Какой звук развитие ребенка

Родителей должен волновать не только вопрос, когда ребенок начинает агукать, гулить, лепетать, но и то, как именно это должно происходить. Тогда, заметив отклонения в речевом развитии, можно будет своевременно обратиться к специалисту за консультацией.
Содержание:
Крик ребенка – начальные попытки общения
Первое АГУ
Когда ребенок начинает гулить и агукать
Крик ребенка – начальные попытки общения
Все голосовые реакции ребёнка можно разделить на две группы:
- рефлекторные звуки,
- социализированные звуки.
Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.
Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребёнка начинает приобретать всё новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мама уже может определить, почему кричит малыш: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет свои особенности.
У здорового младенца интонационная окраска крика отчётливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у таких детей тихий, монотонный.
Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлёбываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.
В первые месяцы в крике ребёнка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем.
И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикуляционными движениями и их слуховым восприятием.
Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребёнка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом.
Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным, либо, наоборот, очень тихим. На выдохе ребёнок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса.
Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остаётся однообразным, невыразительным.
В 2-3 месяца во время крика у здорового ребёнка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слёзы. Кроме того, если в период новорожденности ребёнок кричал только от холода, голода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущённо кричать, если мама прекращает общение или меняет его положение тела. С этого же возраста ребёнок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.
Первое АГУ
Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворённого ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще встречаются передние гласные и задние согласные.
В отличие от крика, они не имеют носового оттенка.
Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.
Когда ребенок начинает гулить и агукать
Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе.
Гуление – своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их обогащается, как и интонации.
Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.
В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.
Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях.
Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания – нового качественного приобретения в период доречевого развития.
У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.
В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить:
- отсутствие гуления,
- повышение мышечного тонуса языка,
- неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.
Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.
К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета.
Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребёнок тренирует координацию дыхания и артикуляции.
Источник
Как родители развивали или не развивали речь малыша в нежном возрасте, становится заметно по мере взросления ребенка. Дальше – больше. Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Логично, что дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно.
Логопед Дарья Мартьянова поясняет, что «речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству». По мнению специалиста, самый благоприятный период для развития речи – от 0-3 лет.
Дарья обращает внимание родителей:
Если в период раннего возраста у ребёнка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому, просто необходимо с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения.
По мнению специалиста, в возрасте с рождения и до трехмесячного возраста«младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Появляются звуки, не свойственные нашему языку».
© Depositphotos
0-3 месяца
Как развивать ребенка в этом возрасте. Логопед составила подсказки для родителей:
Пение гласных звуков (о, а, у, и).
- Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
- Пение колыбельных песен.
- Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
- Делайте паузы, чтобы малыш смог вам “ответить” на своём языке.
- Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
- Использование в режимных моментах потешек, пестушек.
© Instagram @sweet_businca
3-5 месяцев
- Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
- Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
- Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
- Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
- Продолжаем выполнять приемы из первого периода.
© Instagram @little_card_for_baby
5-9 месяцев
Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам.
- Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
- Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
- Потешки, прибаутки
- Игра в “Ку-ку” (спрятать лицо, игрушку)
- Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
- Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
- Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
- Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.
© Depositphotos
9-12 месяцев
Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определённый предмет.
Речь формируется по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, правильная, неторопливая речь взрослых, – пояснила логопед.
- Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
- Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
- Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
- Развиваем моторику
- Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
- Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)
- Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)
- Задавайте вопросы ребёнку: “где?”, “что это?”, “кто это?”, “где зайка, а где киска”?
- Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?
Всегда разговаривайте с вашим малышом! Не будьте мамочкой-молчуньей! Комментируйте, что вы делаете дома, что видите во время прогулки, из окна комнаты. Поверьте, это очень важно для речевого развития вашего малыша.
А как вы развиваете речь ребенка?
Фото на анонс: © Depositphotos, Instagram @shonnanikita
Источник
Красивая речь редко появляется сама собой. Это тяжелый совместный труд – ребенка, родителя, а иногда и логопеда.
Учиться правильно выговаривать буквы нужно в период становления речи – исправлять дефекты в старшем возрасте гораздо сложнее. Как освоить правильное произношения в домашних условиях и когда все же стоит посетить специалиста – об этом в нашем материале.
Как правильно: звук или буква?
Все, что мы говорим и слышим – это звуки. А буквы – это символы, графические обозначения звуков. Правильным будет работать над произношением звуков, а не букв. Однако, родители чаще всего интересуются, как научить ребенка выговаривать те или иные буквы. Поэтому для удобства в материале мы будем использовать термин «буква» в значении «звук».
Причины неправильного произношения у детей
Речь – процесс довольно сложный. Он включает в себя работу отдельных мозговых систем и речевого аппарата, которые управляются центральной нервной системой. Соответственно, нарушения этих систем становятся причинами возникновения дефектов речи и неправильного произношения.
Дефекты речевого аппарата:
- короткая подъязычная связка – затрудняет движение языка;
- слишком толстые губы или малоподвижная верхняя губа – вызывают трудности с произношением губных звуков;
- неправильный прикус и дефекты строения челюстей – часто дают картавость и шепелявость;
- неправильное строение зубного ряда – может вызывать искажения некоторых звуков;
- нетипичные размеры языка или нёба – нарушают артикуляцию.
Другие причины:
- нарушение слуха напрямую связано с развитием речи и ее качеством;
- ослабленность организма на фоне тяжелых соматических заболеваний в период становления речи;
- нарушение фонематического слуха – неумение различать близкие по звучанию звуки (б-п, д-т).
При наличии перечисленных дефектов следует обратиться к специалисту. Большинство других проблем можно решить в домашних условиях.
Этапы развития речи у ребенка
Все дети имеют свои индивидуальные особенности развития. Тем не менее каждый возраст характеризуется определенными достижениями, которые важно отслеживать, например:
- к третьему месяцу у ребенка должно появиться гуление – непроизвольное возникновение звуков (гласных и гортанных согласных);
- к 6-12 месяцам гуление переходит в лепет – произношение слогов (ба-ба-ба, га-га-га);
- в год ребенок должен говорить 5-15 простых слов (мама, папа, дядя);
- в 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет строить простые грамматические конструкции (папа, дай! Кука бух! – кукла упала), словарный запас 80-100 слов;
- 2 года – 200-400 слов;
- 3 года – порядка 1000 слов.
С 3 лет начинается интенсивное развитие речи. Ребенок запоминает и без труда воспроизводит новые слова, но не всегда правильно:
- до 4 лет может смягчать согласные (дь, ть), может заменять свистящие С, З, Ц на Т, о выговаривании Р и Л пока речи не идет;
- с 4 до 5 лет ребенок перестает смягчать согласные, начинает внятно произносить свистящие, осваивает шипящие звуки;
- к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, включая сонорные Р и Л, речь становится богатой, используются сложные речевые конструкции;
- к 7 годам ребенок владеет речью в совершенстве, что является обязательным условием для дальнейшего освоения школьной грамоты.
Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно
Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и согласно нормам, важно следить за общим развитием ребенка с первых дней его жизни. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в период становления речевых навыков, – чаще с ним разговаривать, развивать мелкую моторику и как можно больше играть.
Мелкая моторика
Связь между развитием мелкой моторикой ребенка и речью объясняется близостью мозговых центров, отвечающих за эти процессы. Разминая пальчики малыша, вы одновременно воздействуете и на речевой центр. Упражнений на развитие мелкой моторики масса:
- пальчиковые игры (ладушки, сорока-белобока), массаж ручек;
- игры с песком и крупами (зарыть и откопать предмет, рисование пальчиком по крупе или песку);
- сортировка и нанизывание бусин;
- бизиборды со шнуровками, разными видами замков, кнопок, молний;
- лепка и рисование.
Повышение уровня сложности заданий
Развитие мелкой моторики во многих источниках считается панацеей при отсутствии речи у детей. На самом деле, это не так. Наш мозг устроен таким образом, что для развития ему нужен стресс. Если ребенок ежедневно по несколько часов будет перебирать горох с фасолью, эффективность у таких занятий будет нулевой.
Чтобы дать толчок общему развитию ребенка, задания необходимо постоянно усложнять. Ребенок должен мыслить, использовать разные группы мышц, задействовать слух, зрение, обоняние – тогда его мозг будет развиваться, решая новые для него задачи. А вместе с ним будет совершенствоваться и речь.
Примеры заданий:
- кидали мяч друг другу – кидайте мяч в корзину – сбивайте мячом кегли;
- сортировали бусины по размеру – сортируйте по цвету – нанизывайте бусины одного цвета на леску и т. д.
Речевая среда
Важным аспектом своевременного развития речи является нахождение ребенка в активной речевой среде. С малышом постоянно нужно разговаривать: комментировать свои действия, называть предметы, которые вас окружают, читать книги, стихотворения, петь песни и так далее. Все это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, который станет основой будущей речи вашего ребенка.
Сюсюкание
В последнее время логопеды стали обращать внимание родителей еще на одну деталь, оказывающую воздействие на качество речи ребенка, – сюсюкание с ним. Чрезмерное сюсюкание с ребенком действительно может стать причиной неправильного произношения отдельных звуков, но это не значит, что с рождения малышу нельзя говорить ласковые и смешные словечки. Главное – знать меру, тогда это не станет проблемой.
Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно
Работа над развитием речи требует терпения и системы. Добиться повторения ребенком слогов, слов и предложений и удержать внимание на карточках бывает очень непросто. На помощь приходит игра – особый вид деятельности, через который можно решать речевые проблемы.
При игровом подходе ребенок будет с нетерпением ждать занятий, а эффект не заставит себя ждать – нужные звуки появятся в его лексиконе достаточно быстро.
Чтобы ребенок не переутомился, не занимайтесь с ним дольше 15 минут. Вначале уделите время разминке речевого аппарата, а затем переходите к логопедическим упражнениям. В процессе занятия предложите ребенку смотреть в зеркало, чтобы он лучше понимал, что от него требуют.
Не отрабатывайте одни и те же упражнения больше 5 раз. Это скучно. Ребенок быстро потеряет интерес к занятиям – лучше повторяйте сложные моменты в течение дня.
Совет: детям нравится играть роль учителя, такая практика хорошо закрепляет пройденный материал. Предложите ребенку показать любимой игрушке логопедическое упражнение, и он сам в течение дня будет то и дело повторять его, играя с игрушками.
Разминка речевого аппарата перед началом занятий
Как и любым другим мышцам организма, мышцам речевого аппарата тоже нужна разминка. Мышцы языка, губ и щек нужно разогреть перед работой, поэтому первые 3-5 минут уделите время простым упражнениям:
- подуть на чай – вытянуть губы трубочкой и сделать долгий выдох;
- поиграть пламенем свечи – дуть на свечу, не задувая, а играя ее пламенем (контроль выдоха);
- язык вверх-вниз, влево-вправо, достать языком до носа, до подбородка;
- упражнение «ням-ням» – широко улыбнуться, провести языком по верхней губе, затем по нижней, спрятать язык, поджав его к небу;
- говорить тихо, как мышка, затем громко, как медведь, – разогревает голосовые связки;
- «качели» – высунуть язык, поочередно упереться широкой частью языка то в верхние, то в нижние резцы;
- «заборчик-трубочка» – широко улыбнуться, сомкнув зубы, затем вытянуть губы трубочкой.
Каждое упражнение повторить 4-5 раз.
Логопедические упражнения для развития речевого аппарата
Мышцы речевого аппарата ребенка развиты слабо – именно это и не позволяет ему правильно выговаривать те или иные буквы. Если регулярно тренировать эти мышцы с помощью специальных логопедических упражнений, к 6-7 годам у ребенка не будет проблем с речью. Вот основные группы упражнений, которыми можно заниматься самостоятельно без помощи логопеда.
На укрепление мышц языка
Упражнения направлены на то, чтобы выработать навык долго удерживать язык в приподнятом положении за верхними зубами. Это необходимо для выговаривания букв «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж»:
- «жало» – напряженный, острый язык высунуть вперед и удерживать как можно дольше;
- «лопаточка» – широкий язык уложить на нижнюю губу;
- «чаша» – широко раскрыть рот, высунуть язык, не касаясь зубов, затем засунуть его обратно;
- «маятник» – по аналогии с «чашей» водить напряженным языком из стороны в сторону;
- «лошадь» и «индюк» – имитировать цоканье лошади и крик индюка «бл-бл-бл».
На укрепление корня языка
Упражнения позволяют удерживать язык прижатым к верхнему нёбу для правильного выговаривания букв «г», «к», «х»:
- покашливание;
- имитация полоскания горла;
- резкое, отрывистое произношение гласных а, и, э.
Учимся смыкать губы
Упражнения помогут освоить буквы «б», «п», «м».
- сжать губами карандаш и описать в воздухе круг;
- зажать между губами небольшой предмет (фасоль, семечку) и выплюнуть;
- имитация фырканья лошадки;
- имитация игры на барабане «бум-бам».
Тренируем щечки
- надуть одну щеку, затем другую, затем обе одновременно;
- упражнение «хомячок» – надуть щеки и пережевывать воображаемую пищу;
- втягивание щек между зубами;
- перекатывание воды или воздуха из одной щечки в другую.
Учимся выговаривать сложные звуки
Если общеразвивающие логопедические упражнения вам не помогли и ребенок неправильно произносит некоторые буквы, не расстраивайтесь – ряд логопедических приемов позволит научить ребенка произносить любую букву.
Буква Р
Самая сложная для произношения буква, которая формируется у детей уже в самом конце становления речи – к 6-7 годам. Впрочем, иногда без логопедической помощи буква Р остается недостижимой на всю жизнь.
Чаще всего ребенок просто «глотает» букву Р (дорога – доога). Реже – заменяет ее другими буквами (рыба – лыба, гыба, дыба) или смягчает звук (дорёга, риба, кряска).
Выговорить букву Р действительно непросто – ее артикуляция достаточно сложна. Необходимо разомкнуть зубы на 4-5 мм, поднять кончик языка вверх ближе к зубам, выгнуть среднюю часть его спинки, а заднюю часть прижать к верхнему небу. При этом языком нужно вибрировать.
Объяснить такую технику ребенку довольно трудно, поэтому лучше регулярно выполнять следующие упражнения:
- упражнения «качели» и «лошадка» из речевой разминки;
- рычание тигра – имитация рычания помогает освоить вибрацию и длительный выдох;
- подражание звуку автомобиля.
Если ребенок хорошо выговаривает букву Д, можно «поставить» ему Р с помощью Д:
- быстро повторять букву Д (ддддд) – повторение перейдет в вибрацию и даст звук Р;
- отрабатывать слоги, в которых Р звучит твердо (дру, дро, дрэ), а затем удалить из них Д.
Отрабатывать полученную Р можно карточками со словами на букву Р и скороговорками. Чем младше ребенок, тем проще должны быть скороговорки:
- на дворе трава, на траве дрова;
- грянул гром – гроза в разгаре;
- проворонила ворона вороненка;
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара и Карла украла кларнет (для детей постарше).
Буква Л
Буква Л вызывает немало трудностей при произношении. У части детей Л просто выпадает из речи (лампа – ампа), но чаще всего ее заменяют на У (лампа – уампа), В (лук – вук), Д (лавка – давка), в редких случаях на НГ (лампа – нгампа). Замена буквы Л другими буквами считается нормой у детей до 4 лет.
Техника произношения звука:
- зубы разомкнуты на 4-5 мм друг от друга;
- боковые края языка не касаются верхнего нёба;
- кончик языка заострен и загнут вверх к зубам;
- голосовые связки вибрируют.
Гимнастика перед постановкой звука поможет языку занимать правильное положение при произношении:
- упражнения «качели», «лошадка» и «индюк», описанные выше;
- «гамак» – упереться кончиком языка в верхние зубы и выгнуть язык в форме гамака, задержаться в этом положении;
- «грибок» – прижать язык к верхнему нёбу, имитируя шапку гриба, уздечка натянута, задержаться на несколько счетов.
После этих упражнений покажите ребенку, как вы произносите эту букву и попросите повторить перед зеркалом. Потренируйте слоги Ла, Лу, Ля, Ли, а затем и слова с буквой Л. Результат закрепите скороговорками:
- лилии полили ли, иль увяли лилии?
- у елки иголки колки;
- Люда леечку взяла, ландыш Люда полила.
Буква Ш
Шипящие появляются в речи детей ближе к 4 годам. Чаще всего дети заменяют букву Ш на С, реже – на Ф, Х или Т в зависимости от техники произношения и индивидуальных физиологических особенностей.
При правильном произношении буквы Ш зубы необходимо приблизить друг к другу, язык должен принять форму ковша, а губы нужно округлить и выдвинуть вперед.
Упражнения для правильной артикуляции:
- попросить ребенка растянуть звук С, и в этот момент ложечкой приподнять ему язык к небу;
- упражнение «согрей ладошки» – округлить губы и сделать долгий выдох в ладоши, не надувая щеки;
- если ребенок выговаривает букву Р, предложите ему растянуть Р шепотом перед зеркалом и аккуратно остановите вибрацию ложечкой.
Закрепите полученную Ш проговариванием отдельных слогов и слов, используя карточки, а затем переходите к скороговоркам:
- сшила Саша Саше шапку;
- у Саши в кармашке шишки и шашки;
- Маша под душем моет шею и уши.
Буква С
Чаще всего проблемы произношения буквы С связаны с заменой ее на букву Ф (стол – фтол), Т (сон – тон), Ш (сок – шок), З (сила – зила) и даже на ХЛ (салат – хлалат) – при заворачивании языка набок. Если ребенок не умеет контролировать дыхание во время речи, и воздух попадает ему в нос, при произношении буквы С появляется гнусавость.
Техника произношения буквы С схожа с техникой для буквы Ш. Разница – в положении языка: его кончик должен располагаться за верхними передними зубами близко, но не касаясь нёба. Достичь правильной техники помогут упражнения:
- «заборчик» – расположить зубы друг над другом и сомкнуть их, язык расположить плоско за нижними зубами, губы широко раздвинуть;
- изобразить тишину звуком «тсссс», растягивая С в конце;
- посвистеть, высунув язычок между зубами.
Скороговорки для закрепления:
- ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска;
- Евсей, Евсей, муку просей;
- сидит Алеся, с печки ноги свеся.
Буква Ж
Проблемы с освоением буквы Ж возникают при наличии дефектов речевого аппарата или речевого дыхания. При отсутствии физиологических дефектов произношение буквы Ж выравнивается в процессе отработки классических логопедических упражнений.
Для корректного произношения буквы Ж губы нужно округлить и выдвинуть вперед, зубы разомкнуть на расстоянии 1,5-2 мм друг от друга. Кончик языка стремится к краю твердого нёба, между языком и нёбом образуется щель, через которую выдыхается воздух.
Для достижения чистого произношения делаем следующее:
- кладем ребенку руку на горло и просим растянуть звук Ш;
- просим усилить громкость – в горле появится вибрация и Ш перейдет в Ж;
- подробно рассматриваем с ребенком в зеркале правильную технику;
- просим ребенка растянуть звук З, поднимая ложечкой язык вверх к нёбу – получается звук Ж.
Скороговорки для закрепления:
- жужжит жужелица, жужжит и кружится;
- в живом уголке жили ежи да ужи;
- хорош пирожок – внутри творожок.
Буква К
Проблемы с произношением буквы К возникают нечасто. Как правило, к 4-5 годам у большинства детей формируется правильная техника: зубы разомкнуты, рот приоткрыт, корень языка стремится к небной занавеске, выдыхаемый воздух «взрывает» смычку между корнем языка и занавеской.
Если у ребенка нет ярко выраженных физиологических дефектов, неправильное произношение может быть связано с тем, что малыш «облегчает» себе задачи, заменяя сложную букву К более простой Т.
Упражнения для постановки звука К:
- покашливание – сначала вслух, а затем шепотом, чтобы добиться чистого звука К;
- постановка звука К от звука Т – попросите ребенка непрерывно повторять слог «та», в то же время
- отгибайте ложечкой кончик языка вниз. Сначала «та» перейдет в «тя», затем в «кя» и, наконец, в «ка».
Для закрепления навыка повторяйте:
- у Кондрата куртка коротковата;
- котик ниток клубок укатил в уголок;
- канат у Натки, нитки у Никитки.
Буква З
Свистящие звуки формируются у ребенка к 4 годам. Это звуки «з», «с» и «ц». Важно сразу поставить ребенку правильную технику произношения, иначе проблема может остаться на всю жизнь.
При артикуляции буквы З необходимо приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке, между зубами оставить небольшую щель. Боковые края языка прижать к зубам, а его центр подтянуть к верхнему нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух. Голосовые связки при этом должны вибрировать.
Детям свойственно шепелявить, нарушая технику произношения буквы З, либо заменять ее на Д (зима – дима) или Ж (зуб – жуб). Эти дефекты возможно скорректировать:
- классическими логопедическими упражнениями для развития мышц речевого аппарата;
- по аналогии с буквой С попросить ребенка произнести «тсссс», но громко и звонко, пока не услышите четкий З.
Закрепите технику произношения перед зеркалом и попробуйте одну из скороговорок:
- Зоиного зайку зовут Зазнайка;
- у зайки Бубы заболели зубы;
- у Зины много забот, заболел у зайки живот.
Буква Ц
Чтобы правильного выговорить букву Ц, кончик языка нужно упереть в нижние резцы, а его спинку выгнуть, чтобы она соприкасалась с верхним нёбом. В момент выдоха между языком и нёбом образуется щель, а кончик языка отдаляется от зубов, усиливая струю воздуха.
Нарушая технику, дети чаще всего заменяют Ц на Т (цыпленок – тыпленок), С (цена – сена), Ф (цирк – фирк) или Ч (царь – чарь).
Самый простой способ научить ребенка выговаривать букву Ц – попросить его повторить «тсс» много раз подряд шепотом, затем ускориться, пока не получится чистая звонкая Ц. После закрепить слоги: ЦА, ЦО, ЦИ, ЦУ.
Скороговорки на букву Ц:
- у цыпленка Цыпы цепь;
- из соседнего колодца целый день водица льётся;
- скворцы и синицы – веселые птицы.
Буква Ч
Правильное произношение букв Ц и Ч появляется у детей ближе к 5 годам. Это сложные согласные, которые состоят из 2 компонентов – их называют аффрикатами. Звук Ч – это нечто среднее между ТЬ и Щ. На эти звуки ребенок вначале заменяет Ч.
Примечательно, что логопедами допускается 2 техники произношения буквы Ч – верхняя и нижняя. Чаще всего детям ставят верхнюю артикуляцию:
- губы округлить и выставить вперед;
- между зубами должна быть щель 2 мм;
- кончик и передняя часть спинки языка подняты и прижаты к верхнему нёбу;
- на выдохе спинка опускается вниз, образуя узкую щель.
В домашних условиях поставить звук Ч можно простым способом – попросить ребенка часто повторять звук ТЬ и сдавливать ему в этот момент щечки. Если у вас есть проблемы с выговариванием шипящих, обязательно делайте комплекс разминки и логопедических упражнений.
Скороговорки для закрепления:
- черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход;
- чащи чаще в нашей пуще;
- у четырех черепашек по четыре черепашонка.
В каких случаях необходимо обратиться к логопеду
Решить большинство проблем с выговариванием тех или иных букв можно и в домашних условиях. Однако, при наличии серьезных дефектов речевого аппарата или в случаях нарушений работы мозга вам понадобится помощь логопеда.
Если ваши домашние занятия не приносят эффекта в течение нескольких недель, обратитесь за помощью. Возможно, дело действительно в физиологии, или же вашему ребенку нужен индивидуальный подход, который определит опытный специалист.
Тренажер для развития мышления
Тренажер – это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Источник