Как успокоить гиперактивного ребенка 2 года

Слишком активный ребенок может стать для своей семьи настоящей проблемой.
Маленьких непосед сложно укладывать спать, заставлять делать уроки или выполнять скучную работу по дому. Поэтому родителям нередко приходится выбирать успокоительное для гиперактивных детей.
Как успокоить гиперактивного ребенка?
Гиперактивностью — называют состояние неадекватной возбудимости и неуместных движений сверх нормы.
У детей это может проявляться:
- суетой;
- болтливостью;
- хаотичными движениями без необходимости.
Родителям, имеющих гиперактивных детей, необходимо:
- придерживаться четкого распорядка дня;
- не перевозбуждать ребенка большим количеством занятий и событий;
- следить за питанием, снизить потребление сахара;
- не выяснять отношения при ребенке;
- придерживаться позитивной модели общения;
- выяснить, что интересно сыну или дочери и найти подходящее хобби;
- научить ребенка расслабляться физически и эмоционально.
Избавиться от гиперактивности помогут успокоительные ванны с экстрактами хвойных деревьев и шишек хмеля. Они успокаивают нервную систему и помогают быстрее заснуть, поэтому принимать их рекомендуется вечером.
Прежде чем начинать такого рода лечение, следует проконсультироваться с педиатром. После ванны ребенка укладывают на кровать, читают ему сказку или включают спокойную музыку. Чтобы малыш скорее заснул, можно сделать расслабляющий массаж.
Гиперактивность считается симптомом неуравновешенной нервной системы.
Какие препараты можно использовать?
Если другие методы не помогают, решить проблему поможет успокоительное для гиперактивных детей.
Оно способствует нормализации сна, уменьшению тревожности, снижению раздражительности, улучшению концентрации внимания и способности к обучению. Назначать курс лечения должен врач после комплексного обследования ребенка. Существует несколько групп препаратов, используемых при гиперактивности у детей.
Успокоительные средства
Чаще всего детям назначают лекарства с седативным (успокаивающим) действием, к ним относятся следующие препараты:
- Магне B6. Комбинированное средство, содержащее магний и витамин B6. Улучшает умственную деятельность, поэтому часто назначается школьникам. Одним из противопоказаний является возраст до 6 лет;
- Глицин. Аминокислота, которую можно давать детям любого возраста (в т. ч. грудничкам). Помогает при гиперактивности, агрессивности, психоэмоциональном напряжении, нарушениях сна, низкой умственной работоспособности, недостаточной социальной адаптации, перепадах настроения;
- Персен. Растительный препарат, оказывающий мягкое воздействие на детскую нервную систему. Назначается при повышенной нервной возбудимости, раздражительности, бессоннице. Применяется начиная с 12 лет;
- Бэби Формула Мишки Спокойствие. Выпускается в форме жевательных пластинок, которые очень нравятся детям. Производится на основе глицина, магния, экстрактов мяты и мелиссы. Противопоказание – возраст младше 3 лет;
- Тенотен детский. Оказывает седативное и противотревожное действие. Назначается при невротических и неврозоподобных расстройствах, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Используется для лечения детей старше 3 лет.
Психостимуляторы
В редких случаях детям назначают психостимуляторы, наиболее известными являются следующие лекарственные средства:
- Риталин. Назначается при СДВГ. Делает ребенка менее импульсивным и более сосредоточенным, повышает общее качество жизни. В России препарат не продается, т. к. может вызывать зависимость и серьезные побочные эффекты;
- Экседрин. Производится на основе ацетилсалициловой кислоты и психолептиков. Имеет множество противопоказаний, назначается подросткам от 15 лет и старше. Дозировку должен подбирать врач. Несоблюдение этого требования чревато развитием побочных реакций: головной боли, нервного тика, головокружения и т. д.;
- Аддеролл. Комбинированное средство, содержащее 4 соли амфетамина. Использовать препарат можно только под присмотром врача, т. к. передозировка чревата гипертермией и острым некрозом скелетных мышц. На территории РФ Аддеролл запрещен.
Ноотропы
Если основная проблема заключается в рассеянном внимании, ребенку назначаются ноотропные препараты. Нейрометаболические стимуляторы улучшают работу головного мозга и восстанавливают обменные процессы в нервных клетках.
Ноотропы, часто назначаемые детям при гиперактивности:
- Пирацетам. Выпускается в капсулах, используется для лечения детей старше 3 лет. Стимулирует синтез дофамина и улучшает обменные процессы в головном мозге. Повышает концентрацию внимания, улучшает когнитивные функции. Не оказывает психостимулирующего или седативного действия;
- Глиатилин. Продается в форме капсул, раствора для в/в и в/м введения. Восстанавливает нормальное кровообращение в головном мозге, что ведет к улучшению памяти, внимания и мышления. Для лечения детей рекомендуется использовать раствор;
- Кортексин. Является инновационным нейропротекторным препаратом без побочных эффектов, что позволяет использовать его с 0 лет. Продается в виде порошка, из которого готовится раствор для в/м введения. Лекарство оказывает антиоксидантное действие, защищает клетки от свободных радикалов;
- Ноопепт. Выпускается в таблетках, обладает нейропротективными и ноотропными свойствами. Улучшает память и стимулирует способность к обучению. Подросткам препарат назначают редко, т. к. возраст до 18 лет является противопоказанием.
Другие лекарства
Детям с гиперактивностью могут назначаться норадреналиновые препараты, такие как Дигиталис. Гомеопатическое многокомпонентное средство редко используется в детском возрасте.
Обычно врачи отдают предпочтение перечисленным выше седативным и ноотропным препаратам. Также возможно использование биологически активных добавок.
Главное – помнить о том, что прием любых препаратов (в т. ч. тех, которые продаются без рецепта) должен быть согласован с врачом.
Если ребенок перевозбудился, нужно сменить обстановку на более спокойную, например, отвести его в другую комнату. Если малыш расстроен, можно обнять его и погладить по голове.
Успокоительный сбор для детей
Если верить отзывам, травы хорошо помогают при синдроме гиперактивности. Детям до 12 месяцев можно давать однокомпонентные отвары, приготовленные из ромашки, валерианы, мелиссы, фенхеля. Они являются наиболее безопасными, т. к. редко вызывают аллергические реакции.
Чтобы заварить траву, нужно ознакомиться с инструкцией на упаковке. Детям от 1 года до 3 лет можно давать “Успокоительный сбор для детей”, продающийся в аптеках. Препарат содержит пустырник, валериану, чабрец и курильский чай.
Чтобы приготовить напиток, необходимо:
- залить 1 ст. л. сбора стаканом кипятка;
- поставить на водяную баню на 20 минут;
- настаивать в течение получаса;
- процедить.
Отвар дают ребенку 1 раз в день по 1/3 стакана. Делать это желательно перед сном. Также можно купить “Детский успокаивающий чай” в пакетиках, который удобно заваривать.
Сбор содержит 9 лекарственных растений, в т. ч. ромашку, мяту, зверобой и валериану. Употреблять такой напиток можно не более 3 раз в сутки.
Видео по теме
Какие успокоительные можно давать детям? Ответы в видеоролике:
Лечение гиперактивности лучше доверить врачу. Самостоятельно предпринимать какие-либо действия не только бессмысленно, но и опасно: неправильный выбор препарата может привести к развитию осложнений и побочных эффектов.
Источник
Многие родители к двухлетию своего малыша начинают замечать что, ребенок непоседлив, неугомонен и ему бывает трудно сосредоточиться на каком-то определенном деле. Одним словом, гиперактивный, трудный малыш. Что делать в этом случае окружающим его взрослым? Ведь именно в этом возрасте признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности, начинают проявляться наиболее ярко.
Чтобы не строить пустых предположений и не ставить клеймо гиперактивного на обычного подвижного ребенка, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам. Детский психолог поможет выяснить причину возникновения расстройства и даст наиболее эффективные рекомендации.
Почему?
Стоит обратить внимание на тот факт, что основной причиной гипервозбудимости современные доктора считают генетическую предрасположенность. Почти 30% родителей страдали тем же расстройством, что и их малыш.
Также среди частых причин появления гиперактивности называются:
- различные нарушения внутриутробного развития (гипоксия плода, вирусные заболевания и вредные привычки матери, токсикоз, высокое давление);
- слишком быстрые или наоборот затяжные, тяжелые роды;
- рождение с помощью кесарева сечения;
- слишком маленький вес новорожденного и рождение раньше срока;
Важно! Признаки неврологическо-поведенческого расстройства не остаются на всю жизнь и с взрослением ребенка постепенно исчезают, но правильный подход к воспитанию способен ускорить и облегчить процесс перерастания гиперактивности малыша.
Признаки и симптомы
Несмотря на то, что только психолог может поставить точный диагноз малышу, видимые признаки смогут многое рассказать родителям и позволят более тонко и грамотно взаимодействовать с ребенком.
- Неспособность усидеть на одном месте, бесцельная и бурная двигательная активность.
- Неадекватное поведение, например, резкое вскакивание, неожиданный громкий смех или крик.
- Неумение сосредоточится на одном занятии, малыш легко отвлекается.
- Импульсивность действий.
- Малыш очень часто ломает и теряет игрушки.
- Плохо воспринимает обращенную к нему речь, рассеянный и забывчивый.
- Плохо спит.
- Неумение ждать, например своего хода в игре или обещанного подарка.
- Необдуманность поступков и действий.
Рекомендации родителям
Среди специалистов считается, что если кроха не продемонстрировал признаков гиперактивности до трех лет, то в дальнейшем опасность появления синдрома дефицита внимания существенно снижается. Поэтому именно 2 года становятся определенной точкой, определяющей дальнейшее развитие малыша. Именно в этом возрасте гиперактивность и беспокойное поведение, неплохо поддаются коррекции, тем самым позволяя заранее приготовить ребенка к поступлению в детский сад, а затем и в школу, без лишнего стресса.
Что делать если ребенок гиперактивный в 2 года?
- Строгий распорядок дня. Четкое расписание ежедневных дел, помогает организовать деятельность гипервозбудимого малыша и застрахует от появления резких всплесков энергии.
- Чистота в детской. Необходимо следить за порядком в комнате малыша. Разбросанные игрушки провоцируют рассеянность внимания и расторможенность крохи. Причем в комнате не должно быть ярких, кричащих цветов, декора и раздражающих источников шума (телевизор, радио)
- Контроль над капризами. Не стоит потакать любым желаниям и истерикам ребенка. В этом случае, лучше ненавязчиво переключить внимание малыша на что-то другое.
- Благоприятная, любящая атмосфера в семье. Постарайтесь не ссориться на глазах крохи. Обязательно оградите его от негативных эмоций и агрессивного поведения домочадцев.
- Постарайтесь хотя бы на время свести к минимуму визиты шумных компаний и получение ярких впечатлений (посещение цирка, развлекательно-игрового центра, мест общественного гуляния). Более уместны спокойные ежедневные прогулки и семейные выезды на природу.
- Превратите отход ко сну в настоящий ритуал. С принятием успокаивающей травяной ванночки, чтением любимой книги и тихой колыбельной на ночь.
Важно! Помните, что гиперактивному ребенку двух лет нужно дать понять, что он ничем не отличается от сверстников. Кроха ничем не болен, а является индивидуальностью требующей особенного подхода.
Малыш с синдромом дефицита внимания, нуждается в постоянной поддержке и одобрении. Родительская любовь и забота поможет ребенку быстрее справиться с проблемами и пережить этот сложный период без потерь.
Полезное видео
Особенности взаимодействия с гиперактивными малышами требуют определенных знаний и навыков. А в чем заключается специфика общения с гипервозбудимым ребенком и какой путь коррекции выбрать, можно узнать в представленном видеоролике.
Вам будет интересно
Серия статей на нашем сайте про гиперактивность детей в разном возрасте, особенности, лечения медикаментозными препаратами и народными средствами, а также секреты воспитания послушного ребенка:
Секреты воспитания послушного ребенка
Если у вас гиперактивный ребенок до года: причины, симптомы и рекомендации
Что делать, если ребенок в 2 года не слушается
Гиперактивный ребенок в саду и в первом классе: особенности и адаптация
Гиперактивный ребенок 3-7 лет
Если у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами
Источник
Часто родители и учителя считают гиперактивным просто активного ребёнка, который крутится на уроке, шумный и непоседливый.
Какие признаки помогут выявить по-настоящему гиперактивного ребёнка?
- Практически всегда гиперактивность сопровождается задержкой психического развития (ребёнку трудно осваивать образовательную программу его возраста, поэтому в основном такие дети учатся по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с задержкой психического развития (по крайней мере до окончания начальной школы (1-4 класс). Интеллект такого ребёнка может быть намного выше интеллекта его сверстников, но в определённых, узких областях. Например, такой ребёнок может прекрасно рисовать, намного опережая сверстников, иметь энциклопедические знания о мире животных и растений, о природных явлениях, безошибочно писать даже сложные слова. Но в других сферах у него будет существенный пробел. Например, вследствие несовершенства мелкой моторики, ему может долго не даваться письмо, хотя печатными буквами он будет писать идеально; если у него не сложились отношения с математикой, то потребуется много усилий, чтобы заставить заниматься этим предметом; из-за слабого произвольного внимания и повышенной отвлекаемости гиперактивный ребёнок будет постоянно допускать ошибки в счёте; ему крайне трудно усидеть за партой, практически всегда он нарушает дисциплину и бывает вообще «выключен» из того, что происходит в его классе, занимаясь своим любимым делом, например, чтением. Читать может не по возрасту хорошо.
- Задержка психического развития такого ребёнка – это следствие существенных эмоционально-волевых нарушений. Если просто активный ребёнок может себя контролировать, и, приходя в гости, сидеть спокойно по просьбе мамы, например, то гиперактивный ребёнок себя контролирует с огромным трудом, быстро срывается и даёт свободу своей необузданной энергии. Его можно сравнить с прыткой, шкодливой обезьянкой, которая лазает, порой, под самым потолком, целый день прыгает, кричит. Ему очень трудно усидеть на месте, он постоянно напряжён, встревожен – от этого часто у него можно наблюдать синдром навязчивых движений (сосание пальцев, мышечные, вокальные тики, синдром беспокойных ног, навязчивое рисование и многое другое).
Такой ребёнок очень эмоционален, импульсивен, впечатлителен. Если он посмотрел какой-то мультфильм, который произвёл на него неизгладимое впечатление, то продолжительное время его могут преследовать эхолалии из этого мультфильма (проговаривание диалогов мультгероев из впечатливших его сюжетов), рисование на эту тему, во время школьных уроков он также мыслями находится в этом мультфильме, временно утрачивая способность к усвоению знаний).
Вследствие повышенной возбудимости он часто не слышит инструкцию, и у взрослых складывается впечатление, что ребёнок её не понимает. На короткое время, из-за волнения и повышенной тревоги, у него может наблюдаться невротическое психосоматическое нарушение в виде мнимой глухоты или потери речи. В таких случаях гиперактивного ребёнка принимают за аутиста.
Однако существенное отличие его от аутиста – общительность. К 5 -6 годам он хорошо идёт на контакт со взрослыми, задаёт много вопросов, вступает в игры с детьми. Если для аутиста комфортно находиться в своей «скорлупе», то у гиперактивного ребёнка игнорирование его взрослым может вызвать вспышку агрессии и приступы непослушания. У гиперактивного ребёнка отсутствует ритуальность в поведении, продолжительная зацикленность на чём-то одном. Его внимания на всё хватает на 10, в лучшем случае, 20 минут.
За всё своё время работы с такими детьми не встречала у них агрессии, направленной на других детей. Скорее больше он подвергается нападкам одноклассников из-за своей чудаковатости.
Агрессия проявляется у него в виде сопротивления, когда родитель или учитель принуждают его выполнить какое-то действие (например, он не хочет идти в столовую, и это нежелание может сопровождаться истерикой и валянием на полу).
Бывает, что для снижения избыточной активности и тревоги психиатры назначают таким детям нейролептики. Но существует мнение, что нейролептики, вместе с тем, угнетают умственную деятельность.
Можно ли успокоить ребёнка без приёма антипсихотических средств?
Существенно успокоить его получится вряд ли, но можно добиться неплохих результатов, если придерживаться системы определённых действий:
Давать ребёнку ноотропные препараты (проконсультировавшись с психиатром);
Соблюдать режим дня (гиперактивный ребёнок обязательно должен иметь дневной сон и ложиться спать не позднее 9-10 часов вечера);
Не перегружать его психику: время проведения за компьютером или телевизором не должно превышать 20-30 минут в день (частая смена изображений, напряжение глаз вызывает настоящий сумбур в голове гиперактивного ребёнка, после чего он долго не может успокоиться); старайтесь смотреть спокойные мультфильмы, не вызывающие у него аффектов, познавательные передачи, релаксационное видео на тему природы, не перебарщивайте с домашними занятиями (если ребёнок учится в 1-м классе, можно заниматься по 10 минут за 1 раз в 3 захода в течение дня);
Родитель и учитель должны быть для такого ребёнка образчиком спокойствия и уравновешенности. Неуравновешенный родитель, привыкший прибегать к физическим наказаниям и крику – «прекрасный» активатор дезадаптации, повышенной тревоги и возбудимости гиперактивного ребёнка (общаться с таким ребёнком надо спокойно, медленно, терпеливо повторяя по нескольку раз). В качестве воспитания можно использовать жетонную систему вознаграждения. Это называется оперантным научением, автором которого является бихевиорист Беррес Фредерик Скиннер. Оперантное научение успешно применяется для изменения поведения даже у самых неуравновешенных индивидов. Главное в этом процессе – точно определить неподходящее поведение, от которого мы хотим избавиться, уточнить новое желаемое поведение и верно выбрать режимы подкрепления, которые будут эффективно влиять на ребёнка, строго придерживаться этой системы. Изменение деструктивного поведения у детей, чья психика более лабильна, чем у взрослого, может занять до 1 года, в более тяжёлых случаях – от 2-х лет.
Дома ребёнок не должен быть полностью предоставлен самому себе, ему требуется хотя бы 1 час полного родительского внимания в день. Имела опыт общения с одним гиперактивным мальчиком в период, когда у него произошёл нервный срыв. Он признался, что родители не обращают на него внимания. Видимо это и послужило триггером его усугубившегося поведения.
Плавание и водные процедуры прекрасно успокаивают и снимают напряжение. Хорошо сочетать их с упражнениями на эмоциональную разрядку и релаксацию.
К подростковому возрасту гиперактивность существенно сглаживается, но какие-то черты могут жить в человеке до конца его дней.
Конечно, все приведённые методы требуют большей включённости родителей и учителей в процесс воспитания и развития этого маленького индивида, а дать таблетку гораздо проще. Поэтому выбор за Вами.
Подробнее о взаимодействии с гиперактивными детьми Вы можете узнать, перейдя по этим ссылкам:
https://www.b17.ru/article/73346/
https://www.b17.ru/article/78561/
https://www.b17.ru/article/74750/
https://www.b17.ru/article/72836/
Дорогие читатели, буду рада, если мои статьи помогут решить Ваши жизненные задачи!
За подробной консультацией Вы можете обратиться ко мне, перейдя по ссылке.
Источник