Как воспитывать капризного ребенка 4 года

Как воспитывать капризного ребенка 4 года thumbnail

Если ваш малыш не хочет ложиться спать, завтракать, идти за руку по улице, обходить лужи — это все типичные капризы ребенка в 2 года, как бороться с ними? На этот вопрос иногда не могут ответить даже опытные родители. Самый распространенный совет, который можно получить, не углубляясь в психологию, касается того, что ребенок просто перерастет этот возраст и капризы. Каждому возрасту соответствуют свои проблемы, которые лучше решать своевременно, чтобы они не накапливались и не привели к весьма серьезным последствиям.

Причина капризов

В обычной жизни каждый из нас часто слышит о том, что дети есть дети и в 1 год, и в 4 года, и в 5 лет. Большинство взрослых сами повторяют эту фразу, когда стараются справиться с капризами, упрямством и непослушанием малыша. На самом деле это мнение является ошибочным, ни один ребенок не рождается капризным.

Склонность к упрямству и непослушанию связна с возрастными особенностями детей, ведь в младшем возрасте они еще не умеют контролировать эмоции, вся несдержанность и возбудимость проявляются в них очень ярко. При этом основная причина такой черты, как капризность, все же кроется в неправильном подходе к воспитанию малыша. Любые хотения, желания, отказы ребенка очень логичны, хотя со стороны это выглядит просто как беспричинная смена настроения.

Капризный ребенок

Новорожденный и ребенок 1 года жизни капризничать не может и не умеет. Криком или плачем он доносит до родителей свою проблему. Например, у него сырой подгузник, он хочет есть, находится в неудобном положении. Однако со временем даже младенец понимает и привыкает к тому, что именно криком можно добиться желаемого, потому что взрослые не умеют или не понимают, как предупредить плач. Это и есть благодатная почва для дальнейшего развития капризности.

Капризныи ребенок в 3 года — это отнюдь не проявление скверного характера. Так он может давать понять, что ему холодно или жарко, хочется есть или спать и т.д. Сам малыш может и не осознавать, что не так, но чувствует он себя плохо и пытается донести это до родителей.

Очень часто капризы детей в год, два, три, четыре говорят о том, что малыш заболевает, чувствует недомогание. Он не может справиться с этим, постоянно капризничает и плачет, хочет найти выход из такого состояния, поэтому и нужно ему то одно, то другое.

Аналогичное состояние у детей наступает при выздоровлении после болезни. Играть уже хочется, но слабость еще не позволяет сделать этого. Ограничение в движениях вызывает плач, тем более за время болезни малыш уже привык к повышенному вниманию и быстрому решению его проблем.

Можно говорить о том, что капризы — это не всегда особенности характера детей или способ выражения своего недовольства. Зачастую это вполне ясный сигнал, поэтому нужно уметь понимать малыша и прислушиваться к нему.

Воспитание ребенка

Сконцентрировать внимание стоит на капризах, которые явились следствием неправильного воспитания, потому что они занимают большую часть от остальных, выражающих состояние дискомфорта и естественных нужд. Что делать для того, чтобы избавиться от них?

Если ребенок постоянно плачем привлекает внимание родителей, которые только в этом случае начинают предпринимать какие-то меры для удовлетворения его желаний, то формируется привычка. Она со временем закрепляется и превращается в черту характера взрослеющего человека. Про него начинают говорить, что он очень капризный.

Как бороться с капризами ребенка

Дети младшего возраста обычно хотят заполучить что-то, что давать в руки им нельзя из-за опасности самого предмета или возможности его повреждения. Словесные запреты ими не воспринимаются, а когда мама или папа убирают это из поля зрения, начинается настоящая истерика со слезами. В 1 год это еще можно отнести к неосознанным негативным проявлениям. Но чем старше становится малыш, тем больше его действия и капризы приобретают преднамеренный характер, они становятся средством достижения желаемой цели.

Кстати, очень многие проявления нервозности, вроде кидания игрушек, топанья ногами, лежания на полу, на самом деле являются полноценными осознанными действиями для того, чтобы оказать давление на взрослого.

Что делать с капризами ребенка?

Для того чтобы эффективно решить проблему капризов ребенка в 1 год, 2 и 5 лет, стоит придерживаться некоторых рекомендаций о том, как реагировать на них. Успех предприятия состоит в том, чтобы всегда занимать одну и ту же позицию в подобных ситуациях и быть уверенным в своих действиях. Даже ребенок 2 лет очень умен. Он может очень тонко чувствовать настроения родителей. О том, насколько проницательными могут быть дети 4 лет и 5 года жизни, даже говорить не приходится.

Ребенок капризничает

Рекомендации, которые помогут в решении проблемы постоянных капризов малыша:

  • Оставить ребенка одного — это первый способ. Речь идет о том, чтобы лишить его зрителей, и при этом реагировать на капризы максимально спокойно (хотя бы внешне). Когда малыш поймет, что крики и вопли не просто никому не интересны, но и еще не вызывают реакции, то со временем он перестанет вести себя таким образом.
  • Выясните, чего хочет ребенок. Если он не может вам внятно объяснить, то, скорее всего, крики и плач являются сигналом для удовлетворения потребности. Вариантов может быть очень много: у него замерзли ноги, он плохо себя чувствует, устал от незнакомой обстановки и т.д. Необходимо убедиться, что он хорошо себя чувствует.
  • Уделяйте ребенку внимание и не скупитесь на проявления родительской любви. Он не должен специально вызывать вашу заинтересованность, иначе крики и плач вполне могут стать способами достижения этой цели.
  • Не повышайте голос до крика. Если вы не будете сдерживаться, а позволите себе кричать на малыша, предотвращая какие-то его действия, то скоро он начнет поступать точно так же. Скорее всего, уже в песочнице ваше чадо будет повышать голос на всех, кто делает, по его мнению, неправильные вещи. Ваш ребенок всегда берет с вас пример, учится и следит за реакциями, даже если это незаметно.
  • Никогда не оставляйте запрет без объяснений. Очень часто малыш просто не понимает, почему нельзя, когда ему очень хочется. На самом деле даже ребенок двух лет очень умен, и если вы спокойно и доступно объясните, он поймет. Не умаляйте его способностей, а постарайтесь поменяться местами. Задайте себе вопрос о том, как бы вы поступили, если бы вам просто запретили делать что-то и не объяснили, почему нельзя.
Читайте также:  Могут ли сократить женщину с ребенком 4 года

Чего в борьбе с капризами делать нельзя?

Если ваш ребенок капризничает, вы готовы на все, чтобы его перевоспитать. Никогда не ущемляйте малыша. В раннем возрасте дети начинают активно познавать мир. Хватать все, что представляется им интересным — это нормально. Вы не должны сердиться и отбирать свой телефон, ключи, соседскую машинку. Ваша задача состоит в том, чтобы объяснить просто и понятно, что свое, а что чужое. То же самое касается понятий «нельзя, опасно» и «можно».

Капризный ребенок 4 года

Иногда вы можете воспользоваться следующим «воспитательным трюком»:

  • он схватил ваш телефон;
  • вы возьмите его любимую игрушку;
  • предложите обмен;
  • объясните, что мамин телефон брать не нужно без разрешения.

Никогда не потакайте капризам ребенка. Если решили купить куклу уже после того, как была устроена истерика, разворачивайтесь и уходите, не стоит отвечать на его действия в состоянии каприза. Дети схватывают информацию на лету, это касается даже ребенка 2 лет. Если получилось один раз, то выйдет и в следующий. Этого допускать никак нельзя, иначе вам придется серьезно задуматься, что делать дальше. Дети все быстро понимают, 5-летний малыш уже многого может добиться от родителей, если они будут потакать его капризам.

Выключая телевизор или компьютер, предложите альтернативное занятие. Если не переключить внимание, то ребенок начнет кричать и плакать. В итоге вам будет проще сдаться, а он запомнит, что помогло ему добиться желаемого.

Если вашему ребенку больше 3 лет, поменяйтесь местами. Этот прием психологами оценивается как не педагогичный, но действенный. Просто ведите себя так же, отвечайте таким же тоном, как и он, топайте ногами, плачьте, требуйте. Только делать это нужно так, чтобы не напугать малыша. Обычно дети быстро соображают, что от них требуется, и понимают, как себя вести. Они начинают принимать игру, капризы отходят на второй план. Этот метод эффективен и для детей 5 года жизни.

Большинство психологов говорит о том, что капризничающего ребенка не стоит наказывать. Тем более, если вы предпочитаете шлепать по попе или сразу ставить в угол. В момент, когда он начинает плакать, хныкать и кричать, его состояние уже нельзя назвать эмоционально стабильным, поэтому наказание вряд ли возымеет действие.

Противопоказано наказание и в том случае, когда вам не удается понять причину капризов ребенка. Возможно, есть проблема, которую нужно разрешить, помочь малышу, накормить его или уложить спать. Если вы повышаете голос, то он начинает сильнее нервничать и даже бояться. Здесь уже ни о каком воспитании речи не идет. Никогда не забывайте о том, что с ребенком нужно говорить спокойно и пытаться понять его.

Источник

Вот и прошел первый год жизни ребенка. Наступило время новых познаний, достижений и осознанных проявлений черт характера. Многие малыши в столь юном возрасте уже становятся неуправляемыми, вредными и капризными. Если эту ситуацию пустить на самотек, дальше будет становиться только хуже. Что нужно знать, чтобы не упустить нужный момент в воспитании чада и вырастить из него хорошего человека, мы предлагаем узнать сегодня.

1.  Возрастные капризы
2.  Причины неуправляемого поведения
3.  9 правил воспитания ребенка

Возрастные капризы

Капризы у детей до двух лет

Главными причинами несносного поведения в этом возрасте становятся переутомление, незнакомая обстановка, недомогание;

Капризы у детей от двух до пяти лет

Когда малыш преодолевает барьер двухлетнего возраста, у него начинает формироваться свое мнение. Довольно часто он бывает не согласен с действиями родителей и плохим поведением дает им это понять, а также пытается добиться исполнения своих желаний;

Капризы у детей после пяти лет

Тревожный звоночек. У детей сформировалось мнение, что всего можно добиться плачем и криком. Такие дети просто не знают, что есть другие варианты решения проблем, например, посредством диалога.

Причины неуправляемого поведения

1.  Отсутствие педагогических принципов

Ваше общение с малышом не должно зависеть от эмоционального состояния. Категорически нельзя что-то запрещать, только из-за того, что сегодня у вас плохое настроение и наоборот;

2.  Диаметрально противоположные методы воспитания у родителей

Помните о родительской солидарности. Нельзя что-то разрешать, когда одним из домочадцев был наложен запрет. Это подрывает авторитет одного из воспитателей и вносит в домашнюю атмосферу дисбаланс;

3.  Выполнение всех требований

Большинство родителей допускают одну и ту же ошибку. Чтобы ребенок не истерил и не орал, они стараются по первому требованию выполнить любую его прихоть. Так вы воспитаете в малыше только вседозволенность.

9 правил воспитания ребенка

Если вы не хотите, чтобы капризуля превратился в большого эгоиста, привыкшего, что мир вращается вокруг него, а люди должны выполнять все его прихоти, необходимо набраться терпения. Чтобы воспитать из своего чада хорошего, доброго человечка, это нужно делать еще в младенческом возрасте. Вот несколько правил, которые помогут справиться вам с этой нелегкой задачей.

Читайте также:  Синтезатор ребенку 4 года

Правило 1. Исключите повышенные тона

Запомните, криком от малыша ничего не добьешься. Первое время ваш повышенный тон только будет пугать его, но потом он к нему привыкнет. Такое общение для него станет нормой. И тогда не стоит удивляться, что ваше чадо будет общаться с вами преимущественно при помощи высоких интонаций.

Правило 2. Воздержитесь от угроз и физического наказания

Такие меры воспитания способствуют развитию чувства страха. Из детей, которые все время боятся, вырастают безынициативные и забитые люди, которые страшатся брать на себя ответственность за самостоятельные решения. Есть и более худший вариант развития событий. Чувство страха может породить ненависть к его источнику и желание побыстрее от него избавиться.

Правило 3. Сократите запреты до минимума

Помните, что дети познают окружающий мир посредством исследования (пощупать, достать, перевернуть и т.д.). Нельзя просто запрещать малышу это делать. В противном случае, у него пропадет интерес что-либо делать и чему-то учиться. Контролируя его поступки, позвольте малышу залезть в лужу, дотронуться до горячей кастрюли, а потом объясните: «больше гулять не будем, ты можешь заболеть» или «этот предмет горячий, будет больно».

Правило 4. Поощряйте хорошее, игнорируйте плохое

Ваш ребенок должен научиться чувствовать и понимать, что хорошо, а что плохо. Это довольно просто сделать, и не обязательно ругать и кричать. Будьте внимательны к своему чаду. Когда он делает что-то хорошее, обязательно хвалите и поощряйте его за это. Если же ситуация противоположна, возьмите себя в руки и просто не реагируйте. За один раз, конечно, никакого эффекта не будет. Однако помните, что своими действиями и поступками (плохими и хорошими) маленький человечек пытается привлечь ваше внимание. Придёт время, и ребенок поймет, что капризами и плачем он ничего не добьётся, и перестанет это делать.

Правило 5. Проявляйте твердость

У ребенка должно быть много свобод. Однако должны быть и жесткие рамки, за пределами которых компромиссов нет (например, уважение к старшему поколению, учеба и т.д.). Для достижения желаемой цели не обязательно хвататься за ремень. Достаточно взять себя в руки и посредством разговоров и убеждений пытаться донести до малыша свою позицию. Еще один важный момент: не отступайте от установленных правил.

Правило 6. Держите слово

Необходимо помнить, что вы являетесь примером для подражания. Если хотите, чтобы ребенок вам верил и слушал вас, обещайте ему только то, что можете воплотить в жизнь. Помните, малыш периодически будет проверять вас. Если вы один раз что-то пообещали, значит, обратного пути нет.

Правило 7. Формируйте позитивное отношение

Если вы не хотите видеть, как ваш ребенок становится закомплексованной личностью, ни в коем случае не критикуйте его. Указывайте на ошибки в поведении, объясняйте, как нужно поступать и т.д. Например, не стоит говорить: «Ты плохой мальчик». Измените свою риторику и скажите: «Я не могу понять, как такой хороший мальчик мог ударить кошку палкой».

Правило 8. Направьте энергию в правильное русло

Дети – вечные двигатели и прыгатели. Бывает так, что причиной истерик является переизбыток энергии. В этом случае стоит попробовать отвлечь его внимание другими занятиями: спортивная секция, длительные прогулки, игры. Поверьте, когда ребенок вымотан, сил на истерики и капризы просто не остается.

Правило 9. Прощайте

Многие родители для закрепления результата практикуют длительное молчание или постоянное напоминание о промахе. Такие методы весьма опасны, т.к. провоцируют возникновение стресса и тревоги. Данные эмоции только усугубляют желание плакать, орать и капризничать. Поэтому, если вы видите, что малыш осознал свою ошибку, миритесь.

 
Запомните главное правило: истерика – прием манипуляции взрослым. Безусловно, малыш будет пытаться его периодически применять. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать слабину и не начать выполнять его требования при наличии видимых признаков истерики. 

  • Читайте также
  • Комментарии

Источник

Анастасия Тырина
Родительское собрание «Капризы и истерики детей 4–5 лет»

Родительское собрание

Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.

Обычно капризы беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.

Необходимо отметить самое главное: капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но получив его, он отказывается его кушать.

Предлагаем родителям привести свои примеры.

Объяснение всему происходящему следующее:

– Все это называется утверждением своего собственного «Я».

– Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот!».

– Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.

Безусловно, этот период сложный как для детей, так и для родителей.

Но необходимо помнить:

*скоро этот период пройдет;

*необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием (Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства)

Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.

Предлагаем вниманию родителей ситуации поведения детей 4 – 5 лет и вместе формулируем правила «Как лечить детские капризы

Читайте также:  Ребенку год только 4 зуба

ПРАВИЛА:

1. Первая ситуация

Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать,тянуть маму за руку со словами: «Ну, мама, пойдем!»….

Как поступить в этой ситуации маме?

ПРАВИЛО 1: ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДЕТЕЙ НА ДЕЙСТВИЯ

Придумайте занятие для ребенка: качели, карусели. Ребенок поймет, что вы о нем позаботились, уделили ему внимание, и с удовольствием будет кататься на карусели. А вы продолжите беседу. Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои дела, желания.

Очень часто, когда к родителям пришли гости, ребенок начинает капризничать – привлекать к себе внимание. Необходимо ребенка занять чем – нибудь (пазлы, мозаика, раскраски и т. д.)

2. Вторая ситуация

Марина была долгожданным ребенком. Поэтому родители ее лелеяли, не чаяли в ней души, потакали всем ее капризам. Даже в 5 – летнем возрасте они одевали и раздевали ее сами, постоянно опекали ребенка. Но в определенный момент и родителии воспитатели заметили: ребенок стал очень капризным, постоянные истерики, слезы, непослушание.

Почему это происходит с девочкой?

ПРАВИЛО 2: ИСКЛЮЧИТЬ ГИПЕРОПЕКУ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Изнеженные, заласканные дети часто бывают капризны. Чрезмерное внимание и гиперопека утомляют малыша. Ребенок становится непослушным, добивается своего, так как была вседозволенность – «лишь бы ребенок не расстраивался».

3. Третья ситуация

Артему 4 года 3 месяца.

Артем стал капризным и упрямым ребенком. Причем,упрямство вспыхнуло остро и внезапно: ежедневные слезы, истерики.

Недавно в семье родилась девочка. Мама значительное время уделяет новорожденной Полине, т. к. девочка родилась недоношенной. А тут еще и беспричинные капризы Артема, которые «выбивают маму из колеи».

С сем, по вашему мнению, связаны капризы Артема и как помочь ребенку?

ПРАВИЛО 3: БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ ДЕТЯМ

Современные исследования показывают, что большинство родителейприкасаются к своим детям только по необходимости: помогая одеться, сесть в машину. Редко встретишь родителя, который просто так, без всякого повода обнимет ребенка, поцелует, погладит его по голове.

Родители мало времени уделяют детям. Причинами может быть занятость родителей, работа, рождение второго – третьего ребенка и т. д. И, как следствие, ребенок становится капризным – привлекает к себе внимание.

4. Четвертая ситуация

Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики: просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.

Как избежать этой ситуации?

ПРАВИЛО 4: В ЭТОТ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ КРИТИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ

Например, если ваш ребенок закатывает истерики в магазине, то исключите на этот период походы в магазин с ребенком. Ходите в магазин без него, закупите все необходимое на несколько дней.

ПРАВИЛО 5: НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ И УЙТИ

Во время истерик, капризов никаких шлепков и подзатыльников, никаких споров и уговоров. Истерики и капризы любят «зрителей». Как только «зрителей» не стало – прошла и истерика.

ПРАВИЛО 6: ВО ВРЕМЯ ИСТЕРИК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

В момент истерики ребенка можно подойти к окну и обратить внимание, например, на собачку во дворе, или большую машину, выехавшую из гаража. Как правило, любопытство берет вверх, и слезы высыхают.

ПРАВИЛО 7: ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ В СЕМЬЕ

Дети очень наблюдательны и прекрасно понимают, что за конфетами надо идти к бабушке, «газировку» купит дедушка, мама не разрешает высоко залезать, а папа – наоборот.

В этом сложном пока для ребенка мире ему тяжело сориентироваться как надо правильно поступать, а несогласованность родителей еще больше сбивает его с толку.

А малыш одинаково любит и маму, и папу, и бабушку, и дедушку.

Ни один взрослый, воспитывающий ребенка, не должен отменять запреты другого взрослого.

ПРАВИЛО 8: БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ В ТРЕБОВАНИЯХ К ДЕТЯМ

Родители очень часто непоследовательны в своих требованиях к детям. Например, мама вчера разрешила сыну поиграть с ее любимой вазой, а на следующий день – нет, так как подумала о том, что ребенок может ее разбить. А малышу непонятно – «почему вчера было можно, а сегодня – нельзя?»

ПРАВИЛО 9: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ

Трудно при истериках ребенка сохранять спокойствие, но терпите. В переговоры вступайте, когда ребенок утихнет.Можно обнять его и посочувствовать: «Мне очень жаль, что ты не сдержался», «Я знаю, что тебе было плохо». Учите ребенка выражать свое недовольство словами.Спросите: «Что ты чувствуешь?».

Учите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. После истерики расскажите, как вас это огорчило, что он бушевал из –за пустяка. Уверьте ребенка, что вы его любите, чтобы у него не возникло чувства вины.

ПРАВИЛО 10: ПРИУЧИТЕ СЕБЯ К НОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ С РЕБЕНКОМ

В этом возрасте дети хотят иметь возможность выбора. Они тоже хотят решать, на какую площадку пойти гулять, к кому в гости пойти. А мы, взрослые, постоянно диктуем им свои условия. Если мы с ребенком как друзья, партнеры, то ребенок инициативен, умеет сам принимать решения. А если мы подавляем его волю, то часто такие дети не могут ответить ни на один вопрос, не оглянувшись на родителей.

Вывод: семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.

Источник