Какова роль взрослого на этапе развития ребенка
Определение 1
Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.
Общение между взрослым и ребенком и его роль
Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:
- Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
- Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
- Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.
Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.
Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.
Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.
Функции взрослого в жизни ребенка
От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.
Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.
С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.
Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:
- организацией совместной деятельности,
- педагогическими ситуациями,
- показом.
В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира. Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать. По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.
Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.
Замечание 1
Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.
Влияние взрослого на развитие ребенка
Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка. Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке. Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.
К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.
Замечание 2
Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.
Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.
Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.
Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.
Источник
Роль взрослого в воспитании ребёнка раннего возраста.
С момента появления на свет младенец нуждается в тесном эмоциональном телесном контакте с матерью. Он жаждет чувствовать её прикосновения, ласку, постоянную заботу и внимание, всеми имеющимися у него средствами старается удержать её возле себя, вступает с ней в диалог. Чуткое и ласковое поведение матери, симбиотическая связь, эмоционально-личностное общение с ней способствуют формированию у ребёнка чувства безопасности, защищённости, доверия к миру. Эти же чувства он со временем переносит на тех взрослых, с которыми вступает в тесный эмоциональный контакт. От того, сформированы эти базисные новообразования или нет, в будущем зависит уверенность малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные поступки.
Маленький ребёнок безгранично доверяет взрослому. Рядом с ним малыш не испытывает страха, чувствует себя в безопасности. В новой обстановке, оценивая степень опасности, он в первую очередь ориентируется на взрослого: обращает внимание не его внешние проявления, старается вникнуть в суть его высказываний. Доверяя ему, малыш приобретает доверие к миру. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражая любимому взрослому.
Ребёнок – существо деятельное, любознательное. Наблюдая за происходящим вокруг, он сразу же вычленяет для себя что-то новое, стремится понять его, проявляя самостоятельность, инициативность. Но без взрослого ему не обойтись. В первые годы жизни происходит становление индивидуальности ребёнка, поэтому чрезвычайно важно, чтобы взрослые создавали оптимальные условия для развития его личности. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребёнок начинает усваивать огромное количество специфических действий с предметами согласно их общественному назначению, учится играть, жить в социуме.
Взрослый не должен скупиться на щедрые похвалы ребёнка. Следует отмечать даже незначительные успехи малыша. Воспитание любовью – эффективный метод воспитания детей первых лет жизни. В атмосфере любви и заботы малыш растёт спокойным, активным, уверенным в себе, открытым и доброжелательным к окружающим. Любовь ускоряет процесс социализации ребёнка. При недостатке любви малыш постоянно испытывает дискомфорт, растет хмурым, замкнутым, неуверенным в себе.
Умение ребёнка обращаться ко взрослому с вопросом, за помощью – прямое отражение того, как взрослый общается с малышом.
Любовь к ребёнку не означает вседозволенность. Спокойно, доброжелательно высказанное замечание, ограничение в нежелательных действиях – это тоже проявление любви. Для малыша это и расстановка ориентиров, и осознание понятий «хорошо – плохо», и уверенность в том, что о нем помнят, а значит, любят.
Взрослый должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Такой взрослый в глазах ребёнка становится настоящим авторитетом, на которого хочется походить во всем. Развивающая роль взрослого заключается в грамотном сопровождении малыша в окружающем мире.
Категорически запрещается высмеивать ребёнка, унижать его достоинство. Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте формируется самооценка.
Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие, доходчиво разъяснить смысл его поступков. Ни в коем случае нельзя запугивать ребёнка, угрожать ему. Если что-то запрещается категорически, то следует предложить малышу альтернативу. Запретив одно, нужно сразу же предложить что-то другое, нельзя ребёнка оставлять в бездеятельном состоянии. И все же ребёнок может расшалиться, перестать слушать взрослого. В этом случае для малыша первого и второго годов жизни действенным будет метод отвлечения: «Смотри, к на птичка прилетела!».
Задача взрослого – донести до сознания детей мысль о том, что есть запреты, которые даже не обсуждаются.
В воспитании малышей могут иметь место порицания, но не суровые наказания. Шлепок демонстрирует бессилие взрослого, бессмысленное усаживание на стул также не имеет эффекта. Ребёнок в силу особенностей возраста не сможет долго усидеть на стуле и найдет для себя занятие под стулом, а то и вовсе сбежит, забыв о первопричине наказания. Ещё хуже, когда взрослый пытается наказать ребёнка трудом: «Что ты все бегаешь и бегаешь! Лучше иди покорми рыбок!»
Останавливая нежелательные действия малыша, взрослый не должен поддаваться эмоциям. Следует спокойно и грамотно разобраться в происходящем. При этом важен стиль порицания: взрослый должен выражать не гнев, а огорчение (малыш чутко улавливает разницу). Сочувствуя огорчению взрослого, ребёнок искренне раскаивается в содеянном, надолго запоминает этот эпизод. Гневные слова в адрес малыша могут привести к неожиданным результатам. Ребёнок второго года жизни начнет удивленно рассматривать лицо разгневанного взрослого, прислушиваться к возбужденному голосу, не вникая в суть происходящего.
Порицание должно сразу же следовать за проступком, чтобы ребёнок понял его справедливость. Педагогическая ценность порицания пропадает, если взрослый говорит: «Вечером придет папа, я ему расскажу!..» К вечеру малыш напрочь забудет о своем поступке, так как память его кратковременна.
В ходе воспитательного процесса важно дозировать запреты и наказания. Частые ограничения сковывают детскую активность, замедляют развитие интеллекта. У одних детей резко снижается эмоциональный тонус, пропадает интерес к окружающему. Дети, находящиеся в угнетённом состоянии, довольно длительное время могут отказываться от игры и т.п. Другие бунтуют, кричат, протестуют против ограничения свободы собственных действий, становятся раздражительными, обидчивыми.
Раннее детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство. Постоянно помня о том, что организм малышей хрупок и раним, взрослый должен чутко реагировать на изменения самочувствия и настроения детей.
Источник
Человек развивается все время с момента своего рождения. При этом успешная социализация ребенка – развитие речи, приобретение навыков поведения в той или иной ситуации, усвоение правил социума невозможны без участия находящихся рядом взрослых. Безусловно, самыми близкими взрослыми, теми, с кем на протяжении всей жизни мы находимся в мысленном диалоге, для нас становятся и навсегда остаются наши мамы и папы (или те, кто вместо них принимает на себя ответственность за нас и окружает необходимой заботой). Однако их влияние на становление личности не безгранично. В определенные периоды роста у каждого человека появляются люди, которых в психологии принято называть «значимыми взрослыми». Их появление обусловлено целым рядом закономерностей. Каких? Рассказываем в нашей статье.
Значимые взрослые – это…
Как мы уже сказали выше, речь в нашей статье пойдет о людях, которые имеют максимальное влияние и определяют становление личности на разных этапах, – о значимых взрослых. Кто они? Ответ зависит от того, в каком возрасте и какой жизненной ситуации находится ребенок.
1. От 0 до 7 лет – родители
Самые главные люди в жизни малыша, конечно, родители (или те, кто в силу обстоятельств их заменяет). Им ребенок доверяет безоговорочно, их мнение воспринимает как единственно верное, их поведение считает эталонным (на него и равняется).
Помните, как в трогательном и очень добром советском мультфильме «Волк и теленок» серый хищник убеждает свою жертву, что он отец? Подводит к зеркалу и говорит: «Да ты что? Смотри: вылитый я!» – и «сын» ему с готовностью верит.
Еще Аристотель сказал: «Природа не терпит пустоты», − важно, чтобы родители были рядом как можно чаще. Если мама с папой заняты на работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю, их заменит кто-то другой. В лучшем случае люди, которым можно доверять: бабушка, дедушка, старшая сестра. В худшем… Продолжение фразы вы знаете и сами.
2. От 7 до 14 лет – учитель или тренер
Круг общения ребенка расширяется, появляются другие важные для него взрослые. Это может быть кто-то из педагогов (скорее всего, классный руководитель, так как роль предметников в начальной школе минимальна) либо тренер в спортивной секции, учитель в кружке или студии.
Родители вдруг замечают, что сын или дочь в разговоре часто ссылаются на мнение этого человека: «А вот Елена Юрьевна сказала, что так делать неправильно, нужно так-то и то-то». Кстати, такие реплики могут вызывать недовольство и ревность. Однако стоит подождать – уже к 13-14 годам ситуация в корне изменится.
3. От 14 до 18 лет – старший товарищ
Авторитет взрослых становится менее сильным, поскольку подросток пытается выйти из-под опеки и всячески продемонстрировать свою независимость. Кроме того, появляются темы, которые ему неудобно обсуждать с такими близкими еще совсем недавно родителями, тренером, учителем. Родители остаются значимыми, с их мнением подросток, безусловно, считается, но на первый план для него выходят сверстники, важнейшими и самыми ценными становятся ровеснические отношения, все чаще из его уст звучит: «Меня никто не понимает, кроме друга/подруги», «Предки устарели». Появляются увлечения «из протеста».
О чем должны помнить родители
Как мы уже говорили, для малыша родители крайне важны, они центр его вселенной. Но по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным и независимым.
Мамам и папам стоит учитывать возрастные особенности каждого этапа формирования личности ребенка и соответствующим образом корректировать взаимоотношения с ним. Особое внимание следует уделить соблюдению правильной дистанции.
Подростковый период сложен для всех
Порой может показаться, что сохранить хорошие отношения с подростками невозможно. С одной стороны, они жаждут показать свою взрослость и независимость. С другой − демонстрируют явную неготовность быть самостоятельными, потребность в родительской опеке. Это порождает внутренний конфликт, который усиливается гормональной перестройкой в организме. Родители же зачастую подливают масла в огонь противоречивыми установками. Могут сказать в ответ на просьбу: «Нет, ты уже большой», – и через пару часов по другому поводу: «Нет, ты еще маленький».
Чтобы не разрушить отношения на данном этапе, стоит помнить:
- сложный период в отношениях с сыном или дочерью временный и к 18 годам, скорее всего, закончится;
- если подростки грубят, спокойно, но твердо объясните, что с вами так разговаривать нельзя. Если назревает бурная сцена, выйдите из комнаты и вернитесь к обсуждению, когда все успокоятся.
Избавьте ребенка от мелочных придирок и гиперопеки. Установите минимум главных правил, которые нужно соблюдать. Например:
- разговаривать спокойно, без криков и оскорблений;
- вовремя делать уроки;
- сообщать, куда, с кем и надолго ли уходишь из дома;
- приходить домой не позже обозначенного часа.
Все остальное: прическу, стиль в одежде, любимую музыку, выбор профессии и т. д. – оставьте на откуп подростку. Даже если вам кажется, что он вот-вот совершит ошибку, например, захочет набить тату, помните, что пришло время признать − это его жизнь и его выбор.
Папенькины дочки и маменькины сынки
Эти два типажа вырастают в результате непонимания взрослыми детской психологии и физиологии. Так бывает: сын или дочь растут, а родители будто не замечают этого и к 5-10-15-летнему отпрыску относятся как к годовалому младенцу.
Тревога взрослых понятна: им так хочется защитить ребенка от опасностей, удержать его под своим крылышком, в тепле и покое. Но рано или поздно каждый попадает во взрослый мир, где нужно принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. И лучше, если человек будет к этому готов. В 10-15 лет набивать первые шишки как-то естественнее, чем в 30-35.
Отдельно стоит сказать о другой крайности, когда ребенок становится сам для себя значимым взрослым. Это означает, что рядом с ним нет авторитетного старшего товарища. Подобное происходит, если родители как бы самоустраняются. Нет, формально они живут одной семьей, но не занимаются воспитанием, их присутствие ограничивается чисто бытовыми вопросами: чтобы был накормлен, одет-обут и т. д. Таким родителям не стать значимыми взрослыми для своих детей. И о развитии самостоятельности речь здесь не идет – ребенок всего лишь заложник ситуации.
Воспитываем личность
Напоследок несколько рекомендаций, как воспитать свободного, ответственного и самодостаточного взрослого (подробно о воспитании ответственности у детей мы рассказывали здесь).
1. Любите ребенка и уделяйте ему как можно больше времени. Доверительная и дружеская атмосфера в семье – подушка безопасности для него и в детстве, и потом, во взрослой жизни. Это подарит ему уверенность в себе и своих силах, оптимистичный взгляд на мир и избавит от ненужного психологического напряжения.
2. Позволяйте детям делать выбор и отвечать за последствия. Только так можно получить ценный опыт, а в детстве этот процесс намного безболезненнее. О том, насколько важна – особенно для подростка – возможность выбора, мы рассказывали в этой статье.
3. Поручайте ребенку задачи в соответствии с его возрастом и возможностями, постепенно увеличивая сложность. Чем больше он способен что-то делать самостоятельно, в том числе и по дому, тем более уверенным и независимым человеком вырастет. И не нужно делить обязанности на якобы мужские и женские.
4. Не сравнивайте сына или дочь с кем-либо. Не навешивайте ярлыки наподобие «ты ленивый», «несамостоятельный» – это может привести к закреплению подобных качеств. Делайте акцент на хорошем, всегда старайтесь подбодрить: «У тебя все получится», «Ты справишься».
5. Подчеркивайте важность саморазвития для успешной социализации в будущем. В наше время процесс самообразования становится непрерывным, причем в любой сфере деятельности. Читать книги, слушать лекции, получать практические навыки – личная ответственность подростка. Будьте примером для него.
6. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Как можно больше разговаривайте о том, что его волнует: о школьной жизни, отношениях с другими детьми, увлечениях, выборе профессии. Искренне интересуйтесь его мнением, показывайте, что оно действительно важно для вас. Не высмеивайте ребенка, даже если его рассуждения кажутся вам забавными или странными. Проявите чуткость и такт.
7. Учите думать, анализировать, сопоставлять факты, продумывать различные варианты развития событий и выбирать из них оптимальный, отстаивать собственное мнение. Обязательное качество ответственного и самодостаточного человека – наличие критического мышления (о его противоположности – клиповом мышлении – читайте здесь).
И, конечно, взрослые должны следить за тем, чтобы самим находиться в ресурсном состоянии (почему оно важно и как его поддерживать, читайте в этой статье).
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник