Как влияет физическая нагрузка на развитие ребенка

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе – ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.
Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года – это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учреждений и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индивидуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.
Положительные характеристики спорта:
- при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
- спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
- регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
- спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
- постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
- благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно – сосудистой системы;
- благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
- улучшает внимание и познавательные способности детей;
- человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.
За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.
В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.
Продолжительность занятий лечебной физкультуры:
20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).
Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:
- выработка навыка правильной осанки;
- укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
- расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
- тренировка ослабленных мышц;
- удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.
Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.
Источник
Физические нагрузки и здоровье тесно связаны друг с другом. Здоровый человек активен и подвижен, он любит физические нагрузки и легко их переносит. Верно и обратное: регулярные занятия спортом укрепляют организм, оздоравливают, служат профилактикой болезней. Привычку заниматься спортом нужно вырабатывать с самого раннего возраста.
Спорт и здоровье детей: влияние физкультуры на организм
Устойчивость к болезням и успешность физического развития во многом зависят от уровня двигательной активности. Спорт оказывает многостороннее воздействие на детский организм:
- Регулярные занятия спортом благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат: укрепляют кости, повышают подвижность суставов, улучшают эластичность мускулов. Физическая нагрузка является средством профилактики остеохондроза, артроза, сколиоза и других заболеваний костно-мышечной системы.
- В процессе тренировок укрепляются сосуды и сердце, образуются новые капилляры, улучшается функция легких, увеличивается их жизненная емкость. В результате усиливается приток кислорода и питательных веществ к клеткам, предотвращаются застойные явления.
- Спортивные нагрузки способствуют поддержанию стабильного веса, помогают похудеть.
- При недостатке двигательной активности ослабляется деятельность нервной системы, ухудшается работа мозга. Это ведет к быстрой утомляемости, снижению физической и умственной работоспособности. Спортивные упражнения устраняют эмоциональное напряжение, улучшают психическое самочувствие, снижают негативную нагрузку на нервную систему.
- Фитнес-тренировки, особенно на свежем воздухе, укрепляют иммунитет, закаливают.
- Занятия спортом улучшают координацию движений, формируют новые двигательные рефлексы, развивают ловкость, гибкость, быстроту реакции.
- Физические нагрузки улучшают функционирование организма на всех уровнях. Они ускоряют метаболические процессы, улучшают состав крови, уменьшают содержание в крови липопротеинов очень низкой плотности (опасный холестерин) и повышают содержание липопротеинов высокой плотности (хороший холестерин).
Физическая культура должна присутствовать в жизни ребенка с самого раннего возраста. Занятия спортом благотворно отражаются на здоровье детей, снижают риск развития многих заболеваний как в детском, так и в более позднем возрасте.
Роль физических нагрузок в развитии ребенка
Увлечение спортом не только положительно сказывается на здоровье, но и способствует психическому, интеллектуальному и социальному развитию ребенка. Спорт воспитывает характер и силу воли. Он приучает к дисциплине и самостоятельности, развивает целеустремленность. Чтобы добиться нужного результата в спорте, приходится прогнозировать последствия своих действий, анализировать ошибки, выстраивать стратегию работы. Все это способствует тренировке логического и аналитического мышления, наблюдательности, внимания. Командные виды спорта и занятия в фитнес-группах помогают социализации ребенка и развитию его коммуникативных навыков. Тренируясь в коллективе, ребенок получает опыт конкуренции и сотрудничества, учится взаимодействовать с другими людьми, развивает умение понимать и предвидеть действия соперника.
Какой вид спорта выбрать для ребенка?
Каждый вид спорта имеет свои преимущества и недостатки. Выбирая спортивную секцию, нужно руководствоваться индивидуальными склонностями ребенка и его потребностями в плане здоровья. Вернее сказать, ребенок сам должен выбрать себе занятие по душе. Задача родителей — предложить несколько альтернативных вариантов. Какие виды спорта наиболее предпочтительны для детей?
- Плавание.
Этот вид двигательной активности щадяще воздействует на суставы и позвоночник, чего не скажешь о большинстве упражнений, выполняемых на суше. Плавание эффективно в профилактике и лечении сколиоза, остеохондроза, кифоза. Оно хорошо укрепляет мышцы и эффективно стимулирует жиросжигание. Регулярные занятия плаванием формируют гармоничную атлетическую фигуру. Плавание нагружает тело комплексно. Оно одновременно вовлекает в работу мускулатуру нижних конечностей, ягодиц, спины, пресса, плечевого пояса и рук. Тренировки в воде снимают нервное напряжение, улучшают настроение и психическое самочувствие. Плавание хорошо укрепляет сердце, сосуды и легкие. При эпилепсии, астме, склонности к судорогам заниматься плаванием нужно с осторожностью.
- Боевые искусства.
Занятия единоборствами развивают координацию движений, чувство равновесия, быстроту реакции. Они учат контролю над собственным телом и вместе с тем помогают выплеснуть энергию, поэтому этот вид физической нагрузки особенно рекомендован гиперактивным детям. Практика единоборств способствует развитию таких черт личности, как целеустремленность, самообладание, уважение к сопернику, наблюдательность, способность быстро принимать решения в сложных ситуациях. Занятия единоборствами противопоказаны при сильной близорукости и заболеваниях нервной системы.
- Гимнастика и танцы.
Эти разновидности двигательной активности пользуются особой популярностью у девочек. Гимнастические и танцевальные упражнения улучшают координацию и пластику движений, развивают гибкость, формируют красивую осанку. Занятия танцами и гимнастика могут быть противопоказаны, если имеются проблемы со зрением и сколиоз.
- Теннис.
С помощью тенниса можно усовершенствовать координацию движений, ловкость и быстроту реакции. Но такая физическая нагрузка нежелательна при близорукости, остеохондрозе, плоскостопии и язве желудка.
- Верховая езда.
Этот вид спорта полезен и для физического, и для психического здоровья детей. Общение с животными дарит множество положительных эмоций. Заниматься верховой ездой рекомендуется с десятилетнего возраста.
- Зимние виды спорта.
Среди зимних видов спорта особенно популярны фигурное катание и ходьба на лыжах. Однако не стоит забывать, что эти занятия относятся к числу травмоопасных. Фигурное катание противопоказано при астме, близорукости, легочных и сердечно-сосудистых заболеваниях.
Окончательный выбор секции должен оставаться за ребенком. Важно, чтобы маленький спортсмен занимался тем, что ему действительно нравится. Так он быстрее добьется успехов в выбранном виде спорта. Кроме того, увлечение любимым делом положительно отражается на психическом и физическом здоровье детей, ведь между эмоциональным состоянием человека и состоянием его здоровья существует тесная взаимосвязь.
Источник
По данным статистики, каждый третий ребенок в нашей стране страдает от гиподинамии, дефицита движения и адекватной физической нагрузки. Современные дети, не в пример прошлым поколениям, развиты эмоционально и психически, при этом физическое развитие малыша и общий уровень здоровья детей стал гораздо хуже. В связи с этим возникают различные болезни— и это не только ожирение или соматические патологии, более частыми будут инфекции, которые связаны со снижением иммунитета и незакаленностью детей. Малыши мало бывают на улице, не дышат свежим воздухом и не тренируют тело, сосуды и респираторную систему. Гиподинамия перестала быть проблемой взрослого населения, педиатры и кардиологи, врачи других детских специализаций бьют тревогу — важно обратить внимание на физические нагрузки детей, приобщать их к спорту и следить в целом за уровнем здоровья детей. Но с чем связаны проблемы?
Чем плох дефицит физической нагрузки?
Полноценное развитие малыша в физическом плане с двигательной активностью должны быть неотъемлемой частью целостного воспитания ребенка, а физическая нагрузка – главным фактором в укреплении здоровья детей и повышения их работоспособности. Сегодня психические нагрузки на детей возросли во много раз, и им просто необходимо давать выход накопившейся энергии, иначе отсутствие адекватной двигательной активности и физической нагрузки приводит к сбоям в работе центральной нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой и даже пищеварительной.
Как активность влияет на развитие малыша?
Дефицит двигательной активности будет сказываться умственных способностях ребенка и нервно-психическом развитии малыша. Но не умственные нагрузки сами по себе влияют на развитие малыша, а вынужденная неподвижность при занятиях, которая связана с умственным трудом. По данным научных исследований, у детей, которые мало двигаются, повышена заболеваемость органов пищеварения (запоры, гастриты и т. д.), они нередко страдают мочекаменной болезнью, неврозами, ожирением.
Дефицит движения нарушает кровоснабжение мозга, к нему поступает меньше питательных веществ и кислорода, что снижает его функциональные резервы. В итоге страдает психо-эмоциональное развитие малыша и способности его к обучению, познанию нового и мыслительным процессам, страдает память.
Как малоподвижность влияет на здоровье детей
Ограничение работы мышц в течение двух — шести недель у тех, кто занимается спортом, приводит к развитию дистрофических и деструктивных изменений в мышечном волокне. А ограничение движений у здоровых детей приводит к уменьшению насыщенности минералами и активному выведению кальция с мочой. Все это влияет на здоровье детей, начиная с малого — быстрой утомляемости. Затем следуют изменения в стенках сосудов и сердце, к концу недели у детей ускоряется пульс при нагрузке и возникают негативные реакции на физические нагрузки. А при систематических нагрузках в течение недели у детей подобных реакций не возникает, и они чувствуют себя хорошо, без признаков усталости и переутомления.
Даже неживые материи от бездействия портятся и изнашиваются, а растущий организм ребенка может полноценно формироваться и совершенствоваться только при адекватных нагрузках. Живые ткани имеют свойство восстанавливаться в процессе отдыха после нагрузок при помощи тех веществ, которые поступают с питанием. Детский организм при нагрузках активизирует обмен веществ, и процессы обновления и восстановления идут скорее, если же адекватных нагрузок нет, процессы самовосстановления и роста минимальны. И тогда постепенно страдает здоровье детей.
Гиподинамия у ребенка
Сегодня состояние гиподинамии у детей неуклонно прогрессирует — все больше школьников страдают такой степенью, когда одних мер профилактики уже не хватит для того, чтобы справиться с проблемой. Но почему у ребенка возникает гиподинамия? В ситуации с гиперактивными малышами родители сразу бьют тревогу, обращаясь к специалистам, но если ребенок спокойный и тихий, играет сам в уголочке, ничего не беспокоит маму до тех пор, пока в школе не возникают трудности в обучении и процесс уже запущенный. Гиподинамией называют комплекс расстройств в функционировании организма, возникающий в результате дефицита движений и подвижности ребенка, понижения сократительной силы мышц. Подобную проблему нужно вовремя распознать, чтобы потом не устранять последствия.
Есть часть детей, изначально предрасположенных к гиподинамии — это малыши с неблагоприятным наследственным фоном, травмами при родах или пережившие гипоксию, имеющие различные болезни. Но наиболее часто гиподинамия имеет иные причины — это нездоровый образ жизни, формируемый родителями. Кроме того, способствуют гиподинамии избыток массы и ожирение, привычки к долгому сидению за книжками или компьютером, дефицит прогулок, полный отказ от помощи родителям и занятий спортом, даже прогулок с активными играми. На момент поступления в школу этот ребенок проявляет серьезные проблемы в обучении.
Гиподинамия и болезни малышей
Распознать проявления гиподинамии несложно, у нее достаточно заметные проявления, которые родные могут заметить самостоятельно — это быстрое утомление на фоне вялости с сонливостью и малоподвижностью, неактивность в играх, тихий плач и хныканье, быстрый набор в весе, частые болезни. Могут быть также понижение умственной активности, а также низкая работоспособность, малая общительность, проблемы в произношении звуков. В период обучения дополняется проблема трудностями в общении со сверстниками или учителем, отказом от совместных игр, отказом от ответов на уроках у доски, постоянные простудные болезни, неврозы.
Если вовремя этого не исправить, в дальнейшем у ребенка могут быть трудности обучения и социализации. Кроме того, в результате гиподинамии возможны и соматические или неврологические болезни, нарушение иммунитета и эндокринные расстройства. И лечить все эти проблемы гораздо сложнее, чем вовремя устранить.
Источник