Как заставить ребенка в 3 года

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.

Как вызвать у малыша желание заниматься.

1. Не пытайтесь усадить ребёнка за стол, если он этого не хочет. Лучше удобно устроиться с ним на коврике или на диване.

2. Занятия лучше проводить в форме игры. Не забывайте, что главный вид деятельности детей — игра.

Обыграть занятие можно по-разному: собраться в сказочное путешествие, пойти в гости к Лунтику или к Маше и Медведю. Вашим голосом рассказать что-нибудь может любимый зайка или кукла.

3. Не удерживайте долгое время на одном месте кроху.

Редко случается, что ребёнок сидит на одном месте и внимательно слушает. Готовьтесь к тому, что вы будете вынуждены ходить следом за ребёнком по квартире, рассказывать ему что-то или показывать картинки, пока он лазит по полу или катает машинку.

Не раздражайтесь. Ваши усилия не будут напрасны, польза от занятий непременно будет.

4. Не усердствуйте в желании дать побольше информации ребёнку.

Первые занятия должны продолжаться около 3-5 минут в день, затем можно постепенно увеличивать их.

Максимальная продолжительность занятия без перерыва должна быть не более 15-20 минут.

Если заниматься дольше, то малыш начнёт отвлекаться, ему сложно будет воспринимать информацию.

Некоторые детишки не могут усидеть и такой промежуток времени. Если вы заметили, что малыш почти не слышит, что вы ему говорите, хотя вы пытаетесь заинтересовать его, значит, пора прекратить заниматься или нужно сделать перерыв.

5. Откладывайте занятия, если малышу нездоровится.

6. Используйте для занятий наглядность.

Малышу сложно воспринимать слова, которые оторваны от реального предмета или его изображения.

Например, если вы рассказываете об овощах, покажите их в натуральном виде или используйте картинки.

7. Покажите малышу артикуляцию.

Говорите чётко, не торопясь, глядя в лицо ребёнку. Пусть он видит ваши артикуляционные движения и запоминает их.

8. Поддерживайте малыша, отмечайте его даже минимальные успехи.

Не просите ребёнка сразу правильно произнести слово. Если он сказал на машину «би-би», согласитесь с ним: «Да, это машина, би-би». Упор сделайте на слове машина.

9. Если ребёнок ещё не говорит, просите его показать.

Например, если вы говорите об одежде, предложите малышу показать майку, куртку, колготки и т.д. На куртке пусть покажет, где карманы, кнопки, капюшон.

Пассивный словарный запас (то, что кроха пока не использует в речи) будет пополняться. Вскоре накопленные слова появятся в активной речи.

10. Обязательно поощряйте ребёнка.

Можно придумать какую-нибудь систему поощрения. Например, улыбающийся смайлик вы даёте, когда ребёнок очень старался. Смайлик с обычным выражением лица означает, что ребёнок не очень старался. А смайлик с грустным лицом значит, что малыш мог заниматься лучше. Можно их вклеивать в какой-нибудь красивый блокнотик. Когда у малыша наберётся, например, 5 весёлых смайликов, он может получить приз – игрушку или любимую вкусняшку.

11. Отслеживайте успехи и неудачи.

Заведите блокнот, в котором будете отмечать достижения малыша. Там можно отмечать, сколько слов насчитывается в активном словаре ребёнка, например, один раз в месяц. Можно также записать те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребёнка. Такие сложные задания лучше повторить ещё раз на следующем занятии.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Мы, взрослые, часто бываем слишком серьезны и скучны с точки зрения маленького человека. Многие наши доводы и объяснения ему непонятны, а делать то, о чем мы его часто просим, — скучно и неинтересно. Как договориться с ребенком, не потеряв авторитет, и, конечно же, без крика, ультиматумов и нервотрепки.

В дошкольном возрасте воля и произвольное внимание у детей еще только формируются. Им сложно заставлять себя делать то, что их совершенно не увлекает. Но если вы попробуете говорить с ребенком на его языке — языке игры и веселья, то увидите, насколько проще и быстрее можно с ним договориться.

Дети моментально и с радостью откликаются, когда взрослые пытаются отойти от привычных шаблонов и задействуют в общении с ними фантазию и воображение.

Предлагаемые обстоятельства

Это замечательный игровой подход, который помогает заинтересовать ребенка и побудить его делать то, что необходимо. Он прекрасно подходит для детей от 1,5 до 6-7 лет.

Подход заключается в том, что вы предлагаете ребенку представить, будто вы с ним — воображаемые персонажи, которые находятся в каком-то воображаемом месте и вам необходимо сделать кое-что важное. Обычно дети моментально “включаются” в такую игру и с удовольствием выполняют то, что нужно.

Игру можно начать такими словами: “А давай, как будто… А давай, как будто бы мы были…”. Вот примеры.

Ребенок медленно идет, а вам нужно, чтобы он шел быстрее.

— Давай, как будто бы мы — два самолета и быстро-быстро летим домой!

Вы расправляете руки, имитируете полет самолета и ускоряете движение, спрашивая ребенка: “А где же твои крылышки, покажи!”

— А давай, как будто мы — мышки, пошел дождь, и мы спешим домой!

Вы делаете вид, что открываете воображаемый зонтик, приглашаете ребенка спрятаться под ним и ускоряете шаг.

Ребенок не хочет убирать игрушки.

— А давай, как будто мы — два пылесоса и загребаем игрушки руками, ты — вот те, а я – вот эти.

Вы начинаете загребать игрушки с пола и перекладываете их поочередно в контейнер, при этом издавая звук “ж-ж-ж-ж” и предлагая ребенку показать, как его пылесос умеет убирать игрушки.

— А давай, как будто бы мы — две белочки, а игрушки — наши запасы. Я складываю свои запасы в эту коробку, а ты — в ту.

Вы начинаете имитировать быстрые движения белочки, которая берет каждую игрушку, нюхает и кладет в контейнер. При этом можно сказать: “Я уже один запас сделала, а ты?”

Ребенок не хочет вставать с постели.

— А давай, как будто мы — пираты и нам нужно выполнить суперзадание — найти в ванной клад. Пойдем его там искать! Может быть, его спрятали в корзину для грязного белья? Или под раковину? Давай проверим!

Ребенок не хочет чистить зубы.

— А давай, как будто я маленький, а ты мой старший брат, и учишь меня чистить зубы, потому что я не умею.

— А давай, как будто мы мышки и тихонько крадемся в ванную, чтобы не спугнуть кота и тихо-тихо почистить зубки?

Предлагайте ребенку для игры любые обстоятельства. Начинайте со слов: “А давай, как будто…”

  • пошел дождь;
  • стало холодно;
  • мы мышата, которые заблудились;
  • мы кроты и ищем клад;
  • мы зайчата, которые потерялись в лесу;
  • нам нужно выполнить суперзадание от Лунтика;
  • мы — космонавты и летим на Луну;
  • мы — супергерои, и у нас задание;
  • мы — сыщики и ищем пропавшую вещь;
  • мы — тачки и гоняем наперегонки и т.д.

Если вы читаете сейчас и думаете, что все это сложно и нужно уметь фантазировать, — просто попробуйте. Реакция ребенка вас настолько вдохновит, что вы будете периодически возвращаться к такому чудесному способу быстро договариваться.

Здесь я привожу истории родителей, которые прошли мою онлайн-программу “Покладистый ребенок и спокойная мама” и начали активно использовать “Предлагаемые обстоятельства” со своими детьми. Они вас вдохновят.

Рассказывает Валерия, бабушка шестилетнего внука:

“Мой внук в присутствии гостей закапризничал, забрался под обеденный стол и всем мешал, отказываясь ужинать. Тогда пришлось придумать игру про шахту и шахтеров. Я объяснила гостям, что наша комната — это шахта, и в ней на глубине работает наш внук-шахтер. Выбираться ему долго, и мы иногда посылаем ему обед прямо туда.

Ребенок замолчал и слушал с интересом. Я сказала, что собрала ему термос и сейчас спущу в шахту. Привязала пластиковую посуду на веревку и стала “спускать”. Объяснила, что, когда шахтер все съедает, он дергает за веревку и мы понимаем, что он ждет второе блюдо. В итоге наш внук все съел, потребовал добавки и довольный выбрался из “шахты”. Гости были немного удивлены, но потом со смехом вспоминали эту ситуацию…”.

Инна, сыну 5 лет:

“Как раз сегодня гуляли в парке и начался дождь, а до дома идти минут 20. Сын не хотел уходить с площадки. Я не использовала слова “а давай”, но предложила, что мы будем полицейским и воришкой (его любимая тема в последние пару недель), он меня арестовал, но полицейский участок находится дома и надо туда спешить, а то парк большой и воришка может убежать. Нашли веточку на земле — полицейский жезл, и с этим жезлом он вел меня до дома, а я все время прибавляла шаг, будто пытаясь сбежать. Легко и быстро пришли домой”.

Юлия, дочке 4 года:

“Я утром будила дочку, а она не хотела вставать. Я ей начала говорить, что в ванной есть волшебная палочка. Она ждет нас, чтобы исполнить наше желание. Дочка встала почти с закрытыми глазами, но сразу — и пошла в ванную. Ее зубная щетка превратилась в волшебную палочку и наколдовала нам хорошее настроение на целый день. Дочка после этого намного проще собиралась в детский сад и пошла туда в хорошем расположении духа”.

Говорящие предметы

Один из моих любимых игровых методов — “Говорящие предметы”. Он подходит для детей от 1 до 5-6 лет. Довольно часто родители рассказывают мне, что даже с более старшими детьми этот веселый способ показывает прекрасные результаты, потому что поднимает всем настроение.

“Говорящие предметы” — веселый способ говорить от имени предмета, с которым ребенку нужно взаимодействовать: от имени шампуня, лекарства, горшка, подгузника, ботинок, шапки, пижамы, трусов. Все может ожить и “заговорить” с ребенком. Детям сразу становится так интересно, что они с удовольствием делают то, о чем их просят.

Когда ребенок отказывается что-то делать, и это связано с каким-то предметом, поговорите с ним от его имени. К примеру, малыш не хочет принимать лекарство, надевать штаны или купаться. Начните говорить с ним от имени лекарства, штанов или мочалки. Знакомые вещи вдруг оживают, совершают действия, грустят, делятся своими историями, мечтают, вспоминают — ребенок будет в восторге и обязательно заинтересуется!

Можно использовать простые правила:

  1. Познакомьтесь с ребенком от имени предмета: “Я — трусики, а зовут меня малюсики”.
  2. Держите предмет перед собой.
  3. Говорите немного измененным, “мультяшным” голосом.

Ребенок не хочет мыться.

— Привет! Я — мочалка Фифа. Никто не хочет со мной дружить. А мне очень грустно одной висеть на крючке… Давай с тобой дружить. Можно я до тебя дотронусь? Можно я поглажу твою спинку, она такая нежная…

Ребенок не хочет надевать носки. Вы надеваете их на руки и говорите:

— Привет! Мы — два носочка, два братца. Смотри, как мы умеем разговаривать. Давай, мы напрыгнем на твои ножки! А потом вместе пойдем гулять.

В это время шевелите пальчиками, имитируя “носочный” рот.

Нужно мыть волосы шампунем, а ребенок не хочет.

— Я — шампунька Пупа, я вкусно пахну и люблю играть с детками! После меня волосики очень вкусно пахнут. Можно я поиграю твоими волосиками?

Малыши верят, что предмет оживает, а дети постарше уже все понимают, но им все равно нравятся такие веселые шутки. Я и своему девятилетнему сыну могла сказать от имени капусты: “Почему ты меня не ешь, я такая полезная, хрустящая, не хочу, чтобы меня выкинули в мусорное ведро”.

Многие родители поначалу довольно скептически относятся к этому способу, но потом пробуют ради интереса и видят, что ребенок от него в полном восторге! Без лишних споров он сразу надевает носочки, дает закапать капли в нос, моет голову, садится на горшок, идет спать.

Чтобы оживлять для ребенка предметы, не нужны актерские способности! Просто вспомните, как вы сами были маленькими и играли в ролевые игры. Разрешите себе немного подурачиться и не стесняйтесь. Вы увидите, как ребенок будет рад такой игре и как легко пойдет вам навстречу. Вполне возможно, что этот способ станет вашей палочкой-выручалочкой на долгие месяцы и годы, как для многих моих слушателей.

Вот что пишут участники моей онлайн-программы, которые по достоинству оценили этот способ и стали оживлять предметы, чтобы заинтересовать ребенка.

Надежда, сыну 3 года:

“Этот способ применяем уже несколько недель, с тех пор как услышали на курсе. Раньше видела такое в фильмах, думала, просто дурачатся с детьми, а я слишком серьезна, чтобы такое делать. Я говорила от имени ложки, которую надо взять, чтобы скушать суп. Ребенок понял, что это говорила не ложка, а я, но все равно втянулся в игру, начал смеяться, взял ложку и стал есть! И таких примеров очень много”.

Татьяна, мама школьника:

“Как я раньше не додумалась? У нас большая проблема с уборкой, буквально с порога валяются вещи, ключи, портфель; носки вообще по дому летают. От ругани и напоминаний не было толку, но сегодня у нас ожил портфель — и очень быстро оказался на месте! Завтра с носками попробую!”

Света, дочери 4 года:

“Вчера играла с дочерью в эту игру, так как она никак не хотела ложиться в кровать. Но подушка и одеяло очень ее просили, а Зайка боялся спать один. Все получилось — она решила, что нужно спать с Зайкой, раз он боится. Спасибо огромное за эту игру”.

Евгения, мама двоих детей:

“Такой метод для маленьких детей 2-3-4 лет — отличный вариант. Действительно: глаза круглые, все брошенные игрушки подобраны, по головке поглажены, в кровать уложены, вся каша съедена и все выпито”.

Источник

Плохой аппетит у детей может быть по разным причинам. Каждый ребенок индивидуален. Если самочувствие чада не вызывает опасений у мамы и врачей, то прежде всего стоит обратить внимание на то, как привыкли есть в семье. Кроме того, у маленького ребенка могут быть свои вкусовые пристрастия, как бы нам, взрослым, это ни казалось невозможным.

Разделить нельзя смешать

Прежде всего откроем большой секрет: дети — ужасные консерваторы, все новое вызывает у них опасения. Особенно это касается еды. Например, любимое чадо не любит, когда продукты смешаны, поэтому не ест супы или салаты. Или, наоборот, отказывается есть, если продукты лежат на тарелке отдельно друг от друга. Кто-то не выносит творог, потому что не нравится его консистенция. Другим не по вкусу пюре, а третьи хотят видеть в бульоне только круглую морковь, квадратики уже не годятся. Не стоит расценивать такое поведение сына или дочки как простой каприз. Ребенок имеет такое же право, как и родители, есть, что он хочет, и в том виде, в каком ему нравится.

Важный нюанс, касающийся самых маленьких. Иногда малыши отказываются есть более плотную пищу, например, котлетки, запеканки и другие продукты. Вероятно, грудничок не научился самостоятельно пережевывать пищу из-за того, что родители долгое время кормили кроху только сильно измельченным (гомогенизированным) баночным пюре.

А что в меню?

Однообразная еда тоже может быть причиной плохого аппетита. Ребенку просто надоели продукты, которые вы ему регулярно предлагаете. А что делать? Выбора-то нет. И в магазин сбегать купить себе что-то вкусненькое он тоже не может. Вот и мучается за столом. Бывает и наоборот. У ребенка есть одно блюдо, которое он может есть на завтрак, обед и ужин. И если любимых продуктов в доме нет, то дитя «объявляет голодовку» до тех пор, пока привычная еда не окажется на столе. Увы, здесь недоработка взрослых, которые вовремя не предложили ребенку разнообразное питание. У малыша не сформировались вкусовые привычки, вот он и боится попробовать что-то новое. Исправить ситуацию можно, но быстро это сделать не выйдет, родителям придется очень постараться.

Дай конфетку!

Многие семьи совершают одну и ту же распространенную ошибку — позволяют детям перекусы между едой. Ну как отказать ребенку, который просит всего лишь один кусочек хлеба. Конечно же, дашь. Однако не стоит тешить себя надеждой, что ваше чадо неосознанно выбрало модное нынче дробное питание. Ничего подобного. Наоборот, нахватавшись всего и понемногу в течение дня, в положенное время он откажется есть, поскольку сыт. Кормить можно только голодного ребенка.

По образу и подобию

Еда — это потребность, которую надо удовлетворить. Мы, взрослые, это знаем, а вот ребенок пока нет. Так что задача родителей — научить его этому своим примером. И вот тут загвоздка. Если мама с папой едят”на бегу«, в доме нет традиции семейных обедов, то объяснить сыну или дочке, что надо соблюдать режим питания, сложно. Ребенок не понимает, что ему делать, чему верить и не знает, как проявить интерес к еде.

Капризы за столом бывают в семьях, где родители уделяют много внимания процессу кормления. Для многих мам главная задача — чтобы ребенок поел. Чадо все это понимает и устраивает из процесса приема пищи театр одного актера, где родители — самые заинтересованные зрители. Накал страстей спадет, если сделать вид, что не очень интересно. Лучше больше уделяйте внимания ребенку в другое время.

Аппетит вернется, если

  • Установить и соблюдать режим питания. Это обеспечит стабильную работу органов пищеварения, а также своевременное и максимальное выделение пищеварительных соков, что поможет аппетиту разыграться.
  •  Последовательно и спокойно в соответствии с режимом питания предлагать ребенку еду. Не раздражаться, если малыш отказался есть. Просто убираете тарелку со стола и ждете следующего кормления. Не сердиться, если съедена лишь часть порции. Позже ребенок поест чуть больше. Не стоит волноваться, если дитя пропустит несколько кормлений (от одного до трех). Все необходимые питательные вещества восполнятся за счет внутренних ресурсов организма — своеобразных «депо», находящихся в печени, мышцах и других органах.
  • Исключить перекусы между едой.
  • Чаще бывать на свежем воздухе. Долгое нахождение в помещении, кислородное голодание снижают скорость обменных процессов и аппетит.
  • Разнообразить питание ребенка, обязательно предлагать новые продукты. Позвольте ребенку самому выбирать, что есть, предлагая на выбор несколько блюд. Однообразие чревато развитием таких заболеваний, как анемия, гиповитаминоз, дисфункция желудочно-кишечного тракта и прочее.
  • Самим родителям в присутствии ребенка есть с большим аппетитом.
  • Сделать процесс еды интересным — например, суп можно есть через трубочку, а завернутая в фантик котлетка станет соблазнительной конфеткой. А если ребенку предложить самому участвовать в приготовлении блюда, то его, как минимум, захочется попробовать, а может даже и съесть.
  • Привлекать малыша к сервировке стола. Возбуждению аппетита способствует красивая скатерть, посуда, а также то, что ребенок
  • самостоятельно пользуется ложкой или вилкой.
  • Отправиться на обед в ближайшее кафе. Замечено, что дети обожают есть вне дома.
  • Сажать ребенка за стол с детьми, которые хорошо едят. Чужой пример заразителен!

А есть ли проблема?

Часто родители склонны преувеличивать масштаб трагедии. Если в семье никто никогда не отличался отменным аппетитом, так почему ребенок должен есть за троих? Если ваш сын или дочка всегда мало ели, то есть и вчера, и неделю назад, и даже месяц, при этом ребенок активен, весел и развит, то успокойтесь, у него все в порядке с аппетитом. Ваш ребенок — «малоежка».

Да, и такие бывают. А вся проблема в том, что поведение малыша не соответствует вашим родительским ожиданиям. Мама готовила, старалась, полезные продукты покупала, всю душу вложила, а ребенок чуть-чуть «поклевал», и все. Выходит, не оценил усилий. Конечно, любому будет обидно. Родителям можно только посоветовать успокоиться и попробовать изменить свой взгляд на ситуацию.

Категорически нельзя

  • Кормить насильно. Это может вызвать у ребенка рвоту при каждом следующем кормлении, отвращение и полный отказ от еды. Кроме того, еда через силу приводит к тому, что ребенок сам не может определить, что уже сыт. А это прямой путь к перееданию, ожирению и дисфункциям желудочно-кишечного тракта. В старшем возрасте насильственное кормление в детстве может стать причиной неконтролируемой еды перед телевизором, «заедания» стресса, лишнего веса и психологических проблем.
  • Развлекать во время еды. Картинки, мультики, а также еда наперегонки с родителями аппетит не улучшают, а приучают ребенка есть, не замечая пищи. В итоге чадо съедает больше, чем надо. Результат — дискомфорт и тяжесть в желудке, тошнота и даже рвота. А в будущем возможны гастрит, переедание и ожирение. 
  • Оказывать давление. Любые ультиматумы и угрозы со стороны родителей приведут к тому, что у ребенка закрепится негативная реакция на прием пищи. Малыш не будет получать приятные эмоции от еды. Вряд ли кто возразит, что мы едим не только потому, что это необходимо для жизни, но и для удовольствия. Дети, которые постоянно находятся под прессингом и поступают так, как говорят родители, и во взрослой жизни могут допускать физическое и эмоциональное насилие над собой.

SOS-сигнал

Аппетит в нас заложен природой, это неотъемлемая потребность организма. Так что желание есть у ребенка должно непременно возникать. При одном условии — что он здоров. Если вы заметили, что малыш отказывается от еды, присмотритесь к нему, не стал ли он в последнее время бледным, вялым, плаксивым, нет ли сонливости или раздражительности. Возможно, ребенок жалуется, что ему больно глотать или тяжело дышать. Проверьте, нет ли покраснений или высыпаний на коже. Вздутие живота и изменение стула тоже должно насторожить родителей. Измерьте температуру ребенку. Любой из этих симптомов может быть сигналом о начале заболевания. Обязательно обратитесь к врачу.

Отказ от еды также может быть сигналом о психологических проблемах у детей. Конфликты в семье, развод родителей, проблемы в общении со сверстниками, воспитателями или учителями, рождение братика или сестрички, смена школы или детсада — все это может вызывать сильные переживания у ребенка и негативно сказываться на аппетите. Помочь чаду должны родители — вместе с ребенком разобраться в проблеме и снять причину нервного напряжения.

Аппетит у детей может отсутствовать из-за страха. Как реального — у ребенка уже был негативный опыт насильственного кормления, так и мнимого, то есть это могут быть фантазии на основе реальных событий. С этой непростой ситуацией родители не всегда могут справиться сами, лучше обратиться к психологу.

Примерное меню для детей от года до трех лет

Дети старше 3 лет чаше всего ходят в дошкольные учреждения, где свое меню на каждый день. А малышам до года питание назначает педиатр.

ЗАВТРАК: каша (200 мл), кусочек хлеба, сыр (10-15 г), сливочное масло (5 г), некрепкий чай с молоком (150 мл).

ВТОРОЙ ЗАВТРАК: 150 мл фруктовый (молочный) напиток (150 мл) или свежие фрукты (100 г).

ОБЕД: суп (150 мл), мясное (рыбное) блюдо (около 70 г), гарнир из овощей, разваренной крупы или вермишели (100 г), 100 мл
напиток (компот, морc, сок) (100 мл), кусочек хлеба.

ПОЛДНИК: кефир, йогурт или молоко (150 мл), творог (50 г), печенье или вафли (1шт), фрукты (100 г).

УЖИН: каша (200 г) или отварные овощи, вермишель или разваренные крупы (150 г) с блюдом из мяса или рыбы (70г), чай (150 мл), кусочек хлеба.

ПЕРЕД СНОМ: кисломолочный напиток (150 мл).

Екатерина Ильченко

Источник