Как заподозрить аутизм у ребенка 1 год

Как заподозрить аутизм у ребенка 1 год thumbnail

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Ниже мы предлагаем вам минимально необходимую первоначальную информацию о расстройствах аутистического спектра (РАС), чтобы вы смогли сориентироваться в своих подозрениях и поняли, что делать дальше.

Мы ответим на самые первые актуальные вопросы, которые задают себе родители, одолеваемые неприятными мыслями о странностях ребёнка.

Что такое аутизм согласно современным знаниям медицины?

Это неизлечимое патологическое состояние всей нервной системы человека, которое отчётливо сказывается на нарушении развития навыков в трёх сферах жизни – коммуникации, поведении и взаимодействии с другими, где так важен эмоциональный интеллект. В данном случае под «эмоциональном интеллектом» следует объединить весь пласт способностей – от воображения до эмпатии.

Аутизм напрямую затрагивает головной мозг – центр нервной системы человека — и проявляет себя в многоликом наборе симптомов.

Почему поставить диагноз РАС достаточно сложно?

Главное, что следует понять сразу: аутизм – это спектр расстройств (РАС). Слово «спектр» означает, что симптомы расстройства, хоть и затрагивают три сферы личности, но проявляются по-разному в каждом отдельном случае.

Например, у одного ребёнка на первый план выйдут нарушения в поведении на фоне отсутствия речи. А у другого будет вполне развитая речь, но много затруднений в общении с окружающими или отсутствие интереса к ровесникам и взрослым. В то время, как у третьего разовьётся близкая к норме способность к речевой коммуникации, но будут явные поведенческие странности и сложности в общении с людьми.

Перспективы детей с РАС также различны. Некоторые взрослые с аутизмом могут вести независимую жизнь, а другие будут нуждаться в сопровождении и опекунстве пожизненно.

Важно и то, что внутри примерно одинакового уровня аутистических проблем сам набор симптомов может также варьироваться. Один ребёнок дополнительно к триаде страдает устойчивой бессонницей.  Второй зациклен на единственном интересе, крайне чувствителен к звукам и отличается склонностью к диарее. А третий отказывается от многих видов еды, гиперчувствителен к яркому свету и страдает от констипации. При аутизме возможны самые разнообразные симптомы — в неодинаковых сочетаниях.

Вот почему так сложно вовремя поставить диагноз РАС и приступить к лечению и педагогической коррекции. Особенно сложно вовремя отдифференцировать аутизм в дошкольном возрасте, когда многие признаки легко посчитать всего лишь задержкой развития – речевого и психического.

Почему так важно заподозрить диагноз РАС как можно раньше?

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Потому что лечение и комплексная педагогическая коррекция, начатые в раннем детстве, дают значительные шансы на снижение патологических проявлений и максимальное внедрение человека в общество.

Разные специалисты говорят о разных сроках, однако большинство из них сходятся во мнении, что начало реабилитации хотя бы около 2-х летнего возраста эффективнее аналогичных мероприятий с 3-х или 4-х лет (при прочих равных условиях). Это особенно отчётливо заметно при выраженных нарушениях речи при аутизме.

Я понимаю, что мой ребёнок странный (или он мало говорит, или он несносен в поведении и т.п.). Но я не знаю, аутизм ли это?

Наиболее верное мировоззрение для всех современных родителей – это повышенная настороженность к отклонениям в психическом и речевом развитии ребёнка на КАЖДОМ месяце жизни – вплоть до 3-х лет.

Почему же надо идти на поводу у столь щепетильной тревожности? —  спросите вы. Как минимум по четырём причинам:

  1. Высокая распространённость аутизма в мире, в том числе на постсоветских пространствах
  2. Неизлечимость патологии на текущем уровне знаний медицинской науки
  3. Возможная тяжесть заболевания и будущая инвалидность ребёнка
  4. Повышенные шансы на успешную реабилитацию при раннем вмешательстве с комплексом лечебных и педагогических мероприятий

Так что же мне делать, если я подозреваю аутизм у своего ребёнка?

Читая эти строки, постарайтесь успокоиться.

Возьмите ручку и бумагу и отметьте те пункты из предложенной таблицы , которые справедливы для вашего ребёнка. Данная таблица позволяет осуществить предварительную оценку развития ребёнка от 6 месяцев до 3 лет.

Что делать, если вы отметили один или несколько признаков у ребёнка в любой из областей, описанных в таблице?

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧАМ КАК МОЖНО СКОРЕЕ (!)

Здесь важно понять, с какого уровня специалистов начинается приемлемый уровень компетенции. Даже если ваш педиатр или семейный врач уже лечил вашего ребёнка успешно, он относится к звену первоначальной помощи, глубоко знает не так уж много болезней и зачастую выполняет роль всего лишь диспетчера в случае тонких неврологических отклонений, решая вопрос «к кому отправить дальше, сужая специальность». Обращаясь к нему по вопросам неврологии, вы становитесь заложником его знания или незнания о разных степенях и проявлениях аутизма.

Вот частые отговорки плохо осведомлённых педиатров на те признаки в развитии ребёнка, которые могут быть симптомами РАС.  Такие поверхностные суждения могут украсть у вас драгоценное время на пути к правильному диагнозу.

Если вы узнали своего педиатра или себя в этих отмашках, то взвесьте трезво — как давно вы отбросили волнение на задворки сознания, и что изменилось или нет в странностях ребёнка за прошедший период. Если изменений нет – срочно к компетентному врачу!

Начинайте с невролога (невропатолога).

Но приходите к неврологу не просто так, кратко обозначив свои опасения – в пассивном ожидании встречных откровений от врача.

Наоборот! Займите активную позицию: принесите записанные настораживающие симптомы (из таблицы выше) и подробно расскажите о своих наблюдениях по части странностей ребёнка.

В такой же манере можно пройти консультацию у опытного детского психолога.

Полезной будет и консультация детского психиатра, если такой специалист вам доступен. Реальность постсоветских пространств такова, что опытные детские психиатры сосредоточены в областных центрах.

Не бойтесь психиатра!

Ищите детского специалиста — опытного и знающего. При поиске грамотного врача к вашим услугам:

  • Отзывы в интернет — на форумах и блогах
  • Вопросы к родителям в тематических группах в соцсетях
  • Вопросы к врачам, которых знаете
  • Регалии и должности имеющихся в доступе психиатров (заведующий отделением, сотрудник кафедры медицинского университета и т.п.).

Заранее поймите, что при весомом подозрении на РАС хороший невропатолог сам должен направить вас на консультацию к психиатру.

Узнав еще до очной встречи о подозрениях родителей, невропатологи и психиатры зачастую просят подготовиться к первой консультации. Тогда анамнез вашего ребенка (т.е. историю его жизни и болезни) специалист сможет прочитать с листа или получить на электронную почту перед приемом.

В среднем случае это страхует от потери важных данных из зоны внимания врача. Кроме того, такая подготовка к консультации высвобождает время приема на общение со специалистом: вы успеете задать больше уточняющих вопросов.

Что делать, если вы услышали диагноз РАС или нечто похожее?

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Итак, вы побывали у врача и услышали «расстройство аутистического спектра». Или любую другую формулировку, где звучат слова «аутичный» или «аутистический».

Отнеситесь к этому КРАЙНЕ СЕРЬЁЗНО. И никогда не расслабляйтесь от того, как вам подали эту информацию, насколько спокойным был доктор.

Даже если звучат слова «предварительный диагноз», «возможно», «пока неясно, будем наблюдать»НЕ РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ! Идите дальше по пути быстрого обследования, повторного приёма и даже перепроверки у ещё одного специалиста.

Дело в том, что диагностика аутизма несовершенна по многим причинам. Среди них и неготовность врачей брать на себя ответственность в раннем возрасте ребёнка, и невозможность поставить диагноз по стандартам до определённого возраста, и низкий уровень квалификации («я вижу странности, но я не уверен» = пишу «аутичные черты»).

Оставим погрешности медиков на их совести, а недостатки системы – на совести законодателей. Для родителей самым важным должно стать то, что ключевые опасные слова озвучены и у врача (!). Теперь это не только ваши туманные опасения. И это значит, что именно вам следует взять под контроль все возможные сценарии развития.

О том, какие шаги следует включать в алгоритм поведения, если ребёнку диагностирован аутизм, читайте здесь. 

Автор: Екатерина Гедражко

Источник

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 17 февраля, 2020

Обновлено: 19 февраля, 2020

Само название расстройства «аутизм» отражает его суть, так как в переводе значит «ушедший в себя» человек (греч. autos – сам). Люди с такой особенностью психического и психологического развития ориентированы вглубь себя, закрыты от общества. Не хотят и не могут с ним взаимодействовать на привычном нам уровне из-за разницы в восприятии окружающего мира.

Признаки аутизма у ребенка до года не выражены

Как правило, такой диагноз ставят в 2-5 лет. Это этап, когда личность сформировалась достаточно, чтобы по речевым, поведенческим особенностям, сделать конкретные выводы.

В зависимости от стадии развития и проведенной коррекционной работы, аутисты способны к адаптации в обществе. Могут жить в нем достаточно комфортно и успешно. Но будут чувствовать себя неуютно, или постараются закрыться от окружающих. Вдобавок приобретая задержку интеллектуального, речевого развития.

Медицина не стоит на месте. Первые ранние признаки аутизма возможно выявить уже у новорожденных грудных детей до года. Это позволяет приступить к лечению проблемы в зародыше, уменьшает количество трудностей, с которыми особый малыш будет сталкиваться по мере взросления.

Причины развития

Период, когда проявляются первые признаки и симптомы аутизма у детей-новорожденных грудничков, зависит от причины отклонения. Также имеет значение комплекс дополнительных врожденных проблем.

Ученые до сих пор не смогли детально прояснить механизм развития этого отклонения. Но вычислили провоцирующие факторы, которые усиливают заболевание, заставляя проявляться его раньше и сильнее.

Типичными считаются:

  • Перенесенное кислородное голодание. На этапе беременности или во время самих родов – в данном случае не важно, когда имел место такой эпизод.
  • ДЦП – грубое поражение нервной системы, одним из проявлений которого бывает и РАС (расстройство аутического спектра).
Аутизм у детей до года вызвается врожденной патологией
  • Инфекционные заболевания, которые мать перенесла во время вынашивания ребенка.
  • Наследственная предрасположенность. Генетическая линия (мужская или женская) не имеет значения. Если среди кровных родственников есть люди с аутическими чертами, то вероятность проявления патологии в той или иной мере с рождения повышается.
  • Ожирение или проблемы с обменом веществ у матери. Особенно, если они усиливаются в период второй половины беременности.

Аутические черты могут проявиться и во взрослом возрасте у вполне сформировавшейся, прежде нормальной личности.

Медики разработали методологии, по которым можно как распознать аутизм у ребенка до года, грудничка, так и начать его лечение, и отслеживать, отступают ли у годовалого ребенка признаки отклонения аутического характера.

Как проявляется аутизм у ребенка до 1 года?

Выявлять отклонения в психическом состоянии человека в столь раннем возрасте – крайне сложная задача.

Благодаря исследованиям начала XXI века, удалось выявить закономерности зрительных реакций младенцев, позволяющие с большой вероятностью установить наличие расстройств аутического спектра.

В ближайшие годы каждый педиатр будет знать, как определить и распознать аутизм у новорожденного ребенка до года.

Ребенок в лесу играет шишкой

Следует говорить о нескольких типах реакций в зависимости от степени выраженности отклонений и возраста предполагаемого пациента. У детей до 4 лет выявляются отклонения в 4 направлениях:

  • нарушения коммуникации;
  • изменения социальных взаимодействий;
  • поведение на основе стереотипов;
  • типичные клинические проявления.

В совсем юном возрасте, в первые месяцы жизни, проявляются только проблемы с основной коммуникацией и социализацией.

Характерные проявления

Яркие признаки и симптомы аутизма у детей – младенцев до 1 года:

  • Проблемы с приучением к рукам матери. Период подстройки друг к другу длительный. На касания мамы ребенок реагирует не адекватно, либо чрезмерно расслабляя тело, как бы растекаясь, либо слишком напрягается, вытягиваясь в струнку. Подобное поведение характерно при контакте с любыми людьми: как со знакомыми, так и впервые встреченными.
  • Отказ от зрительного контакта. Зрение – первое чувство, с помощью которого малыш познает мир, общается с окружающими. Именно так он дает знать о своем внимании маме с первых дней жизни. В первые месяцы, когда не спит, он проводит дни, фиксируя взгляд на лице людей, родителей.
  • Отсутствие предвосхищающей позы. Ребенок не тянется к рукам взрослых, никак не реагирует, если над ним наклоняются. Не проявляет желания быть взятым на ручки.
Ребенок с аутизмом не просится на руки
  • Особенности улыбки. В норме, уже в 3 месяца малыш способен улыбаться и реагирует таким образом на появление приятных ему взрослых. Охотно улыбается в ответ. Аутисты начинают улыбаться вовремя. Но для них вызывающий улыбку фактор – не люди, а приятные ощущения или интересные изображения, музыка.
  • “Особенные” груднички практически не изъявляют желания общаться с новыми появившимися взрослыми, не проявляют недовольства, если те никак на них не реагируют. То есть не стремятся к взаимодействию.
  • Отсутствующая, или наоборот – чрезмерная привязанность к матери. То есть, малыш просто не воспринимает мир вокруг без матери рядом с ним. И наоборот, абсолютно не переживает если рядом с ним нет постоянного взрослого, одинаково отстраненно реагирует на всех людей.
Грудничок с аутизмом отводит глаза

Нежелание взгляда и перемен

Малыши с аутичными чертами отличаются неспособностью долго удерживать зрительный контакт. Для них лицо матери также является притягательным объектом, но сфокусироваться надолго они на нем не могут.

Внимательно посмотрев, быстро отводят взгляд или смотрят словно мимо, вскользь.

По мере взросления, перечисленные черты РАС прогрессируют и трансформируются в типичные проявления аутизма к 2 годам. Такие, как избегание зрительного контакта, нетерпимость к любым изменениям в окружающей обстановке.

Как проявляется аутизм у детей до года, новорожденных, зависит от особенностей каждого конкретного случая и степени развитости отклонения.

Диагностика

Как определить, распознать аутизм у новорожденного ребенка до года, знают педиатры и психиатры, работающие с таким отклонением.

Особое внимание уделяется изучению структуры центральной нервной системы. Проводят:

  • электроэнцефалографию;
  • МРТ – магнитно-резонансную томографию ;
  • эхоэнцефалографию;
  • компьютерную томографию;
  • кардиоинтервалографию;
  • обследование сосудов головного мозга по методике УЗИ с допплеровским датчиком.
Ребенок в шапочке для снятия электроэнцефалограммы

Следует понимать, что далеко не всегда ребенок – аутист проявляет признаки своего отклонения с рождения, аутизм может проявиться после 1 года и 1 месяца. И позже.

Это период, когда подвижность младенца увеличивается, растет число способов общения с миром станет больше. Хотя, как правило, точный диагноз ставится не раньше 3 лет.

Ранняя коррекционная работа

Зная, как заподозрить у ребенка до 1 года аутизм, опираясь на симптомы, проявленные во младенчестве, доктора планируют исследование мозга, системы кровообращения и вегетативной нервной системы маленького пациента.

Если инструментальное обследование не находит проблем, врачи в праве заявить о возможном наличии расстройства аутического характера. Сразу же следует начать коррекционную работу, с самого юного возраста.

Родители занимаются с ребенком с аутизмом

Реальная польза от столь раннего вмешательства может оказаться достаточно низкой из-за особенностей созревания психики особых детей. Но ее советуют начинать, так как подстройка окружающего мира под потребности аутиста с раннего периода поможет максимально не травматично расти ему самому и привыкнуть к изменившейся повседневной жизни его родителей.

Для каждого пациента составляется план лечения. Набор упражнений подбирается в зависимости от конкретных проявлений РАС и реакций на терапию малыша.

  1. Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Пер. с англ. М.: Академический проект: Традиция, 2004. — 784 с.
  2. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития. — 2004. — № 3. — С. 18—24.
  3. Каган В. Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981. – 190 с.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 167 с.
  5. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

Источник

Вячеслав Хрущев, Мужчина, 34 года

Здравствуйте Ариель Аркадьевич.Моему Владу сыну 2.1. Месяца два назад, после случайного прочтения симптомов аутизма в инстаграме у доктора Коморовского, я поняла что у нашего сына есть признаки аутизма. До этого я списывала это на характер, на то что он мальчик и у него особенные интересы, так как старшая у меня девочка 12 лет и я уже почти забыла ,что и как должно быть у маленьких деток. Начну сначала. Родился недоношенным в 37 недель, 88 по Апгар плановым кс весом 3100. Развивался немного с отставанием, наблюдались мы платно у хорошего детского врача в здравице. Отставание в развитии педиатр списывала на недоношенность. Прививки по плану, гулил в 6 месяцев (бабаба, папапа, абу, агу), сел ровно 8 и пошел в год( старшая дочь тоже села в 8 месяцев, но пошла раньше в 11). Был беспокойным, постоянно плакал, кормила грудью через каждые 2 часа, подолгу укачивали, на улице спал лучше. В 6 месяцев попал в больницу с температурой 39, в 8 месяцев перенес ротавирусную инфекцию, в год и месяц попал в реанимацию с инвангинацией кишечника, в год и четыре месяца перенес моноуклеоз с очень высокой температурой. ВЛАД ПОСТОЯННО БОЛЕЛ. Может поэтому я не особо обращала внимание на его развитие и несколько странные игры, главным для меня было здоровье ребенка. Упустила из виду и поздно забила тревогу. Он никогда не играл с машинками, не катал их, мог пособирать лего. Основной его интерес это свет, светильники, выключатели, он любит открывать и закрывать двери, играет с кастрюлями и крышками, кусает кошек за хвост. Свои игрушки бросает в кучу и смотрит на мою реакцию, иногда смеется от того что ругаю его. Сам не ест, хотя раньше ел вилкой. Сейчас я его кормлю, а он смотрит мультики или видео на ютубе. Ест неплохо, супы не ест вообще. Из каши только манную и гречневую, любит котлеты и курицу, помидоры и огурцы с редиской, хлеб, жаренную картошку, блины со сметаной, пирожки с мясом, сосиски. Пьет в основном воду, но иногда может выпить сок или компот. Есть указательный жест, показывает по просьбе себя, маму, папу, старшую сестру, кошек, предметы мебели, животных на картинках, сказочных героев. Может выполнить простые просьбы( дай пульт, принеси попить, положи книгу на диван, дай пять, поцелуй маму). Контакт в глаза есть, на улыбку отвечает улыбкой. Может показать части тела у себя , у мамы, у куклы. Хорошо реагирует на сестру. Может играть с ней в догоняшки, убегать от нее, прятаться за шторочку или в шкафчик. На других детей пока только смотрит на улице не долго, но всегда показывает где мальчик , девочка на улице. На горшок не ходит, не могу приучить, сейчас по-тихоньку стал садиться, может иногда пописить. Если писиет в трусики то показывает что мокрый, но не всегда. Говорю ему снимать плавочки, снимает сам. Не всегда сразу откликается на имя. Собирает пирамидку, вкладыши, сортер. Если хочет пить то показывет на кран на кухне, показывает на вазу с конфетами. Любит щекотки, любит когда катают на плечах. Сам приносит обувь свою по моей просьбе. Иногда играет с телефоном, может изобразить как он разговаривает по телефону подносит к уху. Иногда показывает как скачет лошадка. Может вместе со мной поиграть и покормить зайчика морковкой и куклу. Сейчас мы проходим обследование, сделали ээг. Ничего особенно оно не показало. Были на приеме в здравице у Корень О.Л. На приеме он поставил ребенку коммуникативные нарушения поведения, гиперактивность и аутоагрессию. Были на приеме в здравице у детского психиатора Стройновой Е.А. Она поставила ему общее расстройство психологического развития и аутизм под вопросом. Были с сыном в Новосибирском психоневрологическом диспансере у психиатора Карпушиной Л.В. , она не видела аутизма. На приеме он собрал вкладыши, показал собачку и лису в книге, маму и папу, потолок и компьютер. Врач сказала что у него нормальный глазной контакт. В диагнозе написала зрр и назначила пить магний и пантогам, и через 2 месяца снова быть на приеме. Близкие родственники не видят проблемы, считает что ребенок перерастет еще. Муж не видит проблемы списывает на характер. Он тоже поздно заговорил и совершенно не беспокоится по поводу отсутствия речи у сына.

Скажите есть ли аутизм по описанию?

Источник