Как вы оцениваете уровень развития речи ребенка

Как вы оцениваете уровень развития речи ребенка thumbnail

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители не обращают внимания на отставание в речевом развитии ребенка: «Он же мальчик, а у мальчиков все позже…» или: «Характер у нее такой, молчунья она у нас…». Довольно часто в таких ситуациях упускается оптимальное время для развития различных компонентов речи, отставание усугубляется, а с началом школьного обучения становится ясно, что успешно учиться ребенок не может — нужна срочная специальная помощь. Как определить, правильно ли идет речевое развитие?

Слова Петра Семынина: «…Но всех чудес прекрасных на земле чудесней слово первое ребенка» Корней Иванович Чуковский выбрал эпиграфом к главе «Прислушиваюсь» своей книги «От 2 до 5». Многократно перечитываю это удивительное по своей простоте, невероятно глубокое, душевное произведение. Невольно испытываешь умиление, вызываемое детской непосредственностью, погружаешься в этот удивительный мир детства. Позволю себе процитировать маленький отрывок.

Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
 — Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
 — Я мамина и больше никовойная.
Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
 — Мама, мама, паровоз купается! — пылко закричала она.
Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог:
 — Мне сам папа сказал…
 — Мне сама мама сказала…
 — Но ведь папа самее мамы… Папа гораздо самее.
Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что женщина-дворник — дворняжка.

Конечно, каждый родитель с интересом наблюдает за тем, как совершенствуется словотворчество ребенка. Мы, взрослые, умиляемся, как талантливо коверкаются разные слова, но при этом удивительно тонко дополняется и расширяется их значение. Иногда и несовершенное звукопроизношение детей вызывает курьезные ситуации. Довольно популярна байка о том, как малыш, который не научился еще правильно выговаривать звук [р], на просьбу сказать слово «рыба» отвечает «селедка».

Дети проявляют изобретательность, находчивость, чтобы показать взрослым свои новые умения.

Однако надо помнить, что К. И. Чуковский назвал свою книгу «От 2 до 5». Именно в этот период, от 2 до 5 лет, активное словотворчество является показателем нормального речевого развития.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители не обращают внимания на отставание в речевом развитии ребенка: «Он же мальчик, а у мальчиков все позже…” или: «Характер у нее такой, молчунья она у нас…», а иногда и еще наивнее: «В школу пойдет, всему научится, я тоже позже говорить начала…». Довольно часто в таких ситуациях упускается оптимальное время для развития различных компонентов речи, отставание усугубляется, а с началом школьного обучения становится ясно, что успешно учиться ребенок не может — нужна срочная специальная помощь.

Как определить, правильно ли идет речевое развитие? Конечно, необходимо периодически консультироваться с учителем-логопедом. Однако специалист наблюдает ребенка незначительное время. Современные родители видят своего малыша постоянно, взаимодействуют в игре и могут зачастую подметить больше особенностей. Наблюдения и впечатления родителей помогут специалисту сделать правильный вывод.

Прежде всего, надо помнить, что речь развивается у каждого ребенка индивидуально, но по определенным закономерностям. Уровень речевого развития зависит от правильности выбранной стратегии родителями. Начинается речевое развитие с первых дней жизни. Именно поэтому окружающие близкие должны эмоционально разговаривать с ребенком, однако не стоит сюсюкать. Речь взрослых должна быть внятной и правильной. «У ти Мусенька Пусенька», произнесенное с любовью, эмоционально, откладывается в памяти ребенка и мешает правильно ориентироваться в нормативном произношении.

В устном народном творчестве существует множество потешек, колыбельных, прибауток для малышей, которые использовали наши предки в процессе общения с детьми. Использование народного опыта помогает формировать речевое внимание малыша, создает благоприятный психологический комфорт, элементы устного народного творчества имеют свой особенный ритм, который помогает убаюкать малыша, успокоить, создать ощущение тепла и уюта.

С первых дней ребенок улавливает образец родной речи, формируется его языковое чутье. Начинается процесс развития понимания речи. Ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. Важно постоянно разговаривать с малышом, указывать на окружающие предметы, новые, оговаривать привычные действия, комментировать новые. Во время купания, прогулок и др. ребенок получает разные тактильные ощущения, активизируется его восприятие, и речь взрослого больше запоминается.

С 3 месяцев, в период гуления, малыш как бы пробует звуки на вкус. Это период подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Пока нет постоянных звукокомплексов, они не зафиксированы за постоянными предметами или явлениями. Ребенок в период бодрствования, чувствуя себя комфортно, активно гулит, произносит не только гласные звуки, но и спонтанно — некоторые согласные, иногда напоминающие слоги. В этот период слова еще не появляются. Тревожным сигналом является молчание малыша. В этом случае медлить нельзя — необходимо обратиться к невропатологу.

К 9–10 месяцам, при нормальном речевом развитии, появляются отдельные слова, состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, баба, биби и др.). Развивается звукоподражание (га-га, ав-ав и др.).

К 1 году словарь малыша составляет от 10 до 50 слов. В этот период необходимо развивать пассивный словарь, который состоит из тех слов, которые ребенок произнести еще не может, но знает этот предмет, если его попросить показать вам. Важно активно читать книжки с яркими реалистичными понятными для ребенка иллюстрациями.

В двухлетнем возрасте появляется простая фраза из 2-3 слов. Значительно возрастает словарный запас. Пока еще может наблюдаться нарушение слоговой структуры слов в многосложных словах и это допустимо, так как малыш еще тренируется в произношении малознакомых слов. Да и знакомые слова пока могут забавно искажаться. Окружающие взрослые должны постоянно возвращать ребенка к правильному произношению, тогда в его памяти будет закрепляться образец, а не его произвольные варианты. К трем годам словарь ребенка насчитывает уже 800-1000 слов. Фразы усложняются. Речь становится полноценным средством общения. Формируется грамматический строй речи. Малыш оречевляет свои выводы, обобщает, начинает анализировать. Может четко произносить следующие звуки: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в. Он жаждет общения, очень любознателен. Познавая мир, задает тысячу вопросов.

В период от 3 до 4 лет ребенок четко произносит согласные звуки: т, д, н, к, г, х, й, с, з, ц.

К 5 годам формируется произношение звуков ш, ж, ч, щ, л, л’. Допустимо искажение или отсутствие звука р. Словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется. К началу обучения в школе ребенок правильно произносит все звуки, свободно формулирует свои мысли, употребляет развернутые фразы. Период словотворчества заканчивается.

Такое речевое развитие считается нормальным.

На деле же приходится констатировать нередкие случаи нарушения звукопроизношения в школьном возрасте, когда задержка речевого развития не позволяет ребенку успешно учиться. Нельзя ориентироваться на мнения знакомых «Мой тоже молчал до трех лет, а теперь хоть рот заклеивай!» или «Сейчас все дети начинают поздно говорить». Каждый ребенок — особенный. Не надо ждать 5 лет. Логопедическая коррекция может проводиться с первых дней жизни ребенка. Важно вовремя заметить отставание и обратиться за консультацией к специалистам.


  • Автор —

    Смирнова Маргарита Вячеславовна

  • 01.07.2015

  •  
    Все консультации автора

Источник

Уровни развития речи

Несформированная речь у дошкольника – это показатель того, что ребенок имеет проблемы с психическим развитием, социализацией и познавательной деятельностью. Родители обязаны контролировать и способствовать развитию речевых навыков у своих детей, больше разговаривать с ними, читать художественную литературу, и при необходимости посещать специалистов (логопедов, дефектологов).

Уровни развития речи

Наличие грубых ошибок в речевой деятельности (фонетических, лексических или грамматических) при здоровой системе слуха и зрения и при хорошем умственном развитии принято считать общей недоразвитостью речи (ОНР). Дети, которым диагностировали ОНР, значительно выделяются среди группы нормально развивающихся сверстников.

Заболевание имеет типичную характеристику уровней речевого развития:

  • первые слова произносятся в возрасте старше трех лет;
  • невыраженность звуков;
  • серьезные ошибки при произношении;
  • импрессивная речь опережает экспрессивную (ребенок хорошо понимает то, что ему говорят, но не может быстро и внятно ответить);
  • малопонятная, дефективная речевая деятельность.

При появлении первых симптомов ОНР необходимо обратиться к врачу – записаться к логопеду и неврологу (для назначения медикаментозного лечения).

Помните! При своевременном обращении в лечебное учреждение можно избежать серьезных психических заболеваний и проблем в будущем.

Выделяют четыре уровня речевого развития детей, отличающихся патологиями речевой деятельности и наличием сопутствующих заболеваний.

Общая характеристика

1

Отсутствие связной речи, использование жестов и звуков для общения с окружающими. Разговорная речь у дошкольников этого уровня характерна трехлетнему возрасту нормально развивающихся детей.

2

Использование простых слов (мама, баба, папа, дядя, яблоко, дом, кошка), нарушение формы слова при произношении (сокращение окончаний, перестановка слогов местами).

3

Появление трудностей в общении с новыми людьми, но при разговоре с близкими (мамой, папой) у малыша отсутствуют грубые речевые ошибки.

4

Хорошее произношение, основные проблемы возникают при написании сложных словоформ и изменении слов по падежам.

Первый уровень

Уровни речевого развития детей с ОНР помогают определить план логопедических занятий, так как дети, например, с 1 и 4 степенью недоразвитости речи имеют существенные отличия в своей речевой деятельности.

Первый уровень речевого развития у дошкольников можно охарактеризовать следующим образом:

  • Несформированная речь. Ребенок не использует слова в общении, а если говорит, то часто использует их неправильно.
  • Скудный словарный запас, состоящий в большинстве случаев из звукового подражания (мычания, ауканья).
  • Сопровождение звукоподражания и лепетания жестами, придуманными самими детьми.
  • Объединение одним словом ряд внешне схожих признаков, действий и предметов. Например, словом “нога” обозначает и свои ступни, и лапы у собаки, и колеса у коляски.
  • Отсутствие связных фраз и предлогов в общении. Дошкольник не может сказать “мама, открой или закрой дверь”, а просто указывает на дверной проем, или словом “спать” заменяет слова “диван, кровать, полежать”.

У старших дошкольников 1 уровень речевого развития приводит к серьезному отставанию в познавательном развитии и сложностям при адаптации в первом классе. В большинстве случает такие дети понимают все, что им часто говорят (на улице плохая погода, идет дождь или нужно одеваться и идти гулять), но они не могут сказать ничего в ответ. Дошкольники, имеющие лепетную речь, обязательно должны проходить подготовку к школе, например, в подготовительном классе в логопедической школе. В возрасте 7-8 лет, при своевременном лечении, регулярных занятиях и спокойных домашних условиях, ребенок без труда достигает следующие уровни речевого развития при ОНР, а его речь становится грамотной и красивой.

Второй уровень

Дети с ОНР 2 уровень речевого развития имеют достаточно широкий словарный запас, хорошо отличают один предмет от другого, например, показывая на помидор, может сказать, что это “не яблоко”, т.е. узнавая что-то новое активно использует частицу “не” в своей речи.

Второй уровень речевого развития у дошкольников определяется по ряду признаков:

  • незнание значений слов, часто используемых в быту;
  • неправильное произношение и перестановка букв в слове при произношении “молоток” произносят как “мо-ТО-ЛОк”;
  • трудности при рассказе или восприятии фраз (аграмматизм);
  • замена названий предметов и действий жестами, например, вместо фразы “нужно вытереть воду на полу” ребенок лепечет “пол и тряпка” и указывает на то место, где пролил воду;
  • проблемы с родом и числом “я гулял с мамой” вместо “мы гуляли”;
  • сложности с употреблением слов среднего рода, союзы и частицы.

Эти уровни речевого развития детей дошкольного возраста отличаются от остальных резкими ошибками в грамматике и фонетике, и наличием трудностей в общении с окружающими людьми. Наиболее часто 2 уровень речевого развития диагностируют у младших дошкольников. Без специального дополнительного обучения они не способны усвоить то, что прочитано вслух третьим лицом.

Третий уровень

Если сравнить третий уровень речевого развития с двумя предыдущими, то можно отметить хорошую устную речь у детей, они свободно могут рассказать о том, что их окружает, что они слышат и видят. Эти уровни речевого развития дошкольника характеризуются:

  • Развернутая речевая деятельность без грубых лексических, грамматических и фонетических ошибок;
  • Устная речь сопровождается незначительными аграмматичными фразами, неуместным использованием сложных словоформ.
  • Использование только простых, общеупотребляемых фраз. При употреблении синонимов и антонимов дети испытывают значительные трудности, а длинные фразы и предложения они делят на несколько коротких.
  • При описании каких-либо картин или сюжетов книг ребята могут забыть рассказать о главных героях, но при напоминании – они быстро исправляют свой рассказ.
  • Дети с 3 уровнем речевого недоразвития часто путают начало и конец предложения и их причинно-следственную связь, например, “прошел апрель и весь снег растаял” звучит как “снег растаял, когда прошел апрель”.
  • Использование простых предлогов для описания пространственных действий “взять книгу из шкафа”, “приехать НА лошади, но, В переполненном автобусе”. Сложные предлоги “около”, “между”, “через” – употребляют редко в своей речи.
  • Возникают проблемы с подборов однокоренных слов, а также изменением формы слова по падежам.

Дети, имеющие ОНР 3 уровня речевого развития, могут обучаться чтению и письму без специальной подготовки, но нужно понимать, что их общее образование будет ограничено. Во время школьных занятий ребята с этим уровнем развития хуже воспринимают учебный материал по сравнению с нормально развивающимися одноклассниками, поэтому они также нуждаются в дополнительных занятиях с логопедом до полного устранения речевых недостатков.

Четвертый уровень

Выявить нарушения в развитии речи могут как сами родители, так и воспитатели в детском саду и педагоги в начальной школе. Возникающие ошибки незначительны, корректируются в процессе обучения учителем, поэтому 4 уровень речевого развития детей не требует дополнительных логопедических занятий. Заметить незначительные проблемы в речевом развитии дошкольника можно по следующим признакам:

  • нечеткость звуков;
  • перестановка слогов;
  • сокращение окончаний слов и пропускание слогов при устном рассказе;
  • невнятная дикция;
  • замена слов, на другие, более общие, но близкие по значению “чистит пол” вместо “моет пол”, “маленький куст” вместо “низкий куст”.
  • если по заданию ребенок должен выбрать верный ответ из нескольких, он без труда сделает правильный выбор (что невозможно в тех случаях, когда у ребенка 2 и 3 уровень речевого развития).

Важно! При постановке ОНР любого уровня, ребенок имеет право обучаться в логопедической группе дошкольного учреждения или школы.

Причины и диагностика

Если дошкольник системно нарушает лексическую или грамматическую структуру слов, а также плохо произносит звуки, то ему диагностируют нарушение речевого развития, часто осложненное клиническим заболеванием – заиканием. Диагностика уровня речевого развития подразумевает анализ логопедом исходного состояния речи (врач просит малыша выполнить ряд заданий, в соответствии с его возрастом) и наличия сопутствующих заболеваний, мешающих нормальному развитию речевых компонентов.

Основные причины:

  • врожденные патологии центральной нервной системы;
  • проблемы со зрением и слухом;
  • недостаточная психическая и познавательная активность;
  • наличие врожденных генетических заболеваний;
  • родовая травма;
  • отсутствие соответствующего дошкольного образования (в неблагополучных семьях).

При определении уровня речевого развития характерно указывать причину (клинический диагноз), чтобы в дальнейшем определить способ коррекции и дальнейшего обучения ребенка. Переход с одной ступени на другую возможен при регулярных занятиях с логопедом. Определение уровня речевого развития и того, как быстро речь ребенка станет нормальной, возможно только с учетом индивидуальных качеств малыша, развития психики, сложности заболевания и формы дефектов речи.

Несмотря на то, как говорит ребенок и сколько уровней речевого развития необходимо ему преодолеть на логопедических занятиях, сколько на это нужно времени и денежных средств, важно оказать своевременную помощь малышу. Дефективная речь может стать причиной многих комплексов у взрослого человека, так как ему будет сложнее устроиться на хорошую работу, общаться с окружающими людьми и заводить новые знакомства.

Видео

037

Источник

В речевой сфере, так же как и в других, прежде чем приступить к занятиям, необходимо представить себе точную картину того, что ваш ребенок умеет делать в настоящий момент.

Даже в том случае, если в словаре малыша всего несколько слов, которые он повторяет снова и снова, есть смысл внимательно присмотреться к тому, как он пользуется этими словами и какого рода суждения высказывает с их помощью.

Если ваш ребенок только начинает говорить и/или в основном пока общается с помощью звуков и жестов, то оценивая его первые шаги, продолжайте пользоваться методикой, описанной в главе 2.

Образец речи

Самую важную роль в процедуре оценки программа T.E.L.L отводит образцу речи. Для получения образца нужно просто записывать все, что малыш говорит! Из этого образца вы не только узнаете, какие слова он умеет произносить, но и поймете, что за ними стоит, то есть, побуждения малыша, его намерения и т.п. Не менее важно и то, что образец речи дает возможность взглянуть на разговорные навыки ребенка изнутри – оценить его способность соблюдать очередность, слушать, реагировать или предлагать новую тему для разговора.

Поясним, как нужно “брать” образец речи.

1. Наметьте день, когда вы будете записывать все высказывания малыша.

2. Займитесь обычными делами, стараясь, чтобы почаще возникали приятные для ребенка ситуации – такие, которые, по вашим наблюдениям, он был бы непрочь обсудить.

3. Всюду носите с собой записную книжку и карандаш.

4. Каждую страницу записной книжки разбейте на три колонки. В правой колонке записывайте высказывания малыша, в левой – свои слова, произнесенные непосредственно перед тем, как заговорил он. В средней колонке указывайте, в какой ситуации это произошло.

5. Если слова ребенка – точное воспроизведение ваших слов, сделайте соответствующую пометку, например, “И” – имитация.

6. Если малыш в своей речи использует еще очень мало слов, фиксируйте производимые им звуки и жесты общения. Например, если он, желая получить ту или иную вещь, укажет на нее или покачает головой в знак отказа, эти жесты следует записать.

7. Всячески подбадривайте ребенка и побуждайте его говорить, однако старайтесь не давать слишком много указаний. Ваша цель – увидеть его естественные реакции в самых обычных условиях. Поэтому разговаривайте с малышом так, как всегда.

8. Вы увидите, что записывать разговор ребенка с другими людьми легче, чем разговор с вами. Используйте присутствие третьего лица, во-первых, для того, чтобы самим понаблюдать и записать все, что нужно, и во-вторых, чтобы попросить его немного позаписывать.

9. Планируйте свое время так, чтобы иметь возможность вечером того же дня, пока события еще свежи в вашей памяти, проанализировать образец речи ребенка. Стремясь быстро все записать, вы наверняка будете сокращать слова, ставить какие-нибудь лишние значки. Немедленный анализ уменьшит вероятность неразберихи!

Пример образца речи мы приведем ниже. Разумеется, если хотите, вы можете использовать больше аббревиатур, чем в нашем примере.

Когда ваш образец будет готов, вы сможете с его помощью ответить на 3 важных вопроса:

1. Почему мой ребенок говорит?

2. О чем он говорит?

3. Какие грамматические формы он использует?

Почему мой ребенок говорит?

Прежде чем приступить к рассмотрению слов и/или фраз малыша, попробуем понять, с какой целью он применил тот или иной разговорный навык.

Говоря, мы обычно используем слова для того, чтобы передать другим людям какую-нибудь информацию, для того, чтобы о чем-то спросить, от чего-то отказаться, предложить ту или иную вещь, то есть, предпринять определенные практические или социальные шаги.

Если ребенок не умеет применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то никакой, даже самый большой словарный запас не сможет принести ему ощутимой пользы. И наоборот, если вы поможете своему малышу почувствовать, что он выигрывает от общения с окружающими – практически и эмоционально, сумеете научить его употреблять уже освоенные слова в самых разных ситуациях, он сможет извлечь из своего словаря максимальную пользу и заодно приобретет звуковую базу для дальнейшего речевого развития.

Умение участвовать в разговоре

К умению пользоваться освоенными словами примыкает умение участвовать в разговоре.

В главе 2 мы говорили о соблюдении очередности, как об основе умения участвовать в разговоре. Малыш, научившийся говорить, должен также научиться произносить слова по очереди с другими участниками разговора. Он должен уметь завязывать разговор и поддерживать его или отвечать на слова собеседника.

Как проанализировать умение ребенка пользоваться разговорными навыками

Для того, чтобы понять, насколько хорошо ваш малыш умеет пользоваться разговорными навыками, обратитесь к образцу его речи и к проверочному листу 3.1. “Умение пользоваться отдельными словами” и/или к проверочному листу 3.2 ” Умение пользоваться предложениями” (проверочные листы даны в конце главы). Если ребенок все еще пользуется многими навыками довербального периода, вы можете также обратиться к проверочному листу 2.5 “Использование ребенком навыков общения довербального периода”.

Прорабатывая образец речи, анализируйте каждый жест, слово или фразу по-отдельности. Теперь нам будет удобнее пользоваться понятием высказывание, которое может включать в себя и жест, и звук, и слово, и фразу.

Определите, какой проверочный лист подходит к каждому конкретному высказыванию. Жесты и звуки следует записывать в проверочный лист 2.5, высказывания, содержащие одно слово, – в проверочный лист 3.1, фразы – в проверочный лист 3.2.

Откройте соответствующий проверочный лист и подумайте, к какой категории принадлежит то высказывание, которое вы в данный момент анализируете. Приведенные в каждой графе вопросы и примеры помогут вам правильно определить категорию.

Найдя нужную категорию, поставьте “галочку” в колонке “да” (проверочный лист 2.5) или в первой из трех колонок проверочных листов 3.1 и 3.2.

Если вы рассматриваете высказывания, содержащие слова и фразы, подумайте, для чего малыш использовал то или иное высказывание – для того, чтобы завязать разговор или для того, чтобы поддержать его. Если малыш начал разговор этим высказыванием или с его помощью сменил тему, значит он завязал разговор, а если это был ответ на обращенные к нему слова, значит поддержал его. Решив этот вопрос, поставьте “галочку” в соответствующей колонке. В боксе 3.2 приведены примеры, которые могут вам помочь с этим разобраться.

Проработав подобным образом все высказывания из образца речи, вы сможете с помощью проверочных листов выбрать для ребенка задачи. Дальше в этой главе мы покажем, как это сделать.

О чем говорит малыш?

Второй важный вопрос, на который вам поможет ответить образец речи, касается содержания высказываний. Вам, конечно, хочется, чтобы ребенок умел произносить много слов, но, в действительности, не менее важно, чтобы он научился использовать слова, относящиеся к разным частям речи. Вот два примера словарных запасов:

Словарь Билла
машина велосипед чашка телевизор
мяч сок ложка Нана
яблоко ключи нет бутылочка
леденец хлеб мишка здравствуй
щенок малыш яйцо до свидания
корова книжка птичка печенье
Словарь Бена
яблоко мяч есть банан
сок телевизор кубик умываться
Дэви нет спать но-о (лошадке)
кукла обед здравствуй спать
книжка до свидания наверху машина
прыгать ушел ложка мишка

В количественном отношении словари Билла и Бена одинаковы, однако у Бена больше слов, относящихся к разным частям речи. Билл может сказать: “Здравствуй”, “До свидания”, “нет”, но остальные его слова – только существительные. Бен же в состоянии сказать, что делают те или иные одушевленные предметы (прыгают, едят, умываются, спят). Он начинает говорить, где они находятся (наверху) и что с ними произошло (ушел), то есть, может употребить совершенную форму глагола. Если, осваивая новые слова, Билл и Бен будут продолжать в том же духе, то когда дело дойдет до объединения слов в предложения, Бен явно окажется в лучшем положении. Для составления комбинаций из двух слов словарь Бена дает гораздо больше возможностей, чем словарь Билла.

Конечно, Билл заявил о себе очень хорошо, и его родители имеют все основания радоваться каждому его слову. Они вполне могут помогать ему и дальше, но теперь мальчика необходимо учить произносить не только существительные, но и слова, относящиеся к другим частям речи.

Детям, которые уже научились пользоваться фразами, важно уметь высказывать суждения разных типов. Вот еще два списка для сравнения.

Список 1 Список 2
кукла сидит
мишка идет
мама спит
везу машину
Ренни ест
ест сосиску
машина едет
кукла падает
мишка везет
мыть маму
мишка сидит
ест банан
горячая сосиска
папа ушел
не хочу
еще прыгать
кукла там
штаны мокрые
эта книга
мамин ботинок

Вы видите, что в списке 2 представлены более разнообразные высказывания, чем в списке 1, где встречаются только пары существительное-глагол. Мы не хотим здесь сказать, что один тип фраз лучше всех остальных. Просто для того, чтобы малыш мог рассказать обо всех, самых разных событиях, которые случаются в его жизни, ему необходимо научиться оперировать всеми типами фраз.



Источник