Какова роль взрослого в развитии ребенка младенческого возраста

Какова роль взрослого в развитии ребенка младенческого возраста thumbnail

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка – кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Удовлетворяет он и потребность во впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки.

Двигаясь в пространстве с помощью взрослого, оно имеет возможность видеть больше предметов, прикасаться к ним, схватывает их. По инициативе взрослого возникают основные слуховые и осязательные впечатления.

Положительное эмоциональное отношение ребенка к взрослому, очевидное удовольствие от общения с ним оказываются уже в комплексе оживления. Такое отношение усиливается течение всего младенческого периода. Эмоциональное общение со взрослым существенно влияет на настроение ребенка.

Своим появлением он поднимает настроение ребенка, побуждает к действиям, к которым перед этим она относилась равнодушно. К концу 4-б-месячного возраста общение со взрослым приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих: знакомому взрослому радуется, незнакомый может вызвать у него страх.

Потребность в эмоциональном общении, которая имеет важное значение для развития ребенка, может вызвать и негативные проявления. Если взрослый постоянно находится с ребенком, он привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если ее хотя бы на минуту оставляют одну.

При правильном применении методов воспитания характерно для начала младенческого периода непосредственное общение (общение ради общения) уступает место общению по поводу предметов, игрушек, а затем перерастает в совместную деятельность взрослого и ребенка.

Общение с младенцемВзрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает внимание к предметам, демонстрирует возможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит как в руководстве со стороны взрослого действиями ребенка, так и в том, что младенец, не имея возможности выполнить какое-то действие, обращается за помощью и содействием взрослого. Большое значение в их совместной деятельности имеет способность подражать действиям взрослого, которая открывает широкие возможности для обучения.

В 7-10 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Чаще всего она воспроизводит показанное ему действие не сразу, а через некоторое время, даже через несколько часов. Иногда подражание возникает после многократного показа. К концу младенческого возраста дети проявляют большую способность к подражанию, повторяя за взрослым разнообразные действия.

Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для его психического развития. Уже в младенческого возрасте ярко проявляется общая закономерность его психического развития – психические процессы и качества формируются у нее под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В связи с зависимостью от взрослых отношение младенца к действительности и к себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. То есть отношение ребенка к действительности является социальным отношением.

Младенцу два месяцаСразу после рождения младенец еще не нуждается в общении с окружающими людьми, это возникает под воздействием следующих условий:

1) объективная потребность младенца в уходе и заботе взрослых. Только благодаря постоянной помощи близких людей ребенок может выжить в этот период, поскольку еще не способен самостоятельно удовлетворять свои органические потребности. Заинтересованность во взрослом вовсе не является потребностью в общении.

В первые дни после рождения ребенок учится использовать взрослых для преодоления дискомфорта и получения того, что ей необходимо, с помощью различных криков, хникання, гримас. Младенец в этот период не адресует своих сигналов конкретному лицу, оно еще не общается;

2) обращенная к ребенку поведение взрослого. С первых дней появления ребенка на свет взрослый обращается с ней так, будто она может включаться в общение: разговаривает с ней, ищет знаков, по которым можно считать, что ребенок включилась в общение.

Сначала ребенка привлекает к общению взрослый, позже у него самого возникает потребность в этом. Важнейшим средством общения в младенческого возрасте является экспрессивные ДЕЙСТВИЯ (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции).

“Взрослый не только удовлетворяет потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он оценивает его поведение, поощряет улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если он ведет себя не так, как нужно. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

Итак, роль взрослого в общении с ребенком является одной из главных предпосылок успешного развития ребенка и социализации его в человеческой среде.

Полюбила женатого

От романа с женатым мужчиной не застрахована ни одна женщина. Но, если одни идут на такие отношения добровольно, другие узнают о том, что любимый не свободен, когда роман находится в самом разгаре. …

Углеводная диета опасна для здоровья

Садясь на диету, мы хотим приобрести идеальные формы, но какие последствия нас ожидают через 10-15 лет мы не задумываемся. А ведь для организма ничего не проходит бесследно, в особенности такой стре …

Стриптиз для похудения

На этой страничке мы опубликовали статью и видеокурс как похудеть при помощи стриптиза. Данные упражнения очень эффективны, а самое главное Вы с легкостью сможете выполнять их в домашних условиях без …

Как свести с ума и удержать любого мужчину

Часто многие женщины задумываются, почему вокруг их подруг увивается множество поклонников, а возле них никто долго не задерживается. Ведь, кажется, она имеет такие же достоинства, как и подруга, то …

Про религиозные праздники и посты

В паулинистский период формирования христианства активно разрабатывается христианская праздничность. Прежде устанавливается празднование воскресенья, что необходимо для противопоставления иудейской су …

Источник

Роль взрослого в воспитании ребёнка раннего возраста.

С момента появления на свет младенец нуждается в тесном эмоциональном телесном контакте с матерью. Он жаждет чувствовать её прикосновения, ласку, постоянную заботу и внимание, всеми имеющимися у него средствами старается удержать её возле себя, вступает с ней в диалог. Чуткое и ласковое поведение матери, симбиотическая связь, эмоционально-личностное общение с ней способствуют формированию у ребёнка чувства безопасности, защищённости, доверия к миру. Эти же чувства он со временем переносит на тех взрослых, с которыми вступает в тесный эмоциональный контакт. От того, сформированы эти базисные новообразования или нет, в будущем зависит уверенность малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные поступки.

Маленький ребёнок безгранично доверяет взрослому. Рядом с ним малыш не испытывает страха, чувствует себя в безопасности. В новой обстановке, оценивая степень опасности, он в первую очередь ориентируется на взрослого: обращает внимание не его внешние проявления, старается вникнуть в суть его высказываний. Доверяя ему, малыш приобретает доверие к миру. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражая любимому взрослому.

Ребёнок – существо деятельное, любознательное. Наблюдая за происходящим вокруг, он сразу же вычленяет для себя что-то новое, стремится понять его, проявляя самостоятельность, инициативность. Но без взрослого ему не обойтись. В первые годы жизни происходит становление индивидуальности ребёнка, поэтому чрезвычайно важно, чтобы взрослые создавали оптимальные условия для развития его личности. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребёнок начинает усваивать огромное количество специфических действий с предметами согласно их общественному назначению, учится играть, жить в социуме.

Взрослый не должен скупиться на щедрые похвалы ребёнка. Следует отмечать даже незначительные успехи малыша. Воспитание любовью – эффективный метод воспитания детей первых лет жизни. В атмосфере любви и заботы малыш растёт спокойным, активным, уверенным в себе, открытым и доброжелательным к окружающим. Любовь ускоряет процесс социализации ребёнка. При недостатке любви малыш постоянно испытывает дискомфорт, растет хмурым, замкнутым, неуверенным в себе.

Умение ребёнка обращаться ко взрослому с вопросом, за помощью – прямое отражение того, как взрослый общается с малышом.

Любовь к ребёнку не означает вседозволенность. Спокойно, доброжелательно высказанное замечание, ограничение в нежелательных действиях – это тоже проявление любви. Для малыша это и расстановка ориентиров, и осознание понятий «хорошо – плохо», и уверенность в том, что о нем помнят, а значит, любят.

Взрослый должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Такой взрослый в глазах ребёнка становится настоящим авторитетом, на которого хочется походить во всем. Развивающая роль взрослого заключается в грамотном сопровождении малыша в окружающем мире.

Категорически запрещается высмеивать ребёнка, унижать его достоинство. Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте формируется самооценка.

Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие, доходчиво разъяснить смысл его поступков. Ни в коем случае нельзя запугивать ребёнка, угрожать ему. Если что-то запрещается категорически, то следует предложить малышу альтернативу. Запретив одно, нужно сразу же предложить что-то другое, нельзя ребёнка оставлять в бездеятельном состоянии. И все же ребёнок может расшалиться, перестать слушать взрослого. В этом случае для малыша первого и второго годов жизни действенным будет метод отвлечения: «Смотри, к на птичка прилетела!».

Задача взрослого – донести до сознания детей мысль о том, что есть запреты, которые даже не обсуждаются.

В воспитании малышей могут иметь место порицания, но не суровые наказания. Шлепок демонстрирует бессилие взрослого, бессмысленное усаживание на стул также не имеет эффекта. Ребёнок в силу особенностей возраста не сможет долго усидеть на стуле и найдет для себя занятие под стулом, а то и вовсе сбежит, забыв о первопричине наказания. Ещё хуже, когда взрослый пытается наказать ребёнка трудом: «Что ты все бегаешь и бегаешь! Лучше иди покорми рыбок!»

Останавливая нежелательные действия малыша, взрослый не должен поддаваться эмоциям. Следует спокойно и грамотно разобраться в происходящем. При этом важен стиль порицания: взрослый должен выражать не гнев, а огорчение (малыш чутко улавливает разницу). Сочувствуя огорчению взрослого, ребёнок искренне раскаивается в содеянном, надолго запоминает этот эпизод. Гневные слова в адрес малыша могут привести к неожиданным результатам. Ребёнок второго года жизни начнет удивленно рассматривать лицо разгневанного взрослого, прислушиваться к возбужденному голосу, не вникая в суть происходящего.

Порицание должно сразу же следовать за проступком, чтобы ребёнок понял его справедливость. Педагогическая ценность порицания пропадает, если взрослый говорит: «Вечером придет папа, я ему расскажу!..» К вечеру малыш напрочь забудет о своем поступке, так как память его кратковременна.

В ходе воспитательного процесса важно дозировать запреты и наказания. Частые ограничения сковывают детскую активность, замедляют развитие интеллекта. У одних детей резко снижается эмоциональный тонус, пропадает интерес к окружающему. Дети, находящиеся в угнетённом состоянии, довольно длительное время могут отказываться от игры и т.п. Другие бунтуют, кричат, протестуют против ограничения свободы собственных действий, становятся раздражительными, обидчивыми.

Раннее детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство. Постоянно помня о том, что организм малышей хрупок и раним, взрослый должен чутко реагировать на изменения самочувствия и настроения детей.

Источник

gn=”justify”> 2. перенос в другую ситуацию. Таким образом происходит отрыв действия от единичного предмета и конкретной ситуации.

П.Я. Гальперин выделил 2 вида предметной деятельности в раннем возрасте [1,346]:

1. ручные – в этом случае предметами действуют как рукой;

2. орудийные – в этом случае рука подстраивается под орудие.

Использование орудийного действия направлено не на функциональное удовольствие, а на результат.

Следующая перестройка в предметной деятельности происхлдит под влиянием образа действий, который предлагает взрослый. В результате начинает складываться совместная деятельность, в результате которой взрослый передает ребенку общественно-выработанные способы употребления предметов, т.е. ребенок начинает подчинять действия не логике орудия, а логике употребления данного предмета, принятого в данном обществе.

Д.Б. Эльконин [27,287]в предметной деятельности выделил две стороны:

  • смысловую
  • техническую

Когда действие сформировалось, эти стороны слиты и образуют единство.

Позже ребенок начинает воспроизводить предметные действия с особым смыслом, ради выполнения поручений взрослого. Характерной особенностью является постоянная ориентация на оценку взрослого, что закладывает основу формирования оценки предметной деятельности.

К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Игровая деятельность начинает складываться в раннем детстве. Различают два вида игр[30,190]:

  • предметная
  • сюжетно-ролевая

Предметная игра направлена на воспроизведение действий с предметами. В раннем детстве формируются разнообразные предпосылки к ролевой игре. Это переименование предметов, отождествление своих действий с действиями взрослых, называние себя именем другого человека, формирование действий, которые воспроизводят действия других людей.

Содержание первых игр ограничивается двумя-тремя действиями (кормление куклы, укладывание ее спать). Но дети не отображают сюжетов их субъективной жизни, а показывают то, что им показал взрослый.

В раннем детстве в игре дети начинают использовать разнообразные заместители, замещая один предмет другими. Ребенок не дает предмету-заместителю другие названия, затем дети дают предметам игровое название [27,417].

В играх детей нет развернутых ролей, но можно наблюдать постепенно формирование предпосылок к ролевой игре. С появлением предметов-заместителей ребенок начинает изображать действия конкретных взрослых, действуя, как взрослый. Постепенно ребенок узнает себя в игре и понимает, что играет роль.

Различают этапы игры:

  1. Отобразительная игра – распространена у детей 1,5 лет, отображает предметно-игровые действия.
  2. Сюжетно-отобразительная игра – ребенок разворачивает элементарный сюжет.
  3. Сюжетно-ролевая игра – после трех лет.

Согласно В.В. Бойко[6,57], в ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Тем самым удовлетворяется основная потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми.

В связи с развитием предметной деятельности в раннем возрасте возникают предпосылки к овладению рисованием. На втором году возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Ребенок начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая беспорядочные движения, ребенок не стремится что-либо изобразить, он просто манипулирует карандашом по бумаге. Ребенок делает важное открытие, которое оставляет след и ребенок видит наглядный образец собственных действий. Каракули вызывают у ребенка интерес, стремление их повторить. Каракули – это прерывания, слегка закругленные линии с одинаковым слабым нажимом [29,179].

По мнению В.С. Мухиной [18,161], перелом в рисовании возникает, когда ребенок узнает в каракулях предметы окружающего мира, но такой рисунок еще очень далек от реальности, поскольку у ребенка не было намерений нарисовать именно это. Когда ребенок раннего возраста высказывает намерение что-нибудь изобразить («Нарисую дядю… солнышко… зайчика»), он имеет ввиду знакомый ему графический образ – сочетание линий, которое в его прошлом опыте обозначалось как то или иной предмет. Графическим образом многих предметов становится закругленная линия.

Для формирования собственно изобразительной деятельности недостаточно лишь отработки «техники» нанесения линий и обогащения восприятия и представлений. Необходимо формирование графических образов, что возможно при систематическом влиянии взрослого.

В раннем детстве появляется стремление ребенка действовать со взрослым, как большой. Дети ежедневно наблюдают за трудом взрослого и видят их результат. Ребенка привлекают дела взрослого, поэтому он настойчиво требует помогать ему. Но смыл трудовых действий не всегда понятен ребенка, поэтому эмоциональное желание действовать со взрослым выражено сильнее, чем результат. Качество трудовых операций очень низкое , поскольку ребенок ориентирован на желание, привлекательность труда.

Главная черта труда – орудийность, то есть ребенку важно использовать какое-либо орудие в конкретном трудовом действии, поэтому он часто не доводит начатое до конца. Цель оперирования с орудиями труда лежит в самих действиях.

С двух с половиной лет начинает формироваться личностное новообразование – гордость за собственные достижения. И теперь ребенок видит результат своих действий и хочет получить положительную оценку. Ближе к трем годам ребенок начинает осознавать результат. Сначала он фиксирует трудовые действия и его результат в речи, а затем начинает претворять свои действия.

Наряду с результативными действиями появляются предпосылки продолжения действий, но только в совместном труде со взрослым.

Со становлением предметной деятельности ребенок осваивает бытовые навыки, ребенок интересуется функциями предметов, включается в бытовые процессы. Технической стороной бытовой деятельности выступают культурно-гигиенические навыки, которые направлены на подержание личной гигиены с помощью социально заданных средств [15,247].

Ребенок в бытовой деятельности начинает усваивать первые причины следственной связи (одежда, полотенце), что положительно влияет на его мышление.

Привитие культурно-гигиенических навыков повышает контроль к собственному внешнему виду, формирует представления о тел, учит быть опрятным, бережливым.

В результате освоения культурно-гигиенических навыков ребенок начинает осваивать правила культуры поведения[24,174]:

  • мыть руки перед едой, после посещения туалета;
  • аккуратно есть, не разговаривать во время еды;
  • складывать свою одежду перед сном;
  • просится на горшок;
  • чистить зубы, расчесываться, одеваться;
  • употреблять вежливые слова;
  • пользоваться носовым платком и др.

Итак, предметная деятельность становится ведущей в раннем возрасте. В раннем возрасте зарождаются и другие виды деятельности. Ранний возраст – это период, когда ребенок психологически погружается в предметную, игровую, изобразительную, трудовую и бытовую деятельности. У ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, ребенок начинает использовать орудия труда в конкретном трудовом действии. В действиях ребенка любой предмет может взять на себя функцию другого предмета. Ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослого. Также в предметной и других видах деятельности идет психическое, личностное развитие.

1.2. Роль родителей в развитии ребенка в раннем возрасте

1.2.1. Родительство как феномен

Родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях повеведенческой составляющей родительства [23,31].

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры.

Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределений ответственности, обязанностей. Сначала это согласование происходит на теоретическом уровне, а с появлением ребенка начинает реализоваться на практике.

Психологами Р.В. Овчаровой [23], Л.Ф. Обуховой [21] рассматривается родительство как психологическое явление с точки зрения двух различных подходов: системного и феноменологичного.

Согласно Р.В. Овчаровой [23,83] на стадии развитой формы родительство включает в себя такие компоненты:

  1. Родительские ценности
  2. Установки и ожидания
  3. Родительское отношение
  4. Родительские чувства
  5. Родительские позиции
  6. Родительскую ответственность
  7. Стиль семейного воспитания

Согласно системному подходу, родительство в качестве относительно самостоятельного образования входит в более крупную систему, каковой является система семья.

Используя принципы системного подхода, применительно к психолого-педагогическому формированию феномена родительства, можно констатировать следующее:

1. Феномен родительства системно детерминирован, то есть представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

2. Феномен родительства многогранен. Родительство – многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: на субъективно-личностном уровне и как надындивидуальное целое. Оба этих уровня одновременно являются естественными этапами формирования родительства.

3. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистема – уровень влияний общества; мезосистема – уровень влияния родительской семьи; микросистема – уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности. Нами будут рассмотрены первые три уровня.

4. Феномен родительства – явление динамическое, включающее процесс становления и развития.

5. Психолого-педагогическое формирование родительства должно осуществляться с опорой на педагогические компоненты родительства как интегрального психологического образования личности.

Родительство, являясь динамической системой, имеет определенные этапы, на которых психологи выделяют различные родительские функции и задачи, которые также изменяются в зависимости от возраста ребенка.

Л.Г. Матвеева [24, 268] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребенка:

  1. Раннее младенчество (до одного года). В это время для ребенка огромное значение имеет любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстраненным от окружающего мира.
  2. Позднее младенчество и раннее детство (от одного года до пяти лет), на этом этапе становление самостоятельности м уверенности зависит от характера общения со взрослыми,
  3. Дошкольный и младшешкольный период (от пяти до одиннадцати лет). На этом этапе ребенок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале,
  4. Подростковый период и юность (от одиннадцати до семнадцати лет). На этом этапе в поведении ребенка характерна ориентация на нормы взрослых.

Л.Ф. Обухова, Р.В. Овчарова подчеркивали, что именно с близкими взрослыми (мамой, папой) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Источник