Как зависит развитие ребенка от общества

Как зависит развитие ребенка от общества thumbnail
  • Развитие от А до Я

Влияние социума на развитие личности ребенка

Социум играет огромнейшую роль в развитии личности каждого человека, поскольку именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми — они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себеподобными и уживаться в этом мире среди людей.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение — друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители, воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, не уделяя каждому ребенку более 10 минут. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум — это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенка, можно смело говорить, что он сын, немец, аристократ — это прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей — и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социумепостепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

  • Микрофакторы

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Изначально это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

  • Мезофакторы

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

  • Макрофакторы

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

Читайте также:  Классификация уровня интеллектуального развития ребенка

Мы рекомендуем ремонт холодильников от Rmh24.ru

Влияние социума в разные возрастные периоды

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.

  • Влияние социума на ребенка до 3-х лет

Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительномикрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья — это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.

  • Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте

В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.

Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.

Другой вопрос — в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышимо таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.

  • Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа — главный институт воспитания. Уж здесь-то ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.

В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые — родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.

  • Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Вспомните себя в подростковом возрасте — влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей. Авторитет среди сверстников, зачатки любовных отношений, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности — это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно — его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому что теперь вся жизнь — это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себеподобных практически невозможно.

Однако не все дети в подростковом возрасте, как птенцы, вылетают из своего гнезда. Некоторые все так же находятся под воспитанием семьи, но это возможно лишь в том случае, если между родителями и ребенком установились исключительно доверительные отношения.

  • Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Когда подросток переходитв период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится — компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение — подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.

Читайте также:  Рост развитие ребенка от 1 года до 2 лет

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник

Влияние социума на развитие ребёнка

Ребёнок большая радость для каждого родителя, однако со временем он становится предметом гордости или разочарования. Главным решающим фактором является этап становления ребёнка в обществе, как личности. Этот процесс принято называть социализацией.

Социализация ребёнка и влияющие факторы

Социализация – это процесс формирования в обществе, как полноценного индивидуума, способного мыслить, принимать и опровергать чужое мнение, умение приспосабливаться к условиям и нормам жизни.

При рождении ребёнок обладает статусом, которым обладают его родители. В процессе первоначальный статус изменить нельзя, но его можно дополнить: например, жена, доктор наук, педагог и прочее.

Умение социализироваться в обществе в большинстве определяет дальнейшую судьбу малыша: статус, успех, богатство и будущую семью. Существует три основных фактора, влияющих на умение быстрой адаптации к обществу: микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы.

Микрофакторы – это общество, в котором находится ребёнок с самого рождения: семья, дошкольные и образовательное учреждения, сверстники – чем старше становится малыш, тем больше развивается его круг общения.

Мезофакторы оказывают влияние, в ходе которого формируется и расширяется кругозор, приходит осознание происходящего. К таким факторам относятся более обширные понятия: место жительства, средства массовой информации и этнические установки.

Макрофакторы развивают более глобальные мыслительные процессы. Экология, политика, экономика, устройство мира – это немногие из тех, что помогают ему в этом.

Периоды развития ребёнка

Главных периодов развития детей в социальном обществе всего пять: раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый период и юношество. Во время этих процессов и происходит становление личности индивидуума. В каждом из этапов главное правильно направить развитие в нужное русло.

Период социализации ребёнка от нуля до 6 лет

Этот период делится на два подпериода: социализация детей до 3-х лет и социализация детей дошкольного возраста. И тот, и другой этапы очень важны, так как являются фундаментом адаптации к обществу. В раннем детстве важно заложить те качества, которые помогли бы ему в процессе становления личности. Главной задачей выступает закладка позитивной эмоциональной сферы. В дошкольном возрасте важно уделить большое внимание сюжетно-ролевым играм. В возрасте от трёх до шести лет ребёнок весь мир познаёт через игру.

Социализация в школьные годы

Ребёнок пошёл в первый класс – это ступень, на которой родители уже не имеют такого влияния, как в раннем и дошкольном возрасте. Главным учителем адаптации становится школьный социум. В учебном заведении будут получены навыки в общении с людьми, чей статус выше его собственного. Ребёнка научат дисциплинированности, уважению по отношению к другим людям и их мнению, беречь своё и чужое имущество. Этот этап является последним, когда родители могут оказать влияние на своего подопечного. На сайте https://umnie-deti.com.ua/ можете подобрать образовательную литературу.

Социализация в подростковый период

Подростковый возраст – это самый трудный и переломный период. Подросток стремиться к самостоятельности и старается обрести её любым путём. Его окружение занимает важное место в жизни и развитии. Он старается завоевать авторитет, порой этого не получается сделать, и ребёнок остаётся ведомым своими сверстниками или же становится загнанным. В период подростковой социализации родители особого влияния не имеют. Ребёнок преимущественно находится в обществе своих сверстников и друзей.

Юность и общество

Закончился подростковый, самый переломный, этап жизнедеятельности – началась юность. Это период, когда есть два пути социальных убеждений ребёнка и выбор зависит от того окружения, в котором он находится: либо он укрепится в своих взглядах на жизнь, либо внесёт корректировки и примет их к сведению в дальнейшем. В шестнадцать-семнадцать лет дети уже считают себя взрослыми людьми и все неурядицы стараются решить без вмешательства посторонних.

Развитие ребёнка – это процесс, который всегда должен быть под контролем. Младенца можно сравнить с куском мягкого пластилина, когда он рождается – вы сами закладываете основу его дальнейших познаний о мире и умении гармонично жить в нём. Влияние сверстников может негативно сказаться на его социальной адаптации, потому следует понимать, что вы обязаны быть не только семьёй, но и стать лучшими друзьями, чтобы иметь влияние на индивидуума в любом из периодов становления.

Светлана, www.vitamarg.com

Источник

Процесс социализации ребенка на примерах из жизни. Взаимодействие малыша с родителями, родственниками, обществом.

Читайте также:  Понятие норма и аномалия в развитии личности ребенка

Ребенок с самого начала своей жизни находится под влиянием различных факторов и обстоятельств его социальной жизни. Он является первично биологическим, но потенциально социальным человеческим существом. Универсальным механизмом его «включения» в общественные и личностные дискурсы бытия является социализация – механизм, с помощью которого общество продуцирует новых членов в соответствии с определенным общественным образцом, что гарантирует самовоспроизведение тех или иных обществ, хорошо известных и тождественных самим себе.

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна

Дети овладевают навыками общенияДети овладевают навыками общения

Что касается детей как членов общества, то быть социализированными для них означает:

  • быть вовлеченными в нормативно-ценностную систему своего общества, разделять его требования, нормы, ценности;
  • быть социально адаптированными к этой системе, то есть достаточно комфортно чувствовать себя в рамках общественных требований;
  • быть включенным в интеракционный дискурс общественной жизни, то есть уметь достигать личных целей без ущерба другим людям, удовлетворять свои потребности, учитывая интересы и потребности других, видеть мир так, как видят его другие.

Однако общество четко управляет процессом социализации и контролирует его, передавая из поколения в поколение определенный формальный социальный порядок, закрепляет общественные связи и обеспечивает их репродукцию, а также человеческие взаимоотношения. Новорожденные и дети раннего возраста отдают себя под безграничную власть взрослых в обмен на любовь, заботу.

Косвенные первичные связи между ребенком и миром, которые возникают на ранних этапах социализации, становятся основой его вхождения в мир, обеспечивают фундаментальное единство с миром, чувство безопасности. Ослабление этих эмоциональных связей вызывает отчуждение ребенка от взрослого человека, его нечувствительность к социальным воздействиям.

Развитие мышления ребенка в обществеРазвитие мышления ребенка в обществе

На первых этапах, которые происходят в раннем детстве, мир предстает перед ребенком реально отфильтрованным близкими взрослыми людьми, и это влияние носит декларативный характер. Взрослые навязывают детям собственные схемы мышления и действий, определенным образом сдерживают их желание и возможности. Впоследствии ребенок присваивает предложенный взрослыми мир не как один из возможных, а как единственно мыслимый.

Это означает, что влияние уже выполнило свою социальную функцию. Присвоенные ребенком в процессе первичной социализации модели предметного и социального мира значительно прочнее укореняются в его сознании, чем любые другие мировоззренческие модели, с которыми ребенок будет сталкиваться позже, в процессе вторичной социализации.

Первоначально инициатива в социализационном процессе принадлежит взрослым, побуждающим ребенка развиваться в заданном культурой направлении, а ребенок, в свою очередь, должен воспринимать мир глазами взрослых и реагировать на это способами, ограниченными культурно-нормативными рамками. Однако для того, чтобы подвергнуться социализационным воздействиям, ребенок должен согласиться на это, то есть «согласиться жить и развиваться как социальное существо».

И для этого ребенок вынужден включаться в отношения с другими людьми, овладевать средствами общения и согласовывать с ними свою жизнь. Конечным результатом такого приобщения является формирование особого способа психической организации, духовного образования, определенного в психологической науке термином «личность».

Появление индивидуальностиПоявление индивидуальности

На этапе вторичной социализации (с накоплением необходимого базового опыта социализированности) происходит становление идентичности (самости) ребенка, его осознание как независимого существа, толкает его на путь обретения независимости от близких взрослых людей, а впоследствии и от материального мира.

Это позволяет ребенку удаляться от людей, окружающего мира и погружаться в мир собственных образов, мыслей, чувств, находиться в двух измерениях – внешнем и внутреннем. Безусловно, социум имеет значительную власть над личностью, он давит ее, предъявляет определенные обязательные для выполнения требования. И власть социума осуществляется при условии принятия лицом этих социальных требований.

В свою очередь, чтобы сохранить собственную целостность, субъект сопротивляется, и борьба этих двух тенденций вызывает психическое напряжение, которое всегда имеет место во взаимоотношениях индивида с социальной средой. И это открывает новые возможности для личностного развития. Ребенок начинает чаще сталкиваться с другими альтернативными мировоззренческими моделями и приобретает право на личный выбор.

Вместе с усвоением и накоплением социального опыта происходит переход от внешне управляемой к внутренне управляемой модели поведения. Развитие и существование личности все меньше зависит от внешней детерминации, но сила социума не уменьшается.
И принудительная сила коллективных способов мышления, и внутренние побуждения, которые формируются на основе усвоенных социальных представлений, наполняют индивидуальное бытие человека реальным социальным содержанием, подчиняют его логике социального бытия.

Итак, в двунаправленном процессе удовлетворения взаимных требований (социализации), предъявляемых ребенком и обществом друг к другу, происходит воспроизводство общества (при условии, если оно удовлетворяет потребности индивида) и развитие человека, формирование личности (при условии принятия им требований, предъявляемых обществом).

Можаева Таисия · 13 ноя, 2015

Источник