Как влияет наследственность на развитие ребенка
Споры о том, насколько сильное влияние оказывает наследственность на развитие, характер и возможное будущее ребёнка ведутся уже не одно столетие. Кто-то утверждает, что «во всём виноваты гены», а другие полагают, что есть гораздо более значимые факторы. Насколько велика роль наследственности в формировании личности?
Что мы «выигрываем» в генетической лотерее
Безусловно, наследственность – это очень серьёзный фактор в жизни каждого человека. Приходя в этот мир, мы получаем «в подарок» от своих мам и пап, бабушек и дедушек (и возможно, ещё от каких-то предков) цвет кожи и глаз, некоторые черты лица, конституцию тела, группу крови (она далеко не всегда напрямую передаётся по наследству), предрасположенность к определённым заболеваниям и т.д. Естественно, в качестве «бонуса» от появления на свет в человеческом обличье мы также приобретаем все эволюционные достоинства нашего вида (способность к прямохождению, развитию мышления и речи и т.д.)
Прежде всего, в генетической лотерее мы «выигрываем» какие-то внешние признаки, физиологические данные и исходный, стартовый запас здоровья. Скажем, если оба родителя высокие (или, если хотя бы один из них имеет весьма приличный рост), то их дети тоже вряд ли будут маленькими, и наоборот. Тип мышечных волокон («быстрые» или «медленные» мышцы) и склонность к взрывной, скоростно-силовой или продолжительной стайерской физической деятельности нам тоже достаётся из генетической программы одного из родителей.
По наследству также передаётся определённый тип нервной системы, который формирует у ребёнка склонность к проявлению тех или иных психологических качеств (уравновешенности, вспыльчивости, раздражительности и т.д.), но, естественно, не оказывает ключевого воздействия на становление его характера. С помощью генетического «послания» малыш также может приобрести благоприятную «почву» для развития каких-то интеллектуальных и музыкальных способностей, имеющихся у родителей (но это лишь генетические задатки, а не сами способности).
Хорошая наследственность – это только стартовый запас и потенциальные возможности
Естественно, всё это оказывает большое влияние на развитие и будущее ребёнка. Если он родится красивым и здоровым, его судьба, вероятнее всего, будет складываться несколько по иному сценарию, чем в противоположном варианте. С другой стороны, хорошие гены – это только стартовый запас и потенциальные возможности, которые даются нам в начале жизни. Если эти возможности не развивать, то растерять их можно очень легко и быстро.
Например, можно иметь хорошее генетическое здоровье, от которого в результате пагубных привычек, неправильного питания и отсутствия должного уровня физической активности к 30 годам не останется и следа. И наоборот, можно получить «в подарок» от родителей какие-то наследственные заболевания, от которых впоследствии вполне реально избавиться с помощью повышенной дозы здорового образа жизни.
В каких сферах «генетика» особенно важна
Наибольшее значение генетическое наследство имеет, конечно же, в сфере спорта и в других областях, связанных с проявлением каких-либо физиологических свойств, поскольку тип мышечных волокон и склонность к спринтерской или стайерской работе передаются нам напрямую от одного из родителей (как и рост, который во многих видах спорта имеет немалое значение).
Поэтому, если ваш ребёнок страстно хочет заниматься спортом, имеет смысл уже в раннем детстве с помощью специальных генетических тестов определить у него наличие скоростно-силового или стайерского потенциала.
Конечно, одного только таланта мало. Если не развивать должным образом физиологические «бонусы», полученные от родителей, то никакие гены не помогут добиться успеха ни в одной спортивной дисциплине. С другой стороны, если усиленно тренироваться в том виде спорта, к которому у ребёнка нет генетической предрасположенности, то можно просто зря потерять время.
Наилучший результат в спорте даёт сочетание хорошей «генетики» и сумасшедших тренировок до десятого пота (конечно, эти «сумасшедшие» тренировки должны быть правильно организованы). При отсутствии одного из этих факторов все усилия по достижению спортивных вершин могут оказаться напрасными (хотя, конечно, крепкое здоровье от занятий спортом ваш ребёнок в любом случае приобретёт).
Передаются ли по наследству талант и гениальность?
Талант и гениальность с помощью генетической лотереи, к сожалению, или к счастью, не передаются, как бы кому этого не хотелось. Хотя, «успех» вполне можно получить по наследству, но уже не по генетическому, а по социально-семейному. Это происходит, например, когда знаменитый и талантливый родитель пристраивает своё подросшее дитя на какую-то престижную должность, или способствует его телевизионной «прописке», что в нашей стране равносильно достижению звёздного статуса (особенно часто такой «успех» передаётся по наследству в отечественном шоу-бизнесе).
Но стать яркой, самостоятельной творческой единицей, благодаря «генетике» невозможно. Ещё ни один реальный гений, и ни один Нобелевский лауреат никак не поспособствовал размножению своего уникального дара на этой планете. Природа на детях гениев отдыхает далеко не всегда (хотя, и очень часто), но если отпрыски «звёзд» и добиваются самостоятельно какого-то успеха, то совсем не в той сфере, что их знаменитая родня.
Существуют, конечно, династии цирковых артистов, актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, но, как правило, в таких семейных творческих кланах детям по наследству достаются не талант и способности, а навыки и известное имя. По-настоящему что-то талантливое и гениальное, чаще всего, появляется в семьях, где никто из родителей не имеет никакого отношения к тому, в чём ребёнок проявляет свою уникальность и эксклюзивность.
Наверное, это происходит потому, что для полноценной реализации и становления, настоящему таланту нужно преодолеть многочисленные трудности, пройти через огонь, воду и медные трубы. Если же он родится в богатой и знаменитой семье, где всё схвачено и за всё заплачено, то вряд ли у него будет стимул работать до десятого пота над развитием своих природных данных (в этом случае ему достанутся только чужие «медные трубы»).
Поэтому не нужно удивляться тому, что дети из бедных семей нередко добиваются гораздо большего жизненного успеха, чем те, кто изначально родился «в шоколаде» («шоколадные» дети, чаще всего, довольствуются достижениями своих родителей).
Не пытайтесь искусственно вырастить гения
Все попытки каким-либо образом искусственно вырастить гениальную личность на фабрике талантов закончились полным провалом. Даже если оба родителя будут Нобелевскими лауреатами (можно вообразить себе такой теоретический вариант), то вряд ли их ребёнок повторит успех своих именитых предков, и будет обладать какими-либо уникальными способностями.
Поэтому даже не стоит пытаться каким-либо образом запрограммировать талантливость ребёнка ещё до его рождения. Всё равно из этого ничего не получится. Настоящий талант может развиться только в естественных условиях в результате колоссальной работы по самосовершенствованию с учётом имеющихся природных данных.
Это не означает, что ребёнка с детства нужно нагружать посещением всевозможных секций и кружков, испытывать на нём новейшие методики воспитания и пытаться с его помощью реализовать свои амбиции, и то, что у вас самих когда-то не получилось. Он сам должен выбрать свой жизненный путь. Следуйте за его природным даром, а не навязывайте ему свои желания, пытаясь с малых лет воспитать из него гения.
Не нужно всё списывать на «плохие» гены
Есть немало родителей, которые постоянно списывают все свои неудачи в воспитании детей на «плохие» гены (матери, как правило, винят во всём «дурные» гены отца, а те – наоборот). Вряд ли такие отговорки говорят о чём-то, кроме лени родителей и их неспособности понять своего ребёнка.
Дети не рождаются ни злыми, ни добрыми, ни хорошими, ни плохими. Такими их делают воспитание, условия жизни и личная биография. Вместо того, чтобы оправдывать свои родительские неудачи «плохими» генами, лучше вовремя помогите понять своим детям, в чём заключается их жизненное призвание, и максимально способствуйте развитию того, для чего они появились на этот свет.
Это не обязательно должны быть какие-то хорошо знакомые вам сферы. Не нужно удивляться тому, что ваш сын неожиданно начал проявлять неординарные вокальные или инструментальные способности, в то время как в вашей родне никогда не было музыкантов (возможно, у кого-то из ваших родственников и были музыкальные способности, но поскольку они не развивались должным образом, то никак и не проявились).
Ориентироваться в воспитании детей нужно не на «гены», а на то, что получается у них лучше всего, и могло бы стать их жизненным призванием. А «гены» пусть отвечают за внешние данные, красоту и анатомические параметры. По крайней мере, в этом случае сразу видно, что досталось ребёнку от матери, а что – от отца (или ещё от кого-то другого).
Источник
Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.
Дети: генетическая предрасположенность
Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка.
Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее. Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.
Развитие ребенка: влияние наследственности
Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.
Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.
Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.
Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.
Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка. Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях.
Источник
Ãëàâíàÿ » Òàëàíòëèâûå äåòè » Ñòàòüÿ |
Íàñëåäñòâåííîñòü îêàçûâàåò ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè óáåæäåíû, ÷òî åäèíñòâåííàÿ öåëü êàæäîãî èç íàñ ðåàëèçîâàòü ñâîé íàñëåäñòâåííûé ïîòåíöèàë. Âîñïèòàíèå ìîæåò áûòü â ýòîì ïîìîùíèêîì èëè ïîìåõîé. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ðàííåå ðàçâèòèå ðåáåíêà ïîñëå 5 ëåò ïîêàæåò òîëüêî òå ðåçóëüòàòû, êîòîðûå ãåíåòè÷åñêè çàëîæåíû â ðåáåíêå. Ñôîðìèðîâàííûé âîñïèòàíèåì ñöåíàðèé æèçíè áóäåò îïðåäåëÿòü ýôôåêòèâíîñòü ðåàëèçàöèè ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ. È îòëè÷àþò íàñ äðóã îò äðóãà èìåííî âûòåêàþùèå èç íåãî ñîáñòâåííûå ïîñòóïêè. Ñèëû, ôîðìèðóþùèå ëè÷íîñòü êàæäîãî, ðàñïðåäåëÿþòñÿ åùå â ìîìåíò çà÷àòèÿ è ðàçâèòèÿ ñëîåâ çàðîäûøà. Ó âñåõ çàðîäûø âêëþ÷àåò òðè ñëîÿ êëåòîê: âíåøíèé ìîçã, íåðâíàÿ ñèñòåìà, êîæà; ñðåäíèé ìóñêóëû, êîñòè; âíóòðåííèé ñåðäöå, æåëóäîê è äðóãèå âíóòðåííèå îðãàíû. Èõ íåðàâíîìåðíîå ðàçâèòèå îïðåäåëÿåò òèï ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêîé êîíñòèòóöèè:
Íàñëåäñòâåííîñòü îïðåäåëÿåò è òèï òåìïåðàìåíòà ñîîòíîøåíèå ïðîöåññîâ òîðìîæåíèÿ è âîçáóæäåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû. Òàê ôîðìèðóþòñÿ õîëåðèêè, ñàíãâèíèêè, ôëåãìàòèêè è ìåëàíõîëèêè. Êàíàëû îáùåíèÿ òîæå çàëîæåíû ñ ìîìåíòà çà÷àòèÿ. Åñòü âèçóàëû (âîñïðèíèìàþò ìèð ÷åðåç îáðàçû), àóäèàëû (÷åðåç ñëîâà) è êèíåñòåòèêè (äëÿ íèõ âàæíû îùóùåíèÿ). Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðîäèòåëè «íàäåâàþò» íà ëè÷íîñòü ðåáåíêà ñöåíàðèé âîñïèòàíèÿ, êîòîðûé ïîçâîëÿåò åìó àäàïòèðîâàòüñÿ â òîé èëè èíîé ìåðå. Åñëè ñöåíàðèé æèçíè íå áóäåò ñîîòâåòñòâîâàòü ãåíåòèêå ðåáåíêà, òî îí íå ñìîæåò ðåàëèçîâàòü ñåáÿ íà 100%. Óñïåøíûé ïðîäàâåö èç «ãåíåòè÷åñêîãî» õóäîæíèêà âðÿä ëè âûéäåò. Åñëè òîëüêî ðåáåíîê îñîçíà¸ò ñöåíàðèé, íî ïðèíèìàåò ñàìîñòîÿòåëüíûå ðåøåíèÿ, òîëüêî òîãäà åñòü øàíñ ïîëíîöåííîé ñàìîðåàëèçàöèè ïðè íåãàòèâíîì ïîäõîäå â âîñïèòàíèè. Ïåðåä êàæäûì èç íàñ åñòü ãðàíèöû (ãåíåòè÷åñêèå çàäàòêè è êîíòåêñò æèçíè), â êðóãó êîòîðûõ ìû íàõîäèìñÿ â íàøåì ðàçâèòèè. Ðîäèòåëè äîëæíû óëîâèòü ñïîñîáíîñòè ðåáåíêà è ðàçâèâàòü èõ, ñîçäàâàÿ áëàãîïîëó÷íóþ ðàçâèâàþùóþ ñðåäó. Ðàçâèòèå äîëæíî áûòü äî ïðåäåëà âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà. Óñâîåíèå ðåáåíêîì ðàçâèâàþùåãî ìàòåðèàëà è ïîîùðåíèå ðîäèòåëåé ïîçâîëÿåò ðàñøèðÿòü ãðàíèöû. Åñëè âñ¸ òàê è ïðîèñõîäèò, ðåáåíîê ïðèâûêàåò ñòàâèòü öåëè íà ïðåäåëå, ó÷èòñÿ ïîíèìàòü, íà ÷òî îí ñïîñîáåí, è íà ïðîòÿæåíèè æèçíè ðåàëèçóåò ìîäåëü ïîáåäèòåëÿ. Íå ïîáåäèòåëè, à «ó÷àñòíèêè» íå ñêëîííû áðàòü èíèöèàòèâó íà ñåáÿ, íå äîñòèãàþò ñâîèõ ãðàíèö, íàõîäÿñü âíóòðè ãåíåòè÷åñêîãî êðóãà. Îáû÷íî ýòî òå ëþäè, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü êîòîðûõ ïîäàâëÿëàñü ðîäèòåëÿìè â äåòñòâå. Èì ÷àñòî ðàññêàçûâàëè, ÷òî îïàñíîãî, ÷òî ïëîõîãî ìîæåò ïîñëåäîâàòü çà òåì èëè èíûì äåéñòâèåì. È òðåòèé ñöåíàðèé âîñïèòàíèÿ âîñïèòàíèå íåóäà÷íèêà. Ýòî ëè÷íîñòü, ñêëîííàÿ ñòàâèòü öåëè çà ãðàíèöàìè ñâîèõ âîçìîæíîñòåé. Íåñîîòâåòñòâèå öåëåé çàäàòêàì, òðåáîâàíèÿ «òû äîëæåí», íàêàçàíèÿ âìåñòî ïîîùðåíèÿ ýôôåêòèâíûé ìåòîä âîñïèòàòü ëè÷íîñòü ëóçåðà. Íàñëåäñòâåííîñòü îïðåäåëÿåò ìíîãîå, íî òîëüêî íå óñïåøíóþ ðåàëèçàöèþ. Âîñïèòàíèå æå ïîçâîëèò îñóùåñòâèòü ýôôåêòèâíîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè. Îðèåíòàöèÿ íà ìíåíèå è îùóùåíèÿ ðåáåíêà, ïðåäîñòàâëåíèå åìó âîçìîæíîñòåé ìûñëèòü, ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ íåòðèâèàëüíî, ñîâåðøàòü íàñòîÿùèå ïîñòóïêè è ïðîÿâëÿòü ÷óâñòâà, äîâåðèå ê ðåáåíêó ïðè ýòîì ýòî çàëîã ýôôåêòèâíîé è ïîáåäíîé ãåíåòè÷åñêîé ðåàëèçàöèè. Ãåíåòèêó ìîæíî ðàñøèðÿòü âîñïèòàíèåì, à íåóäà÷íûé ñöåíàðèé âîñïèòàíèÿ ÷àñòî âîçìîæíî ñêîððåêòèðîâàòü òîëüêî ïðîôåññèîíàëüíîé òåðàïèåé. Ïîìîãèòå ðåáåíêó îáðåñòè ñâîå ñ÷àñòüå! Ìåòêè: |
Источник
Прочитал в «Электрогазете» статью Дарьи Петренко «Уфимские «дети разводов» рискуют повторить судьбу родителей» и решил высказать свою точку зрения по этому вопросу.
На развитие и формирование человека в основном влияют три фактора: наследственность, социальная среда и воспитание.
Наследственность — это способность живых организмов передавать различные характерные признаки и особенности развития своим потомкам. Иными словами, это передача имеющейся генетической информации от родителя к ребенку. Благодаря наследственности все живые существа сохраняют в потомках характерные черты своего вида.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности (с точки зрения педагогики). Воспитание корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В принципе влияние среды и воспитания однотипны. Многие учёные в основе развития личности выделяют лишь два фактора —наследственность и среду. Разница лишь в том, что в отличие от стихийного влияния окружающей среды на человека, воспитание (школьное, семейное, религиозное) является процессом целенаправленным и сознательно контролируемым. Для развития природных задатков нужны работоспособность и трудолюбие. А последние являются теми качествами, которые возникают в результате воспитания. В этой связи вспоминаются фильмы по мотивам романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Ведь смог аббат Фариа воспитать из марсельского моряка Эдмона Дантеса настоящего аристократа. А сколько терпения понадобилось герою для освобождения.
Разные учёные по-разному относятся к тому, что в большей или меньшей степени воздействует на развитие личности, но сейчас я остановлюсь на наследственности (не умаляя роли воспитания и среды).
Многие знакомы с теорией Фрейда о том, что почти все психологические расстройства связаны с детством, поведением родителей. Но американские учёные в своих исследованиях пошли дальше. Заметив среди городских поколений циклы наркомании и психоневрологических проблем, группа учёных из университета Эмори (штат Джорджия) связала этот процесс с наследственностью и провела ряд экспериментов. Их исследования на животных показали, что дети нередко испытывают страхи своих родителей, даже в тех случаях, когда они никогда не сталкивались с причиной фобий.
Исследователи научили мышей бояться аромата сакуры, а затем исследовали их сперму. Во время изучения эякулята они обнаружили, что участок ДНК, отвечающий за чувствительность к данному запаху, стал более активным. Затем исследователи изучили поведение потомства участников эксперимента и выяснили, что два поколения грызунов оказались не только очень чувствительны к аромату сакуры, но и старались всячески избегать его, несмотря на то, что никогда не сталкивались с ним в своей жизни. Кроме того, в структуре мозга последующих поколений также произошли изменения.
Доктор Брайан Диас считает: «Родительский опыт заметно влияет на структуру и функцию нервной системы потомства… Полученные нами результаты свидетельствуют о трансгенерационной эпигенетической наследственности — это значит, что окружающая среда может влиять на генетику индивида, а он, в свою очередь, передает изменения следующим поколениям. Это один из механизмов, демонстрирующий отпечатки предков на потомках».
Британский профессор Маркус Пембри заявил, что «полученные выводы имеют важное значение для определения причин фобий, тревог и посттравматических стрессовых расстройств… Я подозреваю, что мы не сможем справиться с ростом нервно-психических расстройств, ожирения и диабета до тех пор, пока не примем во внимание опыт предыдущих поколений».
То есть эти опыты предполагают, что формирование человеческой личности начинается задолго до его рождения. Может, поэтому так важно развивать гармоничные отношения во всём обществе. Пожилые люди помнят, как много доброжелательных людей было в прежние времена. Но дело не в том, что все поголовно были проникнуты идеями социализма. История показала, что это было далеко не так. Но главной заботой общества было социальное развитие детей, и это давало свои плоды. Ну и, конечно, люди были благожелательны оттого, что были уверены в завтрашнем дне. Стабильность жизни — немаловажный фактор для хорошего самочувствия социального общества. А вот самые разнообразные попытки жёлтой прессы выпячивания негативных явлений приводит к суицидам и разного рода фобиям, которые, как видно из экспериментов упомянутых учёных, могут отрицательно отразиться даже на ещё зарождающихся клетках будущей личности.
У детей, воспитанных в доброжелательной атмосфере, больше возможностей для развития активности, творчества, оригинальности, дружеских чувств, в них больше эмоциональности во взаимоотношениях, нежели у их сверстников, живущих в условиях излишней строгости, дефицита теплоты и ласки.
На здоровье детей и развитие их личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание единственного ребенка и др. Получается, как снежный ком в горах может превратиться в лавину, так и наше поведение может отрицательно или положительно отразиться на действиях наших потомков. Надо внимательно относиться и к тому, что выискивает на страницах интернета ваш ребёнок. Ведь интернет, как и остальные СМИ, очень сильно воздействует на ещё неокрепшее сознание. Мы, советское поколение, во время переходного периода тоже были как дети. Ведь мы были воспитаны на «стерильных» материалах. Свято верили в правдивость статей, преподносимых СМИ, вот поэтому многие и попались на крючки разных финансовых пирамид. Надо воспитывать в детях развитие собственного мышления. Этому, кстати, может способствовать и новая учебная литература, которая, как пишут, должна непредвзято подавать факты прошлого нашей страны.
Источник