Капризный вялый ребенок 1 год

Капризный вялый ребенок 1 год thumbnail

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Читайте также:  Нужна ли путевка ребенку 1 год

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

Что такое «кризис одного года»?

Это один из возрастных кризисов, который завершает период младенчества (0 – 1 год). В это время ребёнок переходит на новый этап развития – раннее детство (1 – 3 года). 

Так называемый «механизм кризиса»

Характеризуется противоречивостью поведения. Заключается она в том, что малыш очень сильно нуждается во внимании и любви близких взрослых (не слезать с рук, ныть, требовать ласки), но в то же время ему необходимо познавать окружающий его мир (исследовать всё, что попадается на глаза) и поэтому он не реагирует на прямые запреты.

Проще говоря: раньше он был милейшим и послушным младенцем, а теперь стал шилопопиком, который одновременно очень сильно зависит от вас и в то же время его желания уже независимы от ваших!

Когда начинается?

Четких временных границ не имеется, всё происходит индивидуально: может начать раньше исполнения ребёнку 1 года или позже.

Примерно: от 9 месяцев до 1.5 лет

Сколько длится кризис одного года?

От несколько месяцев и до полугода.

Как распознать кризис одного года?

Проявляться он может по-разному. Но основные признаки следующие:

  • требует повышенного внимания (например, всю прогулку не желает сидеть в коляске или ходить, а вот находиться на ваших руках – только «ЗА»)
  • не слушается (бегом в самую глубокую и грязную лужу!)
  • становится настойчивым и упрямым, проявляет желание всё делать сам (хочет сам выбирать время для прогулки или даже одежду)
  • наблюдаются частые капризы (может показаться, что без значимой причины; но – речевое развитие не позволяет малышу выразить свои желания словами, а непонимание со стороны родителей вызывает у него негодование)
  • остро реагирует на замечания (сразу – в крокодильи слёзы)
Читайте также:  Ребенка 1 год стошнило

Как реагировать на кризис одного года взрослому?

Для начала родителям надо понять – это временный период, но естественный для развития ребёнка. А важнейшая задача мамы и папы – помочь ребёнку пройти этот этап и преодолеть все его трудности.

Надо понять: проявление самостоятельности – это совсем не признак дурного характера.

Что же делать?

1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА

Если до сих пор этого не сделали, то сейчас – самое время:

Пересмотрите содержимое ящиков и шкафчиков, до которых может добраться ребёнком, и переместите потенциально опасные предметы в недоступные ему места.

Если малыш разлил на пол растительное масло, то виноват не годовалый малыш, а родители, которые оставили это масло в доступном для ребёнка месте.

2. СЕМЕЙНЫЙ ЗАКОН.

Обсудите с мамой/папой основные моменты в воспитании ребёнка, в частности – табу для ребёнка.

Лучше остановиться на том, что действительно вызывает угрозу здоровью и жизни ребёнка (например, нельзя подходить к плите/духовке или нельзя вставать ногами на подоконник).

Ведь если запретов слишком много, то большинство из них ребёнком будет нарушаться точно!

Прежде, чем сделать замечание – подумайте, а нужно ли оно? Действительно ли это важно сейчас?

3. ПОДКЛЮЧАЕМ ЮМОР И СМЕКАЛКУ.

Ребёнок за вами тайфуном проносится по квартире, разнося всё на своём пути.

Спокойствие, только спокойствие!

  • Нет, ну вы же взрослый человек! Направьте эту энергию в нужное русло (научитесь переключать ребёнка!).

Хочешь играть на кухне? Да, пожалуйста! Держи миску, кастрюльку, ложку, дуршлаг!

Хочешь вместе со мной мыть пол? Да, ради Бога! Держи влажную тряпку.

Хочешь помочь маме? Доставай вещи из стиральной машины и складывай в тазик. Ах, какой помощник!

  • Подключите смекалку, превращайте всё в игру!

Не бойтесь доверять малышу и смело давайте поручения!

А это, между прочим, работа над развитием речи (а в частности – над её пониманием)!

Даже неприятные процедуры необходимо превращать в игру!

Например, если необходимо сделать ингаляцию, можно в ванной поставить тазик с отваром ромашки (или что там вам выписал врач?), запустить туда кораблики и вместе дуть на них!

  • Я всегда говорю – ориентируйтесь на интересы своего ребёнка!

Подводим итоги!

Кризисы приходят и уходят, а впереди вас ждут ещё кризисы 3, 7 лет и подростковый! Но вы держитесь! Шутка!

Всё может пережить и преодолеть, главное – ваш правильный настрой и позитивное мышление!

Поддержите лайком – нажмите «палец вверх» и подписывайтесь на мой канал, если вам интересны темы детского развития и воспитания.

Источник

Родителей беспокоит любая угроза здоровью малыша, поэтому они обращают внимание на все неприятные симптомы. Когда у ребенка слабость и сонливость без температуры — это тревожный сигнал. Он может свидетельствовать о серьезных неполадках в работе организма.

Основные симптомы

У детей первого года жизни определить такое состояние сложно. Чаще всего оно проявляется отсутствием аппетита, вялостью и чрезмерной сонливостью. Симптомы иногда наблюдаются при прорезывании нижних и верхних зубов.

Признаки легко спутать с началом простуды или инфекционного процесса. Точную причину может определить только педиатр, внимательно изучив физическое состояние малыша и проанализировав его поведение.

Когда ребенок начинает ходить и умеет разговаривать, выявить симптомы патологической слабости проще. Упадок сил проявляется:

  • отказом от подвижных игр в дневное время;
  • излишней возбужденностью и раздражительностью;
  • капризностью, беспричинными слезами;
  • сонливостью.

Нередко дети с трудом засыпают по вечерам, беспокойно спят, но утром их сложно поднять с кровати.

Слабость и усталость пагубно влияют на защитные силы организма. Иммунная система не способна отражать атаки вирусов, поэтому малыш чаще простужается.

Возможные причины

Предпосылки для развития хронической усталости у ребенка можно условно разделить на две группы. В первую входят физиологические причины, влияние которых просто откорректировать:

  • умственное или физическое перенапряжение;
  • чрезмерные нагрузки в школе;
  • неправильный режим дня;
  • несбалансированный рацион;
  • гормональная перестройка организма;
  • нехватка витаминов.

Ко второй группе относятся патологические состояния, опасные для здоровья и вызывающие серьезные осложнения. На них лучше остановиться подробнее.

Инфекционные заболевания

Воспалительный процесс — распространенная причина упадка сил. В первые дни заболевание может протекать без температуры, проявляясь:

  • сонливостью в светлое время суток;
  • головными болями;
  • отказом от пищи;
  • темными кругами вокруг глаз;
  • плохим настроением и раздражительностью.

Постепенно развитие инфекции вызывает интоксикацию организма. У ребенка повышается температура, он жалуется на мышечные боли, ломоту в костях.

Отличительной чертой респираторного заболевания является заложенность носа, кашель, увеличение лимфоузлов.

Сонливость — один из симптомов:

  • ОРВИ;
  • гриппа;
  • отита;
  • ангины;
  • краснухи;
  • кори;
  • ветрянки.
Читайте также:  Тыква на ужин для ребенка 1 год

После окончания ОРВИ и гриппа признаки усталости проходят не сразу. Восстановительный период зависит от состояния иммунной системы.

Патологии крови

Детские болезни крови опасны для здоровья, поэтому нужно внимательно присматриваться ко всем изменениям в состоянии ребенка, чтобы не пропустить начало патологического процесса.

Некоторые болезни, например, лейкоз, поражают органы кроветворения и костный мозг. Нарушается развитие лейкоцитов, организм страдает от нехватки кислорода. Болезнь проявляется:

  • вялостью, усталостью;
  • плохим аппетитом;
  • бледностью;
  • увеличением лимфоузлов;
  • ломкостью ногтей и волос;
  • чрезмерной чувствительностью кожи;
  • учащенным сердцебиением;
  • простудами.

Еще одна опасная патология крови — анемия, или нехватка эритроцитов и гемоглобина. У детей часто диагностируется железодефицитная анемия, спровоцированная недостатком железа. Основной причиной болезни считается неправильное питание. Ее можно распознать по таким признакам:

  • быстрая утомляемость;
  • частые обмороки;
  • капризность;
  • раздражительность;
  • сонливость.

Причины анемии нужно срочно устранить. Длительная нехватка железа в организме отрицательно влияет на работу сердца и может привести к дистрофии миокарда.

Болезни щитовидной железы

Нарушение функции щитовидной железы ухудшает метаболические процессы, работу нервной системы и других органов. Развитию заболевания способствуют плохая экология, недостаток йода или селена в организме, инфекции.

Врачи выделяют общие симптомы патологии:

  • нарушение сна;
  • слабость;
  • отечность;
  • перебои сердечного ритма;
  • подавленное настроение;
  • раздражительность;
  • утомляемость;
  • ожирение.

Дети, страдающие заболеваниями щитовидной железы, хуже усваивают информацию в школе, плохо едят, нередко мочатся в кровать по ночам.

Наиболее опасны для детей:

Реклама:

  • первичный и вторичный гипотиреоз;
  • диффузный и узловой зоб;
  • тиреоидит.

Нейроциркуляторная дистония

Патология чаще встречается у школьников. Нейроциркуляторную дисфункцию называют вегетососудистой дистонией. Это рецидивирующие головные боли. Они могут стать следствием психоэмоциональных расстройств и нервного напряжения.

Боль локализуется на затылке или на лбу. Нередко симптомы появляются на фоне солнечной активности или изменения погодных условий. В большинстве случаев боль успокаивается после сна, но иногда отдых не помогает и ребенку необходимы медикаментозные препараты.

Симптомы нейроциркуляторной дистонии сопровождаются:

  • головокружениями;
  • тревожностью;
  • нарушением сна;
  • упадком сил;
  • апатией;
  • учащенным пульсом;
  • потливостью;
  • скачками давления.

Электролитные расстройства

Нарушение электролитного баланса происходит по разным причинам. Частыми предпосылками являются нехватка жидкости и неправильный рацион, ограничивающий употребление калия и кальция.

В некоторых случаях электролитный обмен ухудшается по вине заболеваний желудочно-кишечного тракта. Тогда недомогание сопровождается поносом, рвотой и сонливостью.

Нехватка жидкости в организме проявляется:

  • онемением тела;
  • отсутствием аппетита;
  • тошнотой;
  • редким мочеиспусканием;
  • постоянной жаждой;
  • аритмией;
  • усталостью;
  • апатией.

Миастения

Аутоиммунное заболевание, характеризующееся слабостью мышц и патологической усталостью, называется миастенией. Оно протекает без температуры и часто является врожденным. Начальные симптомы могут проявиться в конце первого года жизни, когда начинают резаться зубы. У малышей наблюдаются:

  • ухудшение функции жевательных мышц;
  • невнятность речи;
  • сильная утомляемость мышц тазового дна;
  • двигательные расстройства.

Если болезнь не лечить, симптомы усиливаются. Нервно-мышечные связи нарушаются. Могут появиться проблемы с дыханием, несущие серьезную угрозу ребенку.

Нарколепсия

Редкая патология центральной нервной системы, отличительным признаком которой является упадок сил,— нарколепсия. Этиология болезни точно не выяснена, но считается, что она обусловлена наследственным фактором.

Ученым известно, что нарколепсия развивается при нехватке гипокретина. Вещество ответственно за процесс засыпания и пробуждения человека. Заболевание часто сопровождается синдромом апноэ.

Свидетельствовать о наличии патологии может:

  • вялость и апатия ребенка;
  • жалобы на слабость мышц;
  • частые падения на ровном месте;
  • немотивированная агрессия;
  • сонливость днем;
  • трудности с засыпанием по вечерам;
  • заторможенность;
  • нарушение памяти;
  • ухудшение внимания.

Главный признак нарколепсии — постоянное желание спать. Ребенок проваливается в сон по несколько раз в день и с трудом просыпается.

Депрессия

При нарушениях психоэмоционального характера у ребенка может возникнуть депрессия. На ее развитие часто влияют:

  • ночной энурез;
  • ссоры родителей;
  • проблемы со сверстниками.

Депрессия вызывает апатию у ребенка. Он перестает интересоваться окружающим миром, становится безучастным и замкнутым. Ярким симптомом нарушения считается беспокойный сон по ночам, кошмары и сонливость в дневное время. Сопутствующими признаками являются:

  • перепады настроения;
  • слабость;
  • отказ от еды;
  • нежелание играть с друзьями;
  • головные боли;
  • раздражительность;
  • высыпания на коже.

Чтобы помочь ребенку, необходима помощь психолога. Депрессия, особенно у подростков, очень опасна и может привести к серьезным последствиям.

Когда следует обратиться к врачу

Любое изменение в состоянии ребенка — повод проконсультироваться с педиатром. Болезнь проще лечить на начальной стадии, поэтому важно вовремя выявить патологический процесс.

Нужно вызвать скорую помощь, когда сонливость и упадок сил наблюдаются после травмирования головы, позвоночника или сопровождаются:

  • расстройством стула;
  • запором;
  • редким или частым мочеиспусканием;
  • бледностью кожи;
  • заторможенностью;
  • повышением температуры;
  • нервным тиком;
  • тошнотой, рвотой.

Каждый из этих симптомов — признак нарушений, поэтому медлить нельзя.

Слабую активность днем, мышечные боли и желание спать не стоит оставлять без внимания. Лучше перестраховаться, пройти обследование и оградить малыша от осложнений после болезни и других неприятностей.

Реклама:

Источник