Как ускорить развитие годовалого ребенка
Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период – направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».
Интеллектуальное развитие
Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.
- Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
- Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
- Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
- Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
- Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
- Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
- Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
- Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
- Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
- Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.
Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.
Речевое развитие
В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?
- Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
- Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
- Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
- Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
- Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
- Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.
Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.
Мелкая моторика
Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:
- Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
- Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
- Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
- Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
- Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
- Игры с рамками-вкладышами и сортером.
- Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
- Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.
Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.
Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:
- Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
- Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,
познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.
- Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
- Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
- Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
- Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.
Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.
Источник: https://karkusha.su/kak-razvivat-rebenka-v-1-god/
Источник
Однажды мне встретилась одна молодая мама, которая была очень обеспокоена тем, что ее ребенок одного месяца от роду еще не удерживал головку. Не знаю, почему она решила, что ребенок к этому возрасту должен это делать, но нервничала мама очень сильно, что тут же отразилось и на её ребенке.
Многие молодые мамы не находят себе места по аналогичному поводу. Когда ребенок должен поползти, когда пойти, когда он должен узнавать родителей? Вопросов возникает масса. Постараемся ответить на некоторые из них – при помощи рекомендаций психологов по развитию младенца.
Первый месяц. В сидячем положении у ребенка головка еще падает, но, лежа на животе, он недолго головку удерживает. Ручки его еще «скручены» – это сохраняется подобие эмбрионального положения.
Ребенок уже обращает внимание на звуки; впервые с ним устанавливается прямой зрительный контакт – он смотрит в глаза (это происходит примерно к 3-5 неделям).
Младенец перестает плакать, когда его берут на руки; его плач и крик приобретают сигнальное значение (призыв на помощь).
Второй месяц. Ребенок на животе недолго удерживает головку и делает самостоятельные попытки ее приподнять. Он соединяет ручки перед собой (что происходит в хаотичной активности после освобождения из тугих пеленок) – это важный шаг к осмысленной координации движения.
Лежа на спине, младенец поворачивает головку, что связано со зрительным и слуховым вниманием. Делает свободные движения ручками и ножками.
В сидячем положении он недолго удерживает головку. Может (но это не обязательно) непрерывно смотреть на что-нибудь в течение нескольких секунд и тянуться к ближайшим предметам. Ребенок уже улыбается в ответ на вашу улыбку, затихает на знакомый голос. Он активно слушает речь взрослого, прекращая другую деятельность, издает гуканье в промежутках речи взрослого.
На втором месяце возникают положительные эмоции в ситуациях, когда берут на руки, играют, купают.
Улучшается зрительное и слуховое восприятие. Ребенок уже проявляет небольшую исследовательскую активность и явно оживляется перед кормлением. Младенец изучает движения своих ручек.
Третий месяц. Лежа на животе, ребенок достаточно уверенно держит головку. А в сидячем положении при минимальной поддержке удерживает головку. Совершает активные движения руками и ногами вместе. Активно старается дотянуться до ближайших объектов (особенно ярких, блестящих, звучащих), но пока безуспешно. Когда его поддерживают, он упирается ногами в опору – «пляшет».
Ваш малыш улыбается, смеется при виде лица близкого взрослого; поворачивает головку на разговоры и пение. Узнает маму. Ребенок старается привлечь внимание окружающих и протестует, когда остается один.
Впервые у малыша проявляется память – пока, правда, по отношению к известным предметам. Он долго сопровождает какой-либо предмет глазами, но может переводить взор с одного предмета на другой. Малыш исследует свое лицо и другие части тела с помощью рта и рук.
При этом молодым родителям надо знать: если ребенок не сможет проявлять активность, у него возникнут негативные эмоции, что сразу же проявится в капризах.
Рекомендации психолога (от рождения до трех месяцев)
Проводите как можно больше времени с ребенком и не просто так, а в содержательной совместной деятельности.
На крик и плач ребенка обязательно надо прийти на помощь, так как эти сигналы говорят о какой-то потребности или дискомфорте.
Обязательно держите ребенка на руках – это укрепляет вашу эмоциональную связь, а также расширяет пространство, которое видит ребенок.
Нужно всегда предлагать ребенку более высокий уровень общения, чем он достиг (пение, содержательные разговоры).
Создайте ребенку условия для формирования положительной самооценки, поощряя его минимальные достижения. Если, например, малыш поворачивает головку на звук погремушки, а мама гремит еще сильнее, улыбается и ласкает его, целует, то развитие ребенка пойдет гораздо быстрее.
Поощряйте всяческую любознательность вашего малыша.
В течение дня несколько раз выкладывайте ребенка на животик и сажайте его на руки – мир перед ним открывается иначе, он лучше осваивает окружающую обстановку.
Давайте много игрушек в кроватку. Как можно больше говорите с ребенком – это ускорит осознанное восприятие речи. Включайте хорошую (классическую) музыку.
Попробуйте такое упражнение: привяжите к ножкам или ручкам ребенка колокольчики – это очень полезно для развития его координации.
Четвертый месяц. Ваш ребенок уже сидит с поддержкой (в подушках), и в это время может прямо удерживать головку. Лежа на спине, также может поднимать и удерживать головку. Малыш тянется к ближайшим объектам ручками (родители должны помнить, что это происходит в общении ребенка со взрослым, когда взрослый привлекает внимание ребенка к новым предметам).
Улыбается людям быстро, легко и открыто, а также громко смеется. Он уже должен узнавать маму, папу и поворачивать голову на знакомые голоса. Возникает гуление, т. е. тихие, протяжные гласные звуки, имитирующие интонации взрослого человека.
Здоровый малыш проявляет в этом возрасте постоянную готовность к исследованию окружающего мира. Все, что попадается ему на глаза, – интересно, все надо попробовать «на зубок». Улучшается память, прошлый опыт дольше сохраняется.
Пятый месяц. Малыш уже переворачивается с животика на спину, лежа на спине приподнимает головку и плечи, сидит с поддержкой, сохраняя спину прямой. Он может быть поставлен на ножки и сохраняет позицию стоя с поддержкой. Начинает дотягиваться и схватывать объекты, а также перекладывать объекты из руки в руку.
Инициатива и активность ребенка все увеличиваются. У малыша возникают реакции страха и гнева (реакция страха на маску или незнакомый предмет, реакция гнева на ограничение активности или потребностей). Возрастает интерес к игрушкам, желание манипулировать с ними (даже в отсутствии взрослого).
Увеличиваются периоды бодрствования. Младенец начинает различать знакомые и незнакомые объекты и людей, причем незнакомые объекты вызывают у ребенка умеренный страх, а знакомые – положительные эмоциональные реакции. В речи наряду с гласными появляются некоторые согласные (б, д, м), взрывные, звонкие. Малыш прослеживает путь движения предметов на значительном расстоянии (и не только тех предметов, которые держит взрослый).
Шестой месяц. Малыш сидит почти без поддержки практически самостоятельно. Лежа на животе, начинает ползти вперед или назад (для этого можно поставить впереди яркую, звучащую игрушку и положить ребенка на животик). Возникают первые простейшие действия с предметами.
Ребенок часто улыбается изображению в зеркале, реагирует на свое имя. Возникает положительная эмоциональная реакция на других детей. Малыш может волноваться и пугаться в обществе незнакомых людей – это считается нормальным. Он начинает подражать выражению лица и интонациям голоса взрослого. К шести месяцам у ребенка возникает большой интерес к разного рода играм, особенно к звуковым.
Малыш рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время, использует пальцы и руку для исследования окружающих объектов, может начать сравнивать одновременно 2 объекта – постукивать предметом о предмет. Он дотягивается и схватывает видимые предметы, начинает тянуться и за упавшими. В речи появляются многие согласные и гласные.
Рекомендации психолога (от четырех до шести месяцев)
Играйте в различные игры, не ограничивайтесь крепким прижиманием к себе ребенка. Попробуйте следующие игры: прятки, щекотание, поглаживание, подкидывание, подбрасывание ребенка; имитационные игры – взрослый делает какое-либо движение, а ребенок повторяет (стих или песня помогают организовать движение).
Дайте вашему ребенку свободу передвижений. Увеличивайте жизненное пространство малыша: чаще сажайте на стульчик, совершайте больше прогулок.
Больше разговаривайте с ребенком, чтобы обогатить его слуховое восприятие различными звуками. Давайте ему как можно больше игрушек. Стимулируйте развитие подражания, то есть сначала сами подражайте каким-либо действиям ребенка для того, чтобы научить его подражанию.
Седьмой месяц. Малыш уже смело переворачивается со спины на живот и, наоборот, хорошо сидит с минимальной поддержкой, может садиться в кроватке с поддержкой. Начинает ползать. Иногда и стоит с поддержкой. Возникают повторяющиеся действия, например, постоянные бросания предметов из кроватки – таким образом ребенок устанавливает причины и следствия своих простейших действий.
У малыша часто возникает страх по отношению к незнакомым людям. Он уже понимает различные интонации голоса и впервые понимает «нет», «нельзя». В зачаточном виде появляется и чувство юмора. Проявляется большой интерес и удовольствие от игрушек и от общения с близкими.
Ребенок может различать расстояния – близко или далеко (к дальним предметам не тянется). Начинает понимать свою причастность к результатам и последствиям действий (через повторяющиеся действия). Малыш все больше подражает звукам речи взрослого, возникают первые слова (ма-ма, ба-ба, па-па), но это лишь «псевдослова», то есть это устойчивые звуковые комплексы, не имеющие предметной отнесенности. Дальнейшее развитие памяти – на повторение событий прошлого возникает яркая эмоциональная реакция.
Восьмой месяц. Малыш сидит без поддержки и хорошо стоит с поддержкой. Часто и сам поднимается в положение стоя, используя опору (но сесть обратно не может, падает и зовет на помощь). Он умело хватает маленькие объекты, используя «клешню», то есть уже развито хорошее противопоставление большого пальца остальным. Сам может есть печенье, сухарь, баранку, что говорит о сложной высококоординированной деятельности.
Что касается эмоциональных проявлений, малыш продолжает бояться чужих и одновременно усиливается привязанность к маме и страх разлучения с ней. В отсутствие внимания взрослых кричит, плачет. Повышается интерес к отражению в зеркале, пытается обнять его, хлопает, целует. Постоянно возникают реакции огорчения, обиды на ограничения активности. Увеличивается интерес к игрушкам, к игре.
Ребенок может решать простейшие проблемы, например, прослеживание траектории предмета, скрытого за ширмой. Подражает достаточно сложному поведению взрослых – хлопкам, указательному жесту. Понимает значение некоторых слов: мама, свое имя, бутылочка, любимая игрушка.
Девятый месяц. Малыш хорошо сидит на стуле без поддержки длительное время. Он успешно ползает, может даже ползать, держа в руке игрушку. Может заползать вверх по лестнице, но спуститься еще не может. Ребенок может манипулировать, держа в каждой руке по объекту.
Явно выражено стремление получить одобрение взрослого. Малыш начинает реагировать на словесную реакцию взрослого на свои поступки. Возникает избирательность к игрушкам в результате опыта манипулирования ими, то есть появляются более и менее любимые игрушки. Ребенок начинает защищать свои игрушки, не отдает их, гневается.
У малыша углубляется понимание причин и результата простейших его действий. Он может следовать простейшим инструкциям взрослого. Может смоделировать простейшие пространственные отношения – поставить кубик на кубик, например. Родители должны обратить внимание на то, что малыш начинает скучать при повторении одних и тех же игр.
Рекомендации психолога (от семи до девяти месяцев)
По-прежнему важно – свобода передвижений! Разрешайте ребенку больше ползать не только по всему дому (конечно, предварительно обеспечив его безопасность), но и по телу взрослого.
Обогащайте эмоциональное общение с ребенком: взрослый не должен ограничиваться речью, надо больше играть, манипулировать с предметами, петь песни, читать стихи.
К концу девятого месяца возникают частые смены настроения ребенка, не надо стремиться постоянно поддерживать у ребенка хорошее настроение, надо дать ребенку элементарную свободу выражения.
Помните, что боязнь чужих взрослых – это достаточно нормальное явление в таком возрасте, но в будущем это должно постепенно проходить.
Надо позволить ребенку получить негативный минимальный болевой опыт, слово «нет» должно связываться с этим опытом, а не с наказаниями взрослого.
Десятый месяц. Малыш стоит с минимальной поддержкой, перемещается, держась за опору, может садиться из положения стоя. Может залезать и слезать с низкого стула. Умело перекладывает предметы из одной руки в другую (не глядя). Возникают действия с двумя предметами, в которых соотносятся их размеры, – действие вкладывания одного предмета в другой, например.
Малыш еще по-прежнему боится незнакомых людей. Часто привлекает внимание взрослых с помощью предметных манипуляций. Наблюдается быстрая смена настроений, а также быстрая реакция на одобрение или неодобрение взрослых (выражается в мимике, прекращении или возобновлении действия, различных звуках). Обнаруживаются первые признаки ревности, особенно по отношению к другим детям.
Ребенок может схватывать предмет без зрительного контроля, ищет предмет за спиной. Начинает выполнять инструкции типа «Дай мне!», но понимание носит ситуативный характер (с опорой на жесты и смысл ситуации). Возникают ассоциации между словами и действиями, например, на слова «хлоп – хлоп» ребенок хлопает.
Одиннадцатый месяц. Малыш стоит вполне самостоятельно, а также ходит самостоятельно с минимальной поддержкой, держась за руку или палец. Начинает ходить по лестнице вверх. Пытается правильно использовать ложку. Умеет держать карандаш и производить различные каракули. Может собирать очень маленькие предметы.
В это время ребенок становится очень зависимым от мамы, постоянно ищет одобрения, провоцирует родителей для привлечения внимания. Проявляет эмоции наслаждения, когда целуют, обнимают, прижимают. Выражает много разных эмоций и понимает их у других людей.
Ребенок имитирует сложные жесты, действия, движения. Начинает ассоциировать предметы и слова, например, собачка – «ав-ав». Малыш понимает значения многих слов и произносит некоторые из них. Он рассматривает картинки в книжке и может даже называть некоторые из них. В книжке сам переворачивает страницы, может развязывать шнурки, умеет снимать носки, шапку, варежки.
Двенадцатый месяц. Малыш ходит самостоятельно, поднимается и спускается по лестнице, начинает вылезать из кроватки, манежа, коляски. Легко переходит из положения стоя в положение сидя и наоборот. Ребенок более умело держит карандаш, ложку; начинает помогать раздевать себя.
Ближе к году возникают негативные проявления типа упрямства, отсутствия готовности к сотрудничеству, ребенок не хочет соблюдать режим дня. Повышается эмоциональная неустойчивость.
Малыш решает проблемные ситуации путем проб и ошибок, а в ряде случаев – и путем внезапной догадки. Начинает группировать предметы по разным признакам: размеру, цвету. Проявляет большую активность в поисках спрятанного предмета. Все более улучшается память – узнает очень давние ситуации. Ребенок может сказать несколько слов и даже предложения в повелительном наклонении; выполняет значительное число простейших инструкций взрослого.
Рекомендации психолога (от десяти до двенадцати месяцев)
Способствуйте расширению активности и самостоятельности на основе самостоятельного передвижения и различных действий с предметами.
Играйте в игры: прятки (поиск спрятанного предмета), «пойди и принеси», конструкционные игры (кубики, пирамиды), вкладывание одного предмета в другой (игра стимулирует восприятие размеров предметов), предметно-манипуляционные игры (с карандашом, ложкой, посудой).
Старайтесь ставить перед ребенком заведомо достижимые цели для формирования положительной самооценки.
Сократите число ограничений и запретов для ребенка, но все же оставьте самые необходимые.
Обязательно поощряйте за достижения, но используйте не материальные стимулы (конфеты), а слова, хорошо выражающие положительное эмоциональное отношение и любовь к ребенку.
Анна Лукасик
Источник