Как вести с ребенком аутистом в 3 года
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 20 января, 2020
Обновлено: 25 марта, 2021
Первые признаки и симптомы аутизма могут проявиться у ребенка к 1,5-2 годам, а в 3, 4-х, 5 годам – стать ярко выраженными. В этом возрасте нужно пристально наблюдать за поведением малышей, чтобы распознать такую особенность их здоровья. Это поможет вовремя начать коррекцию или лечение. По мере взросления, с каждым годом ребенку труднее будет социализироваться, развить нужные навыки до уровня нормы.
Это скорее не заболевание, а расстройство деятельности мозга, затрагивающее восприятие мира ребенком. Вместе с этим, накладывающее отпечаток на интеллектуальные способности и особенности общения.
В зависимости от степени выраженности, люди с таким синдромом могут вести нормальную жизнь с небольшими особенностями, либо вообще утрачивают связь с реальным миром. Успех работы медиков зависит от раннего выявления болезни, проводимых мероприятий и отсутствия ухудшающих состояние заболеваний. Таких, как эпилепсия в детском возрасте.
Степени тяжести
Поведение ребенка-аутиста в 3-4 года, основные признаки, симптомы аутизма, различимые на фото и видео, позволяющие как распознать, так и лечить его, разнятся в зависимости от варианта заболевания.
Выделяют 2 формы расстройства, различающиеся по тяжести проявлений и наличию дополнительных болезней:
- Легкая, которая позволяет успешно социализироваться, получить образование, работать. Имеются умеренные отклонения в поведении и специфике общения с окружающим миром. Отмечаются выдающиеся способности в какой-нибудь области, интеллектуальное отставание от сверстников минимальное или отсутствует.
- Тяжелая, при которой аутичные черты у ребенка 3 лет уже ярко выражены. Он практически не говорит, не проявляет интереса к окружающему миру, к другим людям или животным. Есть нарушения поведения, не исключено заметное отставание умственного развития от сверстников. Таким деткам требуется обследование и лечение.
В 3 года аутизм уже проявляется у ребенка, поэтому полезно знать, как определить его, распознать степень тяжести болезни.
Клинические проявления
Симптомы и признаки детского аутизма в 3-4 года:
- Отсутствие желания идти на контакт с окружающими. Дело не только в развитии речи, но и в других проявлениях нежелания общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Малыш не смотрит в глаза, не проявляет интереса к родственникам, близким людям, не хочет самостоятельно контактировать.
- Отсутствие сюжета в игре или нежелание малыша его объяснить.
- Замена игрушек неигровыми предметами, часто своеобразными.
- Эгоцентризм, ярко проявляющийся в общении со сверстниками. Ребенок не замечает, что вокруг есть кто-то еще. Не воспринимает остальных людей как живых существ с собственной волей.
- Не формируется образное мышление.
- Говорит о себе в третьем лице, не отзывается на свое имя.
- Может долго молчать, а затем ответить на вопрос длинной сложной продуманной фразой.
- Регулярно случаются истерики в новых местах или если что-то из привычного быта изменилось.
- Пугается громких звуков, ярких вспышек. Страх быстро перерастает в истерику.
- Чрезмерно привязан к матери, не проходит стадию «Я – сам».
- Проявляет чрезмерную жестокость (не различает живое и не живое).
- Присутствуют стереотипные, повторяющиеся движения, ритуалы.
- Возникают трудности с координацией движений, особенно при подъеме по лестнице или при использовании мелкой моторики.
Признаки и симптомы детского аутизма в 3-4 года проявляются комплексно. Присутствие у ребенка 1 или 2 описанных признаков, не означает патологии. Это может быть акцентуация характера, особенность воспитания.
Когда отмечаются больше 2-х разнонаправленных проявлений, стоит начинать подозревать подобное отклонение.
Диагностика
Только в динамике. На фото, ребенок-аутист выглядит, как и все, признаки выделяться не будут. А вот на видео, аутизм уже проявится. Так как будут заметны отклонения в поведении, чрезмерная закрытость, отсутствие интереса к происходящему вокруг.
Основные признаки аутизма в три (3) года у детей выражены достаточной, чтобы можно было пройти диагностику и сделать верное диагностическое заключение.
Главный принцип при подозрении расстройств аутического характера – исключить другие заболевания, имеющие схожие проявления.
Малыш проходит через ряд процедур:
- МРТ, показывающее, что мозг здоров и работает как надо, исключает наличие опухолей;
- осмотр у отоларинголога, проверка сохранен ли слух;
- рутинные анализы мочи, крови;
- исследование электромагнитной активности мозга, чтобы исключить эпилепсию у детей методом ЭЭГ.
После исключения органической патологии, проводится тестирование по опроснику, составленному международной ассоциацией врачей.
Опрашивается не только сам пациент, но и его родители. Нюансы поведения, которые они считали не важными, могут открыть глаза на истинное положение дел.
Обращаться следует к врачам, целенаправленно работающим с детьми с такой особенностью. Педиатры и психиатры, не всегда знают точно, как выражается аутизм в 4 года. Могут поставить неправильный диагноз, время на реабилитацию будет упущено.
Лечение
Расстройство считается неизлечимым, это особенность восприятия мира человеком с определенными отклонениями в работе мозга. Однако проявления аутизма у ребенка 3-4 лет не означают, что его социальная жизнь исчерпывается.
Надлежащие меры лечения, коррекции, регулярные занятия, помогают таким ребятам социализироваться, стать успешными взрослыми. Да, определенные особенности сохраняются, но они не мешают жизни.
Основа лечения – работа с психологом/психиатром пациента и его родителями. Для успешной реабилитации нужно:
- лечение, иногда с применением медикаментов, корректирующих поведение на протяжении месяцев, лет;
- регулярные сеансы с психологом;
- обучение в специализированных детских садах, школах;
- соблюдение режима дня, деятельности, труда и отдыха;
- повторение простых, нужных для жизни действий, так как аутист учится таким вещам медленнее сверстников;
- касается как вещей, которые всегда должны лежать на своих местах, так и людей вокруг малыша;
- регулярный отдых родителей, чтобы избежать эмоционального выгорания от общения с таким особенным ребенком.
В большинстве случаев, к средней или старшей школе при соблюдении всех рекомендаций врачей, детки с синдромом аутизма легкой степени полностью социализируются. Пациенты с тяжелой формой расстройства, могут быть утрачены для социума навсегда.
Источник
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 1 августа, 2020
Обновлено: 25 марта, 2021
Аутизм – психическое врожденное отклонение у детей и взрослых. Характеризуется специфическим восприятием мира, приводящим к проблемам с социализацией. Но проблемами решаемыми.
Такие детки воспринимают мир особенным, им сложно общаться, они не стремятся к изучению окружения и погружены в себя. Но при правильной коррекционной работе, из них вырастают социализированные взрослые. Способные самостоятельно жить среди людей и достигать впечатляющих успехов. Да, среди великих людей есть и аутисты.
Расстройство начинает проявляться рано, в 2-3 года, к 5 дети-аутисты уже сформированы, и поэтому вопрос как с ними общаться, как себя вести, актуален уже с первых лет жизни.
Психологи и педагоги коррекционных школ вывели определенные правила, исходя из особенностей мировосприятия таких детей и их отношения к окружающим. Следуя им, возможно наладить контакт, способствовать развитию способностей и социализации особых детей и подростков.
Как выстраивать семейный микроклимат, если в семье есть особенный человек так, чтобы он мог развиваться, чувствовать себя в безопасности и постепенно адаптировался к обществу?
Формировать социальные навыки, в конкретном случае помогут психиатр и педагоги, занимающиеся коррекционной деятельностью с такими пациентами.
Разработаны и общие правила, распространяющиеся на всех людей с такой особенностью:
- Разговаривайте спокойно, размеренным тоном. Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) не способны считать ваши эмоции с голоса: они реагируют на любое резкое изменение тона. Повышение или понижение голоса воспринимают как повод к беспокойству.
- Избегайте громких звуков. Ребята с этим отклонением часто имеют сверхчувствительный слух, поэтому многие звуки, которых не замечают другие дети, для них могут показаться болезненными.
- Не ссорьтесь в присутствии ребенка с РАС. Общаясь в семье употребляйте доброжелательные интонации в голосе, они воспринимаются детьми как позитивный фактор.
- Обращайте внимание на музыкальный фон в играх, мультфильмах, аудиокнигах. Исключите быструю, ритмичную музыку любых направлений. Звуки природы, размеренная, спокойная классика лучше подойдут для нервной системы особенных детей.
- Обращайтесь по имени, чтобы показать, кому предназначена ваша речь. Можете дополнительно коснуться плеча, чтобы помочь малышу сфокусироваться на вас. Но не перестарайтесь: такие дети очень ревниво относятся к личному пространству. Даже касания хорошо знакомых людей могут быть для них неприемлемы.
- Любые изменения в распорядке или окружающем мире вводите постепенно, так как такие люди плохо переносят перемены в окружающем мире. Аутисты консервативны по природе своей.
- Чтобы рассказать о чем-то новом, дать дополнительную информацию о мире, ориентируйтесь на интересы ребенка, ставьте их в основу своего высказывания. Тогда он заинтересуется и запомнит рассказанное с большей вероятностью.
- Разработайте строгий распорядок дня, введите правила и ограничения. Сами соблюдайте их всегда и избегайте изменений. Это позволит аутисту чувствовать себя уверенней, убережет от внутреннего дискомфорта.
Жизнь с таким специфичным членом семьи вызывает определенные трудности, но к ним можно привыкнуть, тем более, что последовательное соблюдение приемлемых правил в итоге положительно влияет на общение аутичных детей, помогает им контактировать с окружающими, социализироваться.
Благодаря продуманной и последовательной работе, интеллект детей реализуется полностью. Не исключено, что они будут комфортно себя чувствовать и могут учиться в обычной школе.
Разбираясь, как вести себя с ребенком – аутистом, подростком, как общаться с аутичным человеком в семье, стоит упомянуть и о тех действиях, которые совершать нельзя.
Большинство страдающих РАС, даже легкой формой, тяжело идут на контакт с родными людьми, не говоря уже о новых знакомых. Пугливы, и, как следствие, закрываются от общения.
Одна неудачно оброненная фраза может свести к нулю общение с ребенком-аутистом. Который может прекратить взаимодействовать как с конкретным человеком, так и с другими, на долгий срок.
Общаясь с детьми-аутистами:
- Учитывайте прямолинейность собеседника. Люди с РАС плохо воспринимают иносказания, иронию. При этом прямолинейны и даже во взрослом возрасте плохо считывают чужие эмоции. Не всегда следуют неписанным общественным правилам. Но, говоря что-то, возможно, для вас неприятное, они не стремятся обидеть собеседника. Просто констатируют конкретный факт или задают действительно интересующий их вопрос.
- Не игнорируйте аутиста, не говорите о нем в третьем лице в его присутствии. Как только малыш или подросток понимает, что в разговоре его не учитывают или игнорируют, подчеркивая отличие от окружающих, он еще больше закрывается, погружаясь в свои переживания и чувство одиночества, считая, что общество отвергает его из-за отличий.
- Не нарушайте личные границы и не повышайте голос. Аутичные люди нервно реагируют на чрезмерные проявления эмоциональности и нарушение их личных границ. Повышение голоса пугает их, приводит к состоянию сильного стресса, от которого они будут долго восстанавливаться. А телесный контакт с не знакомым близко человеком воспринимается как жестокое нарушение границ.
Если вы хотите прикоснуться к аутисту – спросите на это разрешение. Некоторые ребята успокаиваются, если их обнять, но это редкий случай. И далеко не от всех окружающих они готовы принять подобный близкий контакт.
- Не оказывайте помощь, о которой вас не попросили. В ситуации, когда человек с РАС ведет себя странно, а сопровождение реагирует не так, как вы считаете нужным – проигнорируйте происходящее. Родители и сопровождающие знают об особенностях больного больше вас. Стороннее вмешательство лишь усиливает стресс и усугубляет ситуацию. Если все же решили вмешаться, то перед тем как начать оказывать помощь, спросите, нужна ли она.
Объяснить другим – облегчить общение
Рассказывайте окружающим о людях с особенностями, чтобы они лучше понимали трудности, с которыми сталкиваются эти малыши. И не реагировали на них слишком резко или негативно. Как правило, даже в детском саду ребята, узнавшие об особенностях аутиста из их группы, начинают вести себя дружелюбнее по отношению к нему, учитывают его потребности, чем, когда просто думают, что он странный.
Детям и взрослым необходимо рассказывать, как познакомиться, начать общаться и подружиться с ребенком-аутистом. Эти люди не опасны для общества. И аутизм никак не связан с умственной отсталостью. Наоборот, такие люди талантливы в определённой области, склонны к искренним положительным эмоциям, открыты.
Список использованной литературы
- A ‘choice’, an ‘addiction’, a way ‘out of the lost’: exploring self-injury in autistic people without intellectual disability. L. Moseley, N. J. Gregory, P. Smith, C. Allison, S. Baron-Cohen, Mol Autism. 2019; 10: 18. online 2019 Apr 11. doi: 10.1186/s13229-019-0267-3.
- Saito, Aya et al. “Association Between Autistic Traits in Preschool Children and Later Emotional/Behavioral Outcomes.” Journal of autism and developmental disorders 47,11 (2017): 3333-3346. doi:10.1007/s10803-017-3245-7
- Gillespie-Lynch, Kristen et al. “Whose Expertise Is It? Evidence for Autistic Adults as Critical Autism Experts.” Frontiers in psychology 8 438. 28 Mar. 2017, doi:10.3389/fpsyg.2017.00438
- Неменчинская Светлана Михайловна. “Развитие навыков общения у детей с синдромом раннего детского аутизма” Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, том. 3, №. 4, 2014, стр. 58-65.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Дата публикации: 26.04.2017
Ведущие специалисты в сфере педиатрии особенно остро относятся к проблеме заболевания под названием «аутизм». В США ранее проводились статистические наблюдения, которые установили, что болезненным состоянием психики страдает каждый 90-й новорожденный малыш. Через сто лет тенденция изменилась в худшую сторону. Оказалось, что недугу подвержен каждый 68-й ребенок. По гендерному признаку заболевание «предпочитает» мальчиков.
Что такое аутизм?
В РФ данного рода исследований и наблюдений не осуществлялось. К большому сожалению, на территории стран постсоветского пространства недуг у детей является широко распространенным. Сегодня квалифицированные психиатры и психологи уделяют проблеме особенное внимание.
Дети с аутизмом имеют совершенно другое восприятие мира. Именно по этой причине ребенок с расстройствами в функционировании мозга требует грамотного подхода к социализации. Им приятно находиться со сверстниками и поддерживать коммуникативную связь. Это влияет на здоровье малышей и генерирует сочувствие, рассуждение и логику. Как общаться с ребенком аутистом правильно? Какие существуют правила? Разберемся в этих вопросах по порядку.
Особенности процесса общения с ребенком аутистом
Детский аутизм представляет собой отклонение от нормы в психологическом развитии, которое проявляется в особом контакте с окружающим миром. Больное чадо систематически погружается в свой внутренний мир и не желает поддерживать связь с внешней средой. Аутисты, как правило, не являются ограниченными в чем-либо личностями. Это обычные люди, которые просто испытывают трудности в общении с другими. Данные сложности можно преодолеть, если найти к человеку рациональный подход. Подобрать корректную схему общения с аутистом бывает непросто. Это зависит от его поведенческих особенностей и специфики восприятия мира.
К признакам детского психического расстройства можно отнести:
значительное снижение потребности или ее частичное отсутствие в общении с другими людьми;
преобладание страха к новизне и любым переменам в окружающей среде. Такая ситуация может возникнуть даже тогда, когда в жилой комнате переставляется местами шкаф;
преобладание в интересах ребенка стереотипных игр и сенсорного поведения (перекладывание листочков, сортировка предметов, смешивание красок и пр.);
наличие расстройств в навыках речи;
развитие агрессивного настроя по отношению к родителям или новым людям;
проявление реакции «протест». В медицинской практике были случаи, когда ребенок выкидывал посуду из шкафа, чтобы мама не покидала дом;
интеллектуальное расстройство нередко коррелирует с нарушением в концентрации внимания и при обучении.
Когда можно диагностировать?
Детский аутизм начинает четко просматриваться от 3-х лет. Однако одиночные симптомы могут наблюдаться и в более раннем возрасте. При психологической инвалидности малыши стремятся к уединению в доме или на улице. Чадо равнодушно к присутствию родителей, которые постоянно проявляют к ним заботу и любовь. Некоторые дети даже готовы резко прогонять от себя взрослых, лишь бы остаться в одиночестве. Любая форма изменений в действительности может повлиять на изменение привычного ритма жизни младенца. В результате ребенок начинает плакать, кричать и валяться на полу.
Больные аутизмом дети имеют задержку в усвоении навыков самообслуживания. Так, например, у них не получается умываться, использовать туалетную бумагу, чистить зубы или держать вилку. Уровень интеллектуального развития такого человека может варьироваться от отсталости и нормы, до гениев в различных областях науки. Моцарт, Гейтс, Мария Кюри, Ван Гог, Эйнштейн, Джефферсон, Перельман. Это далеко не полный список известных личностей в истории, которые имели данное психологическое расстройство.
Речевое развитие детей может быть как обычным, так и с задержкой. Но в любом случае малыши не стремятся к общению с другими, часто игнорируют задаваемые вопросы или просто повторяют их.
Эффективные методики построения общения
Дети с аутизмом уникально воспринимают мир. Это и есть их главным отличием от прочих людей. Ярко выраженная разница в плане навыков общения значительно усложняет процесс их социальной адаптации в обществе. Аутисты, как правило, пользуются собственным языком и задействуют персональную систему для коммуникации. Если вам необходимо наладить «диалог» с таким ребенком, то для этого потребуется выучить его язык.
Рассмотрим более подробно методики и рекомендации по общению.
Схема №1
Включает следующие правила:
- Выстраивайте разговор с малышом о том, что ему действительно интересно. Для этого определите объекты его увлечений и сферу творчества. Таким образом, вы сформируете оптимальные условия, чтобы малыш раскрылся для будущей дружбы. Легкость общения достигается при помощи длины «волны». Например, ваша маленькая дочь в возрасте 10 лет обожает цветы. Поэтому данная тема может стать отправной точкой для развязывания полноценной беседы;
- Сведите к минимуму длину предложений при диалоге с карапузом, который сложно «переваривает» устную речь. Данное правило не является эталонным, так как некоторые аутисты способны осмысливать достаточно сложные по структуре предложения. При определенных проблемах допускается замена речи на письменные сообщения (специальные таблички, записи и пр.);
- Аутисты имеют великолепно развитое мышление и эффективно воспринимают рисунки. Поэтому психиатры рекомендуют систематически рисовать схемы или показывать малышу изображения простого типа. Таким образом, вы сможете продуктивно доносить свои идеи ребенку. Просто визуализируйте распорядок дня на карточках: завтрак – тарелка, обед – ложка, ужин – чашка, поход в школу – портфель, идти спать – подушка и т.д. Персонализация символом (цвет, форма и прочие особенности) поможет сформировать четкий график на день, что существенно облегчит задачу по развитию вашего чада;
- Выделяйте мальчику или девочке достаточное количество времени на осмысление. При необходимости могут понадобиться паузы. Не спешите задавать второй вопрос, если первый остался без ответа. Не переживайте! Все придет своим чередом;
- Введите за жесткое правило соблюдать языковое пространство. Для конструирования фраз можно использовать разные слова. Помните, что дети аутисты не улавливают данных различий. Поэтому при общении применяйте одни и те же слова. Например, при трапезе называйте блюда или предметы одинаково (без синонимов или жаргонных слов);
- Постоянно проявляйте к ребенку чуткость. Его молчание не должно восприниматься вами, как личная обида или душевный груз. В такой ситуации чувство уважение к личности поможет справиться с переживаниями;
- Разговор должен начинаться с конкретного утверждения. Избегайте абстрактных вопросов «Как дела?», «Что делаешь?», «Как настроение/ самочувствие?». В противном случае малыш будет испытывать эмоциональное давление на себя. Как правильно поступить? Все просто. Похвалите его игрушку, прокомментируйте конкретную ситуацию, беседуйте на интересные для него темы;
- Уделяйте чаду достаточное количество внимания. Но для этого правильное выбирайте время. Разговор будет уместен в спокойной обстановке и в момент расслабленности;
- Всегда говорите прямо и без использования метафорических мыслей. Аутисты, как правило, не понимают сарказм, иронию и шутки. Образное мышление может возникнуть лишь по мере взросления и развития.
Схема № 2
Эта методика подразумевает системную поддержку ребенка в различных сферах жизнедеятельности. В данном случае родители часто посещают лечащего врача и постоянно беседуют с ребенком. Здесь также следует учитывать возможности чада по усвоению информации. Короче говоря, его мысленная загруженность не должна стать причиной изоляции от собеседника. Особое внимание уделяется установке зрительного контакта. Данный элемент является важной составляющей при адаптации к социуму. Также отличным вариантом будет пояснение ситуации в школе учителям или няне в садике. Диалог с другими людьми может дать позитивный результат. В некоторых ситуациях родители используют специальные сенсорные и стереотипные игры зрительного, слухового, вкусового и двигательного типов.
Практические советы
Общение с ребенком-аутистом – это настоящее искусство, которое требует терпения и концентрации. Для этого взрослому человеку придется изучать психику малыша и находить оптимальные пути подхода к нему. Квалифицированные специалисты из Hospital Re Center of Brest (Франция) провели практические исследования, по которым были установлены следующие рекомендации и советы, а именно:
- создайте специальный дневник, в котором будут фиксироваться все записи относительно действий с ребенком. Таким образом, вы сможете установить четкую корреляционную зависимость с его поведением;
- разрабатывайте на каждый день конкретный план действий (игры, посещение заведений, разговоры, визиты к врачу и пр.);
- установите максимальный контакт с ребенком, который позволит его намного лучше понимать;
- взаимодействие с домашними животными благотворно влияет на психологическое состояние детей с аутизмом. Поэтому заведите дома попугая, рыбок, мышку, черепаху, кота или собаку. Так ребенок узнает чувство ответственности, любви и заботы. Животные принесут в дом дополнительный прилив позитива и эмоционального окраса. Терапевтическое воздействие на психику будет иметь благотворный характер;
- как можно чаще обращайтесь к родителям, которые имеют таких же по расстройству сыновей или дочерей. Обмен опытом очень важен. Не отказывайтесь от помощи знающих и более опытных людей. Таким образом, вы сможете повысить адаптацию малыша к окружающей среде.
Все мы люди разные! У каждого есть свои странности и недостатки, которые в разной степени проявляются. Но большая часть расстройств зависит от того, что общество называет нормой. Если мы научимся адекватно воспринимать тех, кто отличается от нас поведением, то наша жизнь станет намного ярче и богаче. Писательница Кэти Летт создала качественную книгу «Мальчик, который упал на землю». Ироническая форма изложения истории одной семьи делает ее поучительной и интересной для тех, кто хочет понять глубину аутизма у детей.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник