Карта развития ребенка от рождения до школы
Алена Афонина
Карты индивидуального развития детей 5–6 лет в соответствии с ФГОС ДО и программы «От рождения до школы»
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
В начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГОС ДО, обозначающая цели и задачи образовательной области.
Организация и содержание мониторинга
Карты индивидуального развития детей включают сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Сроки проведения диагностики:
На начало учебного года: с 14.09.15 по 25.09.2015г.
На конец учебного года: с 18.05.16г по29.05.16г.
Показатели оцениваются:
сформированы- 3
сформированы частично – 2
не сформированы – 1
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Ребенок в семье и сообществе.
Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п., в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками). Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений. Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту. Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детейк самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр., после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба, тарелки, чашки и т. п.). .
Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Формирование основ безопасности. Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
1. Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Показатели развития Фамилия, имя, возраст ребенка
1.1 Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
н к
Умение применять дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие инте- ресные занятия
уважительное отношение к окружающим
Умение заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формирование качеств, как сочувствие, отзывчивость.
Умение внимательно, заботливо относиться к окружающим
Формирование умений оценивать свои поступки и поступки сверстников
Развитие стремления детей выражать свое отношение к окружающе- му, самостоятельно находить для этого различные речевые средства
Обогащение словаря детей вежливыми словами (здравствуйте, до сви- дания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.)
Примение родного языка в формировании основ нравственности.
Итого
1.2 Ребенок в семье и сообществе
Образ Я
представление ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д
Воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.
Умение представлять традиционные гендерные представления
Семья
Имение представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд
Умение создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи
посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
Умение выполнят постоянные обязанностей по дому.
Детский сад
Формирование интереса к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращение внимания на своеобразие оформления разных помещений
Развивитие умений замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления.
стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, укра- шать ее произведениями искусства, рисунками
представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения
Приобщение к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и сов- местно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ
Итого
1.3 Самообслуживание, самостоятельностьтрудовое воспитание
Культурно-гигиенические навыки.
Формирование у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде
Совершенствование культуры еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, бла- годарить.
Самообслуживание
умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно заправлять постель
умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы
Общественно-полезный труд.
Формирование умений у детей положительного отношенияк труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.
Формирование необходимых умений и навыков в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить на- чатое дело до конца
Навык детей работать с наиболее экономными приемами работы
Воспитание культуры трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Умение оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычку иг- рать, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другй
Формирование у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать, способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в до- стижении конечного результата.
Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (под- метать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.).
Умение учить детейпомогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п
Формирование умения наводить порядок на участке детского сада (под- метать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.).
Умение добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды
Итого
Труд в природе
Умение выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).
Привлечение детейк помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цве- тущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы, посадке корнеплодов, к созда- нию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Итого
1.4 Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе.
Формирование основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Формирование понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить живот- ному и растительному миру
Знакомсво с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, раду- га, с правилами поведения при грозе.
Знакомство детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых
Безопасность на дорогах
знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транс порта, о работе светофора.
Умение называть ближайшие к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Знакомство дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой 62 медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности
Знание правил безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с ра- ботой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03»
Формирование умения обращаться за помощью к взрослым. Умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Итого
Источник
Виктория Черкашина
Диагностическая карта ребенка
Педагогическая диагностика
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Психофизиологическое исследование функциональной готовности выпускников детского сада к поступлению в школу проводится по тесту Керна-Ирасека.
К формализованным методам диагностики относятся:
• тесты;
• опросники;
• методы проективной техники;
• психофизиологические методы.
К малоформализованным методам диагностики относятся:
• беседа;
• наблюдение;
• анализ продуктов деятельности.
Для дополнительного анализа и коррекции используются следующие пособия:
1. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Веракса Н. Е.Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Земцова О. Н.Тесты для детей 3-4 лет: Учебное пособие. – М. Махаон, Азбука-Аттикус, 2011.
4. Комарова Н. Ф. «Диагностика игры детей» Уровень развития игровой деятельности.
5. Короткова Н. А. Образ дошкольника в сознании воспитателя и возрастные нормативы развития // Ребенок в детском саду. – 2004. – №6. – с. 37-42.
6. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. – №3. – с. 23-33.
7. Логинова О. В. Тесты для подготовки к школе. М., 2009.
8. Микляева Н. В., Мониторинг образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
9. Шрага В. А. Занимательные задачи для детей от 5 до 7 лет. ООО «Лидер» Санкт Петербург, 2010.
Индивидуальная карта развития ребёнка
1. Общие сведения
Фамилия, имя
Дата рождения
Дата поступления в детский сад
Откуда прибыл
Степень адаптации ___
Мед. сведения (заполняет м/с на основе мед. карты, результатов диспансеризации)
Диагностируемые параметры 201— 201__ 201__ – 201__ 201__ – 201__ 201__ – 201__ 201__ – 201__
осень весна осень весна осень весна осень весна осень весна
Рост
Вес
Группа здоровья
Нарушения осанки
Нарушения зрения
Плоскостопие
Другое
2. Семейный портрет
Состав семьи Фамилия, имя, отчество дата рождения Образование Место работы
Мать
Отец
Другие члены семьи (дети)
Жилищные условия___
Материальное положение: обеспечен/не обеспечен
(нужное подчеркнуть)
Карта развития ребёнка
Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
1. Физическое развитие
1.1. Прыжки в длину с места (см.)
1.2. Метание мешочка с песком на дальность (м)
1.3 Быстрота (бег-10 м., бег-30 м.)
1.4. Выносливость (бег 60, 90, 120 м)
1.5. Гибкость
1.6. Ловкость (Полоса препятствий)
1.7. Отбивание мяча об пол
1.8. Равновесие, координация движений
1.9.Здоровье и безопасность:
– Моет руки при необходимости
– Ухаживает за волосами, зубами
– Применяет правила безопасности на улице и дома в жизни
– Находит выход из сложных ситуаций
– Знает части тела и их функции
– Может оказать первую помощь при необходимости
2. Социально-коммуникативное развитие
Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
2.1. Способность вступать в общение с кем бы то ни было
2.2. Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу
2.3. Может в паре с другим ребенком выполнять задание
2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера
2.5.Развиты: настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга
2.6. Приобретение положительного поведенческого опыта
2.7. Умение спокойно реагировать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь
2.8. Умение видеть, слышать,
чувствовать другого человека
2.9. Психоэмоциональное состояние ребёнка:
– отсутствует напряжённость,
– открыт для контакта,
– любознателен,
– активен,
– выразительная мимика,
– готов к компромиссам,
– нормальное течение речи
2.10. Может найти занятие, соответствующее собственному желанию
2.11. Умеет попросить о помощи и оказать ее
2.12. Наличие адекватной самооценки
2.13. Выполняет посильные трудовые обязанности по собственной инициативе
2.14.Социальная компетентность:
-Знает своё имя, фамилию, отчество.
-Знает имя, отч. родит, место работы
– Знает свой адрес, телефон (страна, район, поселок, улица)
– Знает сигнал тревоги
3. Речевое развитие
Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
3.1. Умение правильно произносить все звуки родного языка
3.2. Грамматически правильно построение сложных предложений
3.3. Умение составлять связный рассказ по серии картинок
3.4. Умение использовать в речи обобщающие слова, антонимы, сравнения
3.5. В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями
3.6. Способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности
3.7.Собственно школьные навыки:
– умеет выделять звуки в слове;
– знает буквы русского алфавита;
– начальные навыки чтения
3.8. Может пересказать короткий рассказ
4. Познавательное развитие
Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
4.1 .Знает дни недели, названия месяцев года
4.2. Имеет представления о живой природе и неживой
4.3. Имеет элементарные представления о своем городе, стране, мире
4.4. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, транспорт и др.)
4.5.Успешное овладение мыслительными операциями:
– сравнение (находить сходства и различия предметов);
– составление разрезных картинок;
– исключение лишнего
4.6. Понимание смысла сюжетной картинки
– определение последовательности серии сюжетных картинок
4.7. Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира и при выполнении заданий
4.8. Осуществляет деятельность по образцам и правилам
4.9. Умение понять инструкцию и последовательно ее выполнять
4.10. Умение планировать свою работу и сосредоточенно действовать без отвлечений
4.11 .Задаёт вопросы, экспериментирует
4.12 .Знает количественный и порядковый счет до 20
4.13. Обозначает числа цифрами, пользуется знаками
4.14. .Знает геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник квадрат)
4.15. Знает линии (прямая, кривая, ломаная)
4.16. Знает шар, куб, цилиндр, конус
4.17. Знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, розовый, голубой)
4.18. Умеет сравнивать по длине, ширине, высоте
4.19. Знает дни недели, месяцы, времена года
4.20. Ориентируется на листе бумаги
5. Художественно-эстетическое развитие
Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
5.1. Знаком с литературными произведениями (может назвать несколько сказок, стихотворений, рассказов)
5.2. Может рассказать выбранную им самим сказку
5.3. Проявляет интерес к игре с рифмой и словом
5.4. В изобразительной деятельности может воссоздать задуманный образ
5.5. Наличие умений для публичного выступления (владение голосом,
выразительность, отсутствие страха и напряженности)
6. Игровая деятельность
Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
7.1. Наличие игровых умений и навыков, и применение их в различных видах игровой деятельности
7.2. Участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала
7.3. Умеет сотрудничать в игре со сверстниками
7.4. Обогащение событийной стороны содержания игры
0 – Не сформировано
1 – Частично
2 – Сформировано
Уровень готовности к школьному обучению
Общий вывод:
Источник