Как ведет себя ребенок на занятии по развитию речи
Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок. Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольника ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями.
Какие факторы влияют на развитие речи?
Существует два основных фактора, влияющих на развитие речи ребёнка:
Биологический фактор. Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если еще до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесенное мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок. В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, не лишним будет общение с педагогом дошкольного образования.
Социально-психологический фактор. Второй очень важный аспект для развития речи у дошкольника – обстановка дома, общение с родителями, сверстниками. Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь – тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения.
Улучшение речевых навыков — важный процесс для дошкольника. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребенок, вы самостоятельно можете провести небольшое тестирование. Попросите рассказать историю, которая с ним сегодня приключилась, пересказать или придумать сказку. Обратите внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.
Типичные проблемы развития речи дошкольника
Для многих дошкольников типичны следующие проблемы в речи:
Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить») — норма для 2-3-летнего малыша. Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к пяти годам дошкольники уже способны разговаривать с взрослыми почти на равных. Если ребенок старше 4 лет не способен составить развернутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.
Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребенок владеет запасом из 2500 – 3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется еще на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлеченные темы.
Сленг. Слова-паразиты, нелитературные выражения – дети используют в своей речи те слова, которые слышат во внешнем мире. И даже если в семье никто не разговаривает на языке междометий и идиом («ну вот», «тачка», «как бы»), малыш всё равно может «подцепить» их при просмотре телевизора или в ходе компьютерной игры. Вывод? Поменьше телевизора и компьютера, побольше задушевных бесед. А вот наказывать за «подслушанное» и наивно высказанное вслух малышом «неправильное» слово не нужно: лучше объяснить, почему такие слова не стоит произносить и как они мешают полноценному общению.
Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.
Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5-7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой.
Невозможность привести аргумент. Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения – сложный, но важный навык для будущего ученика, отсутствие этого навыка в начальных классах может спровоцировать первые комплексы и отразиться на успеваемости ребёнка.
Плохая дикция, логопедические проблемы. Чаще всего они диагностируются в детском дошкольном учреждении. Но если ребенок – «домашний», а его дикцией никто не занимается, к моменту начала непременной школьной социализации могут начаться сложности с обучением чтению, с освоением правил русского языка, с развитием коммуникативных навыков.
Как развивать речь дошкольника?
Когда нужны специалисты? Шепелявость, картавость и другие аналогичные проблемы со звукопроизношением поможет решить логопед. Заикание лечится с участием врача-невролога, поскольку проблема кроется не в речевом аппарате. Некоторые особенности строения ротовой полости могут потребовать консультации стоматолога, ортодонта. Психолог поможет малышу справиться с излишней стеснительностью, торопливостью и т.п. характерологическими особенностями.
Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов
Но ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Как можно помочь малышу?
Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребенок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и четко. Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.
Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и веселые песни. Совместные занятия с родителями пойдут на пользу не только развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.
Полезные упражнения по развитию речи дошкольника
Предлагаем вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить речевые навыки и облегчат формирование навыков коммуникации.
«Сказка по картинке»
Это упражнение направлено на совершенствование связной речи. Понадобится картинка, которая нравится ребёнку. Можете вместе её нарисовать, а затем составить рассказ по ней. Не превращайте игру в скучный урок, пусть малыш получает знания в весёлой игровой форме. Задавайте открытые вопросы, подталкивайте дошкольника к ответу, помогайте построить предложение, если задание вызывает трудности. Похвалите малыша за результат, он ведь очень старался!
«Опиши предмет»
Упражнение поможет в развитии воображения, формировании правильной красивой речи. Попросите ребёнка описать любой предмет, опираясь на все свои чувства – зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, лимон. Определите какой он формы? Какого цвета? Гладкий или шероховатый? Чем пахнет? Какой на вкус? Задайте дополнительные вопросы: в какой сказке ребенок мог его видеть? Для чего лимон используют дома (пьют с ним чай, пекут лимонный пирог)? Чем больше «вопросов-ответов» вы сможете обыграть, тем больше почерпнёте слов для словаря дошкольника.
«Найди подходящее прилагательное»
Научит ребёнка понимать, чем похожи предметы, искать отличия, благодаря ему формируется грамматический костяк речи, который в дальнейшем поможет хорошо усваивать информацию. Играть в него можно, начиная с 3-летнего возраста. Покажите дошкольнику несколько предметов, которые отличаются по размеру. Он должен не только определить, какой больше, а какой меньше, но и назвать разные подходящие прилагательные, например, «гигантский», «малюсенький», «большой», «крошечный». Старайтесь использовать больше разных тем, чтобы развитие речевых способностей было разнообразным.
Чтение для развития речи
Читайте ребенку – и вместе с ребёнком! И не только детские стихи и сказки: попробуйте предложить ему небольшой отрывок стихотворения Пушкина или Есенина о природе, попросите прокомментировать, что и как он понял, при необходимости объясните все непонятные фразы и выражения. Чем проще вы сможете объяснить, тем больше слов поймет дошкольник.
Отталкивайтесь в поиске книг на любимые темы или героев ребёнка, о которых ему будет интересно читать или слушать.
Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.) А ещё потешки помогают запомнить очередность выполнения действий.
Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.
Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться. Задача родителей – подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также – выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей. Родители, которым важно психологические состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на учебную программу «Начальная школа ХХI века». Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.
Старайтесь больше общаться с детьми, делитесь своими новостями, интересуйтесь их делами. Проводите вечер вместе, читайте и обсуждайте рассказы, сочиняйте их продолжение. Раз в месяц посещайте интересные детские мероприятия, театры, музеи. Обязательно потом просите поделиться своими впечатлениями от увиденного, что понравилось, а что нет. Развитие речи, кругозор ребёнка и, как следствие, становление его интеллекта во многом зависит от таких простых, но очень важных разговоров.
Ольга Фатеева
Источник
Людмила Шевякова
Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)
Методика проведения занятий по речевому развитию.
1. На занятиях по речевому развитиюрешается комплекс задач:
• по связной речи,
• звуковой культуре,
• грамматике,
• по словарной работе.
Всё занятие планируется так, что его итогом является связная речь – описание, рассуждение или повествование. Задания на развитие словаря, на грамматику, на развитие звуковой стороны речи – являются подготовительным этапом к составлению текста, поэтому всё это должно найти отражение в детских рассказах, будь то описание, повествовательный рассказ или рассуждение.
В занятии должна быть игровая мотивация, т. е. игровая цель, ради которой мы всё это выполняем. Например, помогаем Пончику приготовить борщ (тема «Овощи, спешим на помощь Матроскину и Шарику в Простоквашино (тема «Дом. птицы», помогаем найти пропавшего щенка (тема «Дом. животные», составляем книгу с рассказами или сказками,, помогаем бабушке Федоре навести порядок с посудой, а Маше – растеряше – стать аккуратной, готовимся к конкурсу, участвуем в телевизионной программе, открываем мастерскую и т. д. И для решения этой цели выполняем различные задания и упражнения на грамматику, на звуковую культуру речи, на развитие словаря, и как итог, составляем связный текст (описание, повествование – рассказ или сказка, рассуждение).
2. Связная речь. К связной речи относится:
• Описание
• Повествование
• Рассуждение
• Пересказ
Описание. В старшей группе учим детей самостоятельно описывать разнообразные объекты, придерживаясь чёткой структуры.
Для чёткого понимания детьми структуры описания можно использовать модель – круг,разрезанный на три неравные части: две маленькие части – начало и концовка, одна большая часть – середина, можно использовать модели в виде солнца или в виде ромашки. В этом возрасте используем деловое описание и художественное, дети учатся отличать деловое описание от художественного. Для описания используем план, как словесный, так и в виде схемы. Важно использовать мотивацию для описания, дети должны знать, для чего они описывают объект – например, потерялась собака или кошка, надо дать объявление в газету или по радио; надо встретить гостя, а встречающий не знает, как он выглядит, кто-то хочет сделать заказ по телефону, а это требует подробного описания, требуется сделать рекламу чего-либо, надо кого-то или что-то похвалить, чтобы помирить друзей, ну и т. д.
Повествование. Продолжаем обучать составлению повествовательных текстов – рассказов и сказок, используя средства выразительности – синонимы, описания, диалоги.Детей учим отличать сказки от рассказов по их языковым особенностям: рассказы обычно начинаются со слов «как-то раз», «однажды», «дело было», в них нет традиционных сказочных выражений, концовок. Сказки же чаще всего начинаются с традиционных зачинов типа «жили-были», «в некотором царстве», «за морями, за лесами», в сказках встречаются сказочные слова, выражения, обязательно присутствует сказочная концовка. У всех повествовательных текстов обязательно должны быть начало, середина и конец. Формируем у детей умение связывать между собой предложения и части текста, используя слова связки типа «и вот, тогда, и вдруг, неожиданно, к счастью и т. д. Чтобы дети чётко усвоили структуру рассказа, можно использовать модель – поезд (паровоз, два вагончика). Составление повествовательных рассказов может быть
• по картине,
• по серии сюжетных картин,
• по предметным картинкам,
• из личного опыта.
По серии картин использовать схему не имеет смысла, по остальным видам используем схемы.
Рассуждение. В старшем дошкольном возрасте формируем представления о рассуждении как типе речи, в котором присутствует тезис, доказательство и вывод. Обучаем рассуждать на разном материале – на литературных произведениях, на природоведческом материале, на объяснение отгадок к загадкам, на убеждении кого-либо в чём-то. При обучении рассуждению можно использовать символ – дерево, где ствол – тезис, ветки – доказательство, крона – вывод. При затруднении в рассуждении можно использовать совместное и коллективное доказательство, когда дети дополняют объяснение аргументами. Рассуждение обычно начинается со слов «я думаю», «по-моему», «я считаю», «мне кажется» – так выдвигаем свой тезис, затем идёт доказательство – «потому что, во-первых., во-вторых». И делаем вывод – «таким образом», «значит», «выходит», «получается», «следовательно».
Пересказ. Для пересказа следует подбирать произведения сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью.При пересказе проходим следующие этапы:
• Сначала читаем произведение без установки на пересказ,
• проводим беседу для уточнения идеи произведения (чему учит эта сказка, характеристики героев, разъяснения незнакомых слов и выражений, обратить внимание на языковые особенности (если есть фразеологизмы, эпитеты, сравнения, пословицы, поговорки).
• Читаем повторно с установкой на запоминание и последующий пересказ текста.
• Если произведение детям хорошо знакомо, то читать нужно сразу на установку пересказа. В старшей группе продолжаем интерпретацию детьми литературных текстов, когда в знакомые сказки вводится новый персонаж, или заменяется один персонаж другим героем, когда герои одной сказки попадают в другие обстоятельства (старая сказка на новый лад) или герой одной сказки попадает в другую сказку. Обучаем детей рассказывать тексты от лица литературных героев. Например, сказка «Лиса и козёл», сначала рассказать от третьего лица, потом – как рассказал бы хозяин, который вытащил козла из колодца, как рассказала бы Лиса своим лисятам, вернувшись домой, а как рассказал бы её козёл. В этом случае рассказывают только то, что увидел конкретный персонаж, рассказывает от первого лица. Также и по другим сказкам, можно вести пересказ от лица всех персонажей – детям нравится представлять себя сказочными героями и рассказывать, что с ними произошло. Здесь есть возможность детям понять, что чувствовали герои сказки, как каждый отнёсся к этой ситуации, проявляются артистические способности детей, развивается выразительность речи, фантазия, а самое главное – не падает интерес слушателей. Здесь можно использовать игрушки, кукольный театр, эмблемы, шапочки персонажей.
3. Словарная работа
В старшей группе большое внимание уделяется умению обобщать («Скажи одним словом», подбирать более точные по смыслу слова – синонимы – «Скажи по-другому» (на подбор синонимов): мальчик бежит – мчится, несётся, летит, торопится; снег идёт – падает, кружится, летит, сыплется, порхает, валится, ребёнок весёлый – радостный, счастливый, довольный, смеющийся., «Скажи точнее», «Подбери более точное слово», «А как ещё можно сказать?». Умение подбирать синонимы имеет большое значение при составлении текстов, чтобы в них не повторялись одни и те же слова. Развиваем понимание многозначности слов «О чём ещё так можно сказать?», «Какие ещё ты знаешь иголки?», «мальчик идёт, а кто и что ещё может идти?» В словарь детей вводим слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, подбираем притяжательные прилагательные (волчий, заячий).
Упражнение на подбор антонимов «Скажи наоборот»: длинный – короткий, толстый – тонкий, широкий – узкий, горячо-холодно, карандаш – ластик, мыло – грязь, холод – жара и т. д.
При подборе антонимов также мотивируем задание– поможем Маше определить,какая одежда нужна ей к утреннику: не грязная, а (чистая, не мятая, а (глаженая, не старая, а (новая, не повседневная, а (нарядная, не тёмная, а … (светлая) и т. д.
Незаменимы игры в лото – в этих играх можно решать уйму задач. Перед началом игры воспитатель предупреждает, как должен отвечать игрок, если у него есть такая картинка, и только после правильного ответа воспитатель отдаёт ему картинку. Например, воспитатель показывает картинку, ребёнок говорит: это лимон, он кислый, можно усложнить – назвать два или три признака (цвет, вкус, форму)
При подборе детьми слов (предметов, признаков, глаголов, наречий) эффективно работает приём поощрения фишками, наклейками, фигурками, эмблемами, картинками.
Также хорошо активизируется словарь как в личных, так и в командных в соревнованиях «кто больше назовёт»
4. Грамматический строй речи
В старшей группе продолжаем учить согласовывать существительные с трудными формами глаголов, существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, образовывать существительные и прилагательные при помощи суффиксов (мороз – морозный, лист – лиственный, глаголы при помощи приставок (бежал – забежал – убежал, понимать смысловые оттенки вновь образованных слов (берёза – берёзонька, умный – умнейший). Составляем сложные предложения, используя различные союзы и союзные слова (потому что; оттого, что; так, как; из-за того, что и т. д.) Учим правильно употреблять трудные предлоги (из, из-за, из-под, к, над и т. п.)
Игра «Прятки» или «Чего не стало, кого не стало» перед детьми картинки с изображением живых или неживых предметов, например, детёнышей птиц или животных. Картинки по очереди переворачиваются, дети отвечают на вопрос «кого не стало?» – утят, цыплят, котят, медвежат и т. д.
Для упражнений можно использовать «волшебную шляпу» – кто надел эту шляпу, превратился в «Хвастунишку»:
Ведущий по очереди надевает «Волшебную шляпу»детям на голову: «У Вани есть шапка», ребёнок в шляпе: «А у меня много шапок».
Превратился в «Жадину»: Ведущий (им может быть и ребёнок)показывает картинку: «Чья чашка?» Ребёнок в шляпе: «Моя чашка»
– Чьё яблоко?
– Моё яблоко,
– Чья груша?
-Моя груша и т. д.
Как вариант игра «Потеряшки»: у всех детей по картинке.Дети по очереди обращаются к товарищам: «Лена, это чья футболка?»Лена: «Моя футболка». И обращаясь к другому ребёнку: «Саша, чьё пальто?»Саша: «Моё пальто»
При выполнении заданий по обогащению словаря или на развитие грамматического строя также важно продумывать мотивацию – зачем мы это делаем. Упражняем в использовании предлогов – помогаем животным отыскать своих детёнышей (зайчонок – под кустом, медвежонок – на дереве, лисёнок – за пеньком и т. п.) Поможем малышу собрать игрушки – достанем пирамидку из-за шкафа, паровозик – из-под кровати и т. д.
Д/игра «Увеличилка»: Маленький – большой – огромный; носик -нос – носище, хвостик – хвост -хвостище, ветерок – ветер – ветрище, домик – дом – домище, глазик – глаз – глазище и т. д.Мотивация может быть такая: чтобы художник правильно изобразил семью медведей,расскажем чем они отличаются друг от друга: медвежонок маленький, медведица большая, медведь огромный, значит, у медвежонка носик, у медведицы -(нос, у медведя – носище. (лапки, лапы, лапищи; зубки – зубы – зубищи и т. д)
Вариант игры: Два домика –в одном живёт Уменьшалка, в другом доме Увеличилка. Один ребёнок будет Уменьшалкой, другой – Увеличилкой, можно две команды. Воспитатель называет слова, первый ребёнок называет это слово с уменьшительным суффиксом, другой с увеличительным. Затем можно поменяться.
5. ЗКР
В старшей группе учим вычленять из фразы слова с заданным звуком, определять место звука в слове, различать гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие звуки, определять количество слогов в слове. Формируем представление детей о звуке, слоге, слове, предложении, тексте. Продолжаем отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи, умение пользоваться различной интонацией. Учим детей определять слова, сходные по звучанию, т. е. подбирать рифму.
Для дифференциации звуков можно использовать упражнение – «Услышал звук – хлопни в ладоши»: Медведь любит мёд. Поэтому он любит все слова со звуком «МЬ». Как услышите этот звук –хлопните в ладоши: мышка, мишка, майка, марка, мялка и т. д. Так можно давать задание на любые звуки.
Разные речевые задачи необходимо включать и в другие занятия: например, по математике – согласование существительных с числительными (восемь морковок, две редиски, согласование существительных с прилагательными в роде числе и падеже (не стало синего треугольника, красный круг лежит рядом с зелёным квадратом) Употребление наречий –справа, слева, вверху, внизу, подбор антонимов (тонкий – толстый, узкий – широкий) и т. п. Хорошо вписываются в занятия по математике рассуждение (докажи, что это круг, описание – (опиши фигуру).
Источник