Как заниматься с ребенком в 3 месяца для развития речи

Как заниматься с ребенком в 3 месяца для развития речи thumbnail

Особенности развития в 3 месяца

Как и в 2 месяца, огромную роль играет правильная организация жизни малыша, общение, состояние душевного и физического комфорта. Его душевный комфорт рождается в эмоциональном взаимодействии со взрослым, который как бы «растворяется» в ребенке. Палитра материнского чувства улавливается ребенком в прикосновениях, взглядах, улыбке, интонациях голоса и т.п., и это создает удивительное состояние душевной радости малыша.

Интерес ребенка к окружающему миру, ранее базирующийся на безусловном ориентировочном рефлексе («реакция на новизну»), приобретает признаки направленного ориентировочного поведения. Это уже не отдельные зрительные, слуховые, тактильные и другие реакции на новизну, а ориентировочно-исследовательская активность, устремленная на сбор информации об окружающем.

Что же этому поспособствовало? Во-первых, значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет плавно прослеживать взором за движущейся игрушкой, а главное, способен не только сосредоточить взгляд на неподвижном объекте (чего раньше не было!), но некоторое время всматриваться в него. Это значит, у малыша интенсивно развивается предметность восприятия: он начинает воспринимать предмет (игрушку) как комплекс свойств. Чем большим количеством анализаторов (органов чувств) удается воспринять объект, тем более полную информацию получает ребенок о предмете наблюдения. На основе ориентировочно-исследовательской активности у малыша формируется безудержное любопытство к окружающему миру.

Теперь, лежа на животе, он сам пытается дольше удерживать голову, чтобы вглядеться в игрушку (предмет), стоящую перед ним. В 3 месяца ребенок удерживает голову уже свободно, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это «классическая поза» трехмесячного младенца: приподняв себя, он с любопытством вглядывается в окружающее его пространство.

Наибольший интерес ребенок проявляет к человеку, находящемуся рядом, и призывает его гуканием, в котором все чаще слышатся членораздельные гласные звуки «а», «у», «и» и др.

Лежа на спине, малыш делает попытки схватить игрушку, если ее подвести на шнуре к его ручке. Правда, ему это не очень удается, но хватательный рефлекс начинает менять свою суть: появляется «стремление» дотянуться до предмета.

Все новации в поведении малыша позволяют ему проявлять себя на третьем месяце жизни исключительно ярко. Он явно «напрашивается» на контакт со взрослым. И это не случайно. У ребенка проявляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ему. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в два месяца. Теперь он словно «отвечает» вам: улыбается и вокализирует – вытягивает губки: «Гу-у-у! Гу-гу-гу!». Он замирает, а затем оживляется – выпрямляет ручки и ножки, всем своим видом подчеркивая, что стремится вам «навстречу». Эта совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений называется «комплексом оживления».

Характер реагирования показывает, что социальная линия в этот период становится главной, аккумулируя достижения малыша и подготавливая основу для дальнейшего продвижения вперед в его развитии.

Появление «комплекса оживления» у ребенка имеет также стратегическое значение для всех сфер: познавательной, социальной, сенсорной, речевой, моторной. Подчеркнем, что он является важнейшей новацией первого триместра, имеющей прямое отношение к развитию дальнейших речевых навыков крохи.

Какие общие задачи стоят перед родителями на третьем месяце жизни ребенка?

  1. Соблюдать распорядок жизни малыша, рекомендованный педиатром, обеспечивающий его физическое и психологическое благополучие.
  2. Знать, что у ребенка к концу 3 месяца возникает «комплекс оживления», способствовать его появлению (чаще общаться, разговаривать, практиковать взаимодействие «глаза в глаза», ласкать, и т.п.).
  3. Обогащать социальное развитие ребенка, учитывая, что оно на данном этапе играет важную роль в появлении «комплекса оживления».

Особо следует остановиться на речевом компоненте «комплекса оживления». Наклоняясь над малышом, взрослый старается вызвать эту эмоциональную реакцию, прислушаться к звукам, издаваемым ребенком, дать ему возможность проявить себя.

Речевые задачи в этот период:

  • Активизировать «речевой» контакт с ребенком всеми доступными средствами.
  • Широко использовать фольклорные произведения для маленьких – пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и общение с ребенком.
  • Взрослый должен поддерживать речевую активность малыша, стараясь при общении с ним употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например, «а-а-а-а», «о-о-о», «у-у-у-у». Необходимо использовать речевые образцы, близкие к звукам, издаваемым ребенком.

Как разговаривать с ребенком в 3 месяца

Он вслушивается в произносимые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при проговаривании гласных звуков «а», «о», «у». Вначале это получается случайно, потом навык закрепляется, и звуки становятся более четкими, похожими на звуки, произносимые мамой или другим близким человеком, занимающимся с ребенком.

Многие мамы затрудняются в выборе «тем» для разговоров, не умеют эмоционально общаться, проявлять свою любовь и ласку. Ученые утверждают, что современный ритм жизни, технократическое развитие общества и другие факторы привели к тому, что молодые мамы во многом утратили ту эмоциональность в воспитании детей, которой обладали наши бабушки и прабабушки. Их мастерство закрепилось в поэтическом фольклоре для маленьких. Всевозможные припевки, песенки, колыбельные исполнены огромной любовью, теплом и лаской.

Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают маму и малыша к эмоциональным и речевым контактам. Незатейливые тексты могут сочинять и сами родители, проникаясь любовью и нежностью к крохе.

Примеры игр и заданий

Наденька

Наденька-Надя, (Мама наклоняется над ребенком, улыбается, влево-вправо медленно покачивает головой; взгляд «глаза в глаза».)

Плакать не на-а-до, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

«А-гу-у-у!» – песенку спой, (Повторяет несколько раз, добиваясь голосовых реакций ребенка.)

Поиграй со мно-о-й: (Делает легкие поглаживания ручек.)

Потягу-у-ушечки,

Порасту-у-у-шечки! (Улыбаясь крохе, ладонью одной или обеих рук проводит круговое поглаживание живота по ходу часовой стрелки. Если ребенку приятно, повторяет это действие несколько раз.)

Закончив общение с ребенком, взрослый может поднять его вертикально, чуть-чуть прижимая к своему плечу, таким образом создавая ему опору, надежно придерживая одной рукой, ласково поглаживать спинку. Мама повторяет всю потешку в такт движениям поглаживания.

Примечание

Можно заменить первую строчку потешки на «Милое чадо-о-о», чтобы потешка стала «универсальной» для каждого ребенка.

Развитие речи: месяц 3

Милочка

«Милочка, Мила», – (Взаимодействие с малышом аналогично приведенному выше.)

Птичка просила,

Чтобы Милочка проснулась, (Ждет ответной реакции ребенка, если ее нет, повторяет обращение.)

Маме, папе улыбнулась!

Голосок свой подавала: (Повторяет несколько раз, пытаясь вызвать ответную голосовую реакцию.)

«Га-а! Гу-у! Гы-ы!» –

Ворковала:

«Га-а! Гу-у! Гы-ы!»

Закончив общение с ребенком, мама берет его на руки. Удерживая на вытянутых, полусогнутых руках, начинает нежно покачивать, т.е. чуть-чуть приподнимая и опуская, перемещая влево-вправо. При этом пестушку можно спеть малышу в такт движениям. Такое пестование полезно для развития вестибулярного аппарата.

Примечание

Можно заменить первую строчку потешки на «Чадушко мило-о-о!», чтобы потешка стала «универсальной».

Васенька

Вася-Вася, Василечек, (Взаимодействие с ребенком аналогично приведенному выше.)

Василечек полевой!

Вася-Вася, Василечек, (Мама поглаживает ручки, ножки, животик ребенка.)

Васенька сыночек мой! (2 раза)

Ля-ля! Ля-ля ! Ля! Ля! (Играет ручками ребенка: чуть сводит и разводит полусогнутые руки на уровне его груди.)

Ой, Вася, Василечек,

Васенька сыночек мой!

Вася-Вася, Василечек, (Повторяет обращение к ребенку, смотря ему в глаза.)

Василечек, синий цвет!

Вася-Вася, Василечек, (Старается вызвать голосовую реакцию.)

Погугукай нам в ответ: (2 раза)

Гу-гу! Гу-гу! Гу-гу-гу!

Ой, Вася, Василечек, (При повторении мама поднимает малыша вертикально, держа под мышки, лицом к себе, ставит его на пеленальный стол. От прикосновения к плотной поверхности стола ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Как только вы почувствуете, что упор ног произошел, тут же поднимите малыша («потанцовывание»).

Погугукай нам в ответ.

Выполните «потанцовывание» под потешку 4–6 раз. Можно использовать народные мелодии, например, «Коло-коло- колокольчик».

Примечание

Можно заменить первые строчки, вставив любое имя мальчика, например:

Саша-Сашенька, цветочек!
Саша-Сашенька, родной!
Саша-Сашенька, цветочек!
Сашенька – сыночек мой!

Мама должна научиться эмоционально взаимодействовать с малышом на уровне возрастных возможностей во все отрезки его бодрствования. При этом ласка, любовь, нежность должны быть в каждом ее слове, жесте, движении. Обращение к малышу по имени делает общение с ним адресным и личностным, что необходимо ребенку для осознания себя в последующем как личности.

Появление к 3 месяцам у малыша «комплекса оживления» делает возможным проведение игр-занятий, направленных только на развитие речи. Во время таких игр мама демонстрирует крохе артикуляцию речевых звуков. Также ребенку по-прежнему необходимы игры-занятия для развития сенсорной сферы (зрение, слух, осязание) и мелкой моторики рук, которые имеют отношение к развитию речевых навыков.

Примерные игры-занятия «Гуси-гуси»

Задачи

Способствовать возникновению «комплекса оживления»: активизировать голосовые реакции ребенка, побуждать к повторению звуков «г-г-га», «гы», «гу» и звукосочетаний «кха», «к-ки», «г-ко», возникающих в гукании на выдохе. Продемонстрировать крохе артикуляцию членораздельных звуков речи – «а-а», «у-у», «о-о».

Материал

Фольклорный текст.

Содержание игры-занятия

Взрослый наклоняется над малышом, улыбается, обращается к нему по имени: старается вызвать «комплекс оживления».

Речитативом исполняет потешку, выделяя гласные звуки и звукосочетания в гукании малыша:

– Гу-уси, гу-у-си! Гуси-гуси?
– Га-а-а! Га-га-га!
– Ути, у-у-у-ти! Ути-ути?
– Кха-а-а, кха-а-а!
– Ку-ры, ку-у-у-ры! Куры-куры?
– Кхо-о-о, кхо-о-о!
– Не ходите далеко…
– Ко-о-о, ко-о-о.

Каждое двустишие нужно читать отдельно, между ними делаются паузы, дающие возможность ребенку вслушаться в текст и отреагировать на него. Взрослый утрированно артикулирует гласные звуки, произнося их в несколько замедленном темпе. Фольклорный текст следует повторить два раза. Игра-занятие длится 2–3 минуты.

Развитие речи

«Веселая погремушка»

Задачи

Продолжать развивать слуховое восприятие ребенка, акцентируя внимание на источнике звука. Развивать способность зрительно сосредотачиваться на предмете (из положения лежа на животе).

Материал

Яркая погремушка. С целью усиления зрительного воздействия можно на ее ручку завязать красивый бант или укрепить волан.

Содержание игры-занятия

Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30–40 см от игрушки. Встряхивая ее, побуждает малыша прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как кроха поднимет головку, рассматривая игрушку, надо перевернуть его на спину и дать отдохнуть. Далее лежащему на спине ребенку мама продемонстрирует погремушку с расстояния 50–70 см, меняя ее местоположение влево и вправо, затем звенит ею в поле зрения малыша.

Необходимо дать ребенку возможность рассмотреть звучащий предмет, попытаться вложить погремушку в ладошку малыша, придерживая ее своей рукой. На последующих занятиях повторить упражнение дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы вначале 20, потом 30–40 и более секунд. Показ игрушки нужно сопровождать короткими фразами: «Динь-динь», «Да-а!» При последующих занятиях рекомендуется менять звучащие игрушки.

«Умные шарики»

Задачи

Обогащать тактильную чувствительность ладоней малыша, формировать навык захватывания предмета рукой.

Материал

Твердые, мягкие, пружинящие, поролоновые шарики, обернутые разным материалом (диаметр 2–2,5 см).

Примечание

Шарики можно сделать самостоятельно. С этой целью используются лоскутки тканей, кусочки меха, тонкой кожи и т.п. Самодельные шарики, как и любые мелкие игрушки, даются ребенку только под контролем взрослого и в его присутствии.

Содержание игры-занятия

Взрослый демонстрирует ребенку, лежащему на спине, например, белый пушистый шарик, закрепленный на шнурочке. Он опускает шарик и прикасается к ручке малыша. Ведет предмет по тыльной стороне ладони сначала одной, потом другой руки. Свои действия мама сопровождает словами: «Ша-а-а-рик! Во-о-т как-о-о-й шари-и-и-к!».

Затем шарики меняются, меняются и ощущения ребенка от прикосновений различными материалами. Далее мама кладет шарик на середину правой ладони малыша, затем – левой. Сначала взрослый придерживает шарик, побуждая кроху к более сильному рефлекторному схватыванию и удержанию предмета (в 2 месяца 2–3 секунды, в 3 месяца – до 10 секунд). Действия с шариками можно повторять 3–5 раз для каждой руки.

Игра-занятие сопровождается обращениями к ребенку, разговором, эмоциональными возгласами, ярким речевым интонированием и т.п.

В заключение следует отметить, что к занятиям, направленным на речевое развитие младенца третьего месяца, помимо тех, что были рекомендованы для двухмесячного возраста, следует добавить следующие:

  • содействие возникновению у ребенка «комплекса оживления»;
  • развитие на основе «комплекса оживления» речевых возможностей ребенка посредством правильного эмоционального общения и игр-занятий.

Источник

Анастасия Гришина
Игры для развития речи малышей от 3 месяцев до 1 года. Рекомендации родителям

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ С 3 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА

Следи взглядом (3 месяца)

Возьмите ребенка на руки и держите его вертикально, так, чтобы голова опиралась о ваше плечо. Свободной рукой показывайте ребенку погремушку, слегка потряхивая ею. Сначала привлеките внимание малыша, медленно перемещая игрушку в сторону на 20–30 см, а затем держите ее неподвижно, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд. После двух-трех обращений к нему малыш сосредоточивает взгляд на вашем лице или на неподвижной игрушке.

Игра помогает развить у ребенка зрительное, а также слуховое сосредоточение.

Перекличка (с 3 месяцев)

Положите ребенка на спину. Наклонитесь над ним на расстоянии 25–30 см. Улыбаясь, ласково разговаривайте, певуче произнося гласные звуки в течение 1–2 минут. После нескольких обращений к нему ребенок начинает улыбаться, издавать тихие и короткие звуки, быстро двигать руками и ногами. По мере общения реакция оживления у малыша все нарастает и длится до 10–15 секунд. Оживление сохраняется еще в течение некоторого времени после прекращения общения.

Игра вызовет у ребенка оживление и будет стимулировать «гуление».

Как тебя зовут? (с 6 месяцев)

Положите ребенка на спину или на живот. Встаньте в стороне, вне поля зрения малыша. Называйте какое-нибудь имя, отличающееся по звучанию от имени ребенка. Повторяйте его 2 раза с паузой в 1–2 секунды, затем через 2–3 секунды произнесите имя ребенка и после паузы – вновь чужое имя.

С помощью этой игры ребенок учится различать среди других слов свое имя и реагировать на него.

Кто зовет малыша? (с 6 месяцев)

Играйте в эту игру втроем. Положите ребенка на диван или большую кровать, а сами прилягте рядом, но так, чтобы он вас не видел. Вначале позовите по имени, нежно и ласково, нараспев произносите его имя. Когда малыш повернет голову,скажите: «Вот мамочка». Предоставьте крохе возможность порадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его. Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет голову к нему,он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша. Играйте в эту игру снова и снова, и ваш малыш научится радоваться вашему присутствию и различать вас по голосу.

Дотянись до игрушки (с 6 месяцев)

Положите ребенка на спину или на живот. Возьмите две яркие игрушки, удобные для захватывания. Расположите игрушки на близком от малыша расстоянии. Если он не замечает их, привлеките к ним внимание.

Игра развивает умение действовать с предметами.

Перевернись (с 6 месяцев)

Положите ребенка на живот. Поставьте перед ним яркую звучащую игрушку (неваляшку, лающую собачку, игрушку-пищалку и т. п., привлеките звуком внимание малыша и передвигайте игрушку по кругу, заводя за спину ребенка.

Игра поможет выработать у ребенка умение ориентироваться по звуку, переворачиваться с живота на спину.

Перекличка (с 6 месяцев)

Попробуйте стимулировать ребенка к лепету. Встаньте около ребенка и понаблюдайте за ним, прислушайтесь. Начинайте произносить простейшие звуки, как бы перекликаясь с ребенком.

Игра способствует развитию лепета.

Разные игрушки (с 9 месяцев)

Покажите ребенку,как играть со звучащими игрушками: пищалкой, погремушкой, барабанчиком. На игрушку-пищалку надо нажимать, погремушкой – греметь, а по барабанчику – стучать рукой.

Повторите действия несколько раз, затем положите игрушки в разных местах в поле зрения ребенка и предложите ему самостоятельно поиграть с музыкальными игрушками.

Игра учит ребенка по-разному действовать с различными музыкальными игрушками, развивает слуховое внимание.

Вещи на местах (с 9 месяцев)

Постоянно указывайте ребенку игрушки, которые находятся на своих постоянных местах, и называйте их. Используйте знакомые ребенку игрушки, например, собачку, кошечку, куклу. Периодически давайте малышу эти игрушки, а затем вновь ставьте их на свои места. (Рядом не должны находиться посторонние предметы, которые бы отвлекали ребенка.)Спросите ребенка: «Где собачка?», «Где киса?», «Где Ляля?» Вопрос можно повторить несколько раз. После того как малыш взглядом найдет игрушки, поменяйте их местами так, чтобы ребенок это видел. А затем задайте те же вопросы еще раз.

Эта игра готовит ребенка к пониманию речи.

Перекличка (с 9 месяцев)

Сядьте перед ребенком и ласково обратитесь к нему. Затем четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые раньше слышали в лепете ребенка.

Игра вызывает у ребенка стремление подражать речи взрослого.

Ку-ку, где кукла? (с 9 месяцев)

Вам понадобится кукла и прозрачный платок. Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры достаточно места. Спрячьте под платок куклу на глазах ребенка,спросите: «Где куколка? Ку-ку? Найди!» Каждый раз, когда малыш доползет или дойдет до игрушки и снимет платок, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.

Открываем коробочки (с 9 месяцев)

Подберите несколько коробочек, баночек – пластмассовых, у которых крышки могут открываться.В каждую из коробок положите какую-нибудь игрушку: в одну бусины, в другую платок или лоскуток ткани. Доставайте коробочки (бутылочки) по одной, показывая как их можно открывать и находить интересную игрушку. Учите малыша открывать разные крышки.

Источник