где девочка»:

спит __________  ест (кушает) ____________ пьёт ____________

поёт _______________  танцует ________________  играет ______________

    3) Словарь прилагательных

 Покажи, где:

* большой (мяч) __________           маленький (мячик)  __________

* высокий (дом) __________         низкий (домик) _____________

*длинная (лента) ____________    короткая (лента) ____________

* красный ______   * синий _______ * желтый ______   * зелёный _______

 4) Исследование уровня обобщения

 Покажи, где:

*Мама ____ папа ____ дочь _____ сын ____ бабушка ______ дедушка ____

*Помидор ___ огурец ____ морковь ____ лук ___ свёкла _____ репа _____

*Яблоко ____ груша _____лимон ____ апельсин _____ банан _____

*Тапочки ____ ботинки _____ туфли _____ сапоги _____ валенки _____

*Стол ____ стул ____ кровать _____ шкаф _____ кресло _____

*Платье _____ юбка ____ рубашка ____ брюки ____ куртка _______

*Тарелка ____ кастрюля ______ вилка _____ ложка ______ чайник _______

*Корабль _____  поезд ____ самолёт _______ автобус _______ машина ______

*Кошка ____ корова ____ собака____ коза_____ свинья_____ лошадь ______
*Лиса _____ заяц_____ медведь_____ белка______ ёж_____

2. Грамматический строй речи

 Покажи, где:

* Мальчик играет _________________________________

* Мальчик бросает мяч _____________________________

* Мальчик гладит утюгом бельё _____________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

1. Звукопроизношение

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

М

МЬ

Н

НЬ

К

КЬ

Г

ГЬ

Х

В

ВЬ

Б

БЬ

П

ПЬ

Д

ДЬ

Т

ТЬ

Й

А

И

У

  О

  Ы

  Э

2.  Фонематический слух

*«Послушай внимательно и повтори за мной»:

а-у ___________ и-э  ____________  у-о  ___________  а-у-ы  __________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА: 

Источник

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнкаИванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители)____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

2. Речеязыковая компетенция

2.1.Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

Словообразовательная деятельностьнеправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстане доступно

Репродуцирование текстане доступно

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

Читайте также:  Жан пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс

Сформированность навыков звукового анализа и синтезане сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура словагрубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

С

С

З

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л

Р

Р

Н

Н

М

М

йот

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

+

Т

Т

Д

Д

К

К

Г

Г

X

Х

В

В

Ф

Ф

А

О

У

ы

Э

И

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1. – изолированно; 2 – вслогах; 3 – вспонтаннойречи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1.Строение артикуляционного аппаратабез особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

3.3.Речевое дыхание и голосообразованиенарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1.Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед_____________________________________________________ /________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

Фамилия, имя, отчествоИванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1.Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельностьнеправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудностиграмматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)

Сформированность навыков звукового анализа и синтезане сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура словагрубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

Читайте также:  Программ индивидуального развития ребенка

С

С

З

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л

Р

Р

Н

Н

М

М

йот

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Т

Т

Д

Д

К

К

Г

Г

X

Х

В

В

Ф

Ф

А

О

У

ы

Э

И

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1. – изолированно; 2 – вслогах; 3 – вспонтаннойречи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1.Строение артикуляционного аппаратабез особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

3.3.Речевое дыхание и голосообразованиенарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1.Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность

7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед____________________________________________________ /_________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнкаИванов Иван Иванович……Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители)____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1.Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельностьнеправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудностиграмматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)

Сформированность навыков звукового анализа и синтезане сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура словагрубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

С

С

З

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л

Р

Р

Н

Н

М

М

йот

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Т

Т

Д

Д

К

К

Г

Г

X

Х

В

В

Ф

Ф

А

О

У

ы

Э

И

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+