Как воспитывать гиперактивного ребенка 3 года

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте – к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение – это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего – в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил – говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша – нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка – она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: зачем делается электроэнцефалограмма головного мозга для детей?). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители – воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: как не срываться на ребенка: советы психолога). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.

Читайте также:  Логопедический массаж 3 года ребенку

Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать “непоседу”?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
  6. Воспитывать малыша – значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии – это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия – спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным – к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок – это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Источник

Гиперактивный ребенок заметно отличается от своих сверстников. Но это не значит, что он плохой. Важно с пониманием относиться к его особенностям. Тема гиперактивности сложная и неоднозначная. Вокруг нее витает много мифов и заблуждений. Даже врачи не всегда имеют верное представление, не говоря уже о педагогах и родителях. Что такое гиперактивность, как вести себя с такими детьми, как воспитывать? Предлагаем раз и навсегда закрыть для себя эти вопросы.

Читайте также:  Как часто давать парацетамол ребенку 3 года

Гиперактивность – это СДВГ?

Сегодня всех детей, которые не сидят на месте и не слушаются, принято называть гиперактивными. Это не совсем верно. Термин не должен ассоциироваться с любыми отклонениями в поведении. С медицинской точки зрения, гиперактивность является заболеванием, которое имеет совершенно четкое определение.

Гиперактивность – это патологическое состояние, при котором двигательная активность является неадекватной и непродуктивной.

СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Заболевание относится к психиатрическим и кодируется в МКБ-10 F90.0 «Нарушение активности и внимания».

По сути, СДВГ объединяет в себе два синдрома. Иногда гиперактивность встречается сама по себе. Так же, как и дефицит внимания. Некоторые исследователи подвергают сомнению такое объединение. Но на сегодняшний день существует один диагноз – СДВГ. Стоит признать, чаще у детей диагностируют оба синдрома сразу, но в разной степени выраженности.

Проявления гиперактивности у детей

Частые беспокойные движения конечностями, бесцельная активность (бездумное метание по комнате, беготня) – главные признаки гиперактивности у детей. Они постоянно спешат, что также проявляется в излишней болтливости. С возрастом проявления гиперактивности усиливаются и достигают пика к школьному возрасту. К 6-7 годам появляются вторичные нарушения поведения – трудности общения с другими людьми, плохая успеваемость.

Хотя диагноз «СДВГ» не ставят до 5 лет, предпосылки к нему можно обнаружить значительно раньше:

Возраст ребенкаПреобладающие симптомы
Новорожденный ребенокМало и плохо спит, тяжело засыпает. Чрезвычайно чувствителен к внешним раздражителям: шуму, свету, жаре, холоду. Часто и громко плачет, дергает ручками и ножками.
В 6 месяцевДелает успехи в физическом развитии: сидит, ползает или иным способом передвигается. Кажется, что он развивается быстрее сверстников. При этом легко раздражается, бросает игрушки, кричит. Надолго ничем не заинтересовывается и на месте не сидит.
В 8 месяцевПредпринимает активные попытки ходить. Часто падает и набивает шишки. Криклив. Игрушки скорее разбрасывает, чем играет ими. В гулении нет четких слогов.
В 2 годаРебенок отстает в речевом развитии: плохо и мало говорит, предпочитает общаться жестами, звуками и криком. Его можно охарактеризовать как неусидчивого, неловкого.
В 3 годаОтличается непослушанием. Часто кажется, что ребенок не слышит замечаний. Не может соблюдать нормы поведения в общественных местах и детском саду. В коллективе вступает в драки, забирает и ломает игрушки. На занятиях не может сидеть на месте.
В 4 годаСтановится неуправляемым. На ограничения и запреты не реагирует. Не умеет контролировать агрессию: кусается, толкается и дерется. Не сидит на месте даже во время чтения книжек и просмотра мультфильмов.
В 5 летНе любит спокойные занятия: рисование, игры с конструктором, чтение книг. С трудом засыпает, нарушает дисциплину. Если что-то не получается, бурно реагирует и психует. Речь зачастую требует коррекции логопедом-дефектологом.
В 6 летИспытывает сложности в обучении. Невнимательный, забывчивый. Все время пребывает в движении. Болтливый. Задает много вопросов, но не дослушивает ответы и перебивает.
В 7 летНесмотря на прекрасный интеллект, сильно отстает в учебе. На уроке не может усидеть на месте. Невнимательный, теряет и забывает личные вещи. Могут наблюдаться: энурез, нервный тик, головные боли.

Причины

Гиперактивность – многофакторное заболевание. Главной причиной считается отягощенная наследственность. По разным данным, генетическая предрасположенность играет ключевую роль в 40-75% случаев. Предполагается, что к СДВГ приводит мутация генов, регулирующих дофаминовый обмен (D4, D2 рецепторов) и транспорт дофамина.

Наряду с генетическими выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы, повышающие риск СДВГ:

  • социальное неблагополучие семьи;
  • серьезные конфликты родителей;
  • криминальное окружение;
  • курение, прием токсичных препаратов и употребление алкоголя матерью во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденного;
  • родовые травмы.

Причины гиперактивности не до конца изучены.

Советы родителям гиперактивных детей

Прежде всего, при подозрении гиперактивности у ребенка необходимо получить консультацию специалистов: невролога, психиатра, нейропсихолога. Недопустимо устанавливать диагноз самостоятельно или на основании чьих-то слов.

От СДВГ можно избавиться! Но для этого нужна грамотная комплексная коррекция. Обычно она включает:

  • Прием препаратов. Медикаментозная поддержка очень важна для детей с гиперактивностью. Различные препараты помогают отрегулировать возбудимость, справиться с напряжением, улучшить концентрацию внимания. В лечении СДВГ применяются психостимуляторы, модулятор «Атомоксетин», ноотропы, анксиолитики, центральные α2-стимуляторы.
  • Занятия с медицинским психологом. Коррекция поведения проводится сначала индивидуально, а затем в группах. С виду занятия напоминают игры. Но они имеют цель не развлечения, а улучшения самоконтроля, повышения внимательности, усидчивости. Ребенок учится взаимодействовать с самим собой и другими людьми, выражать свои чувства и эмоции в приемлемой форме.
  • Домашняя работа. Обязательными являются домашние занятия с детьми – игры, общение и соблюдение особых правил воспитания. Для избавления от гиперактивности важен благоприятный микроклимат в семье.
Читайте также:  Температура и влажный кашель у ребенка 3 года

Как вести себя?

Нередко родителям советы психолога кажутся неприемлемыми и странными. Они думают: «Нужно быть строже с ребенком, и тогда его поведение исправится». Ни строгость, ни наказания не работают с гиперактивными детьми.

При всем желании ребенок физически не может сидеть на месте и сосредоточенно заниматься.

Чем раньше родители это поймут и примут, тем скорее произойдут позитивные изменения. Понимание особенностей гиперактивности позволит уйти от раздражительности по отношению к ребенку.

Он не воспринимает критику и не понимает причину наказаний. Жесткость вызывает озлобленность и желание отомстить.

Важно вести себя дружелюбно. Когда к гиперактивным детям обращаешься ласково, они тебя слышат. Участие, уважение, поощрение, вежливые просьбы и напоминания – это то, что поможет добиться результата.

Как воспитывать?

Самые главные рекомендации для родителей ребенка с СДВГ – стать помощниками и сопровождающими. Наиболее серьезной его проблемой является низкий самоконтроль и слабая волевая саморегуляция. Он не может сосредотачиваться на поставленных задачах, отвлекается, не способен сдерживаться в конфликтной ситуации.

Родителям нужно взять функцию контроля на себя.

Как воспитывать – 5 главных правил:

  1. Оставайтесь поблизости, когда ребенок выполняет домашнее задание. Перепроверьте вместе, все ли он сложил в портфель. Напоминайте, что ему нужно сделать.
  2. Всей семьей разработайте режим дня и неукоснительно его соблюдайте.
  3. Отдайте ребенка в спортивную секцию. Умеренные физические нагрузки помогут ему использовать двигательную активность с пользой. Однако это не должен быть профессиональный спорт с частыми тренировками. При гиперактивности рекомендуется плавание, пеший и водный туризм, катание на коньках, лыжах.
  4. Установите рамки дозволенного поведения. У ребенка должно быть четкое понимание, что делать можно, а что нельзя. Старайтесь сильно его не ограничивать. Запрещайте только то, что действительно вредит ему и окружающим.
  5. Обеспечьте спокойный ритм жизни. Волнительные события, конфликты, переезды, избыток дополнительных занятий будут приводить к повышенному возбуждению. В таких ситуациях важно успокоить ребенка и помочь ему преодолеть это состояние.

Не нужно беспокоиться, что ребенок такими темпами никогда не научится самостоятельности. При СДВГ часто наблюдается нарушение функции лобных долей головного мозга. Именно они отвечают за саморегуляцию и самоконтроль. С возрастом головной мозг развивается.

Гиперактивные дети становятся способны контролировать себя чуть ближе к подростковому возрасту.

Как успокоить?

Дети с гиперактивностью легко возбуждаются и тяжело успокаиваются. Они могут подолгу истерить, кричать, ломать вещи, бегать и прыгать. В такой ситуации важно не ждать, пока ребенок «выплеснет эмоции», а сразу же его успокоить:

  • Тихим голосом и доброжелательным тоном спросите, что случилось и почему он так себя ведет?
  • Найдите решение проблемы, если ребенок поделился тем, что его беспокоит.
  • Переключите внимание на что-то увлекательное, но расслабляющее. Например, предложите игрушку антистресс. Или прием горячей ванны с пеной.
  • Попросите выпить стакан воды во время истерики. Когда человек пьет, он автоматически успокаивается.
  • Обнимите ребенка и уделите ему внимание. Спросите, чем бы он хотел заняться вместе с вами?

С бурным поведением можно справиться. Для этого ребенка нужно учить выражать свои чувства и эмоции в приемлемой форме с помощью игр. Например:

  • «Цветные ладошки». Вырежьте из цветного картона 3 ладошки: красного, желтого и синего цвета. Расскажите ребенку правила игры. Когда вверх поднята красная ладошка, можно шуметь, кричать и бегать, желтая – нужно вести себя тихо, как мышка, и говорить только шепотом, синяя – следует замереть на месте. Меняйте ладошки каждые 10-15 секунд. Когда ребенок привыкнет, время действия каждого сигнала можно будет увеличить.
  • «Искорка доброты». Попросите ребенка закрыть глаза и представить, как тепло его дыхания зажигает в ладошках теплую и ласковую искорку доброты. Предложите ему подуть на нее и послать всем тем, кого он любит.

Больше полезных рекомендаций по коррекции поведения и воспитанию детей с гиперактивностью можно найти в книгах:

  • Р. Баркли, К. Бентон «Ваш непослушный ребенок»;
  • Е. Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».

В какой-то степени непослушание, упрямство и бьющая через край энергия являются абсолютно нормальными и естественными для детей. Нужно отличать активного ребенка от гиперактивного. Без медицинского обследования не обойтись. Только после постановки диагноза можно будет помочь малышу.

В большинстве случаев гиперактивность и СДВГ относительно легко и быстро корректируются. Но работа предстоит огромная. Прежде всего, со стороны родителей. Придется в корне поменять свои представления о воспитании и взаимодействии с ребенком. Это самое важное.

В комплексе с медикаментозным лечением и систематическими занятиями с психологом родительские старания принесут плоды уже в течение 2-3 недель. Но об устойчивом результате можно будет говорить спустя 6-18 месяцев.

Источник