Как восстановить режим дня ребенка 3 года

Как восстановить режим дня ребенка 3 года thumbnail
  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года

Как наладить нормальный сон ребенка от 1 до 4 лет?

Нередко после рождения малыша новоявленные мама и папа больше всего на свете мечтают просто по-настоящему выспаться. Впрочем, эта проблема может затягиваться гораздо позже младенческого возраста. И если сон новорожденного контролировать очень тяжело, т.к. у него свой режим дня, то детям постарше родители вполне могут помочь спать лучше, заодно помогая лучше спать себе.

Ведь, согласитесь, измотанные, вечно усталые от недосыпа родители, которые спят на ходу и раздражаются «на ровном месте», не лучшие воспитатели.

Ключ к спокойному сну

Один из самых распространенных мифов о сне – миф о том, что дети по ночам НЕ СПЯТ. Это не так. Дети не враги сами себе и они хотят спать не меньше, чем мы, взрослые. Конечно, есть исключения – дети, которые практически не спят или спят очень мало, но даже таким деткам можно помочь, применяя следующие советы. Перед тем, как воспользоваться ими, убедитесь, что проблема именно во сне и что ребенок не болен, не голоден и не испытывает жажды.

Для начала важно понять: ночной сон ребенка начинается еще с утра.

Если день был очень насыщенным, к вечеру ваш малыш может быть изрядно взбудоражен. Поэтому прежде, чем «отправлять» спать, его следует успокоить.

При этом на состояние ребенка могут влиять даже абсолютно незаметные для родителей факторы.

Если в вашем доме постоянным фоном включён телевизор, обращайте внимание на то, какие телепрограммы служат этим фоном. Криминальные сериалы вряд ли будут хорошо сказываться на нервной системе ребенка. Даже если это просто мультфильмы, то в них часто кричат персонажи, приводя маленьких зрителей в возбужденное состояние. А между мультфильмами зачастую показывают короткие, но очень нужные всем вставки новостей, способные вывести из равновесия даже взрослого человека. Эти кадры могут откладываться у ребенка в подсознании и потом всплывать перед сном – как раз в то время, когда он ни о чем особенном не думает. И страшная картина несущейся на скорости машины из новости об аварии, стреляющих бородатых дядек из военной сводки или другие «десерты» для мозга могут стоять у него перед глазами, пугая и не давая уснуть.

Значение также имеет то, о чем мама и папа разговаривают друг с другом в присутствии ребёнка. У детей прекрасно развито воображение, но в силу отсутствия жизненного опыта недостаточно развиты аналитические способности и логика. Поэтому зачастую достаточно одной лишь неаккуратно брошенной пугающей фразы или страшного тона, чтобы ребенок стал додумывать все остальное перед сном, представляя все в самых черных красках. Слишком радостные или положительные новости тоже имеют возбуждающий эффект. Поэтому, если вы узнали, что скоро вас навестит долгожданная тетя из Сан-Франциско и привезет много шоколада, возможно, не надо сообщать это ребенку сразу перед сном.

Постарайтесь думать о сне ребенка в течение всего дня и сделать все, что от вас зависит, чтобы ребенок пришел ко времени сна спокойным и невозбужденным.

Ночные ритуалы

Начиная с самого раннего возраста, когда хаос в распорядке ребенка сменяется постоянным режимом, имеет смысл сопровождать отход ко сну ритуалом. Ритуал отхода ко сну – это серия простых последовательных шагов, призванных помочь вам настроить ребёнка на нужный лад и погрузить его в сон тогда, когда это требуется.

Для начала укладывайте ребенка спать в постоянное время. Делайте это всегда.

Разумеется, бывают различные форс-мажоры, при которых привычный график отклоняется в ту или иную сторону. Но в целом час отхода ребёнка ко сну должен быть постоянным. Некоторые родители считают, что укладывать ребенка один вечер в 20:00, другой в 22:00 или вообще когда ребенок захочет спать – это хорошая идея. Нет, это не хорошая идея. Детям нужен режим, в том числе и для их внутреннего спокойствия. Поэтому две вещи должны оставаться неизменными – время отхода ко сну и место отхода ко сну. Если ребенок засыпает в своей кроватке, он должен засыпать там каждую ночь. А не день в кроватке, день в салоне, день у мамы не руках.

Затем переходим к основной фазе, собственно, отходу ко сну. Многие родители думают, что он состоит из всего одной фазы – засыпания. Это ошибка. Он состоит их нескольких частей, предшествующих самому засыпанию, которые не менее важны. Ритуал может быть любым, например, таким:

  • ужин;
  • ванна;
  • книжка;
  • сон.

В нашей семье этот ритуал работал на ура. При этом ужин должен начинаться изо дня в день в одно и то же время. Это время также должно быть постоянным, как и время отхода ко сну.

Перед ужином, который становится предвестником сна, мы подготавливаем ВЕСЬ дом ко сну:

  • уменьшаем громкость телевизора, а лучше выключаем его совсем;
  • приглушаем свет в комнате;
  • заканчиваем все подвижные, возбуждающие игры;
  • переходим на пониженные тона в разговоре.

Таким образом, день изо дня вы готовите ребенка ко сну.

Не хочу спать!

Скорее всего, если вы читаете эту статью, ваш ребенок ни в какую не хочет засыпать и всячески этому сопротивляется. Вы уложили ребенка в кроватку, укрыли его одеялом, поцеловали лобик. И тут начинается самое интересное: ребенок начинает вскакивать, кричать, бегать, плакать, хочет пить и просится в туалет, и желательно одновременно. На этом этапе вы должны понять, что вашему ребенку тяжело засыпать и вы должны ему помочь. Он не засыпает, потому что не умеет, и его надо научить.

Первое и основное правило. Если вы не усвоите его, вы не сможете научить ребенка спать.

Ни в коем случае не кричите на ребенка и не злитесь на него.

Выпейте травяной чай, включите концерт Вивальди в ля-минор в наушниках, обнимите кошку – главное, успокойтесь.

Затем приступайте ко второму этапу. Подготовьте себя морально, что вам придется подходить к ребенку несколько раз. Возможно, пять. Возможно, десять. Возможно, пятнадцать. В этот вечер и все последующие вечера, когда вы будете учить ребенка спать, вы больше ничего не сможете сделать. Поэтому ничего не планируйте, кроме как обессиленно рухнуть на кровать.

Пожелайте ребенку спокойной ночи и выйдите из комнаты. Он встанет, побежит за вами. Возьмите его на руки и верните обратно в кровать. Если ребёнок не желает оставаться к своей кровати и норовит из неё выбраться, необходимо без всяких разговоров уложить его назад. Не сразу, иначе это напоминает веселую игру «попробуй, уложи меня!». Выждите полминуты, уложите ребенка обратно и укройте одеялом. Не стоит требовать от него лежать ровно и не двигаться. Пусть сидит, ёрзает или даже стоит на голове, главное – чтобы он не покидал пределы кровати.

Ваша задача на этом этапе, чтобы ребенок оставался в пределах кровати. Это сейчас границы. Вы выполнили ритуал – почитали, поели, попили, провели вместе время. Теперь наступило время спать. Если вы верите в понятие «время спать», то оно станет вашей религией и вскорости – религией вашего ребенка. Если вы считаете, что «время спать» – ненужная абстрактная концепция, ваш ребенок будет считать также.

«Я не хочу спать!», – может сказать ребенок. Нет никаких проблем. Скажите ему: «Можешь не спать, но ты остаешься в кровати». Более того, не надо настаивать, чтобы ребенок «спал» и «засыпал», иначе эти вещи превращаются в камень преткновения. Замените это понятие на «отдыхать» и пользуйтесь этим словом. Оно гораздо мягче и для него не надо насильно засыпать.

Итак, ребенок в кроватке. Но ненадолго. Он будет вставать и выходить. Каждый раз, когда это происходит, вы будете мягко возвращать его в кровать. Не злитесь и не кричите. Можно тихо говорить ребенку «спокойной ночи».

Теперь наступает самое тяжелое для родителей. Ребенок начинает проявлять недовольство – кричать, возмущаться и плакать. Здесь сдаются большинство родителей. Однако с криком и плачем ребенка можно эффективно работать без того, чтобы делать ребенку плохо. Расскажу вам, как.

Помогите вашему малышу успокоиться. Обнимите его, прижмите к груди, скажите, что любите его. Подержите его некоторое время, затем снова уложите в кровать и выйдите из комнаты. Если ребенок не выходит, дайте ему минуту, чтобы свыкнуться с мыслью о предстоящем сне. Затем зайдите и вновь обнимите его. Если он встал и вышел из комнаты, верните его обратно в кроватку.

Этот ритуал должен выполняться спокойно, с любовью и в то же время твердо. Если вы твердо верите в пользу ночного сна и в то, что здоровый ночной сон нужен и взрослым, и детям, ваш ребенок тоже в это поверит.

В какой-то момент вы почувствуете, что хотите сдаться – взять ребёнка на руки, отнести к себе. Вы можете это сделать, но помните: через день всё придётся начинать заново.

Приучение ко сну может занять от нескольких дней до 2-3 недель.

Ты плохо себя ведешь – я отправлю тебя спать!

Знакома ли вам эта угроза?

А между тем фразы, вроде «Не мешай мне, или пойдешь спать раньше!» или «Перестань щипать брата, иначе я уложу тебя спать» должны навсегда исчезнуть из вашего лексикона.

Помните: дети любят спать! Сон – это прекрасная возможность восстановить силы для того, чтобы на следующий день проверять на прочность и выдержку своих родителей. Поэтому крайне важно, чтобы ко сну в семье было выработано правильное отношение.

Не угрожайте ребёнку сном! В таком случае он станет воспринимать его (а также всё, что с ним связано) как наказание, и ему даже ночью не захочется лежать в ненавистной кровати. Сон, кровать, спальня должны вызывать у ребёнка лишь положительные эмоции и казаться чем-то приятным и желанным.

«Оля уже спит…»

Начиная с определённого возраста, когда ваш ребёнок ходит в детский сад, он часто повторяет действия других детей. Вы можете воспользоваться этим, подготавливая его ко сну.

«Оля из садика уже спит. Она покушала, почистила зубы, легла в свою кроватку и уснула. Все детки из садика уже лежат в своих кроватках и спят. И мама с папой тоже ложатся спать». При этом хорошо бы сладко зевнуть. Думаю, вы сможете сделать это с лёгкостью!

Кстати, сообщение о планах мамы и папы хорошо действует на детей, поскольку нередко они считают, что, засыпая, пропускают самое интересное. «Как только я засыпаю, – думает ребёнок, – мама и папа надевают конусовидные шапочки, включают музыку и начинают танцевать. Возможно, даже прыгают по диванам! И всё это – без меня! Я не могу такое пропустить!».

Приглушенный свет и тишина в квартире помогут ребенку погрузиться в атмосферу сна и убедят его в том, что все-все домашние собираются последовать его примеру.

Страшные сказки на ночь

Страшные сказки на ночь

Читая ребёнку книжку на сон грядущий или напевая колыбельную, мы часто не обращаем внимания на то, о чём именно говорится в сказке или песне. Мы поём колыбельную и уже не удивляемся тому, что, если ты ляжешь на край, то «придёт серенький волчок и укусит за бочок». Читаем малышу «Муху-Цокотуху» и с выражением описываем драматические события, разворачивающиеся в сказке: «Вдруг какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок…». Или сказку, действие которой происходит в темном-тёмном лесу, где на каком-то этапе один из персонажей умирает, даже если это отрицательный персонаж. Отличная поддержка нервной системы ребенка! А как вам пугалка с Бабайкой, который приходит по ночам к «непослушным» детям? Попробуй тут засни!

Это я к тому, что сказку на ночь тоже нужно выбирать внимательно и стараться, чтобы в ней ни в коем случае не было устрашающих сюжетов и картин.

Детские кошмары

В чем детям точно не откажешь – это в отлично развитом воображении. Оно помогает им представлять, что коробка из-под обуви – это автомобиль, деревянная палочка – меч, а сами они – рыцари или принцессы.

Однако у развитого воображения есть «побочное» явление – оно генерирует страхи. Страх является базисным чувством, которое испытывают люди в любом возрасте. Однако у детей, в отличие от взрослых, нет достаточного жизненного опыта для того, чтобы отличить реальные причины для страха от воображаемых. Поэтому очень важно нам, взрослым, помочь им преодолевать страх.

Итак, главное правило: не говорите ребенку «не бойся!» («это не страшно», «причины для страха нет» и так далее). Скажите, вас когда-нибудь вызывал начальник, заранее не сообщая предмет разговора? Вы боялись? Волновались, как минимум. А если бы в этот момент коллега хлопнул бы вас по плечу и сказал: «Не бойся!», страх бы исчез? То-то же.

Страх служит для нас своего рода защитой от негативного влияния внешнего мира. Поэтому, когда ребёнок говорит вам о том, что он боится, не убеждайте его в том, что для страха нет причин. Поговорите о том, что он чувствует и чего именно боится. Обязательно скажите ему, что бояться – это нормально и что вы тоже боитесь различных вещей. Подробно расспросите его о причине страха и помогите построить необходимую «защиту».

Если ребенок боится ночных воров, скажите ему, что вы живете высоко, и воры ни за что до вас не доберутся. Если малыш боится чудовища или Бабу-Ягу, убедите его в том, что ни одно чудовище или Баба-Яга никогда не проникнут к вам в дом, поскольку смертельно боятся вас, его родителей (разумеется, вы можете придумать свои варианты!).

Если после всех ваших доводов малыш не успокаивается и говорит, что ему по-прежнему страшно, не убеждайте его в обратном. Главное, что хочет знать ваш ребёнок, – это то, что его родители – такие большие и сильные, которые к тому же всё знают – его непременно защитят! Поэтому основной ваш посыл должен быть таким: «Мы с тобой. Мы тебя любим, заботимся о тебе и ВСЕГДА, в любой ситуации, тебя защитим».

Сон – это не просто закрывание глаз. Здоровый сон начинается еще днем. Чувство безопасности и защищенности поможет вашему ребенку легче засыпать и крепче спать. Режим сна, ритуалы, спокойствие и уверенность родителя в том, что сон – это действительно здорово, поможет ребёнку наладить режим сна.

На прощание хочу рассказать о паре, к которой все время вечером приходила их дочка и занимала место по диагонали на их кровати. Я научил их, как возвращать ребенка в кровать и помогать ему засыпать. Через несколько месяцев после того, как кровать снова перешла в безраздельную собственность родителей, женщина забеременела. Так родители получили назад интимность, а девочка не только научилась спать, но и стала сестричкой маленькому братику. Так что здоровый детский сон полезен во всех отношениях!

Об авторе: Борис Герцберг – консультант и коуч в сфере саморазвития и семейных отношений. Автор книги “Путешествие в себя. Практическое пособие по саморазвитию”. Отец троих детей.

Как восстановить режим дня ребенка 3 года

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.

Пройти тест

Источник

   3 года – новый важный этап в жизни ребенка. В этом возрасте происходят изменения в развитии и социальной жизни ребенка. Прочитав эту статью, вы узнаете:

  •  возрастные особенности ребенка в три года,
  •  чем возраст 3 года отличается от других возрастных периодов,
  •  что такое кризис самостоятельности и как его преодолеть,
  •  особенности режима дня
  •  подготовка к детскому саду

  Особенности возраста

   «Я сам». Ребенок в три года – это совсем взрослый человек! Он активно стремится к самостоятельности, а любые попытки вмешаться в его «дела» встречают протест и знаменитую фразу «Я сам!».

   Малыш трех лет все пытается сделать сам, но «сам» малыш еще пока умеет немногое. Именно это и вызывает повышение эмоционального накала.

   Малыш хочет делать что-то сам – мама позволяет ему попробовать – малыш делает, у него не получается – мама начинает сердиться, либо хочет помочь и делает сама – ребенок в ответ злится, огорчается и плачет, отталкивая от себя и ту деятельность, которой он занимался, и «помощников».

   Таких эпизодов в жизни любой трехлетки может быть десятки в день. Именно это и способствует накоплению усталости и вопросов у родителей: «Что делать и как это пережить?»

   Игра. На четвертом году жизни ведущей психической деятельностью ребенка становится игра. Любое знание, любой опыт малыш способен воспринимать и усваивать в игровой форме.

   Социализация. Этот возрастной период характеризуется этапом социализации. Ребенок в 3 года начинает учиться воспринимать мир не только через призму нормального эгоцентризма, но и постепенно начинать осознавать, что есть и другое видение. Осознание отличий «Я» усиливают желание ребенка утвердиться в этом новом понимании и всячески укреплять это «Я». Отсюда и появляется «Я хочу», «Я не хочу», «Я не буду», «Я не отдам», «Моё». Родители отмечают, что ребенок стал «агрессивный», «жадный», «вредный». Это явление носит название «протестное поведение» или «негативизм». Это тоже проявление становления «Я» ребенка – первые попытки установления границ собственной личности.

  Как преодолеть кризис 3-х лет?

   Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку в три года пройти этот возрастной кризис наиболее адаптивно и как не усугублять его проявления? У нас есть несколько рекомендаций:

  1. Все, что сейчас происходит – нормально! Данный кризис является нормативным, он показывает, что ребенок развивается в соответствии с возрастом. Психологи считают, если кризис 3-х лет прошел незаметно для родителей, возможно, были допущены какие-то ошибки. Так бывает в семьях с авторитарным типом воспитания, где попытки ребенка отстоять свое «Я» подавлялись. В этом случае кризис может случиться в следующий сензитивный период, например, в пубертате.
  1. Границы. В возрасте 3 лет ребенку особенно важны границы. Сейчас, когда малыш активно отстаивает свои, ему нужны ориентиры. Их чего состоят границы:

   – Семейные правила. Объясните малышу то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. А также правила о том, что делать можно. Это важный момент, который может значительно облегчить родителям и малышу прохождение кризиса 3 лет «Я сам».  

   Например, ломать ценную вещь нельзя, зато можно скомкать кусок пластилина. Бить братика нельзя, но можно потопать ногами и побить диванную подушку. Рисовать на обоях нельзя, но можно рисовать на большом ватмане в специальном месте или в ванной пальчиковыми красками.

   – Режим и ритуалы. Чем больше стабильности и предсказуемости будет в жизни ребенка, тем легче ему будет адаптироваться к текущим событиям. О любых переменах малышу важно сообщать заранее.

  1. Помогите малышу распознать свои эмоции. Важно учить малыша различать свои эмоции. Ребенок еще не понимает, что с ним происходит и не умеет контролировать свои чувства.

   Важно не подавлять чувства «Перестань кричать!» «Мне стыдно за тебя», а давать ребенку обратную связь о том, что вы чувствуете его: «Я вижу, что тебе страшно/больно/ты сердишься. Я не могу позволить тебе бить меня/ломать вещи/обижать кошку. Но я хочу помочь тебе. Давай сделаем вот что (предложение альтернативных способов выражения эмоции)».

   Если ребенок в истерике, обозначьте границы спокойно («Бить нельзя») и быть рядом («Я люблю тебя, я рядом»). Если ребенок бьет родителя, дать ему понять, что вы готовы его обнять, вы любите его, но вы не можете это сделать, пока он хочет бить вас. Ни в коем случае нельзя допускать агрессию в сторону человека или животного («Мне же не больно»). Иначе ребенок получает и усваивает примерно такие сообщения:

   – Бить – это норма

   – Не понимает, почему папу бить можно, а месячного братика нет.

   – Если ударят меня – это допустимо, ведь бить – это норма.

   4. Родители, отдыхайте! Собственный отдых и ресурс – залог успешного прохождения любого детского кризиса. В психологии есть понятие «контейнирование». Контейнирование – это выдерживание родителем эмоционального состояние малыша и бережное обращение с его чувствами. Конечно же, контейнировать родитель может лишь в том случае, когда он сам отдохнул. Поэтому очень важно не забывать о себе.

   Пример НЕкорректной реакции на эмоции малыша: «Ах ты меня укусил – тогда и я тебя в ответ. Как тебе?!», «Не будешь слушаться – не буду с тобой разговаривать/отдам злой тете/полицейскому», «Что ты орешь, я тоже устала!».

   Примеры КОРРЕКТНОЙ реакции: «Кусать и бить кого-либо нельзя. Ты сейчас очень злишься, но это делать нельзя ни с кем. Давай посмотрим, как можно злиться, чтобы никого не обидеть?». «Мне сложно с тобой общаться, когда ты не хочешь меня слушать. Это важно, давай попробуем поговорить попозже. Можно я тебя обниму?», «Я вижу, что ты сердишься, ты устал. Я тоже устала, но я обязательно справлюсь, потому что я твоя мама. Я тебя люблю, что бы не происходило»

  Подготовка к детскому саду: адаптация режима

   Малыш идет в детский сад – это важный этап семьи на четвертом году. Это первый серьезный социальный институт, начало социализации малыша. Прежде основным социумом была его семья. И теперь те правила, ритуалы, режим дня, к которым привык ребенок должны пройти адаптацию, синхронизироваться с правилами и режимом дня детского сада.

   Если ребенок привык ложиться спать в 22:00, и вставать в 9:00 утра, то быстро адаптироваться к режиму детского сада может быть сложно. Режим в детских садах ранний, малыши начинают день уже в 8:00 утра, поэтому адаптироваться лучше заранее.

   Приведем пример режима дня трехлетнего ребенка для детского садика. Такое режим несложно воспроизвести и на дому:

ВремяДействие
7.00Подъём, кормление
7.15Ритуалы на пробуждение
7.35Подготовка к завтраку, ребенок помогает
8.00Завтрак
8.25Самостоятельная игра
8.55Совместные активные игры
9.30Прогулка
11.15Спокойные развивающие игры, чтение, массаж
11.45Подготовка к обеду, ребенок помогает
12.00 – 12.30Обед, ритуалы на засыпание
12.30 – 13.00Начало дневного сна
15.00Пробуждение, ритуалы, полдник
15.30Совместные активные игры
16.00Самостоятельная игра
16.30Прогулка
17.00Спокойные развивающие игры, чтение, массаж
17.30Подготовка к ужину, ребенок помогает
18.00 Ужин
18.30Купание
18.30 – 19.00 Ритуалы подготовки ко сну
19.00 – 19.30Начало ночного сна

   Для того, чтобы малышу легче было привыкнуть к новому режиму, старайтесь постепенно подводить распорядок дня под тот, который принят в садике. Если режим у малыша был поздний, то постепенно, с шагом 15 минут корректируйте его в более раннюю сторону на 15 мин каждые 3 дня.

   Днем, во время бодрствования, важно проговаривать все предстоящие изменения распорядка дня ребенка. Делать это можно в игровой форме – проигрывайте ситуацию с садиком на игрушках, рисуйте, лепите из пластилина, сочиняйте сказки. Сходите днем на прогулку или в гости в будущий садик. Покажите малышу, как там все устроено.

   Хорошим способом помочь малышу адаптироваться под режим сада – ввести ритуалы. Придумайте ритуалы на прощание и на встречу. Если правила садика позволяют, можно дать малышу с собой какую-то привычную любимую вещь – талисман или игрушку. Игрушка станет для ребенка дополнительной связью с мамой на время пребывания в саду. Такой примем хорошо работает и на 3-4 году жизни, и в более взрослом возрасте.

   Любая адаптация, любая перестройка режима требует времени. Но главное в этом вопросе не время, а стабильность – прежде всего психологическая. Чувствуя за собой родительский тыл, ребенок легко справится с любой адаптацией и перестроится под новый распорядок жизни.

Как восстановить режим дня ребенка 3 года

Источник