Карта развития ребенка первого года жизни
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно – по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки – это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам – своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник
Индивидуальная карта нервно-психического развития.
Ф.И. ребёнка: ____________________ Возраст: 1 год 6 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 1 год 9 месяцев
Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 2 года
Возраст | Речь понимаемая | Речь активная | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки |
1г 6м | Обобщает предметы по существенным признакам. | Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности. | Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма. | Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия. | Перешагивает препятствия приставными шагами. | Самостоятельно ест жидкую кашу. |
1г 9м | Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого. | Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями. | Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в 3 см. | Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика. | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на 15-20 см. от пола. | Частично раздевается с помощью взрослого (ботинки, колготки). |
2г | Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка | При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями. | Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета. | В игре производится ряд последовательных действий. | Перешагивает через препятствие чередующимися шагами | Частично одевает пальто, ботинки, шапку. |
Познавательная сфера | ||||||
Возраст | Задания с кубиками | Задания с соотнесением предметов | Задания с предметами быта | Оценка внимания | Оценка памяти | |
1г 3м | Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке | Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца | Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге. | |||
1г 6м | Строит башню из 3-4 кубиков | Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера | Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой. | Выполняет 3-4 действия | ||
2 года | Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы | Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой | Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны. | Выполняет 4-5 действий | ||
2г 6м | Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой | Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой | В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. | Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы | ||
3 года | Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост | Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки. Собирает пирамидку с учётом размера колец | Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого. | Находит 5-6 изображений из 10 | Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры |
Источник
Лекция – Психодиагностика раннего детства скачать (494 kb.) Доступные файлы (1):содержание
1.doc1 2 3 4 ^ Имя, фамилия___________________________________________ Дата рождения__________________________________________ Дата и возраст при поступлении___________________________ Первое полугодие
Второе полугодие
Карта нервно психического развития ребенка 2-3 года жизни. Анамнез Дата рождения Возраст при поступлении
Продолжение
Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни
Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни.
^ «ГНОМ» – новая методика определения уровня психического развития младенца и малыша до 3 лет. Диагностика психических заболеваний в раннем детстве и, особенно, в младенчестве представляет собой актуальную, требующую новых разработок проблему. Клиническая картина психической патологии в младенчестве и в первые годы жизни ребенка нередко представляет собой сплав неврологических и психических расстройств, проявляющихся на общем фоне нарушенного психофизического (особенно нервно-психического) развития. Последнее является основным сопутствующим синдромом заболеваний головного мозга в этом возрасте. Следует также отметить, что и в норме в период раннего онтогенеза имеет место некоторая вариабельность сроков становления нервно-психических функций (двигательных, речевых, поведенческих и др.), связанная, в первую очередь, с генотипом организма, но также и с влиянием внешней среды. Тем более, любые повреждающие факторы (биологические и психосоциальные) вызывают неспецифические реакции искажения (преимущественно – ретардацию) развития нервной системы и психики младенцев. В современной педиатрической, педагогической, нередко и детской психиатрической практике отклонения психического развития детей диагностируется впервые после трех лет и позднее, что затрудняет ранее психопрофилактическое вмешательство. Причиной этого факта является недостаточность методических средств для определения нарушений психического развития в раннем детстве. Продуктивная же психопатологическая симптоматика, возникающая на фоне нарушенного психического развития ребенка (страхи, апатия, тусклость, негативизм, протестные патохарактерологические реакции и др.), проявляется в период раннего возраста, и особенно, в младенчестве, фрагментарно в виде рудиментарных и одновреммено мозаичных реакций, маскируясь неврологическими, соматическими и вегетопатическими нарушениями, что усложняет их выявление и требует специальных знаний и навыков. Тем более, это относится к состояниям риска психической патологии, проявления которых еще менее дифференцированы. До последнего времени в отечественной практике не было разработано ни одного стандартизированного метода для объективного выявления одновременно всех форм психической патологии в раннем детстве (особенно в младенчестве) – нарушений психического развития, продуктивной психопатологической симптоматики и их состояний риска, отражая как количественную, так и качественную сторону этого явления. В то же время существует немало методик по оценке некоторых параметров развития ребенка раннего возраста – психомоторики, речи, отдельных проявлений познавательной деятельности (Аксарина 1977, Журба, 1981, Мастюкова, 1974, Гезел, 1930, «Денверская шкала» и др.). Последнее десятилетие идет активная разработка новых стандартизированных методик по определению уровня развития эмоций, типов темперамента, игры и поведения у маленьких детей (Баженова 1986, Бударева, 1981, Brazelton, 1984; и др.) и их качественная оценка. Однако перечисленные методики не дают целостного представления о состоянии психического здоровья в эволютивной динамике, психической патологии и состояниях риска. Наибольшее значение сохраняется за динамикой двигательных навыков, которые остаются по сути одним из основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни. В то же время, как показал наш опыт, не меньшее значение имеет правильная оценка динамики развития основных психических функций, позволяющая выявлять как начальные отклонения в их формировании, так и собственно психические расстройства. В настоящее время оценка психического развития ребенка осуществляется методом наблюдения; она субъективна и носит несистематизированный характер. В ходе десятилетней работы по изучению психической патологии в младенчестве в общей популяции и у детей раннего возраста из группы высокого риска по шизофрении была разработана и апробирована на большом материале (свыше 500 детей от одного месяца до трех лет) в Центре психического здоровья РАМН, НИИ педиатрии РАМН, в ряде детских поликлиник г.Москвы и в детских домах для сирот, стандартизированная клинико-психологическая методика оценки психического здоровья младенцев («ГНОМ») с расчетом коэффициента психического развития (КПР). (МинЗдравом РФ к серийному производству утвержден стандартизированный компьютерный вариант методики «ГНОМ»). В методике помимо известных критериев оценки психомоторного развития включены новые вопросы и задания по раннему онтогенезу психических функций, направленных на ранее выявление именно психических отклонений. Методика диагностики и оценки нервно-психического развития детей включает пять разделов (введение; технические предписания и условия проведения; программы тестов для обследования детей разного возраста; техника проведения обследования; компьютеризированная или ручная обработка полученных результатов с расчетом коэффициента психического развития и заключения об общем нервно-психическом развитии малыша). Методика «ГНОМ» состоит из стандартных программ на каждый возрастной этап для первых трех лет жизни; программы содержат тесты: для первого года жизни – помесячные, для второго – поквартальные, и для третьего – полугодовые. Тесты включают вопросы и задания, постепенно усложняющиеся с возрастом, о состоянии и развитии пяти основных нервно-психических сфер; сенсорной, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, социально-коммуникативной. Для определения состояния различных аспектов той или иной сферы предлагаются четыре задания. Таким образом, в каждом возрастном периоде исследуются 20 видов нервно-психической деятельности. Для иллюстрации приводим программу обследования пятимесячного ребенка. В карту определения уровня нервно-психического развития младенца заносятся необходимые для компьютерного заключения анамнестические данные, которые включают сведения о соматическом и психическом состоянии матери, отца, сибсов на период исследования ребенка, семейной отягощенности по соматическим -и психическим заболеваниям, течениям беременности и родов, физическим параметрам ребенка при рождении, психологической ситуации в семье. Из сенсорных функций динамически исследуются зрение, слух и тактильная чувствительность (последняя определяется как безусловно-рефлекторный ответ и как предиктор личностного реагирования ребенка на раздражитель, в частности, на прикосновение к голове ребенка рук исследователя). При исследовании этих элементарных сенсорных стимулов не только учитывается наличие объективной ответной реакции, но и – у детей с нервно-психическими расстройствами – анализируется и дополнительно описывается субъективный аспект ответа как предшественника формирования ощущений и восприятия.
1 2 3 4 Скачать файл (494 kb.) |
Источник