Как влияет чтение на развитие речи ребенка

Как влияет чтение на развитие речи ребенка thumbnail

«Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей».

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили возможность разговаривать друг с другом. Становление речи начинается в раннем возрасте. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается основа для письменной речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Одним из важных источников развития всех сторон речи детей дошкольного возраста является художественная литература.

Не секрет, что обучающиеся начальной школы мало читают, не могут грамотно выражать свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно на педагога дошкольного учреждения ложится ответственность за развитие речи ребенка. Воспитателю необходимо привить маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать.

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг – тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его речи:

-воспитание звуковой культуры речи;

-формирование грамматического строя речи;

-формирование лексического строя речи (словаря);

-развитие связной речи.

Звуковая культура речи. Большими помощниками в воспитании звуковой культуры речи являются малые литературные формы: скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. С их помощью можно работать над речевым дыханием, развивать силу и диапазон голоса, улучшить дикцию детей, уточнить произношение различных звуков. Например, при разучивании скороговорки «У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани» закрепляется произношение звука «С». В своей работе воспитателю необходимо как можно чаще произносить скороговорки, потешки, маленькие стишки, чтобы дети услышали музыкальность, ритмичность, образность выражений. Малые литературные формы, наверное, и придуманы народом для того, чтобы мы с вами правильно и отчетливо произносили все звуки родного языка.

Формирование грамматического строя речи включает в себя:

– морфологию (изменение слов по временам, числам, родам, лицам).

-словообразование.

-синтаксис (построение различных предложений).

Например, при чтении русской народной сказки «Заяц – хваста» мы показываем все богатство грамматического строя речи:

-образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей (заяц- зайцы-зайцев);

-образование существительных при помощи суффикса -ищ-

не зубы, а зубищи,

не усы, а усищи,

не лапы, а лапищи;

-наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать, а он сидел под корягой».

При анализе этой сказки воспитателю стоит показать все разнообразие грамматики. Вкладывая определенный смысл в слова, можно много рассказать о главных героях этой сказки. В детской художественной литературе много таких сказок. Было бы желание использовать этот материал в работе с детьми.

Формирование лексического строя речи (словаря)

При чтении художественной литературы, дети знакомятся с совершенно новыми словами, которые не используются в повседневной речи.

Педагогу необходимо объяснить смысл этих слов для того чтобы ввести их в разговорную речь детей. Необыкновенно богаты фразеологическими оборотами и образными выражениями русские народные сказки. Например, «конь вороной», «солнце ясное», «молодец-удалец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Если ребёнок будет постоянно слышать эти выражения в сказках, делает их достоянием собственной речи. Конечно же, есть литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть в словах другое содержание, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность. Это загадки! Тоже находка для развития речи детей.Например, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». Помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм часов.

Развитие связной речи

И родителям, и воспитателям очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Большой потенциал в развитии связной речи детей дошкольного возраста имеют сказки, рассказы, стихотворения. При пересказе литературных текстов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки. Большое значение в развитии связной речи дошкольников имеет заучивание наизусть стихотворений. Ритмичность и напевность стихотворений развивает у детей способность замечать все богатство русского языка, его красоту. Педагогам необходимо обращать внимание детей на содержание произведений, учить малышей выразительному чтению стихотворений. Примером этому служит правильное чтение литературного произведения самим воспитателем. Необходимо обращать внимание детей на выбор правильной интонации, верно расставленные логические ударения, соблюдение пауз. Декламируя стихотворения дети учатся управлять своим голосом (повышать или понижать его там, где это нужно). Можно уверенно говорить о том, что стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Талантливо написанное стихотворение силой красоты своего слога, поможет ребенку увидеть и создать образ, например «Белая береза» С. Есенина.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

На занятии по рисованию любой ребёнок вот такой увидит зимнюю березу.

Ничто так не развивает устную речь, как театрализованная деятельность детей. Художественная литература дает богатый материал для художественно-речевой деятельности. Дети разыгрывают знакомые им произведения, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов. При работе над ролью, необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Педагог обращает внимание то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Заключение.

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются книгой. Однако не стоит забывать, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи. Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее запоминающимся.

Педагогу необходимо раскрыть замысел произведения, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Поэтому, очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Источник

Часть 1 можно прочитать здесь.

Существует еще одно заблуждение: многие считают, что с малышами надо говорить “детским” языком, “сюсюкать”. Детям, якобы, так понятнее. Но ведь в течение нескольких месяцев до рождения малыш слышал нормальную речь, привык к ней, возможно, даже начал ее понимать. И вдруг с ним начинают говорить на каком-то новом, нелепом наречии. Это не только не может помочь развитию речи ребенка, но, скорее даже навредит, собьет маленького человечка с толку. Даже если ваш малыш уже начал лопотать, не поддавайтесь обаянию его смешных словечек, не пытайтесь сами их копировать, лучше каждый раз произносите сказанное им слово правильно, и очень скоро кроха научится этому сам.

Мы уже говорили о том, что еще до рождения малыш попадает во власть Его Величества Телевизора. Вообще, постоянно включенный телевизор стал, увы, постоянным фоном жизни в большинстве домов. Часто его уже даже не замечают. Взрослые. А ребенок замечает и запоминает все. Бесконечно повторяющиеся косноязычные рекламные слоганы вдалбливаются в детские головки намертво, не оставляя места для сказок Пушкина и Чуковского. Поэтому не удивляйтесь, если, слушая, к примеру, ваш рассказ о крылышках у семян клена ваш малыш рассудительно заметит, что еще крылышки бывают у прокладок “Олвейз”.

Вопреки всем педагогическим и медицинским рекомендациям, детей сегодня начинают усаживать “посмотреть мультики” уже в полтора-два года. Причем часто это дешевые, плохо переведенные американские сериалы с отталкивающими рисунками. Родители, очевидно, меньше всего задумываются, какую пользу могут принести такие мультфильмы их детям, главное, чтобы не мешали заниматься своими делами. Я вовсе не предлагаю совсем не давать детям смотреть телевизор. Существуют изумительные советские мультфильмы, от “Крокодила Гены” до “Ежика в тумане”, очаровательные польские и чешские мультсериалы про Крота, Болека и Лёлека, Гржемилека и Вахмурку, классические Диснеевские фильмы, наконец. Все это можно и нужно показывать детям, только желательно не раньше трех лет и понемногу, возможно, даже не каждый день. Ведь зрительные впечатления гораздо более яркие, чем слуховые, и малышу нужно время, чтобы переварить их, обдумать увиденное, задать какие-то вопросы, помечтать, придумать свое продолжение приключений любимых героев. Избыток таких впечатлений может привести к тяжелому стрессу, особенно если в фильмах, которые смотрит ребенок, много агрессии и насилия (например, “Том и Джерри”, где в течение каждой серии герои раз по десять размазывают друг друга по стенке).

Но самое главное, американские мультики не развивают у детей текстового мышления. В нашей культуре принято очень рано приобщать детей к тексту: уже самым маленьким читают стихи, рассказывают сказки. Любая русская детская книга, даже для годовалых, — это прежде всего связный текст, а не картинка с подписью, как в американских книгах. Тоже самое можно и сказать о мультфильмах. Классический русский мультфильм – это ожившая сказка, американский – озвученный комикс.

О комиксах стоит сказать отдельно. Ни под каким видом и ни при каких обстоятельствах они не должны попадать в ваш дом. У меня нет никаких научных доказательств, но мой педагогический и материнский опыт говорит мне, что комиксы оказывают чудовищное разрушительное влияние на мозг ребенка, нарушают какие-то очень важные процессы формирования речевого, текстового и образного мышления. Да как еще может воздействовать на нежную детскую психику сочетание убогого языка, уродливых картинок и примитивных, выхолощенных, а часто и исковерканных сюжетов!

Отсутствие у детей текстового мышления – одна из главных проблем как начальной, так и средней школы. И если вы хотите, как теперь модно, “подготовить ребенка к школе”, то стоит заняться именно развитием навыка работы с текстом, а вовсе не натаскиванием на решение арифметических задач или отработкой навыков каллиграфии. Как можно больше читайте малышу, лучше всего – проверенные временем книги, не увлекайтесь новомодными поделками и “рифмованным бредом”. Когда ребенок будет готов, научите его читать самостоятельно, но не форсируйте: нормально развитый малыш может начать читать и в два с половиной, и в шесть лет. Это может зависеть и от склада характера, и от физических особенностей ребенка. Если ваше чадо уже научилось читать, всячески поощряйте его, дарите хорошие книги с красивыми картинками, запишите в библиотеку. Поговорите с малышом о героях только что прочитанной книги. “Забудьте” подробности, пусть малыш вам их напомнит, придумайте свое продолжение истории, попробуйте немного изменить сюжет и представить себе, как бы тогда развивались события. Нарисуйте портреты любимых героев или слепите их из пластилина. Поощряйте ребенка, если он любит “играть в книги”, разыгрывая с игрушками, с друзьями или с самим собой прочитанные истории. Если малыш захочет, станьте участником, режиссером или оформителем его представлений, только ни в коем случае не навязывайтесь, возможно, ему нужно осмыслить прочитанное в одиночестве.

Для развития речи очень полезны импровизированные домашние спектакли, особенно здорово они удаются на даче, где много праздной детворы и масса возможностей для творческих экспериментов, которые можно производить, не боясь разбить зеркало в прихожей или потревожить покой бабушки с нижнего этажа. Натяните занавеску на веранде – это будет “сцена”, прямо в саду расставьте стулья или просто разложите покрывала, подушки, доски, — все, что попадется под руку, вот вам и “зрительный зал”. А пьесу можно взять готовую или сочинить самим, тут уж можно не бояться переврать сюжет. “Красная шапочка – 2” или “Три поросенка – двадцать лет спустя” пойдут на ура. Такие спектакли хороши еще и тем, что в них могут вместе участвовать дети любого возраста. Ироничный тинейджер возьмет на себя музыкальное сопровождение на гитаре, а двухлетний карапуз с радостью исполнит роль ручного хомяка.

Бурное развитие аудио – видео – мультимедийных прибамбасов вытеснило из детского быта такую прекрасную вещь, как диафильмы. А ведь диапроектор стоит совсем недорого и имеет массу преимуществ. Диафильмы не портят зрения. Их можно смотреть не торопясь, меняя кадр тогда, когда ребенок к этому уже готов. Малыш может стать “киномехаником” и сам вращать ручку. А можно предложить ему побыть актером, пусть сам рассказывает историю, как запомнил. Если ребенок уже умеет читать, предложите ему почитать по ролям, как правило, дети приходят в восторг от такой идеи. Да и вообще, разве не здорово сидеть, прижавшись друг другу в темноте перед золотистым пятном света на экране …

Отдельно стоит сказать несколько слов о компьютере. Если он есть в вашем доме, это замечательно. С его помощью можно легко и быстро научить ребенка писать, сочинять и самостоятельно записывать истории; можно найти друга и переписываться с ним; можно напечатать и красиво украсить пригласительные билеты на день рождения или составить кроссворд; можно сочинять музыку и делать настоящие мультики. Можно даже немного поиграть в интересную развивающую игру или вместе побродить по Всемирной Паутине. Нельзя только использовать компьютер как громоотвод от ребенка, разрешать малышу проводить много времени перед дисплеем и играть в игры, объединенные под девизом “мочи все, что движется!” И обязательно внимательно следите, не слишком ли впечатлителен ваш ребенок, не начинает ли он путать виртуальный и реальный мир, не устают ли у него, наконец, глазки. Ну, а если компьютера нет, не расстраивайтесь! У вас останется гораздо больше времени, чтобы поговорить с малышом, почитать или просто посидеть рядышком.

Может показаться, что такие занятия с ребенком требуют огромного количества времени. И хотя, конечно, посадить чадо перед экраном телевизора или дисплеем компьютера гораздо проще, тем не менее, времени нужно не так уж и много. Вы ведь можете разговаривать с ребенком, занимаясь домашними делами, петь ему песенки, купая в ванной и читать стихи, пока везете малыша в коляске по улице. Ну, а на многое действительно требуется время. Но разве нельзя сэкономить его за счет чего-нибудь другого, например, болтовни с подругой или выяснения отношений со свекровью? А наградой за ваши труды будет чистая, красивая и правильная речь вашего ребенка.

По поводу сюсюкания. Я раньше была абсолютной противницей всяких детских слов вроде би-би. Теперь их говорю, но все время ловлю себя на мысли “а правильно ли я делаю?”

Навела меня на этот детский лепет мысль ,высказанная одной женщиной про своего сына. Она писала, что ее сын не говорит вообще не потому ,что не может, а потому, что не может сказать асболютно правильно, а с ошибками не хочет.

Об этом я и задумалась, наблюдая за процессом обучения дочери ходьбе. Практически она научилась всему, прежде чем сама самостоятельно стала ходить. Сейчас ,если она и падает, то в основном из-за того, что освоилась и забывает о безопасности. Проблемы садиться вставать у нее не было ,прежде чем она осознанно сделал первый шаг, она могла спокойно, медленно присесть на корточки и посмотреть, если что-то ее заинтересовало, задержаться ,потом также аккуратно посадить попу или встать на колени. Перенося это все на речь (может зря!), я делаю вывод, что и учится говорить она будет также. пока не научится правильно произносить, будет молчать совсем. Может облегчить ей задачу использованием ПАРАЛЛЕЛЬНО с нормальными словами всякие би-би, гав-гав и прочее. К примеру так – вот собака гав-гав. Или я не права?

2000-10-19, Шин

Прочитала статью, интересно. Нашей дочери 2,9 года, говорит по-моему мнению неплохо, хотя ее “одноязычные”

сверстники говорят намного лучше. Дело в том, что мы живем в Израиле и отдали ее в детский сад в возрасте 1,8 года,

именно тогда, когда она только-только начинала говорить по-русски, поскольку дома мы говорим по-русски, а мы

отдали ее в ивритский сад и она замолчала на полгода, что вполне естественно. Сейчас мы по-прежнему разговариваем

в ней по-русски, она отвечает нам на иврите. Слышала, что в Израиле есть вечерние школы, детки до школы изучают

русский язык и много-много другого интересного. Но это только с 4-х лет, т.е. ждать нам еще долго. В статье вы

упоминаете о компьютере, что с его помощью можно легко и быстро научить ребенка говорить, писать, сочинять и

самостоятельно записывать истории. Компьютер мы уже освоили: включить, вставить диск и простые детские

игры типа “Elmo”, “Confy”.

Теперь перехожу к собственно своему вопросу: где можно приобрести эти развивающие и

обучающие программы в интеренете, буду очень признательна Марина.

2000-10-18, Марина Лисагор

Вот не люблю я подобный “цветистый” стиль в статьях. Ну очень трудно вылущивать из всего этого эмоционально насыщенного текста зерна конкертных советов. “Воды много, растекаешься мыслью по древу..” – как говорила моя преподавательница по литературе. Многоуважаемому автору романы бы писАть – русской речи в ее произведениях было бы больше, чем в иных, модных ныне:))

По поводу сюсюканья согласна на все 150%! Вот только – увы!- ни чужим тетям на улице – “У ти пусики, какие маисиськи холесии!” – я сама боюсь разучиться говорить правильно; ни собственным родным бабушкам не объяснишь этого!

Не держать дома комиксы.. хм.. так ребенок найдет их где-нибудь еще. И тем более привлекательны они будут для него, чем больший ужас будут вызывать у родителей. Так что это еще вопрос – как сделать книгу более привлекательной для малыша, чем комикс?

А вот все остальное в статье, имхо, и обсуждать не стОит – общеизвестные истины, не вызывающие уже и трудностей в реализации совсем и ни у кого.

2000-10-18, Рыжик

С чем я не согласна, так это с утверждением о вредности комиксов. Потому что комикс комиксу рознь. Американских не знаю, но вот французский “Астерикс” – тут вам и связный текст, причём часто юморной, тут и профессионально выполненные рисунки, а сюжеты великолепны, способные вызвать интерес к чтанию, а заодно и к истории. Примером может служить мой 5-летний сын, который именно благодаря “Астериксу” узнал, что такое Римская империя, кто такой Юлий Цезарь, римляне, галлы и т. д. И интерес к чтению поддерживается в частности этим комиксом. Он существует и в виде мультиков. Его успех у детей (и взрослых) привёл даже к созданию кинофильма, который, впрочем, оказался слабее рисованных картинок.

Есть и другие комиксы, может , не такие популярные, но ни в коем случае не оказывающие “чудовищное разрушительное влияние на мозг ребёнка”, а скорее всё-таки наоборот. 🙂

2000-12-15, ОМут

К сожалению, вы не ответили на мои вопросы и во второй статье 🙁

Все дело в том, что вы то расместили статью в Интернете, где все за что вы ратуете давно известно и поддерживается большинством читателей, а не сделали адресную рассылку на деревню маме Глаше и маме Тане. Но и наши дети тоже в целом позже начинают говорить не смотря на то, что мы как раз “разговаривали с пузом и т.д. и т.п.” Когда я написала, что по моим наблюдениям в целом дети стали говорить позже, то я имела в виду как раз свое, достаточно продвинутое по вашим же словам окружение, а не деревню и переферию, где на 99 процентов туго пеленают и Спока держат за библию. Таким образом все ваши рекомендации и так соблюдались, а дети заговорили позже! Значит, по законам банальной логики, причина не в этом, не так ли?

2000-11-08, Маша

Конечно, ребенку гораздо легче произносить простые слова типа “би-би”, “гав-гав”! И никто не мешает Вам предлагать дочери самой вибирать, ЧТО ей говорить. Например, Вы говорите: “Вот собака. Как говорит собака? – Ав-Ав” . Я сынишке именно так говорю. Мы тут в 8 месяцев болтать начали, а к году замолчали – а сейчас опять фонтаном забили слова. И он сам выбирает, как называть предметы

чайник – “тяйн”, кошка – “мяу-мяу”, ворона – “кар-кар”. Может, это не правильно, я не знаю. Но если показать на пролетающую ворону и назвать ее “ворона”, сынишка радостно так – “кар-кар”. Мне кажется, это выход.

2000-10-19, Рыжик

Шин, а я так и делала. Сначала говорила типа “собачка -ав-ав”, потом “Вон собачка побежала. Она говорит ав-ав”, потом “собака лает ” и т.д., усложняя, ну и в таком же стиле. 😉 Главное, во- время перейти на нормальную речь. Некрасиво, когда 3-4-х летний ребенок говорит по-детски. Мой ребенок плавно перешел к взрослой речи, говорила нормально. Всему свой возраст. мнекажется, что в “сюсюканье” тоже есть свой смысл, но только когда он в очень раннем возрасте.

2000-10-19, Nata

Всего 16 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник