Как заниматься с ребенком зпр 4 года

Как заниматься с ребенком зпр 4 года thumbnail

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Читайте также:  Как помочь ребенку при ангине в 4 года

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Дата публикации: 09.02.2020. Последнее изменение: 07.07.2020.

Источник

Автор Светлана На чтение 14 мин. Просмотров 3.5k. Опубликовано 23.10.2019

Совсем не удивляюсь, а даже улыбаюсь, когда слышу, что ребенок с ЗПР не хочет заниматься, потому что для таких детей это нормально. Вопрос в том, что же с ним делать, ведь программу в саду и школе осваивать все-таки надо. И как бы наши особые детки ни отказывались от навязываемых занятий, обучаться они могут, и лучше, чем мы думаем. Единственный минус – они предпочитают выполнять только увлекательное для них, что вызывает неподдельный искренний интерес и отклик. Тогда такие дошколята проявляют потрясающие познавательные способности, внимание, память, логику и воображение.

Чтобы как-то внедрить знания, положенные по программе обучения, родителям и педагогам приходится потрудиться. К сожалению, не всегда под боком есть школа, где дается адаптированная программа для детей с ЗПР по всем предметам. Чаще путевка выдается в обычную школу, где даже классы коррекции уже давно расформированы. В обычной программе много нюансов, которые умственно наши особята вполне потянут, но вот психическая незрелость мешает это сделать. Как быть?

Запомните: ребенок с ЗПР нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослых (родителей). Ему требуется гораздо больше времени, чтобы усвоить новое! У некоторых есть такая фишка, как принципиальное отторжение нового, и часто связано это с поверхностным вниканием в суть дела, инфантильностью, неустойчивым вниманием – ребенку не хочется вновь и вновь прикладывать усилия, проявлять волю (что и так само по себе страдает у него от природы) и постигать глубины. Вам придется взять за правило систематически повторять одно и то же много раз, постоянно вести контроль за его учебной деятельностью, но совмещать это с щадящим режимом и максимальной мотивацией на успех, опираясь на его ведущие познавательные интересы!

Сложно? Очень! Говорю вам как мама девочки с ЗПРР, ОНР и СДВГ! Иногда кажется, что ты идешь в гору под прямым углом, постоянно спотыкаясь, и нет этому пути ни конца ни края. Однако это не так. Это лишь наша усталость. А ребенок в определенный момент выдает все знания, умения и навыки, которые я ей прививала ежедневным трудом. Итак, мои рекомендации и советы, как заниматься с ребенком с ЗПР, если он не хочет. И немного о причинах нежелания.

Ребенок с ЗПР не хочет заниматься, почему

Я перечислю основные причины, почему ребенок с ЗПР не хочет заниматься. Они отчетливо проявляются у моей дочки, и есть почти у всех детей с данным диагнозом. Что-то выходит на первый план, что-то менее примечательно, но обходить эти «острые углы» при планировании занятий приходится в любом случае.

Общая инфантильность

Я писала в другой статье более подробно про инфантильность в поведении детей с ЗПР. Они развиваются с задержкой на 1-3 года относительно сверстников, потому их эмоционально-волевая сфера, познавательный интерес не соответствуют реальному возрасту. Им свойственны дурашливость, излишняя веселость, максимальная жизнерадостность, несоблюдение границ «ребенок-взрослый», неустойчивость интересов, неумение совладать с эмоциями, преобладание физиологических потребностей над другими, сенсорная жадность (тяга к ощущениям) и т.д.

Такому ребенку сложно сконцентрироваться на последовательном выполнении заданий, усвоении определенного объема информации. Им попросту неинтересно, трудно, не хочется делать усилий и явно не хватает мотивации для этих самых усилий. Они моментально теряют нить происходящего и улетают в свой мирок. Какие буквы, какие цифры…

У них отсутствует чувство ответственности, слабо развита критичность мышления по отношению к себе. Они быстро пресыщаются одним видом деятельность и устремляются снова в свою игру и получение ощущений, которые им нравятся.

дети с зпр в саду на занятиях

Повышенная утомляемость и возбудимость

Дети с ЗПР имеют плохо отрегулированную систему процессов возбуждения и торможения. Они то перевозбуждаются, то впадают в состояние анабиоза, ничего не видя и не слыша вокруг. От этого нервная система истощается быстрее, работоспособность падает. Учитывая то, что многие дети среди них плохо воспринимают информацию на слух, страдают от нарушений мелкой моторики, обладают ограниченными возможностями концентрировать внимание и другими особенностями, можно с уверенностью сказать, что им приходится напрягаться в течение дня гораздо больше, чем обычным сверстникам. Они находятся в постоянном стрессе и напряжении, и лишнее усилие где-то на уроке или дома – дополнительная нагрузка.

Низкий уровень свойств внимания

При задержке психического развития внимание всегда отличается плохой концентрацией, малым объемом, неустойчивостью. От этого они половину выдаваемой информации просто не понимают или пропускают мимо ушей. Здесь задействованы низкая мотивация, несформированность механизма произвольности, высокая отвлекаемость, неправильное распределение внимания, избирательность интересов, а, соответственно, и внимания.

Низкий уровень свойств памяти

Конечно, не у всех детей с ЗПР страдает память, но в большинстве случаев наблюдаются снижение скорости запоминания, объемов вмещаемой информации, плохо развитая непроизвольная память, преобладание наглядной над словесной, нарушения механической, плохая переработка воспринимаемого и т.д. Если говорить обобщенно, то ребенок в единицу времени запоминает меньше материала, а после хуже его воспроизводит.

Читайте также:  Нарисовать ракету ребенку 4 года

Низкий уровень развития мышления и речи

У ребенка с ЗПР почти отсутствует ориентировочный компонент при выполнении заданий, чаще все делается бездумно и без оглядки даже на любезно предоставленный шаблон. Также отмечаются несформированность поисковой мотивации, стереотипность и поверхностность мышления, недостаточный уровень развития логических процессов мышления: обобщения, классификации, сравнения, анализа, синтеза, отрицания, сериации, абстрагирования и т.д. Такому малышу сложно познавать окружающий мир, проводить аналогии, сопоставлять предметы и явления между собой, а после преобразовывать полученную информацию своими силами.

Речь всегда связана с мышлением, потому она тоже развивается по дефектному пути. При ЗПР мы можем наблюдать разрыв между внутренней речью и внешней (сложно оформить мысли словами, хотя они есть), дошколятам сложно программировать свое высказывание, осмыслить предложение, синтаксически выстроенное в усложненной форме.

Детки с задержками психики также страдают от несформированности способности создавать новые образы, замедленного формирования мыслительных операций, склонности к выбору действия по ситуации или относительно несущественных признаков предмета/явления. Хотя при оказании помощи они могут выполнять задание и максимально приблизиться в этом к норме. Но шаблонность мыслительного процесса все равно преобладает.

Низкий темп выполнения заданий

Это как само собой разумеющийся факт, если учесть все, что я написала выше. Мысли ребенка формируются медленнее, высказывание намеревается дольше, обработка информации затруднена, вот вам и зависание, низкий темп работы и «выход в астрал». Это достаточно специфические трудности при обучении детей с ЗПР.

ребенок зпр не хочет заниматься

Нарушение общей и мелкой моторики

Не у всех, но у многих детишек с данным диагнозом есть отклонения в крупной и мелкой моторике. Они неуклюжи, часто падают, позже садятся, идут, шагают по ступенькам, могут отличаться плохой координацией. Пальчики на руках малоподвижны, манипулятивная функция кисти развита слабо – создается ощущение, что рука деревянная. Это мешает развитию воображения и творческим навыкам, которые стимулируют речь, мышление и другие психические функции.

Сниженная познавательная деятельность

Характерной чертой ЗПР является отсутствие мотивации познавательной деятельности. Ребенок позже начинает интересоваться окружающим миром, взаимодействием предметов между собой и их свойствами. Он недостаточно набирает сенсорных знаний о них, потому не может воспринять поток информации где-то на уроке – его уровень ниже требуемого. Временные, абстрактные понятия долго остаются непонятыми и непрочувствованными. Такие дети почти не усваивают то, что нельзя опознать наглядно. Им необходимо зрительное подкрепление для осмысления понятия. К сожалению, далеко не все мы можем пояснить наглядно.

Трудности в понимании инструкций

Состояние вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ЗПР обуславливает плохое понимание инструкций, условий задач и т.д. Он теряет нить происходящего, ему не совсем понятен смысл того, что он должен делать и зачем. Там, где задействованы сложные, многоступенчатые словесные инструкции, с громоздкими морфологическими и синтаксическими особенностями, такой ребенок теряется.

Повышенная тревожность и низкая самооценка

Это очень серьезная проблема в воспитании и обучении детей с ЗПР, потому что у 9 детей из 10 есть и то, и другое. Эти ребятишки всегда находятся в состоянии легкого страха что-то потерять, упустить. Они боятся потерять связь с любимыми людьми, оказаться где-то в одиночестве, потеряться самому и т.д. Они всегда тревожатся, когда кто-то куда-то уходит.

Самооценка снижается постепенно, по мере взросления, когда ребенок все больше и больше интуитивно чувствует, что он «не такой». Если родители позволяют себе постоянно высказываться в стиле «какой же ты бестолковый», «ты снова ничего не понимаешь», «опять все сделал не так», мотивация снижается с каждым разом больше, а уровень тревожности и неуверенности растет. Критика со стороны очень негативно влияет на желание такого малыша заниматься и обучаться. Они перестают верить в свои успехи. Они смиряются, что «тупые», как и говорят близкие люди…

ребенок спит на уроке

Ребенок с ЗПР не хочет заниматься, что делать, как справиться

Такие типичные затруднения при взаимодействии с ребенком ЗПР выбивают из колеи многих родителей, но бороться с этим можно. В первую очередь перестаньте раздражаться на его медлительность и сниженную работоспособность. Он делает это не назло вам. Не кричите, не торопите, а старайтесь действовать в его ритме. Если дитя устало после 5-минутного разбора звукового состава слова, дайте ему передохнуть. Пусть займется тем, что интересно.

Всегда включайте в план работы то, что увлекает его больше всего. И оставляйте данное занятие на потом. Это будет мотивацией для ребенка выполнить «нелюбимые» задания относительно сносно.

Поддерживайте любую инициативу, связанную с познавательной деятельностью, и раскручивайте эту ниточку. Используйте в качестве опоры ведущие интересы и нанизывайте на них по крупице требуемые знания. Если малыш интересуется машинками, берите их в качестве демонстрационного материала при изучении цветов, геометрических фигур, величин и т.д.

Всегда давайте ребенку шаблон выполнения действий. Он не догадается сам, как делать задание, глядя на картинки и иллюстрации в книге. Ему нужна опора – некий маячок, относительно которого он будет двигаться.

При изучении новых тем опирайтесь на ранее хорошо усвоенные и отработанные материалы.

Обязательно привлекайте наглядные пособия. Старайтесь как можно больше иллюстрировать и зрительно подкреплять преподносимую информацию. У этих деток очень хорошо развита зрительная память.

наглядное пособие мнемотаблица

Не вводите абстракции раньше времени – толку не будет. Сначала напитайте ребенка основными знаниями о классификациях предметов и явлений – дайте ему базис. Это знания о животных, насекомых, временах года, растениях, продуктах питания, профессиях и т.д. Следите за обогащением лексического словаря по данным темам и правильным употреблением его в грамматических конструкциях. Пополняйте словарь существительными, глаголами, прилагательными в первую очередь. Учите связывать их друг с другом – это одна из речевых проблем у детишек с задержкой.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 года куда отдать

Стимулируйте речь. Уходите от однотипных простых предложений по строгой схеме расположения его членов. Старайтесь наполнить речью не только занятия, но и быт ребенка. Создавайте благоприятную речевую среду, где звучит вся та лексика, грамматика и фонетика, которую он изучает на данном этапе. Но не перегружайте его лишней информацией. Инструкции давайте четкие и односложные, дополняя их новыми элементами постепенно.

Исправляйте ошибки, но максимально поощряйте правильно выполненные задания. Этот ребенок в два раза больше нуждается в положительной оценке своей деятельности.

Помните, что лучшее понимание и запоминание вызывает материал, наполненный эмоциями, то есть многое зависит от вашего стиля подачи. Я всегда говорю, что детки до 8-10 лет нуждаются в игровой форме обучения, а не в строгой муштре и системе наказаний.

Учите ребенка концентрировать внимание на главном, а потом уже на деталях. Сам он это не умеет. Всегда разъясняйте инструкцию и подкрепляйте ее примером выполнения подобного, чтобы посыл был ухвачен и воспринят.

Не занимайтесь, когда у обоих нет настроения, кто-то не выспался, плохо себя чувствует и т.д. День, когда кажется, что весь мир против тебя, лучше пропустить.

Чередуйте разные виды деятельности, чтобы стимулировать разные функции. Не зацикливайтесь на чем-то одном. Вы можете неделю учить буквы, рисовать карандашом, складывать пазлы и пирамидки, пересыпать песочек, ставить какой-то звук в речи, а на следующей неделе начать совсем другие занятия, например, определить внимание на лепку, вырезание ножницами, счет, тренировку памяти и внимания, сюжетно-ролевую игру и т.д. Через какое-то время вы начинаете все снова… и обнаруживаете, что ребенок все усвоил!

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Это вводит его в тревожное состояние и апатию. Учитывайте, не условные нормы данного возраста (хотя именно к ним мы стремимся), а его возможности.

Помогайте ему. Моя дочка до 5 лет даже карандаш не могла нормально держать, но я упорно целый год брала ее руку своей и вкладывала в пальчики карандаш, после чего пробовала калякать разные линии ее рукой, штриховать, обводить и т.д. В итоге, в один прекрасный день она взяла карандаш и начала делать то же самое. Подобный процесс происходил с красками, да, со всем, что связано с мелкой моторикой. Я ее рукой собирала пазлы, мозаику, кубики, пирамидки – долго и упорно, порой до своих собственных слез в подушку по ночам, но есть волшебное слово «надо» – оно для мамы имеет особый смысл. Сейчас ей сложно даются подготовительные прописи (чувствую, будут проблемы с каллиграфией), и мы снова обводим палочки-крючочки вместе)))

Уделяйте ребенку внимание лично, и не только во время занятий. Такие детки в нем очень нуждаются. В противном случае они вредничают, протестуют и всячески доказывают, кто здесь не прав…

Что делать при низком самоконтроле

Что же делать с низким навыком самоконтроля? Просто постепенно учить ребенка управлять своими действиями и эмоциями. Это на самом деле очень важно, так как тянет за собой не только успеваемость, но и коммуникацию с социальной адаптацией. Навыки самоконтроля хорошо формируются, если мы даем ребенку быть самостоятельным и не бежим вперед него выполнять то, что вполне может он сам – с небольшим усилием и нашей помощью. В этом же вопросе очень поможет:

  • позволение ребенку делать выбор в некоторых бытовых моментах (что надеть, что съесть);
  • игры на самоконтроль наподобие «море волнуется раз», «остановись на хлопок» (ребенок бегает и должен остановиться на один хлопок, на два – остановиться и поднять руки вверх);
  • разрешение совершать ошибки, причины которых потом обсуждаются;
  • посещение спортивных секций, где в любом случае приходится контролировать свои действия и сосредотачиваться;
  • работа в паре (стишок по ролям, игра, диалог в игре – любая парная деятельность);
  • занятия с нейропсихологом, психологом, дефектологом;
  • умение справляться с негативными эмоциями, чему тоже учит взрослый.

Очень полезно таким детишкам сравнивать свою работу с заданным эталоном. Если самостоятельно это сложно сделать, взрослый указывает на некоторые ошибки, а остальные ребенок ищет сам.

Во время занятий исключите отвлекающие моменты, даже бытовые. Увеличивайте срок на выдачу того или иного материала, так как многим детям с ЗПР требуется в разы больше часов для восприятия и обработки.

Для тренировки памяти, которая является одним из основных базисов, используйте мнемотехники, о которых я обязательно напишу в другой статье. Они позволяют с наглядной опорой усваивать больше информации и правильно раскладывать ее по «ячейкам хранения».

Задания выдаются малыми дозами, дробятся на составляющие относительно навыков и умений конкретного ребенка. Старайтесь задействовать «зону ближайшего развития» лишь на 30% при занятиях, остальное должно быть известно, достаточно легко и понятно.

Не забывайте хвалить его за каждый верный шаг – это придаст уверенности и заложит нужный эмоциональный настрой к следующему занятию. Не позволяйте ему чувствовать себя некомпетентным и «тупым», дабы окончательно не лишить уверенности в своих силах.

Не стыдитесь своего ребенка с его особенностями, не опекайте излишне настойчиво, не вешайте вину на себя, не впадайте в отчаяние и не считайте, что все безнадежно. Будет сложно, но данный диагноз преодолим, если вы прикладываете усилия!

Если какие-то термины вам не известны, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник