Как усыпить ребенка в 4 года в детском саду

Как усыпить ребенка в 4 года в детском саду thumbnail

Тихий час в саду – испытание не только для ребенка, но и для его родителей. Часто именно из-за нежелания спать «по режиму» дети отказываются ходить в садик, и это становится настоящей проблемой. Расскажем, почему возникает такое явление и как родители могут его исправить.

Почему ребенку нужно спать днем?

Врачи и психологи настоятельно рекомендуют как можно дольше сохранять дневной сон – как минимум до пяти-шести лет. Еще лучше, чтобы и в начальной школе была возможность отдохнуть после уроков. Связано это с тем, что детский организм не приспособлен бодрствовать в течение всего дня, и с определенной периодичностью ребенок испытывает упадок сил. Если в такие моменты не дать организму восстановиться, то его биологические функции нарушаются – это приводит к эмоциональным, поведенческим или физическим расстройствам.

Преимущества тихого часа в возможности ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В садике это особенно важно перед вечерними занятиями. Без сна, в ответ на слишком долгое бодрствование начинает вырабатываться кортизол (гормон, выделяемый надпочечниками в ответ на стресс), мешающий организму нормально расслабляться, тормозящий работу мозга и остроту памяти, снижающий иммунитет. Часто именно дети, которые не спят днем в садике, начинают часто болеть.

Ребенок не спит в садике: какие причины?

Существует несколько наиболее распространенных причин этой проблемы:

  • Тревога из-за непривычной обстановки и новых людей. Впервые оказавшись вдали от родителей, среди новых людей и в новой обстановке ребенок испытывает сильный стресс. С этим стрессом каждый справляется по-своему: кто-то плачет, кто-то становится чрезмерно активным, а кто-то, напротив, «замирает» в ожидании прихода родителей.
  • Страх разделения с близкими. Волнение из-за расставания с мамой или папой достаточно сильно влияет на пребывание в садике и особенно на дневной сон. В яслях и без опыта разлуки с мамой детям сложнее пережить разделение – каждый раз кажется, что мама ушла насовсем.
  • Отсутствие привычных ритуалов и ассоциаций «на засыпание». Если малыш привык засыпать дома только после укачивания на руках, с грудью или бутылочкой, под определенную музыку – ему будет сложнее привыкнуть к тому, что ситуация изменилась.
  • Позднее утреннее пробуждение и несоблюдение режима по выходным. Подъем за 10 минут до выхода из дома, пропуск завтрака в саду приводит к тому, что ко времени тихого часа усталость просто не возникает. Часто родители не соблюдают режим во время отпуска, на больничном или в выходные, что усложняет ситуацию.
  • Недостаточные навыки самообслуживания. В саду много детей, и воспитатели зачастую требуют, чтобы они сами раздевались и переодевались в пижаму. Если ребенок просто не в состоянии этого сделать, он начинает волноваться еще задолго до сна.
  • Конфликт или проблемы в отношениях с воспитателем или детьми влияют на настроение ребенка и его желание/нежелание спать в садике.
  • Физический дискомфорт. Некоторые дети отказываются спать в непривычной обстановке из-за того, что боятся не проснуться, когда захочется в туалет, или уже оказались в такой ситуации и столкнулись с негативными комментариями воспитателя по этому поводу. Иногда дискомфорт связан с плохим самочувствием, перееданием, голодом или же сухим воздухом в спальне.

Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?

Во-первых, нужно успокоиться: рано или поздно практически все дети отказываются спать в садике днем. У кого-то это происходит в период адаптации, кому-то сложно вернуться в сад после отпуска или болезни, а кто-то перестает любить тихий час просто из-за того, что вырос и перестал нуждаться в нем.

Также родителям важно определиться, насколько посещение детского сада необходимо для семьи именно сейчас. Дети очень хорошо чувствуют родительскую неуверенность в каких-либо решениях, поэтому сначала нужно расставить приоритеты для себя. Если мама не работает и не хочет «отпускать» от себя сына или дочь, если бабушки изъявляют желание проводить время с внуками и ругают садик, адаптация будет проходить сложнее и тем более сложнее будет засыпать днем в саду.

Во-вторых, нужно выяснить, почему ребенок не спит днем в садике и плачет. Для этого нужно поговорить и с малышом, и с персоналом (желательно наедине). Хорошо зарекомендовал себя способ «проигрывания проблемы», которым часто пользуются психологи. Чтобы выяснить причину, влияющую на сон, поиграйте дома в садик. Пусть куклы или машинки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то няней. Дайте полную свободу действий и наблюдайте за ходом игры, принимая в ней пассивное участие. Часто в процессе такой игры выявляются проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна.

Ребенок не спит днем в садике: как исправить ситуацию?

Большинство проблем со сном родители вполне могут решить:

  • Дома еще до первого похода в детский сад должен быть введен тихий час. В садике обычно дети укладываются спать после обеда, в 13 часов и спят до 15 часов.
  • Откажитесь от сложных ритуалов перед сном. В садике никто не будет укачивать малыша на руках, давать ему смесь (если это не ясли) или кормить сцеженным грудным молоком, включать любимый мультик или песенку. Если вы считаете такие ассоциации необходимыми, «перенесите» их на вечер. Укладывание на дневной сон может сопровождаться чтением книги, поглаживанием по спинке, «шептанием» с любимой игрушкой – такие ритуалы будет достаточно просто повторять где угодно.
  • Чтобы ребенку было проще переодеваться в саду, тренируйтесь делать это дома. Можно одеваться наперегонки или придумать специальную считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Не покупайте одежду со сложными застежками или узкой горловиной, постарайтесь максимально упростить этот процесс.
  • В период адаптации не спешите оставлять ребенка на тихий час. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду и лишь на вторую неделю пробуйте остаться на дневной сон. Если первая попытка прошла неудачно, сделайте шаг назад – продолжайте забирать после обеда, пока он не будет готов остаться спать в садике.
  • Отрегулируйте режим. Оптимальное время бодрствования для детей трех-шести лет – пять-шесть часов, поэтому, чтобы к 13 часам возникла усталость, вставать нужно в семь часов утра или раньше. Соблюдайте режим и в выходные – если это очень трудно сделать всей семьей, устройте с близкими «дежурства»: назначьте человека, который будет следить за соблюдением режима в эти выходные, и поменяйтесь в следующие.
  • Всегда обозначайте время, когда вы придете, и выполняйте обещание. Причем говорите понятными словами – например, «я приду за тобой сразу после тихого часа», «ты поспишь, оденешься, перекусишь на полднике, и я приду за тобой». Рассказывайте, чем вы будете заниматься после сада, – так малышу будет легче ждать встречи с вами. Если время после сада будет проходить в активном общении с родителями, будет проще их «отпускать» по утрам.
  • Общайтесь с воспитателем. Обязательно здоровайтесь, прощайтесь, спрашивайте, как прошел день, что сегодня было интересного. Если ребенок видит, что вы доверяете воспитателю, ему будет спокойнее находиться рядом с ним.
Читайте также:  Ребенок 4 года бьет свою маму

Не игнорируйте нарушения сна ни дома, ни в саду. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте, общайтесь с малышом. Часто нежелание оставаться на сон – временное явление, но, если оно затягивается или у вас не получается справиться своими силами, обязательно проконсультируйтесь с педагогами или психологом.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

С удивлением узнала, сразу на нескольких сайтах, что для многих воспитателей стало большой трудностью усыпить детей в «тихий час».

Согласна, что сегодня ускорился темп жизни, родители часто бывают придирчивыми, нервными, недоброжелательными, а среди детей увеличилось количество гиперактивных и легко возбудимых детей.

Как быть современному воспитателю, если в группе не хотят #спать во время «тихого часа» сразу несколько детей?

☺ Ниже предложу оригинальный способ – как помочь детям побыстрее заснуть, с большой пользой для них.

В “тихий час” должны спать все дети

Все дети в группе должны спать во время “тихого часа”

Когда я работала воспитателем, все дети в «тихий час» обязательно спали – это было общее правило для персонала детского сада.

Потому что #хороший сон – залог крепкого здоровья детей и их хорошего самочувствия.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Во время «тихого часа» дети отдыхают, восстанавливаются, и набираются сил на активную деятельность в течение второй половины дня.

Общие правила подготовки и проведения «тихого часа»

Вначале перечислю традиционные способы, которые используют #воспитатели в своей практике, чтобы легче и быстрее усыпить детей.

● Первая половина дня должна быть очень активной, наполненной подвижными играми, физическими упражнениями, танцами и так далее. Слегка уставшие дети хорошо едят, отлично спят и прекрасно развиваются.

Статья в тему:

Мои экстремальные прогулки в детском саду. Лайфхаки для повышения двигательной активности детей

После активных подвижных игр на прогулке дети будут прекрасно спать

● Необходимо знать своих детей, и обязательно (!) нужно сидеть в спальне рядом с каждым плохо засыпающим ребёнком, пока он не заснёт. Нежелательно оставлять никому даже малейшей возможности пошалить в спальне. Иначе эта #привычка легко закрепляется в группе.

● Плохо засыпающего ребёнка можно погладить по головке, по спинке – он так быстрее уснёт.

Можно предложить ему рассматривать «узоры» на стене или на потолке, посоветовать “наполнять сказками (вспоминать все сказки, какие знает) подушку “, или даже поиграть с ним в пальчиковые игры.

Воспитатель должен помочь уснуть каждому ребёнку.

● Необходимо также посидеть у изголовья каждого вновь поступившего ребёнка, успокаивая его ласковыми словами, чтобы он легче перенёс недолгую разлуку с мамой.

В первые несколько дней поступления в детский сад, #родители должны забирать ребёнка домой сразу после обеда, не оставляя его на «тихий час».

● Иногда слышны рекомендации разрешать плохо спящим детям играть в группе, пока остальные #дети спят . Не думаю, что это правильно.

Во-первых, это несправедливо по отношению к другим детям (кому-то из них тоже захочется не спать);

а во-вторых – даже плохо засыпающему ребёнку нужен #отдых .

Позволять не спать какому-либо ребёнку – несправедливо по отношению к остальным

● С родителями плохо засыпающего ребёнка нужно поговорить – узнать особенности укладывания спать, которых придерживается семья #в домашних условиях .

Быть может, ему поют #колыбельные , рассказывают сказки, читают книжки, делают что-то ещё. Необходимо прислушаться к информации родителей и использовать её в своей работе.

● Петь колыбельные, рассказывать сказки, читать детские книжки во время “тихого часа” воспитатели могут и должны обязательно, разумно чередуя эти способы, а иногда, увязывая их с Программой.

● Лучше – рассказывать детям сказки, а не читать их. И, желательно рассказывать не самые известные сказки, порой прерываясь на самом интересном месте.

Можно пересказывать сказки великого сказочника Г.Х.Андерсена, которых более 150 (это только известных). Ещё с полусотни считаются малоизвестными.

А мы, к сожалению, кроме «Снежной королевы» и «Дюймовочки», порой ничего и не знаем.

“Дюймовочка” сладко спит в своей кроватке из ореховой скорлупы

Я иногда думаю (в шутку, конечно), что во время экзамена “на должность воспитателя” надо бы спрашивать – сколько данный претендент знает сказок Андерсена?)))

● Предполагая, что в семье не соблюдается #режим дня , из-за чего ребёнок плохо спит во время “тихого часа”, воспитателю нужно периодически, ненавязчиво, говорить с родителями о пользе режима дня.

Читайте также:  Выкройка платья для ребенка 4 года

Несмотря на то, что иногда родители считают этот вопрос банальным, не требующим внимания, если необходимые знания подавать не тривиально – они воспринимаются лучше.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Нужно сопровождать беседу интересными примерами, фактами из жизни великих людей, мнением авторитетных врачей – родители перестают быть равнодушными к вопросу о режиме дня.

/продолжение здесь/

_________________________________________________

P.S. (добавлено 19.10.20. После прочтения комментариев, поняла, что времена сильно изменились… Читайте:

Почему раньше растить и воспитывать детей было намного легче, чем сегодня?

Для сравнения: тихий час в китайском детском саду. /Есть ли на кроватках матрасы?))) /

Китайских детишек много, но все сладко спят

Спасибо, что дочитали!

Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.

Всем мира и добра!

Источник

Мария Семенченко
Из опыта работы «Все детишки спать должны». Консультация для воспитателей и родителей

Из опыта работы «Все детишки спать должны». Консультация для воспитателей и родителей

В детском саду я работаю уже давно. В свое время передо мной, как и перед молодой мамой и в то же время начинающим воспитателем,встал вопрос: «Как правильно укладывать детей спать, чтобы они спали здоровым, долгим сном?» Бенджамин Спок в книге «Ребенок и уход за ним»писал: «Отход ко сну должен доставлять ребенку радость». Главной задачей является не просто убедить ребенка, что нужно спать, а настроить его на сон. Воспитатели должны использовать не только педагогические методы, но и показать детям свою любовь и волнение за них.

Хорошему сну должна способствовать положительная атмосфера. В первую очередь, обстановка в спальне. Как правильно, должны преобладать пастельные тона. Для создания благоприятной атмосферы наша заведующая позаботилась о выборе цвета в спальных комнатах. Бледно-розовый цвет стен, такого же оттенка шторы, на кроватках бледно-розовые покрывала. Окна спальни затеняют раздвижные жалюзи белого цвета. Палас выбрали спокойного светло – бежевого цвета. В группе малышей всё в нежно салатовых тонах.

При укладывании детей в разных возрастных группах использую разные методы. В младшей группе конечно подхожу к каждому ребенку. Разговариваю спокойным, убаюкивающим голосом, поглаживаю по голове, спине, плечам и бережно укрываю одеялом. Говорю, что ему сейчас приснится замечательный сон, который он потом расскажет мне и своей маме. А ещё он не один будет спать, а вместе с детьми и своей игрушкой. Хорошо, когда родители приносят ребенку его любимую игрушку, которую он укладывает с собой. Она постоянно находится на кроватке и предназначена только для сна. Игрушка напоминает малышу о маме, доме, и он чувствует себя с ней спокойнее.

Перед сном, в младшей группе, я предлагаю ребенку зайти в спальню, посмотреть на свою кроватку, говорю, что она целый день ждала встречи с ним. Из своего опыта могу сказать, что очень многим детям нравится этот процесс. Проснувшись, они с большим восторгом рассказывают маме о том, что видели во сне, и им было очень хорошо. Детям старших групп я говорю о том, что нашему организму нужен отдых.

Если мы не будем отдыхать, мы будем болеть. Привожу примеры, сравнивая организм ребенка с техникой, которая может сломаться, если будет постоянно включена (например, телевизор, а у нас живой организм и нам, тем более, нужно хорошо отдыхать, чтобы восстанавливать силы. При разговоре с детьми употребляю слово отдыхать, а не спать.

Процесс подготовки ко сну начинается после обеда. Настраиваю детей на сон сразу после выхода из-за обеденного стола. Задаю спокойный тон, говорю о том, что младшие дети уже спят. Иногда мы заходим в младшую группу, чтобы удостовериться, что малыши действительно уже спят и нужно вести себя тихо, не топать ногами, не двигать шумно стулья при раздевании. Потом отправляемся в умывальную комнату, где проводятся нужные процедуры. Раздевая детей, говорю им о том, что, когда они проснутся, их будет ждать что-то новое и интересное, желаю им приятных сновидений. Читаю или рассказываю детям сказки.

Особую роль в этом процессе играет музыка. Во время укладывания детей я пою им колыбельные песни.Ведь недаром в древние времена пели колыбельные песни: они оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Но я, как правило, пою колыбельную песню, сочиняя её на ходу о прошедшем дне. В маленьких куплетах я пою о хороших и плохих делах детей, тем самым даю возможность спокойно оценить как свои поступки, так и других детей.Пою о том: чем сегодня занимались, что нового узнали, тем самым, закрепляя в памяти детей прошедшую деятельность. При этом замечаю, что даже те дети, которые никогда не спали днем дома, привыкают и начинают спокойно засыпать.

Очень нравится детям колыбельная песня, которую я сочинила сама. Она подходит для детей всех возрастных групп. Текст напечатаю в следующем посте.

Большое значение для привыкания детей старшей группы к режиму дня имеет работа с родителями. Ведь многие родители не укладывают детей спать, тем самым, сбивая их ритм жизни. Даже если ребенок наотрез отказывается спать, необходимо, чтобы он хотя бы просто полежал в кроватке. Этот немаловажный вопрос я часто затрагиваю на родительских собраниях.

Очень важно и то, как пробуждаются дети. У меня в группе существует правило «тишины». Дети не только просыпаются в тишине, но одеваясь и, приводя себя в порядок, стараются не шуметь, чтобы дать возможность проснуться в тишине остальным детям. Не открывая жалюзи, я тихим голосом говорю, что пора вставать. Когда проснувшиеся дети встают, открываю жалюзи на окнах и потихоньку начинаю будить тех,кто еще не проснулся: подхожу к ним, тихо разговариваю, ласково называя по имени, говоря, что пора просыпаться. Наверное, у вас возникнет вопрос (сколько детей в группе, детей в моей группе всегда за 30, а точнее 35-36. Поэтому учу своих деток помогать мне при пробуждении, они помогают с удовольствием!

Читайте также:  Лечение молочницы ребенку 4 года

Когда дети встают, потягиваются, улыбаются мне – по сердцу разливается необыкновенно теплое чувство благодарности за то, что они есть в моей жизни. И мне выпало счастье найти свою любимую профессию и ежедневно испытывать чувство радости от общения с детьми.

Как усыпить ребенка в 4 года в детском садуКак усыпить ребенка в 4 года в детском саду

Источник

Как уложить ребенка спать – научить его засыпать самостоятельно! В возрасте 3-4 лет он обычно уже не нуждается в «помощи» при засыпании. Речь идет лишь о привычке. Большинство детей имеют большую выдержку. Они способны препятствовать сну. Поэтому очень важны вечерние ритуалы. Остановите все активные игры. Отдайте предпочтение успокаивающим действиям, расслабляющей атмосфере. Забудьте о битве подушками! Соблюдайте регулярное время отхода ко сну.

Расслабиться малышу поможет купание, чистка зубов, чтение сказки или колыбельная. Делайте это каждый день. Ребенок привыкнет к такой рутине. Она подскажет, что приближается время отдыха. Это поможет легче заснуть. Конечно, если малыш привык спать с вами, процесс будет более длительным и утомительным. Важно не останавливаться.

Есть несколько советов специалистов о том, как уложить ребенка спать. Рассмотрим их.

Совет №1: Спальные ритуалы

Заведите вечерние ритуалы, и шаг за шагом соблюдайте их вместе с ребенком. Например: игра перед ужином → ужин → купание → пижама → чистка зубов → сказка. Позвольте малышу выбрать плюшевую игрушку, с которой он будет спать, спойте ему колыбельную. Это будет сигнал, что пора засыпать. Над кроватью можно повесить вращающийся знак, где вместо солнца будет появляться луна.

С четким набором правил ребенок быстро освоит спальные ритуалы, вскоре сможет соблюдать их сам. Посредством таких ритуалов он обретет чувство порядка, безопасности и даже укрепит уверенность в себе.

Совет №2: Регулярность

Выполнив спальные ритуалы 1-2 раза, а в третий раз пропустив их, вы вряд ли достигнете желаемых результатов. Установив их, соблюдайте регулярность, последовательность. Очень скоро вы пожнете плоды успеха. Составленный режим должен проводиться каждый день примерно в одно и то же время.

Обратите внимание на информацию, усваиваемую малышом, причем, не только перед сном. Беспокойство при просмотре телевизоре, долгие просмотры неподходящих программ, часы, проведенные за компьютером, вряд ли помогут уснуть. Наоборот, прогулка перед ужином или участие ребенка в приготовлении пищи будет полезно для всей семьи.

Совет №3: Дневное расписание

Уложить 3-4-летнего ребенка вечером спать будет проще при составлении полного дневного расписания. Каждый вечер в кругу семьи запланируйте следующий день. Сделайте акцент на необходимых вещах и действиях, важных для ребенка. Например:

· утром в детский сад – на машине с папой;

· после обеда из детского сада – на автобусе с мамой;

· дома – покормить питомца;

· на ужин – приготовить блины;

· послушать сказку на ночь.

Дети любят рутину. Она дает им чувство защищенности и безопасности, повышает их уверенность. Планируя, вы достигнете лучших результатов, поставите семейную программу на первое место. Это принесет больше спокойствия, как днем, так ​​и вечером.

Совет №4: Метод Эстивиля

Есть много подсказок и инструкций о том, как уложить ребенка спать. Относительно распространенным является метод Эстивиля, имеющий, как противников, так и сторонников. Это метод контролируемого плача, который подробно описан в книге Э. Эстивиля «Детская бессонница». Этот метод, согласно автору, должен помочь малышу заснуть и спать всю ночь без пробуждений. Доказана его 96% успешность.

Процесс:

· Решение. Как только решите приучить ребенка засыпать самостоятельно, не отступайте. Помните, что настоящего идеального времени никогда не бывает. Наоборот, всегда есть причина отложить это действие. Объясните свой мотив всем членам семьи.

· Терпение. Вооружитесь горой терпения. Без него ничего не получится. Может пройти неделя или больше, прежде чем ребенок научится засыпать в одиночестве.

· Условия. Соблюдайте условия сна. Попробуйте различить день и ночь. При дневном сне не затягивайте шторы или жалюзи. Ночь – это время тьмы и тишины. Откажитесь даже от тусклого света или ночника. Подготовьте к кровати вещи, которые ребенок желает иметь при себе (плюшевого мишку, любимую машинку). Покажите ему, что все находится «на своем месте».

· Волшебное слово. Придумайте волшебное предложение или слово. Возможно, придется повторять его несколько раз за ночь, поэтому выбирайте хорошо запоминающийся и произносимый вариант. Например: «Ты большой мальчик. Ты можешь спать один в своей кровати. Вот твой плюшевый мишка. Спи спокойно всю ночь». Говорите спокойно, но твердо. Ребенок должен понять, что вы говорите серьезно.

· Плач. Абсолютно ясно, что, как только вы закроете дверь или мгновение спустя, малыш начнет плакать. Он будет требовать вашего присутствия, и использует все доступные методы для достижения своей цели. Чем старше ребенок, тем он изобретательнее и настойчивее. Будьте сильными, игнорируйте крики (в разумных мерах, учитывая безопасность и здоровье малыша). Войдите в комнату, произнесите волшебное предложение, погладьте его, выйдите. Не кричите, не ругайте ребенка!

Исследования, проведенные в скандинавских странах, показали, что дети, имеющие определенный режим, быстрее засыпают, раньше встают и реже просыпаются ночью. Устанавливая спальные ритуалы, вы вносите вклад в качество детского сна, обеспечиваете спокойный вечер, достаток времени для себя.

Любите и развивайте детей, если статья была для Вас полезной – ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, всем добра =)

Дзен | О Детях!

Источник