Как улучшить развитие мозга ребенка

Как улучшить развитие мозга ребенка thumbnail

«Мама, я смог! У меня получилось лучше всех!»

Это ликование – главный катализатор ребенка на успех. Радость от достижений, затраченных усилий и результатов – самый здоровый стимул, ведущий к новым свершениям.

Как обеспечить ребенку фору в этом состязании с самими собой, вчерашним? Ученые разработали на этот счет специальные техники и нейропсихологические задания.

Речь идет о науке, которая изучает связь деятельности мозга и психики. Простыми словами, она «учит» мозг работать быстрее и результативнее. Особенно эффективно совмещать действенные методики обучения с научными методиками: это развивает психические функции, формирует учебные навыки, отлично мотивирует.

Вот эти самые упражнения по нейропсихологии для детей. Кстати, их вполне можно применять для когнитивной тренировки и у подростков, и у взрослых.

Ориентируемся в информации

Эти игровые упражнения подходят для детей от пяти лет. Они помогают увеличить скорость мышления и реакции, улучшают память, тренируют умение анализировать. Это жизненно необходимые навыки для адаптации к стремительно меняющемуся миру.

Таблица Шульте

В ней случайным образом расположены цифры и буквы. Занятия по этой методике в дошкольном возрасте и в начальной школе развивают у ребенка периферическое зрение, запоминание и быстроту обработки информации.

Что делать:

Смотрите на точку в центре таблицы и называйте вслух все числа по порядку. Нельзя бегать глазами по ячейкам – пользуйтесь боковым зрением. Старайтесь снижать время выполнения упражнения – с 30 секунд до 10 секунд.

Рисуем двумя руками

Упражнение (очень хорошо подходит для домашнего использования) усиливает межполушарную взаимосвязь и оптимизирует динамику процессов познания, интеллекта младших школьников.

Что делать:

Обводите по контуру силуэт человечка или животного двумя руками одновременно. Можно делать это пальцами, а можно карандашами или фломастерами.

Читаем-пишем

По данным научных исследований, почти у половины младших школьников есть трудности с обучением и с усвоением школьной программы. Как правило, если ребенок не успевает по какому-то предмету, причина не в отставании его в развитии и не в других нюансах органического характера.

Просто дело в том, что, столкнувшись однажды со сложностями, человек не получает инструментария для их разрешения: все одноклассники идут по программе дальше, а вопросы у отдельно взятого ученика лишь накапливаются… В этом случае на помощь учителям и родителям опять-таки приходят игры.

Текст за ширмой

Упражнение отучает от регрессии – это когда человек повторно прочитывает один и тот же текст, возвращаясь к нему глазами. Также эта методика является основой скорочтения: в этом методе не нужно скользить глазами по странице, необходимо приучить себя считывать слова целиком.

Что делать:

Дайте ребенку текст, но закрывайте прочитанное «ширмой» (сложенным бумажным листом). Вести ее необходимо довольно быстро. Причем с каждым занятием скорость стоит чуть прибавлять.

Лабиринт

Упражнение помогает сконцентрироваться и удержать внимание, закаляет память, улучшает ориентацию в пространстве.

Что делать:

Пусть ребенок ищет верную дорожку в лабиринте лишь глазами, не ведя по пути карандашом либо пальцем. Это позволит ему в будущем легче «сканировать» тексты и выделять в них главную мысль, оперативно находя ответы на важные и актуальные вопросы.

Задачи на координацию

Часто бывает так: мозг работает быстрее, чем руки, и это приводит к опискам, перестановке букв или даже слогов. Из-за поспешности может сформироваться неразборчивый почерк, либо хоть и аккуратное, но чрезмерно медленное письмо.

Тут вся загвоздка в нестойкой связи между полушариями, недостаточном самоконтроле, а также в произвольности действий руки из-за задержки развития лобных долей мозговой коры.

Этот нюанс хорошо корректируется следующими упражнениями. Взрослым тоже придется непросто – попробуйте и убедитесь!

Что делать:

  • Одной рукой пишем свое имя, а другой – слово «молодец»
  • Рисуем картинки, например, человечков: одной рукой – из кругов, другой – из треугольников.
  • Раскрашиваем рисунок: правую его часть – левой рукой, левую – соответственно, правой!
  • Обводим рисунок по контуру сразу двумя руками.

Графические намеки

Словарные слова – это мучение для многих детей. Данный метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова, подключив моторику и зрительные образы, улучшает память и грамотность.

Что делать:

Чтобы запомнить, как пишется слово, которое нельзя проверить ударением, его нужно схематично нарисовать и найти в рисунке проблемную букву. Например, в «колокольчике» или в «корабле» легко усмотреть букву «О». А «палатка» и «шалаш» явно содержат букву «А» – на нее так похож треугольный вход в эти сооружения. Отличная мнемотехника!

Вывод

Нейропсихологические упражнения крайне важны для развития интеллекта, запоминания, скорочтения. Служат этой высокой цели и специальные тренажеры Викиум: они созданы на научной базе, хотя внешне выглядят как «отдыхательные» игры.

Читайте также:  Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка

Обводя собственное подсознание вокруг пальца и даря ему возможность расслабиться, вы прокачиваете ключевые когнитивные функции и навыки, владение которых незаменимо в нашем стремительном и потрясающе-интересном мире.

Источник

Когда ребенок только появился на свет, его мозг уже содержит 100 миллиардов нейронов. На протяжении первых 3-5 лет он активно развивается, производя ежесекундно более миллиона нейронных связей. На эти процессы влияют множество факторов, в том числе отношение родителей, приобретаемый ребенком опыт, окружающая среда. Если дети растут в спокойной положительной атмосфере, для развития мозга и установки нервных связей будет меньше препятствий. Многое зависит от правильного планирования беременности и здорового образа жизни родителей. Какие еще нюансы нужно учесть для того, чтобы мозг ребенка хорошо развивался?

Отказ от вредных привычек во время беременности

Чтобы увеличить шансы на рождение здорового и способного ребенка, будущей матери необходимо бросить курить и отказаться от других пагубных привычек еще задолго до беременности. Нельзя подвергать малыша и пассивному курению, пребывать с ним в задымленных помещениях. Многочисленные исследования доказывают, что вредные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики) являются основными причинами проблем с рождением и развитием ее детей.

Ядовитые химические вещества в сигаретном дыме и спиртных напитках разрушительно воздействуют на мозг будущего ребенка. Они через кровь матери попадают в организм малыша. Исследователи утверждают, что при пренатальном курении неблагоприятные изменения происходят в структуре и функциях мозга детей. В последующем это приводит к снижению интеллектуальной активности, проблемам в обучении и поведении.

Выбор грудного вскармливания

У грудного вскармливания обнаружено множество преимуществ как для матери, так и для ее малыша. Благодаря содержанию в грудном молоке жира, холестерина и необходимых питательных веществ, оно благотворно влияет на иммунитет и на мозг ребенка. Ученые утверждают, что дети (особенно мальчики), которых кормили грудью 1-2 года, имеют более высокий уровень когнитивного развития. Даже недоношенные дети, получавшие в достатке грудное молоко, отличаются большим объемом определенных областей мозга, отвечающих за интеллект, память и моторные функции. Врачи рекомендуют кормить новорожденного грудью как минимум полгода, а лучше год и более.

Слушание музыки с раннего возраста

Спокойная классическая музыка обладает удивительными свойствами и положительно влияет на мозг ребенка. С ней желательно знакомить будущего малыша еще в период беременности, чтобы он мог слышать мелодичные звуки в утробе. Это способствует формированию когнитивных функций и общему развитию. Красивые, приятные слуху мелодии приводят к высвобождению дофамина, что стимулирует мотивацию продолжать обучение. Вот почему музыка способна облегчить учебный процесс и помочь детям усваивать материал.

Ранний возраст ребенка – хорошее время для начала обучения музыке. Это положительно влияет на развитие мозга, тренирует интуитивное мышление, внимательность, расширяет кругозор. Родители, которые отдают детей в музыкальную школу до 7 лет, отмечают, что у их малышей в течение года улучшилась память и способность к обучению в дошкольных и школьных учреждениях. Научные исследования подтвердили, что раннее музыкальное образование укрепляет связи между левым и правым полушариями головного мозга, улучшая умственные способности ребенка.

Ограничение гаджетов

Независимо от того, насколько заняты родители, нельзя допускать, чтобы дети подолгу сидели перед телевизором, компьютером или мобильным телефоном. Большинство педиатров не рекомендует просмотр телепередач ребенку до двух лет. От этого может пострадать мозг ребенка и его интеллектуальные способности. Детям старше двух лет достаточно проводить у экрана не более пары часов в день. В противном случае заметно ухудшается успеваемость, поведение, сон, мотивация к учебе, творчеству и стремления к победам. Взамен могут усилиться тяга к насилию, увеличиться лишний вес, капризы.

Помимо этого длительное времяпрепровождение за телеэкраном способствует постепенному отдалению ребенка от родителей. Он перестанет доверять взрослым, будет меньше общаться с ними, не обращать внимание на их просьбы и не ценить своих родных. Ученые отметили, что у детей, которые до трех лет много времени проводили у экрана или играли в телефон, мозг хуже развивался, что отразилось на более низкой их успеваемости в школе.

Чтение книг вместе с родителями

Перед тем как научить ребенка читать, его важно заинтересовать книгами. Делать это родители могут с самого раннего возраста. Выбрав добрые поучительные сказки или детские истории, нужно регулярно читать их ребенку, к примеру, перед сном. У этого занятия масса преимуществ. Даже если дети не до конца понимают произнесенные взрослым слова, они способны уловить интонацию, мелодику звуков и эмоции родителя. Вот почему важно читать с выражением! В книгах помимо текста должны быть красочные и понятные картинки, чтобы ребенок учился соотносить их с содержанием. При регулярном чтении малышу в раннем возрасте его мозг намного лучше развивается, что позже помогает в освоении языка, навыках говорения и грамотного письма.

Читайте также:  Влияние развитие ребенка при развода

Физическая активность

Будь-то маленький ребенок или взрослый – регулярная физическая активность необходима всем. Это доступный и важный способ поддерживать здоровье и познавательные способности детей в раннем возрасте. Ежедневная зарядка и занятия спортом помогают увеличивать память, улучшать обучаемость, снижать риски когнитивных нарушений и деменции в зрелости. Упражнение улучшают циркуляцию крови и поступление кислорода в мозг. Это обеспечивает нормальное функционирование нервов, что положительно сказывается на физическом, умственном и психологическом здоровье малыша.

Здоровая еда, полезная для мозга

К привычке есть здоровые продукты нужно приучать с ранних лет. Правильная диета необходима для хорошего умственного и физического развития. Полезные для мозга продукты: зеленые овощи, ягоды, яблоки, овсяная каша, темный шоколад, рыба, диетическое мясо, апельсины, арбуз, молочные продукты, бобовые, орехи, семена. А вот еда быстрого приготовления, наполненная различными подсластителями, усилителями вкуса, может только навредить работе всех органов тела. Вреден для детского мозга и кофеин, который обнаруживается не только в кофе, но и в энергетических напитках, газировках, жевательных резинках и различных сладостях.

Педиатры поощряют, чтобы маленький ребенок ел руками (предварительно тщательно вымытыми). Это развивает мелкую моторику, позволяет исследовать различные текстуры, понимать состав продуктов и блюда, улучшать координацию рук и глаз, получать удовольствие во время еды. Категорически не рекомендуется смотреть с ребенком телевизор во время приема пищи.

Развивающие игрушки

На современном рынке представлено неимоверное количество игрушек и развлечений для ребенка. Но для обеспечения хорошей работы мозга у детей родители должны быть избирательными и обращать больше внимания на творческие развивающие игрушки.

Игра с правильными игрушками помогает ребенку развивать речь, ум, общение, эмоциональный контроль. Творческие игрушки не должны быть дорогими. Оптимально, если в их основе простой и безопасный механизм, который дает свободу воображению и стимулирует фантазию ребенка.

Время для общения с детьми

Это обязательный пункт в списке советов для улучшения развития ребенка. Если у родителей постоянно не хватает времени на общение с малышом, и он часто предоставлен сам себе, то его мозг будет формироваться гораздо хуже, чем обычно. Начинать общение с малышом нужно уже в период беременности. Во время грудного вскармливания полезно ласково с ним разговаривать, петь песни, рассказывать стихи или потешки. Во время прогулки описывать окружающие малыша предметы. Даже когда ребенок пойдет в школу, родителям необходимо выделять время для регулярного общения с ним, внимательно слушать его, быть в курсе его дел, знать его учителей, увлечения, друзей. Важно строить отношения с ребенком на любви, уважении и доверии.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Учителя бьют тревогу: школьники не могут сконцентрироваться, плохо запоминают информацию, не воспринимают длинные тексты, не вникают в суть. Всему виной так называемое клиповое мышление, которое диагностируют у 80% учеников.

Наш мозг очень пластичен, и его нужно развивать. Начинать лучше с маленького возраста и совсем несложных упражнений с игровой механикой. Этого можно достичь, приобщая малыша к выполнению повседневных действий. Когда ребенок получает разный жизненный опыт и выполняет разные действия, его мозг развивается. А подключая осязание, обоняние, зрение, слух, память и вкус мы еще больше способствуем этому.

Раскрывай способности ребенка. Разблокируй мозг. Используй скрытые резервы!

Если ты хочешь развить аналитическое мышление, внимательность и способность к концентрации, внедряй эти советы. Они будут полезны не только детям, но и взрослым.

1 Вводи новые правила

Чтобы развивать и тренировать мозг, желательно делать каждый день что-то новое, не так, как привыкли. Попробуй предложить малышу чистить зубы, есть, рисовать, писать, печатать или ловить мяч другой рукой. Это упражнение поможет мозгу вырабатывать новые нейронные связи. Он начнет задействовать больше ресурсов и использовать максимум потенциала.

С рождения у большинства людей одна часть мозга является ведущей. Просто обычная замена руки поможет развить вторую часть мозга. Все прогрессивные страны уже отметили пользу писать левой рукой: развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за обработку невербальной информации, пространственную ориентацию, воображение, эмоциональный интеллект. Ученые выяснили, что человек, который умеет писать обеими руками, – творческий и находчивый.

Читайте также:  Индивидуальная карта логопедическая развития ребенка в доу

Своему ребенку это испытание преподнеси как игру. За усердие малыша можно наградить небольшим подарком.

2 Больше играй

Играй с ребенком за завтраком, обедом, или ужином, параллельно тренируя обонятельную и вкусовую память. Пусть малыш закроет глаза, а ты дашь ему кусочек яблока, моркови, ложечку пюре или каши. Сначала пусть он попробует распознать запах, а потом вкус. Обычно такое упражнение детки воспринимают на «ура».

3 Тренируй память

В любую свободную минуту помогай малышу тренировать память и внимательность. Возьми какой-нибудь предмет и положи его перед ребенком. Попроси запомнить детали и закрыть глаза. Пусть он опишет предмет.

Начинай с простого, например, ручки. Постепенно усложняй задачу. Покажи маленькому исследователю куклу, затем убери ее. Задавай уточняющие вопросы. Спроси, например, какого цвета глаза, что надето на куклу, есть ли у нее бантик.

4 Используй игру «На что похоже?»

Развивай ассоциативное мышление у ребенка при помощи игры «На что похоже?». Возьми любой предмет и предложи малышу подобрать как можно больше ассоциаций к нему.

Например, ручка может быть похожа на волшебную палочку, ракету, градусник.

5 Используй игру «Что изменилось?»

Как помочь развить внимание? В этом поможет игра «Что изменилось?». Разложи пять-десять игрушек и предложи ребенку запомнить их расположение. Затем пусть малыш закроет глаза, а ты должна поменять предметы местами. Что-то убирать или заменить. Ребенку нужно найти все изменения.

В эту игру можно играть дома или на прогулке. Каждый день искать, что изменилось в комнате, во дворе, по дороге. Это поможет развить не только внимание, но и память, а также пространственную ориентацию.

6 Развивай мелкую моторику

Это хорошо известно, но мы повторим. Потому что это действительно важно! Каждый день лепите с ребенком, собирайте конструктор, делайте пальчиковые игры.

Это помогает не только подготовить руку к письму, но и способствует развитию речевых центров.

7 Используй игру «В прошлой жизни»

Помогает развить воображение и мышление. Задача ребенка – определить, чем предмет был в прошлой жизни. Например, стул был деревом, дождь был тучей, бабочка – гусеницей.

8 Проси ребенка делать что-то двумя руками

Для развития межполушарного взаимодействия – основы интеллекта – очень полезно выполнять различные действия двумя руками одновременно.

Например, пусть ребенок попробует нарисовать одной рукой круг, а другой треугольник. Одной рукой – домик, другой – солнышко. Одной рукой мнет тесто, второй раскатывает. Это достаточно сложное, но веселое упражнение.

9 Используй игру «Проверка слуха»

Для развития слуховой памяти полезно слушать звуки с закрытыми глазами. Попробуй предложить малышу услышать и определить звуки в комнате или на улице. Можно, к примеру, использовать записи звуков природы.

10 Задействуй фотографическую память

Разложи на столе мелкие предметы: игрушки, пуговицы, спички. Начинай с пяти-семи предметов. Покажи их ребенку на одну секунду, затем закрой листом бумаги или платком. Ребенок должен вспомнить, сколько предметов было.

Если малыш называет без ошибок, количество предметов можно постепенно увеличить. В эту игру интересно играть и на прогулке: смотрим на витрину магазина, закрываем глаза и называем предметы.

11 Выбирай правильные книги

Если ты будешь внедрять эти простые упражнения в ежедневную жизнь, то уже скоро заметишь результаты. Ребенок станет более внимательным и усидчивым, будет лучше запоминать и быстрее соображать.

Еще больше развить ребенка в игровой форме помогут полезные книги, которые стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.

Рано или поздно все родители задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Некоторые ставят задачу более категорично: как заставить ребенка читать. Это зачастую принимает формы монотонной автоматизации навыка или даже наказания. Но это ошибочная тактика, которая мало что дает! Секрет успеха в развитии скоромышления и положительной мотивации. В этой книге ты найдешь авторскую систему игровых заданий, которые улучшат технику чтения и заложат прочные основы для навыка скорочтения. Опытный педагог и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения. Для младшего школьного возраста.

Развивающая методика Gakken пользуется популярностью в Японии и во всем мире. На ее основе строится обучение в японских государственных детских садах. Тетради развивают у детей логическое мышление, творческий подход в решении задач, способность к критическому мышлению. Стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.

Эксперт

Нейропсихолог, педагог, тренер, автор 9 книг по развитию памяти и скорочтению издательства АСТ. Имеет опыт преподавания более 26 лет, руководит центром интеллектуальных технологий «Эйдос»

Источник