Карта развития ребенка с онр

Речевая карта

Фамилия, имя ребёнка __________________________________________

Дата рождения, возраст _________________________________________

Домашний адрес _________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от ________________________

Принят на срок ___________________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии_________________________

Анамнез

Мать ________________________________________________________________________ Образование_____________________________________________________________________

Отец ____________________________________________________________________ Образование_______________________________________________________________________

Отношение к ребенку в семье (гиперопека, излишняя строгость)____________________________

Степень участия родителей в коррекционном процессе (безразличное, чрезмерно фиксируют внимание ребенка на речевом дефекте, поправляют, активно включаются в коррекционный процесс, помогают по мере возможности)__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников __________________________

_______________________________________________________________________________

От которой по счёту беременности ребёнок _________________________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-ая половина, 2-ая половина беременности; падения,

 травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)___________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________

_______________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)__________________________

_______________________________________________________________________________

Когда закричал ребёнок __________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _________________________

Вскармливание:

        Когда принесли кормить ____________________________________________________

        Как взял грудь _____________________________________________________________

        Как сосал _________________________________________________________________

        Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ____________________________________

Грудное вскармливание до _______________________________________________________

Когда выписались из роддома ____________________________________________________

Если задержались, то почему _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать голову _______________________________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть ________________________________________________(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ____________________________________________(в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы ____________________________________(в норме с 6-8 мес.)

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,судороги при высокой температуре)

До года ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

После года:

До 3 лет __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление _______________________________________________________________________

Лепет ________________________________________________________(в норме – 4-8 мес.)

Характер лепета ________________________________________________________________

Первые слова ________________________________________________(в норме – около 1 г.)

Первые фразы ____________________________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)

Схема обследования ребенка младшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1 Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)______________________________________________

2 Адекватность эмоциональных реакций

__________________________________________________________________

3 Устойчивость эмоциональных реакций

__________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1 Исследование слухового восприятия:

• дифференциация контрастного звучания двух игрушек (молоточка и дудочки, колокольчика и свистка, пищалки и  погремушки)_______________________________________________________

_________________________________________________________________

2.Исследование зрительного восприятия:

• различение величины (большой-маленький)________________________________

_________________________________________________________________

различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый)______________

_________________________________________________________________

• различение плоскостных форм (круг, квадрат, треугольник)_________

_________________________________________________________________

3.Исследование восприятия пространственных представлений:

• ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направ-

ления: вверху, внизу)____________________________________________

_______________________________________________________________

• складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный разрез,

вертикальный разрез, диагональный разрез)

_________________________________________________________________

• складывание фигур из трех палочек по образцу («крыша», «дерево»)______________________________________________________________

• сооружение построек из трех кубиков по образцу («домик», «башен -ка»)_______________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

• губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам)____________________________

• зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов ____________________________________________________________________

• прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус)_______________________________________________

• твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель________________________________________________

• мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное)________________________________________________

• язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)______________

• подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная)_______________

Исследование состояния моторной сферы

(все упражнения выполняются по подражанию логопеду)

1 Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости)_____________________________

_________________________________________________________________

• пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на

расстоянии 25 см__________________________________________________

_________________________________________________________________

• переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над голо-

Читайте также:  Физическая линия развития ребенка

вой)______________________________________________________________

• бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную

цель, расположенную на расстоянии 1 м________________________________

• похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно___________________

2 Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к

переключению)_______________________________________________________________

• кинестетическая основа движений (сложить в колечко по очереди большой

палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой ру-

ке)_______________________________________________________________

• кинетическая основа движений (согнуть и разогнуть по очереди все паль-

цы, начиная с большого сначала на правой, потом на левой руке)__________

__________________________________________________________________

• навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисование гори-

зонтальных и вертикальных линий, рисование кружков)_________________________________________________________

• манипуляции с предметами (сложить несколько небольших игрушек в ве-

дерко, потом поочередно достать их)__________________________________

__________________________________________________________________

• навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палоч-

ки)_______________________________________________________________

3 Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду)

надуть щеки («толстячок»)_________________________________

_________________________________________________________

показать, как ты ешь лимон («кисло»)________________________

_________________________________________________________

показать, как ты ешь мороженое (сладко)_____________________

_________________________________________________________

4 Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию

логопеду)

широко улыбнуться («улыбка»)___________________________________

сделать губки «хоботком», как у слоника___________________________

показать широкий язычок («лопата»)_______________________________

показать узкий язычок («жало»)____________________________________

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («каче-

ли»)______________________________________________________________

подвигать язычком влево-вправо («маятник»)___________________________

пощелкать языком__________________________________________________

движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть___________________

__________________________________________________________________

Исследование импрессивной речи

Пассивный словарь

• понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные

предметы, части тела)

стол____________________________________________________

стул____________________________________________________

окно____________________________________________________

голова__________________________________________________

рука____________________________________________________

нос_____________________________________________________

уши____________________________________________________

глаза____________________________________________________

• понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным те-

игрушки________________________________________________

посуда__________________________________________________

одежда__________________________________________________

• понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, игра-

ет)___________________________________________________________

_________________________________________________________________

• выполнение поручений по словесной инструкции (принести машинку, по-

катать машинку, поставить машинку на стол, положить машинку в короб-

ку)_____________________________________________________________

Понимание различных грамматических форм словоизменения

• понимание форм единственного и множественного числа существительных

(показать по картинкам):

коты – коты______________________________________________

мяч – мячи___________________________________________

дом-дома___________________________________________

кукла – куклы____________________________________________

рука-руки_________________________________________________

понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить

кубик в машинку, на стол)___________________________________________

• понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

(показать называемые логопедом предметы)

дом – домик _____________________________________

стул – стульчик___________________________________________

кукла – куколка __________________________________________

миска – мисочка___________________________________________ различение форм единственного и множественного числа глаголов (пока-

зать по картинкам)

собака сидит –собаки сидят______________________________________

машина едет – машины едут_____________________________________

Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба»)_____________________________________________________________

Исследование экспрессивной речи

однословная__________________________________________________________________________________________________________________________ фразовая___________________________________________________________

__________________________________________________________________

связная____________________________________________________________

Активный словарь

• существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексиче-

ским темам)

игрушки_________________________________________________

посуда__________________________________________________

одежда__________________________________________________

обувь___________________________________________________

животные_______________________________________________

• глаголы (назвать действия по картинкам)

ест_____________________________________________________

спит____________________________________________________

играет___________________________________________________

рисует__________________________________________________

пьет____________________________________________________

гуляет___________________________________________________

• прилагательные (назвать признаки по картинкам)

красный_________________________________________________

синий___________________________________________________

зеленый_________________________________________________

желтый__________________________________________________

большой_________________________________________________

маленький_______________________________________________

сладкий_________________________________________________

кислый__________________________________________________

Состояние грамматического строя речи

• употребление существительных в именительном падеже единственного и

множественного числа (назвать по картинкам)

стол – столы______________________________________________

мяч – мячи_______________________________________________

дом – дома_______________________________________________

кукла – куклы_____________________________________________

рука – руки_______________________________________________

• употребление имен существительных в винительном падеже

единственного числа без предлога (назвать по картинкам)

вижу дом_________________________________________________

вижу машину_____________________________________________

вижу куклу_______________________________________________

• согласование прилагательных с существительными единственного числа

мужского и женского рода (назвать по картинкам)

красный мяч_______________________________________________

синий шар_________________________________________________

красная чашка______________________________________________

синяя лопатка______________________________________________

• употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (по картинкам)

Читайте также:  Развитие речи ребенка третьего года

в________________________________________________________

на_________________________________________________________

• употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

дом – домик________________________________________________

стул – стульчик______________________________________________

чашка – чашечка____________________________________________

кукла – куколка_____________________________________________

• употребление глаголов в форме единственного и множественного числа сущ.

(назвать по картинкам)

кот спит –коты спят____________________________________________

птичка летит – птички летят_____________________________________

мальчик играет – мальчики играют________________________________

• употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам)

Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика.

Девочка одевается. – Мама одевает девочку.

Исследование фонетической стороны речи

Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):

• А-А-А! (плачет девочка) __________О-О-О! (рычит медведь)_______

• У-У-У! (гудит поезд)_____________И-И-И! (ржет лошадка)_________

• УА! (плачет малыш)___________ АУ! (кричат дети)________________

• МЯУ! (мяукает кошка)__________АВ! (лает собака)_______________

• ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)______КО-КО-КО! (кудахчет курица)__

• ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)__________________________________

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с

опорой на наглядность):

• односложные слова

дом________________________бык______________________________

кот_________________________мак_____________________________

дуб_________________________________________________________

• двусложные слова

вода__________________________вата___________________________

нога__________________________Дима___________________________

• трехсложные слова

вагоны__________________________________________________

бананы__________________________________________________

батоны___________________________________________________

панама__________________________________________________

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные ис-

кажения) в речевом потоке

• Гласные [а], [о], [у], [и], [э], [ы]

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

• [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’]___________________________________________

__________________________________________________________________

• [в], [в’], [ф], [ф’]__________________________________________________

_________________________________________________________________

• [д], [д’], [т], [т’],[н],[н’]_____________________________________________

__________________________________________________________________

• [г], [г’] [к], [к’], [х],[х’]______________________________________________

__________________________________________________________________

• [й]_______________________________________________________________

• [c], [c’], [з], [з’]____________________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функции

• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, сме-шанное)_________________________________________________________

• объем дыхания (достаточный, недостаточный)________________________

продолжительность речевого выдоха___________________________________

сила голоса________________________________________________________

модуляция голоса_______________________________________________

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи)

• темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_______________________

________________________________________________________________

• ритм (нормальный, дисритмия)____________________________________

• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________

• употребление разных видов интонации

_________________________________________________________________

4 Исследование фонематических функций

Слуховая дифференциация звуков

• показать на картинках называемые логопедом предметы

кот – кит____________________________________________

бочка – дочка ____________________________________________

миска-киска_____________________________________________

Состояние фонематического анализа

• показать собачку, услышав звук [р] в слове

дом___________________________________________________

рак____________________________________________________

вода____________________________________________________

рыба____________________________________________________

банка___________________________________________________

труба___________________________________________________

с 5-6 лет

  • Повторение слогов с оппозиционными слогами:
  • Выделение звука из ряда других:
  • Определение наличия данного звука в слове:
  • Отбор картинок на заданный звук:
  • Дифференциация смешиваемых в произношении звуков:

К-Х холодильник, хомяк

С-Ш Саша, сушка, стеклышко, шесть, солнышко, машинист

З-Ж железная, заслужил, задрожал

С-Ч Сонечка, сачок, часть, сумочка, семечки

Ч-Ц ученица, учительница, качается, цыпленочек, лечебница

Ч-Щ чашка, чище, щеточка, щечки, скучающий

С-Ц спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница

С-Щ смеющийся, усищи, хвостище

Л-Р Лара, рояль, балерина, мармелад, зеркало, раскладушка, контролер

С-З сознание, любезность, созвездие, записала, засыпала

Ш-Ж жалуешься, покажешь, уважаешь, вяжешь

5. Звуковой анализ:

  • Выделение первого ударного гласного: АЛИК, УТКА, ОЛЯ, ИРА.
  • Выделение первого согласного: ГОРОД, КУСТ, ТАНЕЦ, ФРУКТ.
  • Выделение последнего ударного гласного: МУКА, ЛУНА, ШАРЫ, ОКНО.
  • Выделение последнего согласного: МАК, КОТ, СЫН.
  • Полный звуковой анализ:

Логопедическое заключение

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

Логопед____________                                                            Дата_____________ 

Индивидуальный план на _______________ год.

1. Коррекция звукопроизношения:

– массаж

– артикуляционная гимнастика

– постановка звуков

– автоматизация звуков

2. Коррекция просодических характеристик речи.

3. Коррекция навыков фонематического восприятия и слуха.

Читайте также:  Ребенок с опережением развития

4. Коррекция лексико-грамматических категорий.

5. Развитие навыков связной речи.

6. Коррекция навыков моторной сферы.

Соглашение

Уважаемые родители!

Если ПМПК рекомендовала вашему ребенку логопедические занятия, то вы обязаны выполнять требования учителя – логопеда.

При невыполнении домашних заданий или при необоснованных пропусках занятий, вашему ребенку может быть отказано в логопедической помощи.

Я, _______________________________________________________, с условием соглашения согласна (-ен).

«___» ____________ 20___год                            _________________

                                                                                    (подпись)

Источник

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (дети от 4 до 7 лет)

I. Анкетные данные:

Фамилия, имя __________________________________________________________________ Дата рождения _________________________________________________________________ Национальность ________________________________________________________________ Домашний адрес________________________________________________________________ Откуда прибыл ребенок__________________________________________________________ Дата начала занятий ____________________________________________________________ Диагноз ПМПК ________________________________________________________________ Заключение № _______________________ Срок пребывания _________________________

  1. Выявление запаса знаний об окружающем пространстве. Беседа:

Как тебя зовут? (Назови свое имя и фамилию)______________________________________________________

Сколько тебе лет? (Сколько лет было в прошлом году, сколько исполнится)_____________________________

Как зовут твою маму, папу (назови имя и отчество родителей)_________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Кем работает мама, папа (назови профессии родителей)______________________________________________

Назови домашний адрес_________________________________________________________________________

Какое сейчас время года (назови признаки времени года)_____________________________________________

  1. Слуховое внимание:

а) состояние биологического слуха__________________________________________________________________

б) состояние восприятия речи (определяется в процессе беседы с ребенком и при выполнении специальных за-даний)____________________________________________________________________________________________

IV.        Особенности интеллектуальной деятельности:

а) целое и его части:

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Доска Сегена

Пирамидка (5-6)

Пирамидка (6-8)

Пирамидка (3-4)

Собери целое (4-6)

Собери целое (6-8)

Собери целое (2-4)

б) конструктивная деятельность:

4 года по образцу

Н. г

К. г

5 лет по образцу

Н. г

К. г

6 лет по памяти

Н. г

К. г

(из 4 палочек) «стуль-

(6 палочек) «домик»

(6 палочек) «елочка»

чик» «кроватка»

«елочка»

«дерево»

(из 5 палочек)

(из 7 палочек)

(7 палочек) «лодочка»

«лесенка»

«лесенка»

«лесенка»

в) восприятие величины (покажи  или назови):

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Большой

Высокий

Толстый

Маленький

Низкий

Тонкий

Широкий

Длинный

Узкий

Короткий

г) восприятие цвета (соотнесение, показ, называние)

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Красный

Красный

Красный

Желтый

Оранжевый

Оранжевый

Синий

Желтый

Желтый

Зеленый

Зеленый

Зеленый

Черный

Голубой

Голубой

Белый

Синий

Синий

Черный

Фиолетовый

Белый

Розовый

Коричневый

Серый

Белый

Черный

д) восприятие формы (покажи  или назови):

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Круг

Круг

Круг

Квадрат

Квадрат

Квадрат

Треугольник

Овал

Овал

Овал

Треугольник

Треугольник

Прямоугольник

Многоугольник

е) ориентировка в пространстве («Покажи, что находится…»)

4 года

Н. г

К. г

5 лет

Н. г

К. г

6 лет

Н. г

К. г

Вверху

Вверху

Вверху

Внизу

Внизу

Внизу

Впереди

Впереди

Впереди

Сзади

Сзади

Сзади

Слева

Слева

Справа

Справа

Слева внизу

Справа вверху

Слева вверху

Справа внизу

ж) ориентировка в схеме  тела: («Покажи:…)