Как заставить ребенка говорить 4 года

Как заставить ребенка говорить 4 года thumbnail

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

Первое слово малыша – это всегда особенный праздник для его родителей. Он войдет в память Вашей семьи как одно из самых приятных событий. Даже через 30 лет мама будет помнить, какое слово первым сказал ее ребенок!

Естественно, прежде чем это происходит, кроха наблюдает за окружающими его людьми, внимательно слушает их, запоминает и учится. Этот процесс кажется незаметным, но очень важно соблюдать правила, которые помогут научить ребенка говорить быстро и правильно. Положительные эмоции, любовь и терпение – главные союзники.

Фото: https://pixabay.com

Как научить ребенка говорить: 10 советов родителям

Вы заметили, что малыш соседей уже произносит первые слова, а Ваше чадо пока молчит? Не страшно. Воспользуйтесь проверенными методами, рекомендованными экспертами и логопедами. Вы узнаете, как научить ребенка говорить буквы, слова и предложения.

1. Просто и понятно

Используйте в своей речи короткие предложения, говорите медленнее, чем обычно, словно отчеканивая каждую букву в слове. Забудьте о «сюсюкании», ведь Ваш малыш воспримет исковерканные слова и фразы как правильные! Лучше разговаривайте с ним простыми фразами, например, «возьми мячик», «где твоя машинка?». Ребенок должен понимать, чего Вы от него хотите, а не путаться в потоках сложной речи.

2. Визуальный контакт

Малыш должен часто видеть Ваше лицо, когда Вы к нему обращаетесь. Он подражает действиям взрослых, поэтому будет запоминать, каким способом они произносят звуки. Обращайте внимание на артикуляцию, чтобы ребенок понял ее основы.

3. Говорите вслух

Комментируйте свои движения по квартире, действия, которые выполняете. Например, «я беру тарелку, насыпаю кашку, сейчас мы будем кушать». Говорите, что вы делаете, когда, скажем, убираете в комнате или готовите обед. Достаточно несколько таких «сеансов» каждый день, чтобы ребенок запомнил основные слова.

Фото: https://pixabay.com

4. Спокойный тон

Говоря слишком быстро, Вы усложняете малышу задачу. Он просто не сможет вычленить из речи родителей отдельные слова, чтобы правильно их выучить.

5. Поменьше телевизора

Пусть в Вашей семье голубой экран не заменяет няньку. Маленькому ребенку вовсе не нужно смотреть мультфильмы. Ему куда важнее больше времени проводить с мамой, которая с ним играет, общается. Привыкание к телевизору происходит быстро, но пользы от него мало!

6. Читайте книги

Малышу понравятся короткие интересные сказочные истории, особенно, если в книге будут яркие иллюстрации. Часто дети просят маму прочитать им одну и ту же сказку несколько раз. Наберитесь терпения и выполните просьбу ребенка. Это поможет ему пополнить словарный запас, и Вы удивитесь, как быстро он заговорит.

7. Движение – это жизнь

Специалисты давно выявили закономерность между неуклюжестью движений ребенка и его плохой речью. Развивая моторику малыша, Вы поможете ему быстрее заговорить. Гуляйте с ним, бегайте, бросайте мяч.

Фото: https://pixabay.com

8. Детские песенки

Вы можете сами напевать своему ребенку или включать ему записи веселых детских песен. Так будет развиваться слуховое внимание, пополняться словарный запас. Под задорную мелодию можно и потанцевать!

9. Мелкая моторика

Лепка из пластилина или теста помогает в развитии речи. Пусть малыш рисует кисточками, нанизывает макароны на нитку, делает украшения из больших бусин, играет пуговицами и т.п. Не забывайте, что делать это он должен под присмотром взрослых!

10. Любовь и забота

Именно эти родительские чувства помогут ребенку гармонично развиваться. Обеспечьте ему правильный режим дня, сон, прогулки, позитивные эмоции. Будьте спокойны, не подгоняйте ребенка, и он скоро порадует Вас первыми фразами!

Читайте также:

Как научить ребёнка слушаться и уважать своих родителей

9 шагов: как приучить ребёнка к порядку

Почему дети не слушаются, и с чем это может быть связанно

Источник

Анонимный вопрос

7 апреля 2018  · 1,7 K

Не кочегары мы, не плотники.

До 2х лет у детей накапливается пассивный словарь. То есть ребенок все что слышит запоминает, но не проговаривает… Читать дальше

Стоит ли учить ребенка давать сдачи, если его обижают?

Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт. Telegram: @introvert172
А ещё я…

А что означает “дать сдачи”? Меня всегда бесили подобные советы. По-сути фразу “а ты дай им сдачи” можно перевести как “справляйся сам со своими проблемами, мы тебе не поможем”. Если родители действительно хотят научить ребёнка стоять за себя (а не отмахнуться от него), то прежде всего надо объяснить и показать КАК давать сдачи и КОМУ её давать.

Рассмотрим подробнее. Чтобы “дать сдачи”, надо что выполнялись сразу несколько условий: 1) агрессор нападает на ребёнка один на один и в безлюдной обстановке, 2) агрессор физически равен или слабее обиженного, 3) акт агрессии представляет собой именно удар (а не насмешку или отбор личных вещей, например).

Часто ли все эти критерии совпадают? Сомневаюсь. Как, например, “давать сдачи”, если обижают коллективно? А как быть девочке? Как реагировать, когда слышишь за спиной ехидные смешки? Встать посреди урока, подойти к группе насмешников и дать одной из них пощёчину? Ну-ну. Кому “давать сдачи”, когда твоим портфелем играют в футбол? А если ребёнок вообще не любит и не умеет драться?

Да, родителям нужно учить ребёнка постоять за себя. Но это совсем не так легко, как сказать “а ты дай сдачи”, или “а ты не позволяй”. Помогать ребёнку развивать в себе силу характера и чувство собственного достоинства – очень сложная задача. Человека, который ведёт себя уверенно, и обижать никто не станет. Если у ребёнка нормальная самооценка, то он и сам над собой посмеётся. А тех, кто любят “раздавать сдачу” налево и направо, могут в свою очередь перестать уважать. Один мальчик назвал другого “очкариком”, а тот дал ему за это коленом в пах или зуб выбил. “Сдача” явно неадекватна содеянному. Иногда промолчать умнее и достойнее, чем ударить в ответ.

Прочитать ещё 6 ответов

Что делать, если ребенок не начал разговаривать в 3 года?

По мере овладения языком у ребенка могут выявится нарушения речевого развития. Почти все отклонения ( кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет). Причем желательно заметить признаки этих нарушения как можно раньше. Один из первых признаков нарушения речевого развития отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление.

Столь же важен признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет (проверьте физический слух, он может быть снижен). Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов — это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие у него после двух лет фразы, даже если ребенок произносит некоторые слова.

Возраст трех лет считается критичным. Если к этому времени ребенок не овладеет фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно об общем недоразвитии. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок совсем не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет, либо будет, но с большим опозданием.

Конечно же решение о том нужно ли ребенку вмешательство в ход его естественного развития в том числе и речевого принимать родителям. Но я, как специалист убеждена, что в случае возможного развития патологии лучше начинать коррекцию раньше и не терять драгоценное время.

Прочитать ещё 2 ответа

Ребенок 1 год 10 месяцев. Не разговаривает вообще, как помочь разговорить?

Добрый день получил Ваш вопрос. Для начала необходимо провести диагностику, то есть, как я считаю, первый специалист, к которому необходимо пойти – это детский невролог. Он поставит диагноз и из сложившейся клинической картины назначит стратегию лечения, которая будет включать разные лечебные методы и подходы. При речевых нарушениях у детей в том числе применяют остеоратическое лечение.

Прочитать ещё 2 ответа

Источник

По стопам Людмилы: https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/1706761

 Решила изложить некоторые СВОИ мысли на тему стимуляции речевого развития, если вдруг такой опыт будет кому-то полезен, буду рада. Всевозможных критиков “да ты чо заморачиваешься ващеее”, “совсем обалдели ребенка мучать, готовить к егэ, торопить развитие” и пр с фактами про неговоривших гениев – просьба время не тратить на чтение и комментарии 😉

Итак, в чем была задача и какие мы опробовали решения.

Когда в полтора года большинство сверстников моей дочери уже предпринимали попытки выражаться вербально, у нее в лексиконе было лишь около 5 слов и несколько десятков жестов. Объясняется жестами, молчит, как партизан, и ей вполне комфортно. Все знакомые и незнакомые фыркали и кидали камни в мой огород, мол, и занимаюсь я с ребенком мало и плохо, и “ну ты б ей хоть книжку почитала!..”, и прочее вплоть до весьма обидного “с такой матерью ребенку будет очень сложно жить/расти/общаться, а всему причина – Вы!”

 А я с ней 98% времени один на один, и рот не закрывается, и говорю, говорю, говорю, и книжки читаю, и мелкая моторика уже переразвита, и на море свозили, впечатления и встряска – будь здоров. Без толку.

 НЕ СРАБОТАЛИ самые популярные методы:

– комментирование всех действий; 

– чтение книг;

– “я тебя не понимаю, скажи словами!” 

– игры со звукоподражанием (мяу-мяу и ав-ав); 

– развитие мелкой моторики.

Ниже опишу то, что на мой взгляд внесло наибольший вклад в магический “пинок”, вследствие которого ребенок начал интересоваться речью, говорить, повторять и сочинять, склонять и спрягать, т.е. осознал смысл наличия речи и связь между миром и звуками. Все добровольно, без насилия, заставляний, приставаний и даже без регулярных или систематизированных занятий.  

1. Развитие мимики, артикуляции и дыхания. Ребенок же не сразу, как родился, может встать на ноги или схватить погремушку, так? Он сперва учится владеть своим телом, изучает возможности рук и ног, тренируется. Так и с языком и губами, их надо осознать и овладеть ими. Другими словами: учимся дуть и корчим рожи!

А. Дуть. На вертушки, на ниточки или дождик, на вату, воздушные шарики,пену в ванне, перья и листья, на свечки. В дудки, свистки и свистульки, флейту Пана, трубочки и трубы. В полые предметы типа бутылок, полых шариков с дырками и др. Пузыри: и выдувать из кольца, и через трубочку дуть в тарелку с мыльной пеной, чтоб была целая гора пузырей (осторожно!!! Любители поильников и соков с трубочками, не разобравшись в задании, могут напиться мыла!). Высший пилотаж: надуть воздушный шарик. Моя принцесса научилась дуть легко и рано, в полгода, но в 11 м нас настиг насморк, и она научилась сморкаться. Все, дуть – никак, только носом! Это, я считаю,было крупной проблемой, пока мы все не перепробовали, и девица не стала пытаться дуть ртом.

Б. Дурачимся, как можем, кривляемся. Улыбаемся широко, скалимся, имитируем с гипертрофированной артикуляцией (и выпученными глазами, чтоб смешнее было) а, и, о, э, у, ы. Язык показываем, широкий, узкий, трубочкой, облизывая губы, достаем языком до носа, прячем его за щеками. Надуваем щеки, целуемся, фыркаем и шушушукаем как ежики, цокаем, щелкаем и т.д.. Это простые игры, их не надо готовить, они эмоциональны и воспринимаются на ура большинством карапузов. Если повторяет – чудесно, нет – ищем ту физиономию, которая вдохновит. Чем спонтаннее и разнообразнее, тем более яркая реакция у младенца.

2. Антиагитация.Метод изобрелся мною как итог размышлений: “Говорю, говорю, говорю… А она нет! А зачем ей говорить, если я говорю?!” Дала возможность ребенку высказаться. Обычный режим “рот не закрывается” на один день, раз в неделю, замещается режимом “кратко и по делу”. Никаких лишних комментариев, уговоров, сказок и прибауток. Только то, что важно и нужно: “Ешь кашу”, “Не лезь на горку”, “Возьми”, “Надевай штаны”, “Провода не трогать” и т.п. Не объясняем, почему не трогаем, не описываем вкусовых свойств каши и не играем в прятки со штанами. Без злобы, конечно. Читать можно, но без пояснений и комментариев, только текст и желательно покороче. В итоге у ребенка создается информационный вакуум, он чувствует, что чего-то не хватает, и пытается своим лепетом восполнить столь привычное и недостающее для комфортного восприятия мира “Деточка моя милая, не лезь на горку, дорогая, там высоко, ты не не хочешь упасть? А у мамы спина болит, я не смогу тебя там удержать +еще на страницу”. Осторожно только, надо быть на чеку, потому что привыкшие к убалтыванию малыши могут не осознавать реальной опасности без ваших увещиваний, так что расшибленные колени или разбитый нос могут появиться, увы. 

Особого опыта использования метода у меня, правда, нет, мы его применили лишь трижды. Каждый раз: плюс 2-3 слова за день, тогда как простые дни приносили по 2 слова за неделю максимум. Т.е. именно на антиагитационные дни эффект имелся. Но есть и просто вероятность совпадения.

3. Мультфильмы. Как ни стыдно признавать, да, мультики. Простые, советские, с внятной озвучкой и трогательными героями. Яркие впечатления от скачущих зверушек имеют сильную эмоциональную составляющую, а особо выделяющиеся моменты врезаются в речь карапуза. 

4. Витамины. Для речи нужно не только желание, но и физические процессы в мозгу (и не только). А как им развиваться, если материалов нету?.. Особенно это касается малоежек, плохоежек, неедяк и прочих консерваторов. Если детеныш соглашается вкушать лишь макароны, микроэлементов ему может и не доставать… А значит, посещаем врача и спрашиваем про витамины. Разумная профилактика авитаминоза не навредит, а вот скачок в развитии подготовить может.

5. Психологический комфорт. Звучит немного нелепо, особенно если ваш материнский инстинкт здравствует и активничает (в отличие от моего ;))) ). Тем не менее известно, что дети чувствуют состояние матери, и если проблема у нее есть – усталость, невроз, ссора с мужем, затаенная обида, неуверенность в возможностях ребенка (особенно если читаете ленту развития и постоянно сравниваете своего ребенка с другими) и т.д. – это может тормозить развитие.

На своем опыте: была проблема, покопалась, поплакала, осознала… Через 2 дня дочь внезапно начала выдавать по 5 слов в день!.. Может и совпадение, но в любом случае, разогнать своих тараканов (или хотя бы рассадить по полочкам) не помешает 😉

 6. Помогаем из лепета лепить слова. Многие дети выдают массу звуков, слогов и почти-похожих-на-китайские слов. У взрослых больше опыта и богаче словарный запас, так подключайте ассоциации и помогайте из абракадабры вычленить нужное! Приведу пример, чтоб было понятнее. Ребенок любит слог “бу”: “бубабабу”полдня голосит он. Предложите ему БУУУУлку. Не хлеб, не батон, не нарезной или хлебушек, плюшечку или саечку, а именно бубубулку. Здесь главное, чтоб малыш понял, что он САМ может сказать БУ и тем самым ОБОЗНАЧИТЬ предмет, это важное открытие. Подбирайте слова, похожие на удобные для ребенка слоги. И пусть первое время баранка побудет бубликом, а маленький шарик – бусинкой. Расширять лексикон и искать отличия можно потом, когда усвоится однозначность связи между предметами и словами.

Но тем, кто лепечет осознанно, т.е. одной и той же бибабу стабильно обозначает один и тот же предмет, хоть и неясной этимологии это обозначение, такой метод уже НЕ нужен, это пройденный этап и только запутает ребенка при чрезмерном употреблении. 

А вообще в итоге приходит мысль, что всему свое время. И если в генах заложено ребенку начать говорить в 3 года, хоть оперу в трех лицах ему пой – не поможет, а если гены согласны на 1г3м, то хоть совсем не занимайся – все равно нахватает слов на улице =)

 В общем, любите своих детей и радуйтесь их успехам!  

P.S.: что имеем сейчас – активный словарь размером ок 190 слов (я не псих, просто я люблю считать и красивые цифры, да, считала специально, и да, записывала все слова в дневнике, да, горжусь каждым словом ;))) ), ежедневные добавки по 4-6 слов, что сейчас увеличивается в арифметической прогрессии (вчера было уже +9), склонения и спряжения, притяжения. Вот теперь можно покупать альбомы для развития речи, играть в логопедические игры, “ставить” звуки и заниматься другим “шлифованием” умений

Источник