Карта математического развития ребенка

Слайд 1

» Образовательная область « Познавательное развитие» : формирование элементарных математических представлений . Основные цели и задачи

Слайд 2

ЗАДАЧИ: Формирование элементарных математических представлений; Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Слайд 3

Содержание психолого- педагогической работы. Младшая группа (3-4 года) Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Сравнивать две равные и неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов. Познакомить с приемами наложения и приложения предметов. Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов. Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров. Форма . Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве . Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя. Различать правую и левую руку. Ориентировка во времени . Учить ориентироваться в контрастных частях суток.

Слайд 4

Средняя группа. Количество и счет. Дать детям представление о том, что, множество умеет состоять из разных по качеству элементов. Учить считать до пяти. Фор- мировать представления о порядковом счете. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Учить уравнивать две группы двумя способами. Отсчитывать предметы из большего количества. На основе счета устанавливать равенство и неравенство предметов. Величина . Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, толщине, по двум признакам величины. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, толщины, располагать их в определенной последовательности. Форма . Развивать представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Познакомить детей с прямоугольником. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. Ориентировка в пространстве . Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко. Ориентировка во времени . Расширять представления о частях суток. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Слайд 5

Старшая группа. Количество и счет . Учить создавать множества из разных по качеству элементов. Учить считать до 10. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел. Отсчитывать предметы из большого количества. Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке. Познакомить с цифрами от0 до 9.Познакомить с порядковым счетом в пределах 10. Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предмета, формы и тд.. Познакомить с количественным составом числа. Величина. Учить устанавливать размерные отношения между предметами. Сравнивать предметы с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер. Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько частей. Форма. Познакомить детей с овалом. Дать представления о четырехугольнике. Развивать у детей геометрическую зоркость. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве . Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве. Учить ориентироваться на листе бумаги. Ориентировка во времени . Дать детям представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий..

Слайд 6

Подготовительная группа. Количество и счет. Развивать общие представления о множестве. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20. Закреплять понимание отношений между числами. Знакомить с числами второго десятка. Учить называть числа в прямом и обратном порядке. Знакомит с составом чисел в пределах 10. Познакомить с монетами. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи. Величина . Учить считать по заданной мере. Делить предмет на 2-8 и более равных частей. Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять параметры предметов с помощью условной меры. Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Познакомить с весами. Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур. Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке. Моделировать геометрические фигуры. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей. Ориентировка в пространстве . Учить ориентироваться на ограниченной территории. Познакомить с планом, схемой, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана. Учить «читать» простейшую графическую информацию. Ориентировка во времени . Дать детям элементарные представления о времени. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «позже», «раньше» и тд. Развивать «чувство» времени. Учить определять по часам с точностью до 1 часа.

Слайд 7

Диагностика освоения Программы воспитанниками Старшей группы в направлении Познавательного развития (ФЭМП) Количество и счет. № Ф.И. ребенка Создает множества из разных по качеству предметов. Умеет считать до 10 Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 Умеет считать в прямом и обратном порядке. Знает цифры от 0 до 9. Знаком с составом числа в пределах 5. Н.г. К.г Н.г. К.г Н.г.к.г. Н.г. К.г Н.г.к.г Н.г.к.г.

Слайд 8

Величина № Ф. И. ребенка Умеет устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами. Сравнивает 2 предмета с помощью третьего. Развит глазомер. Делит предмет на равные части. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.

Слайд 9

Форма № Ф.И. ребенка Знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник прямоугольник, овал) Умеет анализировать и сравнивать предметы по форме. Имеет представление о том, как из одной формы сделать другую. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.

Слайд 10

Ориентировка в пространстве. № Ф.И. ребенка. Понимает смысл пространственных отношений Двигается в заданном направлении, меняя его по сигналу. Определяет свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Ориентируется на листе бумаги Н.г. К.г. Н.г. к.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.

Слайд 11

Ориентировка во времени. № Ф.И. ребенка Имеет представление о сутках. Умеет на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий. Н.г. К.г. Н.г. К.г.

Слайд 12

Спасибо за внимание

Источник

           ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.

                  Формирование элементарных математических представлений.

                                      Средняя группа (Начало года)

                                                   Количество и счет.

Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Задание:  «Один» и «много».

Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

– Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)

– Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)

– Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)

1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                                       Величина.

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».

Задание: Сравнение предметов по величине.

 Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

– Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).

– Какая полоска короче? (красная)

– Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.

– На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)

– На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)

Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)

– Какая полоска такой же длины, как и красная?

– Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)

– Какие эти полоски по длине? (одинаковые)

Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.

– Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)

– Чем они отличаются?

– Какого цвета ленточки? (желтая и красная)

– Как узнать,  какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)

– Желтая ленточка какая? (широкая)

– Красная ленточка какая? (узкая)

Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)

– Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)

– Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади  на высокую елочку.

– Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)

– На какой елке сидит белка? (на высокой)

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.

2 балла – визуально сравнивает предметы по величине,  не пользуясь приемом наложения.

1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                                          Форма.

 Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.

 Задание: Называние формы геометрических фигур.

Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.

 Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Ребенку предлагается назвать фигуры.

– Как называется эта фигура? (треугольник)

– Как называется эта фигура? (квадрат)

– А это что за фигура? (круг)

– Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)

Игра: «Цвет и форма»

Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д

– Солнце какой формы? (круглое)

– Будильник какой формы? (круглый)

Найди предметы, которые имеют квадратную форму.

– Аквариум какой формы? (квадратный)

– Дом какой формы? (квадратный)

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,

треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.

2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.

 1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.

 0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                 Ориентировка в пространстве.

Цель: выявить  умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».

Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.

– На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)

– На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)

На столе стоят игрушки.

Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.

– Поставь зайца впереди куклы.

– Поставь белку позади куклы.

– Покажи кукле левую руку.

– Покажи кукле правую руку.

– Топни правой ногой, топни левой ногой.

Оценка:

3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».

2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».

1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.

                                  Ориентировка во времени.

Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Задание: Ориентировка в частях суток.

На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.

Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.

– Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)

– Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.

2 балла – называет части суток с помощью взрослого.

1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                        Логическое мышление.

              Группировка предметов по цвету, форме и величине.

Цель: выявить умение детей группировать  предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)

Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.

– Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)

– Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)

*Возможна стимулирующая помощь педагога.

– Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)

Игра: «Четвертый лишний»

Ребенку показывают картинку.

– Какой предмет лишний?

– Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.

2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.

1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Источник

Функции диагностики: определения начального уровня развития, эффективность техно логии, личностного продвижения детей

Виды диагностик: начальный, промежуточный, итоговый.

Критерии оценивания: точность выполнения задания; количество и характер ошибок; специфические показатели заданий (по заданию: различение, называние, обобшение по свойст ву, счет и т.п.); особенности практических действий; комментарии (освоенность терминов, ис пользование слов, пояснения, рассуждения); самостоятельность и интерес (в ср. и ст. тр.).

Авторские диагностики: по содержательным разделам: Л. А. Венгер (размеры, про странство), Т. Игнатова (форма), Рузская, Рогалева, Лурия (форма), Е.В. Просура (размеры), Рихтерман Т.Д. (время), Мусейибова (пространство), Леушина A.M. (число, дочисловои этап, счет, арифметические задачи).

Направления диагностики Логико-математического развития детей

Младшая группа: действия: различения свойств (формы, размера, щета, временных и пространственных ориентиро вок, количественных от ношении), называния, абстраги рования, освоения эталонов (формы, размера, цвета);

Освоение: действий со множествами: восприятия множества как структурно-замкнутого целого (Леушина), сравнения (наложением и приложением) количества предметов (кукол и чашек и т.п.), полосок по размеру («Всем ли куклам хватит чашек?»).

Освоение терминов формы (плоскостных и объемных), раз меров (игра «Назпви…,», «Покажи….»; Установление отношений временных (различение частей суток – игра «Когда бывает?»), пространственных («от се бя», на себе» – игра «Покажи…»).

Средняя группа: практические действия  группировки  (геомет рических фигур, Блоков, пред метов),  упорядочивание   (поло сок до 5 шт. по размеру), обоб щение групп по сенсорным при знакам (игры с 2 обручами с Бло ками).

Освоение:  счета (порядкового  и количественного)-  игра «Посчитай…. Скажи, сколько всего   .?». Измерение (правил, действий) – задание «Измерь длину сто ла, количество воды, Что весит больше и т.п.). Установление     количественных     отношений     «больше-меньше» (посредством счета, измерения). Обобщенное представления о сутках «Расскажи, что такое сутки, как назвать одним словом? Как догадался, что это ут ро?».

Пространственных отношений («между предметами» – иг-ра«Что изменилось?», анализ образца в играх с мозаикой, Тантрам, «Сложи узор»). Освоение формы, размеров – зада ние «Сравни, чем похожи, чем отличаются?»

Старший возраст: развитие опе раций классификации (по раз ным свойствам, и вербально представленных ситуаций); Обобщения (фигур, количества предметов). Игры и упражнения («Поиск лишнего», «Назови од ним словом», «Найди различия», Тесты «Классификация», «Обобщение», Тесты Пиаже (Принцип сохранение-см. ранее). Установление связей: «Анало гии», временная последователь ность, рассуждения

Освоение: арифметических задач, зависимостей, закономер ностей (задание «реши задачу», «составь задачу»; проблем ные ситуации на зависимости (38 попугаев); логические за дачи (Зака, Михайловой, «матричного» типа (кошки). Освоение числа: натуральный ряд чисел ( место числа, от ношения чисел)- задание «Разложи по порядку», «Покажи цифру..», «Покажи на 1 меньше 7», «Задумай число больше 8», «Угадай, какое число задумано, если оно меньше 5?» ( в старшей группе с наглядной опорой, в подгот.- без). Использование календаря, часов, развитие чувства времени (Рихтерман). Ориентировка на плоскости («Покажи верхний левый угол», «Графические диктанты» и т.п.)

Источник

Тема занятий

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

ноябрь

1. «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку Штриховка.

2. «Что изменилось? Какой цифры не стало? » Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда  Провести игру «Назови соседа»

3.«Веселый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путем прибавления цифры 1

4. Поставь машины в гараж Решение примеров путем присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру

Декабрь                                                                                                                                                             1. «Почтальон» Разнести письма – примеры по домам (решение примеров путем прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»

2. «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счет предметов, которые окружают ребенка.

3. Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перефокарт  Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д

4. Поможем ежику собрать грибы Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка Решение примеров в домашних условиях

Январь

Тема раздела: «Количество и счет от 1 до 10»

Содержание занятия 1: название и  последовательность, обозначение чисел в пределах 10.

Содержание занятия 2: счет, формирование представления о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).

Содержание занятия 4: различение количественного и порядкового счета. Счет в обратном порядке. Действие «сложение» и «вычитание».

Планируемый результат: читать, записывать числа в пределах 10 и сравнивать их; находить сумму и разность в пределах 10.

Февраль

Тема раздела: «Величина, сравнение предметов по размеру и форме»

Содержание занятия 1:сравнение предметов по величине путем наложения, приложения, с помощью ощущений.

Содержание занятия 2: знакомство с формой предметов: круглая, квадратная, треугольная.

Содержание занятия 3: развивать умение  объединять и выделять предметы по заданным свойствам.

Планируемый результат: уметь сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше – меньше, шире – уже, длиннее – короче и так  далее. Отличать формы круга, квадрата, треугольника.

Март

Тема раздела: «Ознакомление с пространственными и временными отношениями»

Содержание занятия 1: формирование представлений о пространстве и времени.

Содержание занятия 2: изучение взаимного расположения предметов: наверху, внизу  (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед,  за, над, под, рядом, между.

Содержание занятия 3: уточнение представлений о времени суток: утро – вечер, день – ночь.

Содержание занятия 4: знакомство с понятиями: вчера, сегодня, завтра, сначала, потом, раньше, позже.

Планируемый результат: уметь рассуждать, находить причинно-следственные связи, вести диалог.

Апрель

Тема раздела:  «Геометрические фигуры»

Содержание занятия 1: различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг.  

Содержание занятия 2: нахождение геометрических фигур  в знакомых предметах.

Содержание занятия 3:   моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали).

Содержание занятия 4: группировка фигур по форме, цвету, размеру.

Планируемый результат: иметь представление о различении геометрических фигур, знать последовательность практических действий.

Май

Тема раздела: «Закрепление знаний»

Содержание занятия 1: организация рабочего места; чтение и запись чисел в пределах 10.

Содержание занятия 2:  сравнение чисел.

 Содержание занятия 3: нахождение суммы и разности в пределах 10.

Содержание занятия 4: сравнивать предметов по ширине, высоте, длине, массе; развивать умение различать геометрические фигуры.

Прогулка               «Счет по ступенькам: прямой и обратный»

Вечер                                 «С карандашом   по контору»

Обед                     «Расставь посуду и посчитай»

Сон                           Чтение математической сказки

Вечер Разгадывание загадок математического содержания 

Прогулка

Пересчет шагов до разных предметов

Расчесывание волос после сна: сравнение волос по длине, цвету.

Прием пищи: «Тарелка стоит на столе, суп налит в тарелку, ложку держим правой рукой, хлеб – левой»

Строительная игра «Чья башня выше?

Прогулка Занимательные математические вопросы 

Прогулка

Посчитай кусты, игрушки.

Прогулка

Определи геометрические формы транспортных средств, зданий.

Дежурство: раскладывание приборов и материалов для занятий точно по количеству сидящих за одним столом детей.

Прогулка

Сравни деревья по высоте

Д/и

«Расставь недостающие номера»

«Игра

Какое число между»

Д/и

«Цепочка примеров»

«Задачи – смекалки»

Д/и

«Правильный счет»

Д/и

«Веселый зоопарк»

Д/и

«Часть и целое»

Настольная игра

«Блоки Дьенеша»

Д/и

«Арифметический тир»

Настольная игра

«Палочки              Кюизенера»

Д/и

«Развиваем внимание»

Д/и

«Поиграем, посчитаем»

Настольная игра

«Складываем и вычитаем»

Д/и

«Числовые домики»

Д/и

«Геометрические формы»

Д/и

«Конфетки и монетки»

Д/и

«Математический планшет»

Д/и

«Числовые цепочки»

Д/и

«Математические весы»

Настольная игра

«Вставь пропущенное число»

Информировать родителей о задачах и содержании работы по математическому развитию      ребенка.

Участие родителей в работе по математическому развитию ребенка (математические ярмарки, праздники, конкурсы).

Создание обогащенной математической предметно-развивающей среды в детском саду и дома.

Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Консультация

«Счет в дороге»

Беседа «Интеллектуаль-ные игры для развития ребенка»

Консультация «Учиться можно только весело»

Консультация «Геометрия для дошкольника»

Беседа                    «Веселые  занятия дома по ФЭМП»

Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду»

Выставки,

дни открытых дверей,

совместный с детьми КВН, 

Источник