Какие бывают патологии в развитии ребенка
«Виды и причины отклонений в развитии ребёнка»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ………………………………………………………………….…4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Факторы риска – это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка. Факторы риска – это опасное действие которых носит вероятный характер, означает более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Различают факторы высокого, умеренного и низкого риска в зависимости от степени её выраженности.[1]
В результате анатомо – патологических исследований авторы указывали на поражения головного мозга у детей, которые возникали часто во время беременности, родов и первые месяцы жизни, нарушая развитие ребёнка. Нарушения и отклонения созревания функций и систем детского организма зависят от времени воздействия патологических факторов – от того, на каком этапе онтогенеза они воздействовали и сколько по времени. Компенсаторные возможности зависят от возраста влияния вредных факторов на ребёнка и длительности их воздействия.[2]
Также анализируя исследования в данной области свидетельствуют о том, что биологические и социальные факторы по – разному сочетаются и в различной мере воздействуют на нарушения в развитии у детей. Это требует рассмотрения данных факторов в комплексе.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ
Биологические факторы
В основе интеллектуальной недостаточности в большинстве случаев лежит воздействие ряда патогенных факторов (инфекции, интоксикации, травмы и т.д.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка.
Патогенные факторы:
- физические и психические травмы матери;
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
- различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);
- токсикозы беременности;
- резус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);
- интоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);
- дистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.
влияющие на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребёнка. Такая дефицитарность ЦНС приводит к нарушению познавательной деятельности ребёнка, незрелости эмоционально – волевой сферы, ослаблении у него внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения.
Наследственные генетические поражения организма.
Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах- нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.
Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений(например, синдром Дауна) или психозов,обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом.Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.
Приобретенные нарушения
К нарушениям во время родов, как правило, относятся:
- Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).
Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.
При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.
- Асфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.
Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:
- инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);
- различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);
- интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);
- различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.
Семейные факторы
В семье огромную роль играет – эмоциональный фактор воспитания:
- бескорыстная любовь родителей к детям;
- эмоциональное благополучие ребёнка, которое базируется на уверенности в том, что его любят близкие родные люди.
Также важно состояние психосоциобиологической системы: диады «мать – дитя». От психического состояния матери (здоровья), от её взаимоотношений с ребёнком, зависят его развитие и состояние психического здоровья. Огромное значение имеют адекватность эмоциональных реакций матери, связанных с выраженностью материнского чувства. Недостаточность материнского чувства лежит в основе материнской деривации.
Психопатологические проявления у матери во время беременности и после родов являются причинами, когда впоследствии формируются неправильные типы общения с ребёнком. При нежелательной или не планируемой беременности первые три месяца могут протекать на фоне тревожного и депрессивного состояния. Наблюдаются и послеродовые психозы, которые возникли после ранее перенесенных психических расстройств или стрессов.
В развитии ребёнка большую роль играет и психологическая подготовка отца к отцовству, стимуляция его родительских чувств. Эксперты Оксфордского университета изучили, что мальчики страдают больше, чем девочки, если отцы страдают депрессией, или они алкоголики, или их общение с ребёнком носит формальный характер.
К нарушению нервнопсихического развития детей могут привести факторы:
- длительная разлука с родителями;
- аффективные конфликты супругов;
- депрессивное или тревожное состояние родителей;
- непонимание причин возникновения нарушений развития у ребёнка;
- недостаточная организация развивающих занятий и игр;
- неспособность заметить отклонения в развитии ребёнка;
- жесткое, формальное, поверхностное общение с ребёнком в семье;
- неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности и неудачи ребёнка, на изменение эмоционально – поведенческие и коммуникативные реакции;
- отсутствие учета личностных особенностей ребёнка (экстравертность, интровертность, амбивертность), его возрастных, конституциональных, физиологических возможностей;
- необоснованный рост требований, предъявляемых личности ребёнка;
- неумение сформировать для ребёнка коррекционно – развивающую среду.
В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям социально – психологической адаптации и проблемам, связанным с формированием позитивного образа себя и взаимоотношений с окружающим миром.
Также учитывается:
- стиль воспитания – тон эмоционального и практического отношения к ребёнку;
- особенности воспитания в семье;
- наличие в семье лиц с психическими нарушениями, личностными отклонениями, инвалидов.
Психологические факторы
- Неблагоприятные семейные обстоятельства:
– неопределённые или напряженные отношения с отцом будущего ребёнка;
– нежелание иметь дитя;
– негативное отношение близких родственников к рождению ребёнка;
– страх или боязнь предстоящей ответственности за своего ребёнка;
– неуверенность в своих силах и в умении выполнять новые обязанности;
– отсутствие внешней помощи и поддержки;
– наличие депрессии у матери;
– бытовая неустроенность;
– патология беременности, родов.
- Ситуации эмоционального неприятия специалистами и родителями ребёнка, отказ в признании его творческих и интеллектуальных возможностях приводит к развитию у него патологических форм реагирования на окружающих, безразличия к любой интеллектуальной деятельности. В результате чего возникает дезадаптация в микро – и макросоциуме.
- Состояния психологического внутреннего дискомфорта:
– необоснованное беспокойство о будущем;
– постоянные размышления о своём поведении;
– ощущения себя плохим и никому ненужным;
– страх всего нового;
– страх ошибиться;
– страх быть неуспешным;
– неуверенность в одобрительном отношении окружающими;
– наличие у ребёнка дефицита внимания, понимания, признания, одобрения, любви со стороны окружающих.
Социальные факторы
Л.С. Выготский указывал, что в каждом возрастном периоде у ребёнка имеется своя социальная ситуация «система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью, «как исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода» развития, которая представляет конкретную форму отношений с взрослым в тот или иной период своей жизни. [3]
Результаты исследований [4] продемонстрировали, что благоприятные социальные факторы смягчают воздействие биологических факторов риска.
Д.Н. Исаев выделяет следующие социальные факторы:
– глобальные (неблагоприятные: страх перед войной, стихийные бедствия, ожиданием экологической катастрофы и т.д.);
– общественные (неблагоприятные: добровольный или вынужденный выезд из привычного места жительства, ситуации вне дома «риск к нападению, насилию, издевательствам», неблагоприятные материально – бытовые условия жизни);
– связанные с детскими, медицинскими и образовательными учреждениями;
– семейные.
Эмоциональные факторы
- Когда ребёнку в силу тех или иных причин невозможно достичь его возрастного вариативного биологического и социального уровня развития, формируются разные эмоциональные нарушения, которые вторично неблагоприятно воздействуют на дальнейшее психическое и умственное развитие ребёнка.
- При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста, нарушениях детско – родительских отношений, психологическом дискомфорте, испытываемом ребёнком в детском учреждении, могут возникнуть выраженные нарушения эмоционально – поведенческой сферы, которые приводят к ограничению функций.
- Эмоционально – поведенческие расстройства являются вторичными образованиями связанными с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.
Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям.
Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
По данным ООН в мире насчитывается примерно 450миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%. 3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей – с другими психическими и физическими недостатками.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: ПАРАДИГМА – 2012.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
- Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
- Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
- Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
- Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[1] Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
[2] Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В.
Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
[4] Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
Источник
Родовые травмы ребенка (вывих плеча, тазобедренных суставов, гематомы и т.д.) – это те проблемы со здоровьем малыша, которые возникают из-за патологически тяжелых родов, а также – как следствие ошибок медицинского персонала и (или) неправильного поведения мамы во время родов и т.п.
Патологии новорожденных – это более глубокие, нередко не сразу диагностируемые проблемы со здоровьем малыша. Причинами возникновения проблем подобного рода могут быть хромосомные пороки развития плода, повреждения центральной нервной системы, нарушения в формировании и развитии отдельных органов и систем. Если рассматривать патологии новорожденных с точки зрения причин их возникновения, то можно разбить на две большие группы: генетически обусловленные и приобретенные. Рассмотрим наиболее характерные случаи из каждой группы.
Хромосомная патология плода
Синдром Дауна – одна из самых частых патологий новорожденных, которая, к сожалению, имеет тенденцию к увеличению количества случаев. Предсказать (а тем более – принять меры для профилактики) этой патологии новорожденных невозможно. Ученые до сих пор не могут сказать, почему у совершенно здоровых родителей рождается ребенок с лишней хромосомой. Но диагностировать синдром Дауна уже в первой половине беременности – можно. Для этого беременной женщине нужно своевременно пройти генетический скрининг. Что делать с полученной информацией о том, что у еще не рожденного ребенка синдром Дауна – личное решение каждой женщины. Но знать об этом нужно.
Болезнь Шерешевского-Тернера – чисто женская болезнь, которая диагностируется обычно в 10-12-летнем возрасте. У людей, страдающих этой болезнью, отсутствует одна Х-хромосома. Бесплодие и легкая умственная отсталость – спутники этой хромосомной патологии.
Болезнь Клейнфелтера – проблема мужчин, в кариотипе которых обнаруживается 47 хромосом – 47, XXY. Основное проявление этой болезни – очень высокий рост и бесплодие.
Кроме этих болезней, существует еще целый ряд заболеваний, виновниками которых являются хромосомы. Слава Богу, встречаются они нечасто.
Как избежать хромосомных патологий новорожденных?
Существует два пути для этого: консультация генетика еще до наступления беременности и строгое (!) соблюдение сроков проведения генетического скрининга – во время беременности. Имейте в виду: генетические исследования беременных информативны только на строго определенном сроке беременности! Пропустив эти сроки, вы получаете неверные ответы.
«Приобретенные» патологии новорожденных
Доктора всех специальностей, наблюдающие беременных женщин, не устают говорить о том, что к своему «интересному положению» женщины должны:
а) готовиться, то есть, как минимум, пройти обследование на наличие в организме различных инфекций, проконсультироваться у генетика, отказаться заблаговременно от вредных привычек.
б) относиться к беременности со всей ответственностью: вовремя посещать доктора и делать все необходимые анализы, строго выполнять его рекомендации.
Чем чревато нарушение этих правил? «Всего лишь» возникновением патологии новорожденных различной степени тяжести. Рассмотрим основные из них.
Нарушение в формировании отдельных органов. Эта патология новорожденных может возникнуть буквально в любой точке тела ребенка. «Слабым звеном» в организме малыша могут стать его сердце, почки, легкие, органы зрения. Возможны патологии в развитии конечностей (лишние пальчики, например) и т.д. Причины возникновения этого в подавляющем большинстве случаев – воздействие на организм женщины вредных факторов «внешнего мира». И привычка кивать на экологию, над которой мы не властны – очень плохая. Увы, в подавляющем большинстве случаев «тонкие места» в здоровье ребенка закладывают мамы. Никотин, алкоголь, глупое употребление медикаментов и т.п. – каждой женщине, мечтающей о ребенке, нужно четко понимать, что она делает, когда подносит ко рту сигарету или бокал вина.
Бывает и иначе: иногда патологии новорожденных обусловлены наследственными факторами или действительно непредсказуемыми «капризами» природы. Можно ли помочь ребенку в этом случае. Да. Однозначно – да! Например, современная медицина проводит уникальные операции на сердце у детей буквально в первые часы после их появления на свет. Но к рождению такого ребенка медики должны быть готовы. Не пропускайте визиты к доктору во время беременности! Позвольте докторам вовремя диагностировать проблему и спасти ребенку жизнь.
Перинатальная мозговая гиповозбудимость. Основными причинами возникновения этого типа патологии новорожденных является хроническое кислородное голодание ребенка во время беременности, внутриутробное инфицирование плода, а также – родовые травмы.
Характерные симптомы гиповозбудимости: низкий тонус мышц ребенка, общая вялость, сонливость, нежелание сосать грудь, отсутствие плача или его крайне низкая выраженность. Такие дети обычно производят на мам пугающее впечатление, но не стоит переживать заранее: в подавляющем большинстве случаев этот вид патологии новорожденных исправляется в течение первых нескольких лет жизни (а иногда и раньше). Лечение может быть очень разным: как медикаментозным, так и физиотерапевтическим, в зависимости от тяжести проявлений.
Перинатальная мозговая гипервозбудимость – проблема, в определенной степени противоположная предыдущей. Конечности детей, появившихся на свет с этой патологией, обычно очень напряжены, часто наблюдается дрожание подбородка. Дети часто и подолгу кричат, позднее – гиперактивны, отличаются неустойчивой психикой.
Эта патология новорожденных в подавляющем большинстве случаев также не относится к числу очень серьезных и успешно устраняется в самом раннем детстве.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром возникает из-за повышенного внутричерепного давления. Характерный для этого типа патологии новорожденного симптом – увеличенный объем головы, выпирание родничка, диспропорция между лицевой и мозговой частями черепа. Поведение детей, страдающих гипертензионно-гидроцефальным синдромом, – очень разное. Дети могут быть как пугающе-вялыми в своих жизненных проявлениях, так и болезненно-активными. В тяжелых случаях возможно ярко выраженное отставание в развитии.
Как помочь ребенку при патологиях новорожденных
Чрезвычайно важна ранняя диагностика этих проблем! Желательно – во время беременности. И совершенно обязательно – вскоре после появления малыша на свет! Заметив что-то неладное в проведении своего ребенка, не скрывайте этого от доктора: чем раньше будет диагностирована проблема, тем больше шансов на успех.
Фото: shutterstock
Источник