Карта математического развития ребенка
Слайд 1
» Образовательная область « Познавательное развитие» : формирование элементарных математических представлений . Основные цели и задачи
Слайд 2
ЗАДАЧИ: Формирование элементарных математических представлений; Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Слайд 3
Содержание психолого- педагогической работы. Младшая группа (3-4 года) Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Сравнивать две равные и неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов. Познакомить с приемами наложения и приложения предметов. Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов. Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров. Форма . Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве . Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя. Различать правую и левую руку. Ориентировка во времени . Учить ориентироваться в контрастных частях суток.
Слайд 4
Средняя группа. Количество и счет. Дать детям представление о том, что, множество умеет состоять из разных по качеству элементов. Учить считать до пяти. Фор- мировать представления о порядковом счете. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Учить уравнивать две группы двумя способами. Отсчитывать предметы из большего количества. На основе счета устанавливать равенство и неравенство предметов. Величина . Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, толщине, по двум признакам величины. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, толщины, располагать их в определенной последовательности. Форма . Развивать представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Познакомить детей с прямоугольником. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. Ориентировка в пространстве . Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко. Ориентировка во времени . Расширять представления о частях суток. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Слайд 5
Старшая группа. Количество и счет . Учить создавать множества из разных по качеству элементов. Учить считать до 10. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел. Отсчитывать предметы из большого количества. Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке. Познакомить с цифрами от0 до 9.Познакомить с порядковым счетом в пределах 10. Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предмета, формы и тд.. Познакомить с количественным составом числа. Величина. Учить устанавливать размерные отношения между предметами. Сравнивать предметы с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер. Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько частей. Форма. Познакомить детей с овалом. Дать представления о четырехугольнике. Развивать у детей геометрическую зоркость. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве . Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве. Учить ориентироваться на листе бумаги. Ориентировка во времени . Дать детям представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий..
Слайд 6
Подготовительная группа. Количество и счет. Развивать общие представления о множестве. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20. Закреплять понимание отношений между числами. Знакомить с числами второго десятка. Учить называть числа в прямом и обратном порядке. Знакомит с составом чисел в пределах 10. Познакомить с монетами. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи. Величина . Учить считать по заданной мере. Делить предмет на 2-8 и более равных частей. Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять параметры предметов с помощью условной меры. Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Познакомить с весами. Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур. Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке. Моделировать геометрические фигуры. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей. Ориентировка в пространстве . Учить ориентироваться на ограниченной территории. Познакомить с планом, схемой, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана. Учить «читать» простейшую графическую информацию. Ориентировка во времени . Дать детям элементарные представления о времени. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «позже», «раньше» и тд. Развивать «чувство» времени. Учить определять по часам с точностью до 1 часа.
Слайд 7
Диагностика освоения Программы воспитанниками Старшей группы в направлении Познавательного развития (ФЭМП) Количество и счет. № Ф.И. ребенка Создает множества из разных по качеству предметов. Умеет считать до 10 Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 Умеет считать в прямом и обратном порядке. Знает цифры от 0 до 9. Знаком с составом числа в пределах 5. Н.г. К.г Н.г. К.г Н.г.к.г. Н.г. К.г Н.г.к.г Н.г.к.г.
Слайд 8
Величина № Ф. И. ребенка Умеет устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами. Сравнивает 2 предмета с помощью третьего. Развит глазомер. Делит предмет на равные части. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.
Слайд 9
Форма № Ф.И. ребенка Знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник прямоугольник, овал) Умеет анализировать и сравнивать предметы по форме. Имеет представление о том, как из одной формы сделать другую. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.
Слайд 10
Ориентировка в пространстве. № Ф.И. ребенка. Понимает смысл пространственных отношений Двигается в заданном направлении, меняя его по сигналу. Определяет свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Ориентируется на листе бумаги Н.г. К.г. Н.г. к.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г.
Слайд 11
Ориентировка во времени. № Ф.И. ребенка Имеет представление о сутках. Умеет на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий. Н.г. К.г. Н.г. К.г.
Слайд 12
Спасибо за внимание
Источник
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.
Формирование элементарных математических представлений.
Средняя группа (Начало года)
Количество и счет.
Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.
Задание: «Один» и «много».
Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.
– Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)
– Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)
– Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.
2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)
1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Величина.
Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».
Задание: Сравнение предметов по величине.
Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.
– Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).
– Какая полоска короче? (красная)
– Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.
– На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)
– На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)
Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)
– Какая полоска такой же длины, как и красная?
– Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)
– Какие эти полоски по длине? (одинаковые)
Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.
– Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)
– Чем они отличаются?
– Какого цвета ленточки? (желтая и красная)
– Как узнать, какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)
– Желтая ленточка какая? (широкая)
– Красная ленточка какая? (узкая)
Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)
– Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)
– Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади на высокую елочку.
– Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)
– На какой елке сидит белка? (на высокой)
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.
2 балла – визуально сравнивает предметы по величине, не пользуясь приемом наложения.
1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Форма.
Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.
Задание: Называние формы геометрических фигур.
Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.
Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Ребенку предлагается назвать фигуры.
– Как называется эта фигура? (треугольник)
– Как называется эта фигура? (квадрат)
– А это что за фигура? (круг)
– Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)
Игра: «Цвет и форма»
Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д
– Солнце какой формы? (круглое)
– Будильник какой формы? (круглый)
Найди предметы, которые имеют квадратную форму.
– Аквариум какой формы? (квадратный)
– Дом какой формы? (квадратный)
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,
треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.
2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.
1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Ориентировка в пространстве.
Цель: выявить умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».
Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.
– На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)
– На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)
На столе стоят игрушки.
Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.
– Поставь зайца впереди куклы.
– Поставь белку позади куклы.
– Покажи кукле левую руку.
– Покажи кукле правую руку.
– Топни правой ногой, топни левой ногой.
Оценка:
3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».
2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».
1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.
Ориентировка во времени.
Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
Задание: Ориентировка в частях суток.
На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.
Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.
– Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)
– Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.
2 балла – называет части суток с помощью взрослого.
1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Логическое мышление.
Группировка предметов по цвету, форме и величине.
Цель: выявить умение детей группировать предметы по характерным признакам.
На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)
Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.
– Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)
– Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)
*Возможна стимулирующая помощь педагога.
– Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)
Игра: «Четвертый лишний»
Ребенку показывают картинку.
– Какой предмет лишний?
– Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.
2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.
1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Источник
Функции диагностики: определения начального уровня развития, эффективность техно логии, личностного продвижения детей
Виды диагностик: начальный, промежуточный, итоговый.
Критерии оценивания: точность выполнения задания; количество и характер ошибок; специфические показатели заданий (по заданию: различение, называние, обобшение по свойст ву, счет и т.п.); особенности практических действий; комментарии (освоенность терминов, ис пользование слов, пояснения, рассуждения); самостоятельность и интерес (в ср. и ст. тр.).
Авторские диагностики: по содержательным разделам: Л. А. Венгер (размеры, про странство), Т. Игнатова (форма), Рузская, Рогалева, Лурия (форма), Е.В. Просура (размеры), Рихтерман Т.Д. (время), Мусейибова (пространство), Леушина A.M. (число, дочисловои этап, счет, арифметические задачи).
Направления диагностики Логико-математического развития детей
Младшая группа: действия: различения свойств (формы, размера, щета, временных и пространственных ориентиро вок, количественных от ношении), называния, абстраги рования, освоения эталонов (формы, размера, цвета);
Освоение: действий со множествами: восприятия множества как структурно-замкнутого целого (Леушина), сравнения (наложением и приложением) количества предметов (кукол и чашек и т.п.), полосок по размеру («Всем ли куклам хватит чашек?»).
Освоение терминов формы (плоскостных и объемных), раз меров (игра «Назпви…,», «Покажи….»; Установление отношений временных (различение частей суток – игра «Когда бывает?»), пространственных («от се бя», на себе» – игра «Покажи…»).
Средняя группа: практические действия группировки (геомет рических фигур, Блоков, пред метов), упорядочивание (поло сок до 5 шт. по размеру), обоб щение групп по сенсорным при знакам (игры с 2 обручами с Бло ками).
Освоение: счета (порядкового и количественного)- игра «Посчитай…. Скажи, сколько всего .?». Измерение (правил, действий) – задание «Измерь длину сто ла, количество воды, Что весит больше и т.п.). Установление количественных отношений «больше-меньше» (посредством счета, измерения). Обобщенное представления о сутках «Расскажи, что такое сутки, как назвать одним словом? Как догадался, что это ут ро?».
Пространственных отношений («между предметами» – иг-ра«Что изменилось?», анализ образца в играх с мозаикой, Тантрам, «Сложи узор»). Освоение формы, размеров – зада ние «Сравни, чем похожи, чем отличаются?»
Старший возраст: развитие опе раций классификации (по раз ным свойствам, и вербально представленных ситуаций); Обобщения (фигур, количества предметов). Игры и упражнения («Поиск лишнего», «Назови од ним словом», «Найди различия», Тесты «Классификация», «Обобщение», Тесты Пиаже (Принцип сохранение-см. ранее). Установление связей: «Анало гии», временная последователь ность, рассуждения
Освоение: арифметических задач, зависимостей, закономер ностей (задание «реши задачу», «составь задачу»; проблем ные ситуации на зависимости (38 попугаев); логические за дачи (Зака, Михайловой, «матричного» типа (кошки). Освоение числа: натуральный ряд чисел ( место числа, от ношения чисел)- задание «Разложи по порядку», «Покажи цифру..», «Покажи на 1 меньше 7», «Задумай число больше 8», «Угадай, какое число задумано, если оно меньше 5?» ( в старшей группе с наглядной опорой, в подгот.- без). Использование календаря, часов, развитие чувства времени (Рихтерман). Ориентировка на плоскости («Покажи верхний левый угол», «Графические диктанты» и т.п.)
Источник
Тема занятий
Режимные моменты
Самостоятельная деятельность
Взаимодействие с родителями
ноябрь
1. «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку Штриховка.
2. «Что изменилось? Какой цифры не стало? » Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»
3.«Веселый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путем прибавления цифры 1
4. Поставь машины в гараж Решение примеров путем присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
Декабрь 1. «Почтальон» Разнести письма – примеры по домам (решение примеров путем прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
2. «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счет предметов, которые окружают ребенка.
3. Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перефокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
4. Поможем ежику собрать грибы Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка Решение примеров в домашних условиях
Январь
Тема раздела: «Количество и счет от 1 до 10»
Содержание занятия 1: название и последовательность, обозначение чисел в пределах 10.
Содержание занятия 2: счет, формирование представления о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).
Содержание занятия 4: различение количественного и порядкового счета. Счет в обратном порядке. Действие «сложение» и «вычитание».
Планируемый результат: читать, записывать числа в пределах 10 и сравнивать их; находить сумму и разность в пределах 10.
Февраль
Тема раздела: «Величина, сравнение предметов по размеру и форме»
Содержание занятия 1:сравнение предметов по величине путем наложения, приложения, с помощью ощущений.
Содержание занятия 2: знакомство с формой предметов: круглая, квадратная, треугольная.
Содержание занятия 3: развивать умение объединять и выделять предметы по заданным свойствам.
Планируемый результат: уметь сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше – меньше, шире – уже, длиннее – короче и так далее. Отличать формы круга, квадрата, треугольника.
Март
Тема раздела: «Ознакомление с пространственными и временными отношениями»
Содержание занятия 1: формирование представлений о пространстве и времени.
Содержание занятия 2: изучение взаимного расположения предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, над, под, рядом, между.
Содержание занятия 3: уточнение представлений о времени суток: утро – вечер, день – ночь.
Содержание занятия 4: знакомство с понятиями: вчера, сегодня, завтра, сначала, потом, раньше, позже.
Планируемый результат: уметь рассуждать, находить причинно-следственные связи, вести диалог.
Апрель
Тема раздела: «Геометрические фигуры»
Содержание занятия 1: различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг.
Содержание занятия 2: нахождение геометрических фигур в знакомых предметах.
Содержание занятия 3: моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали).
Содержание занятия 4: группировка фигур по форме, цвету, размеру.
Планируемый результат: иметь представление о различении геометрических фигур, знать последовательность практических действий.
Май
Тема раздела: «Закрепление знаний»
Содержание занятия 1: организация рабочего места; чтение и запись чисел в пределах 10.
Содержание занятия 2: сравнение чисел.
Содержание занятия 3: нахождение суммы и разности в пределах 10.
Содержание занятия 4: сравнивать предметов по ширине, высоте, длине, массе; развивать умение различать геометрические фигуры.
Прогулка «Счет по ступенькам: прямой и обратный»
Вечер «С карандашом по контору»
Обед «Расставь посуду и посчитай»
Сон Чтение математической сказки
Вечер Разгадывание загадок математического содержания
Прогулка
Пересчет шагов до разных предметов
Расчесывание волос после сна: сравнение волос по длине, цвету.
Прием пищи: «Тарелка стоит на столе, суп налит в тарелку, ложку держим правой рукой, хлеб – левой»
Строительная игра «Чья башня выше?
Прогулка Занимательные математические вопросы
Прогулка
Посчитай кусты, игрушки.
Прогулка
Определи геометрические формы транспортных средств, зданий.
Дежурство: раскладывание приборов и материалов для занятий точно по количеству сидящих за одним столом детей.
Прогулка
Сравни деревья по высоте
Д/и
«Расставь недостающие номера»
«Игра
Какое число между»
Д/и
«Цепочка примеров»
«Задачи – смекалки»
Д/и
«Правильный счет»
Д/и
«Веселый зоопарк»
Д/и
«Часть и целое»
Настольная игра
«Блоки Дьенеша»
Д/и
«Арифметический тир»
Настольная игра
«Палочки Кюизенера»
Д/и
«Развиваем внимание»
Д/и
«Поиграем, посчитаем»
Настольная игра
«Складываем и вычитаем»
Д/и
«Числовые домики»
Д/и
«Геометрические формы»
Д/и
«Конфетки и монетки»
Д/и
«Математический планшет»
Д/и
«Числовые цепочки»
Д/и
«Математические весы»
Настольная игра
«Вставь пропущенное число»
Информировать родителей о задачах и содержании работы по математическому развитию ребенка.
Участие родителей в работе по математическому развитию ребенка (математические ярмарки, праздники, конкурсы).
Создание обогащенной математической предметно-развивающей среды в детском саду и дома.
Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Консультация
«Счет в дороге»
Беседа «Интеллектуаль-ные игры для развития ребенка»
Консультация «Учиться можно только весело»
Консультация «Геометрия для дошкольника»
Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП»
Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду»
Выставки,
дни открытых дверей,
совместный с детьми КВН,
Источник