Как заинтересовать ребенка на занятии по развитию речи

У многих детей дошкольного возраста возникают те или иные логопедические проблемы. Такие проблемы для дошкольников не являются чем-то уникальным. Поэтому родителям не нужно сразу впадать в панику.
Не стоит и сравнивать своего ребенка с другими детьми его возраста. Дело в том, что развитие речи, речевых навыков – процесс очень индивидуальный. Одни дети очень рано начинают разговаривать, при этом поражают взрослых связностью речи. Другие – начинают говорить гораздо позже. Зачастую, годам к шести-семи происходит выравнивание развития детей по этому признаку.
В панику, конечно, лучше не впадать, а вот проконсультироваться с логопедом, если вас что-то насторожило, не помешает. Логопед посоветует вам индивидуальную программу развития речи, снабдит необходимыми упражнениями. Но очень часто проблема заключается в том, что малышей трудно заставить заниматься тем, что им плохо дается. В данном предложении ключевое слово «заставить». Это слово необходимо раз и навсегда убрать из воспитательного лексикона родителей, бабушек и дедушек. Слово «заставить» необходимо заменить на «убедить» для детей школьного возраста и «заинтересовать» для детей дошкольного возраста. Воспитание ребенка это как котировки на бирже: всегда нужно ждать непредсказуемой реакции на свои действия.
Как же заинтересовать ребенка речевыми упражнениями? Ответ прост. Занятия ни в коем случае нельзя превращать в обязаловку. Занятия необходимо проводить в форме игры.
При этом, следует помнить, что ребенок дошкольного возраста утомляется однообразными занятиями. Какой бы интересной не показалась ребенку игра, она ему быстро надоест, если играть в нее постоянно. Любое однообразие превращается в рутину, даже если это прогнозы forex, повторяющиеся раз за разом в течение длительного времени.
Поэтому необходимо использовать все разнообразие игровых ситуаций, которые бы мотивировали ребенка вновь и вновь произносить трудные звуки, слова, целые предложения:
· Игра в «Гости». Гость приходит к ребенку и гостя нужно развлечь. Рассказать ему стихи или сказку. Или гостю необходимо помочь сделать какие-нибудь упражнения по развитию речи. Желательно, чтобы в этой игре участвовал другой ребенок: брат, сестра, сын или дочь соседей. Тогда малышу легче будет воспринимать поучительный характер игры. Малышу полезно будет увидеть, что и другие дети с удовольствием делают упражнения.
· Игра «Почтальон». Малыш получает посылку от неизвестного отправителя. А еще лучше от любимого героя мультфильма или сказки, который вызывает у ребенка положительные эмоции. Родители с малышом разбирают посылку: достают книжки, открытки, игрушки. Чтобы получить подарок из посылки малыш громко должен назвать предмет. В посылку хорошо бы положить что-нибудь сладкое. Для того чтобы получить сладкий подарок, малыш должен выполнить несколько речевых упражнений.
· Игра «Сказка». Выбираем хорошо знакомую малышу сказку. В ходе игры малыш может помочь любимым персонажам выпутаться из затруднительных ситуаций, выполняя речевые упражнения.
· Игра «Полет на луну». Малышу рассказывается о том, какой жесткий отбор проходят космонавты перед полетом на луну. Малыш, чтобы его допустили к полетам, выполняет все речевые упражнения.
Таких игр можно придумать много. И проводить обучение малыша весело и разнообразно, как тренировки футболистов клуба спартак.
Еще один небольшой совет. Не нужно утомлять малыша одними речевыми упражнениями. Между речевыми упражнениями для разрядки можно выполнять и другие задания, которые малышу выполнять более интересно. Лучше всего сочетать речевые упражнения с подвижными занятиями и упражнениями.
Источник
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду – пускаем пузыри
- Задуваем свечки – конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» – дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами – полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) – ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование – это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Ни для кого не секрет, что успешность логопедических занятий зависит не только от того, как часто и на каком уровне происходят занятия с логопедом. Не менее важным в развитии правильной речи ребенка является участия родителей в коррекционном процессе. Для многих родителей основной трудностью в организации домашних логопедических занятий выступает нежелание ребенка заниматься. Как повысить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям пойдет речь в этой статье.
Наверняка многие смогут представить ситуацию, когда ребенок с усердием выводит на листке бумаги кружочки и палочки, а потом с гордостью показывает взрослым, ожидая законного одобрения. Однако зачастую, вместо того чтобы похвалить малыша, взрослые наоборот указывают ему на все присутствующие в работе недочеты. Конечно, в этом случае можно понять и родителей, ведь, возможно, они опасаются разбаловать ребенка лишней похвалой и развивать в нем способность к самокритике.
Вместе с тем стоит задуматься, возникнет ли у малыша желание в следующий раз выполнить задание с таким же увлечением и старанием? Скорее всего, нет, ведь кроха уже сделал для себя простой вывод: не нужно хотеть сделать свою работу как можно лучше – достаточно всего лишь стараться не допускать в ней грубых ошибок, что, конечно, серьезно снижает познавательный интерес.
Этот вид мотивации ребенка называется «мотивация избегания неудач». И в целом, в структуре мотивации она играет не последнюю роль – умеренное старание и прилежание ценятся во многих сферах деятельности достаточно высоко, но только, к сожалению, такой вид мотивации совсем не способствует развитию инициативности и креативности.
В общей структуре мотивации также выделяют мотивацию достижения успехов. В этом случае ребенок будет стремиться выполнить задание как можно лучше по собственному желанию.
Как же сделать так, чтобы еще с младшего школьного возраста у ребенка присутствовала мотивация достижения успехов? Неужели нужно постоянно только хвалить его? Конечно, нет, критика всегда должна присутствовать в воспитании и обучении. Другой вопрос – в каком виде эта критика будет представлена малышу.
Для этого надо вспомнить, что в структуре мотивации психологи еще выделяют так называемую внутреннюю и внешнюю ее формы:
- Внутренняя мотивация, как следует из названия, это та, которая подталкивает человека как будто изнутри на выполнение тех или иных действий. Именно об этой мотивации существуют поговорки «охота пуще неволи», «горы готов свернуть» и т.д. Появляется она тогда, когда человек настолько увлечен каким-то делом, что и в самом деле иногда забывает обо всем, выполняя работу.
- Внешняя мотивация во многих случаях играет серьезную роль в жизни взрослого человека. Это мотивы: заработать денег, чтобы купить новое платье или новенький автомобиль, поступить в престижный университет, чтобы получить желаемую должность. В жизни малыша такими мотивами могут быть: получать высокую оценку, чтобы купили роликовые коньки или что-то еще не менее значимое для малыша.
Конечно, сразу надо сказать, что все эти виды мотивации у детей трудно и даже почти невозможно противопоставлять друг другу в чистом виде. Ведь интерес малыша к занятиям или может быть искренним и непосредственным, но в то же время ему будет приятно, когда он слышит похвалу или получает какое-то другое поощрение за выполненную работу.
При этом все-таки обязательно нужно помнить, что в случае с детьми дошкольного и младшего школьного возраста определяющую роль выполняет именно внутренняя мотивация в силу того, что у них еще слабо сформировано абстрактно-логическое мышление, и им трудно предугадывать последствия своих поступков, представлять и планировать свою будущую жизнь. Но с другой стороны, их можно серьезно и надолго заинтересовать каким-то делом, которое им понравится.
Используем похвалу
Как бы ни твердили средства массовой информации о том, что современные дети развиваются гораздо быстрее и активнее, тем не менее, для детей 6-10 лет авторитет взрослого человека, его оценки и суждения все еще имеют очень и очень большое значение. Безусловно, не стоит говорить малышу неправду и хвалить его, если он и в самом деле выполнил задание плохо. Но и в этом случае постарайтесь указать ему на ошибки в мягкой форме, подсказывая ему нужное направление для их исправления.
В то же время, если ребенку действительно удалось самостоятельно выполнить задание, правильно произнести звук или верно ответить на вопрос, не стесняйтесь похвалить его. При этом стоит не просто сказать «Ты молодец! Все отлично!», но постараться упомянуть конкретные достижения ребенка.
Например, похвала может прозвучать следующим образом: «Теперь ты умеешь правильно говорить звук Р и можешь произносить с ним слова и предложения. У тебя очень красивая и понятная речь». При этом будет формироваться не только мотивация достижения успехов в учебе, но и адекватная самооценка малыша.
Даем задания в интересной форме
Все задания, которые предлагаются ребенку, должны быть доступными, понятными и интересными. Кроме этого, логопедическое занятие можно разнообразить такими способами:
- Использовать животных, героев любимых мультфильмов или сказок для того, чтобы дети «помогли» им выполнить то или иное задание. Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом или послушать, как ребенок произносит слова с отрабатываемым звуком.
- Для того чтобы хорошо закрепить в речи поставленный звук, необходимо предложить ребенку сыграть в одну из игр с карточками, на которых изображены нужные слова.
- Множество детских песенок и коротких стишков помогут малышу легче и быстрее ввести в речь отрабатываемый звук.
Таким образом, учитывая потребности и внутренние мотивы крохи, мы будем повышать его мотивацию к учебе в целом.
Совмещаем разные виды деятельности
В реальной жизни все виды деятельности так или иначе взаимосвязаны между собой, так почему бы не использовать такой же интегрированный подход на логопедических занятиях:
- например, ребенку нравится рисовать, делать аппликации и различные поделки – отлично! – пусть малыш нарисует радугу на своем рисунке, и это будет прекрасным поводом вспомнить звук [Р];
- если ребенку нравится петь – он может исполнить любимую песенку, акцентируя свое внимание на определенном звуке и произнося его правильно;
- детский организм испытывает невероятную потребность в двигательной активности – и для этого можно использовать подвижные игры, благодаря которым можно также повторить большое количество нужного лексического материала.
Вообще, метод интеграции различных видов деятельности и стремление развивать интерес ребенка к занятиям, собственно, и составляют суть различных прогрессивных методик современности. Поэтому главным правилом остается – проявлять терпение, стараясь при этом развивать внутреннюю мотивацию ребенка и его интерес к занятиям.
Источник
Занятия с ребёнком для развития речи в домашних условиях.
Как определить уровень развития речи у ребёнка?
Существуют нормы развития речи, например в 1 год ребёнок должен говорить от 10 до 15 лепетных слов, а к 1,5
годам до 40 слов.Период от 1.5 до 2 лет наиболее бурный в развитие речи.В 2 года у ребёнка появляется фраза.Более
подробно об этапах развития речи от рождения до 17 лет можно прочитать в статье Этапы нормального речевого развития.
Но не всегда действительность совпадает с нормой. В первую очередь необходимо проверить слуховое развитие
ребёнка. Родители должны обратиться к детскому невропатологу, ведь речь это основа высшей нервной деятельности.
Причин задержки речевого развития может быть несколько :
- травмы в родах;
- педагогическая запущенность;
- нарушение слуха.
Но часто, у ребёнка всё в норме.Речь идёт, лишь, о небольшой задержке речевого развития, которую ребёнок сам
наверстает с взрослением.
В занятиях по развитию речи можно выделить два направления- развитие понимания речи и развитие собственной активной речи.
Самое главное, что могут, и должны делать родители в общении с ребёнком это постоянно разговаривать.Но,
превращаться в ” говорящее радио” тоже не стоит.Просто,занимаясь ребёнком с рождения мать может комментировать
каждое своё действие. Например, умывая малыша, можно приговаривать:” Сейчас мы умываем глазки, ушки , носик и
т.д.” Гуляя, обращать внимание ребёнка на предметы , действия, события.Например, увидев собачку можно
сказать:”Смотри,это собачка. Она говорит-“гав-гав”.
Развитие понимания речи.
Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи –
существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над
фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия
, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем
может действовать, что чувствует.
Предметный словарь: игрушки (“мячик”, “кубик”, “машинка” и т.д.), части тела (“ноги”, “руки”, “голова”, “глаза” и т.д.),
одежда и обувь (“шапка”, “шарф”, “куртка” и т.д.), дом и квартира (“дом”, “дверь”, “замок”, “лестница”, “комната”
и т.д.), мебель (“стол”, “стул”, “диван”, “кровать” и т.д.), овощи и фрукты (“капуста”, “картошка”, “морковка”,
“апельсин”, “банан”, “яблоко” и т.д.), домашние животные и их детеныши (“корова/теленок”, “лошадь/жеребенок”,
“свинья/поросенок” и т.д.), дикие животные (“волк”, “лиса”, “заяц” и т.д.), и др.
Глагольный словарь: собственные действия ребенка (“идет”, “сидит”, “стоит”, “бежит”, “прыгает” и т.д.), названия
действий, которые совершают близкие ребенку люди (“читает”, “пишет”, “стирает” и т.д.) и др.
Прилагательные, наречия: названия цветов (“желтый”, “красный”, “синий”, “зеленый” и т.д.), названия некоторых
ощущений и состояний (“сладкий”, “соленый”, “холодный”, “горячий”, “больно”, “вкусно” и т.д.), названия некоторых
понятий (“большой”, “маленький”; “много”, “мало” и т.д.).
Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких
направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который
постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.
При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство
с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных
играх, например, “Покажи нужную картинку!”, “Послушай загадку, покажи отгадку!”, “Найди предмет по цвету” и др.
Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для
использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже
хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции – предложение, побуждение, вопрос,
констатацию факта, например: “На морковку”, “Дай пить”, “Маша бай-бай”, “Даня куп-куп”, “Мишка топ-топ”, “Где
мама?”, “Кто там?”, “Вот большой дом”, “Что это?”, “Это красная машинка”, “Это большой кубик” и т.д. Помните, что
развитие фразовой речи – важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает
в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.
Развитие активной речи.
Основа развития активной речи- это речевое подражание.Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим
произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый
говорит – ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.
Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической
деятельностью ребенка.
Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности
подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит
он пока непонятно и искаженно.
Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны
руками – мы “самолеты”, летим и гудим “У-у-у!”; или ходим по комнате и “крутим руль” – мы “машины”, едем
и сигналим “Би-би!”; изображаем игру на дудочке – “Ду-ду-ду!”; или укладываем куклу спать и поем ей песенку “Баю-
бай!”.
Важно развитие глагольного словаря, ведь глагол – это основа фразы.Для этого можно использовать следующую игру:
Игра “Бух”:
На детском столике, диване расставляем слева направо ( для развития в будущем навыка чтения и письма слева
направо) кубики или пластмассовые стаканчики и по одному сбрасываем их, говоря при этом :”Бух!” Затем предлагаем
ребёнку сбрасывать по одному предметы, говоря при этом :”Бух!”.Затем вместе с ребёнком расставляем заново
предметы слева направо и повторяем игру.
Развивая глагольный словарь ребенка, поначалу используйте облегченные варианты слов: “топ-топ” – идет, “кач-
кач” – качается на качелях, “ам-ам” – ест, “куп-куп” – купается, “бух” – упал и др. А,чтобы ребенку было интереснее
заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-
либо простые узнаваемые действия.
Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности – предметов, игрушек
и картинок.
Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах.
Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.
Например:
На лугу, на лугу,
На лугу пасутся ….(ко- договаривает ребёнок)
Козы?Нет,не козы!
На лугу, на лугу,
На лугу пасутся ….ко
Кони? Нет, не кони!
На лугу , на лугу,
На лугу пасутся….ко
Коровы?Правильно, коровы!
Пейте дети….. (молоко).
Будете здоровы!
Занятия пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой.
Для этих целей подходят следующие игры:
Игра “Волшебный мешочек”.
В мешочек,наполненный фасолью прячут игрушку.Ребёнку предлагают мешочек и просят найти игрушку. Игра
развивает тактильное восприятие.
Такую же игру можно проделать с кинестетическим или обычным песком.
Также с ребёнком можно проводить разные пальчиковые игры, типа “Сорока-сорока”, “ЗамОк” и др. Упражнения
пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов подробно описаны в этой статье →
Пальчиковая гимнастика.
Занятия дыхательной гимнастикой.
Для развития плавного непрерывного высказывания необходимо развивать правильное речевое дыхание- это короткий
вдох и длинный непрерывный выдох.Этим можно заниматься с ребёнком, например, купаясь в ванной: предложить
ребёнку сдувать пену, или дуть на самодельный кораблик.
Формируем связную речь.
Специалистами доказано, что связная речь не появляется без сюжетной игры.Поэтому, играя с игрушками можно
придумывать вместе с ребёнком различные истории, проговаривая фразы.Это подтолкнёт речь малыша значительно
вперёд.
В итоге ,можно сказать, что любые занять по развитию речи с ребёнком дошкольного возраста должны проходить в
форме игры.
Вам будет интересно:
1.Вызывание речи у неговорящего ребёнка 1-2 года.
2.Этапы развития речи в норме.
Источник