Карта индивидуального развития ребенка в начальной школе

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

______________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

______________________________________________

(Дата рождения)

Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________

(наименование ДОО, город)

1 «___» класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

2 «___» класс: _________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

3 «___» класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

4 «___» класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

г. Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).

Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).

Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).

Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);

– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).

Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.

Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.

Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:

– обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;

– организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;

– определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;

– выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;

Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.

В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.

При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.

По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.

В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается выписка из индивидуальной карты развития.

Содержание и ведение индивидуальной карты развития

младшего школьника.

Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).

Читайте также:  Центр развития ребенка новый уренгой

Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.

Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).

Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).

В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.

Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»

Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.

Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н- низкий); в пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» – качественные показатели.

В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.

Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.

Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.

Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.

Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.

Далее педагог прописывает участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Читайте также:  Тестовое исследование развития ребенка

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н – низкий).

В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.

В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.

  1. Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.

Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».

Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.

    Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.

    Источник

    Карта индивидуального развития ребенка в начальной школе

    ФИО ___________________________________________ Дата рождения __________

    Карта заполняется по результатам наблюдений, индивидуальной беседы, по итогам индивидуальных и групповых исследований (учитель/педагог-психолог)

    1 класс

    Эмоциональный фон (ответы фиксируются «галочками»)

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Благополучный, признаки повышенной нервозности отсутствуют

    Неблагополучный, наличие признаков повышенной нервозности:

    1) пониженная работоспособность, подавленное настроение

    2) повышенная возбудимость

    3) вспышки гнева

    4) агрессивность по отношению к сверстникам

    1 класс

    Социальное развитие

    (ответы фиксируются баллами: да – 2 б.,

    не всегда – 1 б., нет – 0 б.)

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    1) Способен вступить в общение со взрослым:

    а) со знакомым взрослым

    б) с незнакомым взрослым

    2) Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

    3) Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

    4) Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

    5) Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами

    6) Имеет представление о себе и своих возможностях

    Суммарный балл

    Уровень:

    высокий 11-14, средний 7-10, низкий 0-6

    1 класс

    Сформированность игровой деятельности и произвольность

    Дидактическая игра

    баллы

    Начало года

    Конец года

    Деятельность по образцам и правилам (выбрать один из 3х):

    1) Ребёнок свободно и легко запоминает правила и руководствуется ими в деятельности

    2) Ребёнок может воспроизвести образец только после дополнительных объяснений

    3) Ребёнок может организовать свою деятельность только в условиях индивидуального общения со взрослым

    4

    2

    Ролевая игра

    да- 2, не всегда – 1, нет 0

    1) Устойчивость замысла игры (плановость)

    2) Динамичность замысла (импровизация)

    3) Совместное обсуждение замысла

    4) Разнообразие знаний, почерпнутых из взрослой жизни

    5) Содержательность ролевого взаимодействия

    6) Активность использования речи при реализации роли

    7) Использование в игровых действиях предметов-заместителей, природных материалов, самоделок

    8) Осознанность и критичность при соблюдении правил (по отношению к себе и к другим)

    Суммарный балл

    Уровень: высокий – 20-17, средний 16-10, низкий 9-0

    1 класс

    Общие представления об окружающем мире

    (10 вопросов: 1 верный ответ – 1 балл)

    Учитель вправе сам составлять вопросы соответственно каждому возрастному этапу развития.

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Суммарный балл

    Уровень: высокий 10-9 баллов

    средний 8-6 баллов, низкий 5-0 баллов

    Читайте также:  Функциональные линии развития ребенка в раннем возрасте

    1 класс

    Мотивация учения

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Уровень: высокий, средний, низкий

    Ведущий мотив учения

    1 класс

    Развитие речи и речевого общения

    (ответы фиксируются баллами: да – 2 б., не всегда – 1 б., нет – 0 б.)

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    1) Правильно произносит все звуки русского языка (да – 2, нет – 0)

    2) Умеет выделять звуки в слове

    3) Грамматически правильно строит сложные предложения

    4) Строит связный рассказ по сюжетной картинке

    5) В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

    6) Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

    Суммарный балл

    Уровень:

    высокий 10-12, средний 9-8, низкий 7-0

    1 класс

    Темп деятельности

    баллы

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    1) Ребёнок по сигналу педагога включается в работу, не отвлекается, заканчивает работу вместе со всеми или даже раньше

    2

    2) Ребёнок иногда отвлекается, заглядывает в работу других учащихся

    1

    3) Ребёнок не может начать работу со всеми, заканчивает работу позже других.

    Не выдерживает общий темп.

    Уровень: 2 – высокий, 1 – средний,

    0 – низкий.

    1 класс

    Развитие мелкой моторики

    Начало года

    Конец года

    Уровень: высокий, средний, низкий.

    1 класс

    Графический диктант

    Д. Б. Эльконин (два узора)

    Начало года

    Конец года

    Суммарный балл за два узора (макс. 8)

    Уровень:

    высокий 8-6 (точное воспроизведение узора или ошибка в одну линию)

    средний 5-3 (воспроизведение с несколькими ошибками)

    низкий 2 – 0 (сходство лишь отдельных элементов)

    Математические представления

    (счёт с наглядностью)

    баллы

    Начало обучения в 1 классе

    1

    Правильный счет (кол-во), число стоит на указанном месте

    Счет правильный, цифра может быть написана не на указанном месте,

    Задание не выполнено

    2

    1

    2

    Правильный счет (задача), число стоит на указанном месте

    Счет правильный, цифра может быть написана не на указанном месте,

    Задание не выполнено

    2

    1

    3

    Сравнение (галочка стоит рядом с большим числом)

    Не сформировано понятие «больше-меньше»

    1

    Суммарный балл

    Уровень: высокий 4-5, средний 3, низкий 2-0

    Математические представления

    (верное решение – 2 б., неверное – 0 б.)

    баллы

    Конец обучения в 1 классе

    1

    Решение примера

    2

    Решение задачи

    3

    Сравнение

    Суммарный балл

    Уровень: высокий 6, средний 4, низкий 0-2

    Познавательное развитие

    1 класс

    Умственное развитие

    ( 2 – 3 класс исследуется по необходимости)

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Уровень: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий

    1 класс

    Уровень развития

    вербальной памяти

    (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Уровень: высокий, средний, низкий

    1 класс

    Объём и концентрация внимания

    (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Уровень: высокий, средний, низкий

    1 класс

    Творческое воображение

    (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Уровень: высокий, средний, низкий

    Личностные особенности

    1 класс

    Самооценка

    (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Высокая

    Средняя (адекватная)

    Низкая

    1 класс

    Тревожность

    (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости)

    Начало года

    Конец года

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Повышенный уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    Социометрический статус

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Сведения о проведении коррекционно-развивающей работы (направление, результаты)

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

    Сведения об особенностях адаптации к среднему звену школы (5 класс)

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

    Дата начала ведения карты ___________________

    Ответственные за ведение карт:

    Педагог-психолог __________________________________________________

    Классный руководитель __________________________________________________

    Источник