Карта индивидуального развития ребенка с ффнр

РЕЧЕВАЯ КАРТА

I. Ф.И ребенка …………………………………………………II.Возраст…………….

Ш. Домашний адрес……………………………………телефон……………………..

IV. Ф.И.О.родителей

Мать……………………………………………………………………….. .Отец……………………………………………………………………….

V. Как протекало речевое развитие: Перенесенные заболевания…………………………

……………………………………………………………………..Слух………………………Зрение………………………Обращались ли к логопеду……………….. Заключение……………………………………….кол-во и период занятий………………………… Результативность………………………………………………………………………………………..

VI.Общее звучание речи:

* темп (N / Быстрый (тахилалия) / Замедленный (брадилалия)/ Запинки (полтерн)/Заикание(логоневроз)

* голос(N / Высокий / Громкий / Тихий / Слабый / Назализация)

* дыхание(N/ Слабое / Частое / Носовое дыхание затруднено / Носовоедыхание отсутствует)

* речь(N / Разборчивая, но искаженная /Неразборчивая /Назализированная / Смазанная.

VII.Физиологический слух:

N-(реагирует на звучание слов, произносимых шепотом с расстояния 6 метров)

Снижение слуха-(реагирует на звучание слов, шепотом с расстояния менее 6 м)

VIII.Обследование речевого аппарата

Строение:

* Губы( N / Толстые/ Тонкие / Ассиметричные /

Ращелина (Не полная / Полная (односторонняя, двухсторонняя) / Субмукозная

* Зубы (N/ Редкие / Кривые / Мелкие/Вне челюстной дуги / Отсутствие………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

* Язык(N/ Массивный / Маленький / Длинный / Узкий / Парез / Тремор / Девиация)

* Небо(N / Узкое / Плоское / Готическое (высокое) /

Расщелина (Неполная / Полная / Субмукозная)

* Челюсти(прикус)(N/Прогения /Прогнатия / Перекрестный /

Открытый (передний / боковой (двусторонний /односторонний)

* Состояние подъязычной связки(N / короткая плотная / близко концу языка)

Подвижность

* N – точное, четкое выполнение;

* Недостаточная подвижность (вялость)

малоподвижные губы (вытягивание вперед, растягивание)

малоподвижный язык (движения вверх-вниз; вправо-влево; с верхней губы в рот)

* Мышцы напряжены (не может совершить движение (тонус повышен))

Мышцы расслаблены (лицо амимично, рот приоткрыт (тонус понижен))

* Не достаточная переключаемость с одного движения на другое .

* Не сразу находит нужное положение

Не удерживает язык: в верхнем положении «Парус» / в расслабленном состоянии «Блинчик»

Не удерживает губы: в растянутом состоянии «Улыбка» / вытянутыми вперед «Трубочка»

* Движения в области не речевых мышц

IX.Состояние моторики:

Общая

*N – подвижен, координация хорошая, выполняет все основные движения в соответствии с

программными требованиями.

*подвижен, координация удовлетворительная, но некоторыми основными движениями владеет

не достаточно

*нарушение в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата

Пальцевая(мелкая)

* N – точное выполнение движений.

* Мелкая моторика развита слабо, вялость в выполнении пальчиковых упражнений

* Нет синхронности выполнения / Не может одновременно обеими руками выполнить упражнение

* Трудности в переключении с одной пальчиковой комбинации на другую;

XI.Сенсомоторный уровень

1.Зрительный образ букв.

Знает / Не знает буквы / Знает большее количество букв / знает мало букв

2.Фонематический слух

Развит/ Не достаточно развит/ Глубокое фонематическое недоразвитие

*Различает слова отличающиеся одним звуком / Путает слова отличающиеся одним звуком:

мишка – мышка; уточка – удочка, санки – танки

* Выделяет заданный звук из ряда звуков /Не выделяет на слух заданный звук из звукового ряда

* Воспроизводит звуковой ряд / Не воспроизводит звуковой ряд:

А – У – А; К – Г – К; П – Т -.Т

* Воспроизводит слоговый ряд / Не воспроизводит слоговый ряд.

МА – НА – МА; ТА – ДА – ТА; ФА – ТА – ФА

* Не различает далекие по звучанию звуки / Не различает сходные звуки на слух.

*Выделяет заданный звук в словах / Не выделяет на слух заданный звук в словах.

3.Фонематический анализ и синтез

Сформирован/ Не достаточно сформирован / Не сформирован

* Дает характеристику звукам / Не дает характеристику / Знает характеристику, но не объясняет

* 1й гласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью

1й согласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью

*Последний гласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью

Последний согласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью

*Количество 2-ух звуков в словах:Определяет/Не определяет / Определяет с помощью

Количество 3-х, 4-х звуков в словах: Определяет/ Не определяет / Определяет с помощью

*Последовательность 2-ух звуков в словах :Называет/ Не называет

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка сказка

Последовательность 3-х, 4-х звуков в словах: Называет/Не называет

*Позицию звука в начале слова: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью

Позицию звука в конце слова: Определяет/Не определяет/ Определяет с помощью

Позицию звука в середине слова: Определяет / Не определяет / Определяет с помощью

*Слоговый анализ: Делит/Не делит / Ошибки в делении односложных слов.

*Звуковой синтез: Хорошее слияние звуков / Нет звукового слияния

/ Не достаточно хорошее (на уровне слов из трех звуков);

справляется с заданиями после нескольких повторений

* Синтез предложения: Составляет предложение / Не составляет / Составляет с помощью

*Анализ предложения: Определяет/Не определяет количество слов в предложении

/Затрудняется в предложениях с предлогами

3 .Звуковая структура слова.

* N – воспроизводит слоговую структуру правильно

*Не грубые нарушения, воспроизводит слоговую структуру замедленно. (затруднено

произношение слов со сложной слоговой структурой),

* грубые нарушения – Уподобление слогов / Добавление звуков, слогов

/ Сокращение звуков, слогов / Замена местами звуков, слогов.

* глубокое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости

XII.Экспрессивная речь. Активный словарь.

1 .Обобщающие понятия

Сформированы/ Не достаточно сформированы / Не сформированы

*Владеет (видовыми, родовыми) обобщающими понятиями

*Не владеет обобщающими понятиями:

Дикие животные, Домашние , Деревья, Цветы, Насекомые, Посуда, Мебель, Транспорт

2..Предметный словарь

Достаточный / Ограничен / Беден.

*Допускает ошибки в толковании лексических значений.(слова с одним значением)

Книга – тетрадь, тарелка – блюдце, стул – табурет.

*Не знает многих названий распространенных профессий.

Врач, Пожарный, Учитель, Парикмахер, Строитель, Продавец, Повар.

* Не знает многих названий детенышей животных :

Козленок, Теленок, Жеребенок, Поросенок, Львенок, Тигренок, Олененок, Лисенок.

*Не называет многие части тела; Части предметов;

* Не подбирает синонимы к существительным.

2. Глаголъныйсловаръ :

Достаточный / Ограничен / Беден.

* Отсутствует навык образования новых глаголов приставочным способом.

*Не употребляет глаголы движения;Глаголы трудовых действий.

* Не достаточно знает глаголы обозначающие звукоподражательные действия животных

Рычит, Пищит, Жужжит, Гогочет

* Не подбирает Синонимы / Антонимы к глаголам

  1. .Прилагательные:

Достаточный / Ограничен/Беден

* – Не употребляет относительные прилагательные:

Железная, Кирпичная, Деревянная, Резиновый, Плюшевый, Вишневый, Пшенная, Грушевое

– Допускает ошибки в образовании прилагательных.

* – Не употребляет притяжательные прилагательные:

Папина, Мамина, Бабушкины, Девочкина, Медвежья, Верблюжья, Заячьи, Беличьи.

– Не всегда правильно образует.

* Не подбирает Синонимы / Антонимы к прилагательным

ХIII.Грамматический строй:

Сформирован / Не достаточно сформирован /Аграмматизм:

*Не всегда правильное словоизменение существительных в ед.и мн. ч,

*Существительных в Р.п, существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами;

*Не всегда правильное употребление предлогов;

*Допускает ошибки в согласовании существительных с количественными числительными

*Не правильное употребление большинства грамматических форм.

Психологическое состояние.

Ребенок:

*активный, энергичный / пассивный, вялый

* спокойный, уравновешенный, сдержанный / неуравновешенный; вспыльчивый.

* подвижный / малоподвижный, вялый

* организован, усидчивый / неорганизованный, не усидчивый

* хорошая работоспособность / быстрая утомляемость,

* -общительный: хорошо находит контакт со взрослыми; со сверстниками

– плохо идет на контакт со взрослыми; с детьми

– не всегда находит общие интересы со сверстниками (уединяется),

– конфликтует со сверстниками; иногда возникают конфликтные ситуации со взрослыми

Психические процессы:

Развиты хорошо / Слабо развиты/ Не развиты.

Внимание:

Сосредоточенность: Хорошая сосредоточенность на задании, длительная концентрация

Не большая устойчивость, не может долго сосредоточиться на работе, отвлекается

Переключаемость: Легко переключается с одного вида деятельности на другой;

Рассеянность внимания, плохая переключаемость.

Длительность: При длительной работе, старается выполнить задание до конца.

Быстро теряет интерес при длительной работе.

Память:

-Зрительная память:Хорошая, быстро запоминает

Не достаточно развита, трудно и долго запоминает после нескольких демонстраций

Не развита, не может запомнить

-слуховая память: Хорошая, быстро запоминает

Читайте также:  Дефектолог карта развития ребенка

Не достаточно развита, трудно и долго запоминает, после нескольких и повторений

Не развита, не может запомнить

Восприятие:

*Произвольное: внимательно слушает и понимает, проявляет интерес без наглядного материала на слух.Легко овладевает знаниями и умениями

*Непроизвольное: отвлекается, иногда не понимает что от него требуют, не проявляет интерес без занимательного материала и наглядности.Тяжело овладевает знаниями и умениями

ХIV.Звукопроизношение…………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….

Назначение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Заключение

Психологическое состояние.

Ребенок: *активный, энергичный – пассивный, вялый

* спокойный, уравновешенный, сдержанный – неуравновешенный; вспыльчивый.

* подвижный – малоподвижный, вялый

* организован, усидчивый – неорганизованный, рассеянный, не усидчивый

* хорошая работоспособность – быстрая утомляемость,

* общительный: хорошо находит контакт со взрослыми; со сверстниками

плохо идет на контакт со взрослыми; с детьми

не всегда находит общие интересы со сверстниками (уединяется),

конфликтует со сверстниками; иногда возникают конфликтные ситуации со взрослыми

Психические процессы: * развиты хорошо, * слабо развиты, * не развиты.

Внимание: сосредоточен, внимателен, легко переключается с одного вида деятельности на другой; с трудом переключает внимание, быстро теряет интерес при длительной работе, быстро отвлекается.

Память: быстро запоминает, легко овладевает знаниями и умениями – трудно и долго запоминает, тяжело овладевает знаниями и умениями

Восприятие: произвольное: внимательно слушает, проявляет интерес без наглядного материала на слух – непроизвольное: отвлекается, не проявляет интерес без занимательного материала и наглядности

Рекомендации Заключение: ФНР

Задачи:

  1. Воспитание правильного звукопроизношения

-подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.

-постановка звука

-автоматизация звука

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Самомассаж кистей и пальцев рук.:

щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание

– Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».

  1. Развитие, совершенствование фонематической стороны речи.

Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих поставленный и автоматизированный звук.

Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза.

  1. Развитие речевого дыхания.

Игры на развитие речевого дыхания

«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».

  1. Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.

РекомендацииЗаключение: ФФНР

Задачи:

  1. Воспитание правильного звукопроизношения

-Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.

-Постановка звука

-Автоматизация звука

-Дифференциация смешиваемых звуков в речи.

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Самомассаж кистей и пальцев рук.:

щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание

– Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».

  1. Формирование фонематической стороны речи

Упражнения на развитие фонематического слуха и на развитие звукового анализа и синтеза.

*Формирование фонематического слуха:

-дифференциация фонем

-выделение заданного звука из звукового ряда, слогового ряда, в словах

*Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:

-Развитие анализа структуры предложения

формировать умение определять количество, последовательность и место

слов в предложении

– Развитие слогового анализа и синтеза

– Развитие звукового фонематического анализа и синтеза

умение выделять звуки в слове

определять позицию звука в начале, в конце слова

определение последовательности, кол-ва и места звука в слове

  1. Развитие речевого дыхания.

Игры на развитие речевого дыхания

Читайте также:  Таблицы и графики по развитию ребенка

«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».

  1. Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.

РекомендацииЗаключение: ОНР

Задачи:

  1. Словарная работа

Ввести в активный словарь:

Существительные: мебель, транспорт, одежда, посуда, насекомые…..;

Прилагательные: образование прилагательных от имени существительного;

Подбор антонимов: широкий-узкий. теплый-холодный .

Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения

навыками словообразования ( подбора однокоренных слов)

2.Грамматический строй речи

– Уметь образовывать притяжательные и относительные прилагательные.

-Совершенствование грамматического оформления речи

( согласование в роде, числе, падеже)

3.Воспитание правильного звукопроизношения

-подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.

-постановка звука

-автоматизация звука

4.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Самомассаж кистей и пальцев рук.:

щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание

– Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».

5.Формирование фонематической стороны речи.

*Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих

поставленный и автоматизированный звук.

*Формирование фонематического восприятия: дифференциация фонем

*Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:

-Развитие анализа структуры предложения

формировать умение определять количество, последовательность и место

слов в предложении

-Развитие слогового анализа и синтеза

– Развитие звуковогофонематического анализа и синтеза

умение выделять звуки в слове

определять позицию звука в начале, в конце слова

определение последовательности, кол-ва и места звука в слове

6.Развитие речевого дыхания.

Игры на развитие речевого дыхания

«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».

7.Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.

РекомендацииЗаключение: ЛГНР

Задачи:

  1. Словарная работа

Ввести в активный словарь:

Существительные: мебель, транспорт, одежда;

Прилагательные: образование прилагательных от имени существительного;

Подбор антонимов: широкий-узкий. теплый-холодный .

Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения

навыками словообразования ( подбора однокоренных слов)

2.Грамматический строй речи

– Уметь образовывать притяжательные и относительные прилагательные.

-Совершенствование грамматического оформления речи

( согласование в роде, числе, падеже)

3. Фразовая речь

Учить составлять предложения с однородными членами.

4.Связная речь

Совершенствовать навык пересказа

5.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Самомассаж кистей и пальцев рук.:

щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание

– Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».

6. Развитие, совершенствование фонематической стороны речи.

Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов.

(упражнения на развитие звукового анализа и синтеза).

-Развитие анализа структуры предложения

формировать умение определять количество, последовательность и место

слов в предложении

-Развитие синтеза предложения

Упражнять в составлении предложения из слов.

– Развитие слогового анализа и синтеза

делить слова на слоги, определять их количество

составлять из слогов слова.

– Развитие фонематического анализа и синтеза

умение выделять звуки в слове

определять позицию звука в начале, в конце слова

определение последовательности, кол-ва и места звука в слове

Источник