Как укрепить руки ребенку 4 года
В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста. Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте.
Тестирование мышц рук ребенка
Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук. Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом. При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад.
Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3-4-месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям. Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки. При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем. Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.
Упражнения для укрепления мышц рук
упражение 1
тренируем сгибание рук
1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5-7 раз.
упражнение 2
учим подтянуться и сгруппироваться
После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3-5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5-7 раз.
упражнение 3
Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5-7 раз.
упражнение 4
учим подтянуться за одну руку
Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3-5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.
упражнение 5
Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4-5 секунд. Повторите упражнение 3-5 раз.
упражнение 6
Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3-5 секунд. Повторите прием 5 раз.
упражнение 7
Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4-6 секунд. Повторите прием 2-3 раза.
упражнение 8
учим опираться на прямые руки
Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5-7 раз.
упражнение 9
Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием
упражнение 10
тренировка ходьбы на руках
Следующее упражнение – ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2-3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза. По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.
как укрепить мышцы рук ребенка
Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите по ссылке массаж рук.
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Источник
Каждая мама слышала о важности развития мелкой моторики у детей, но мало кто разбирается в профессиональной терминологии и знает, что моторика – это не просто ловкость и хороший почерк, но и возможность сохранить активность коры головного мозга до самой старости и правильная координация нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Наталья Алехина, сооснователь детских центров CityKids и автор книги «#Первые365», рассказала The Village о важных нюансах развития мелкой моторики и составила список полезных развлечений для малышей.
Наталья Алехина
сооснователь детских центров CityKids, автор книги «#Первые365»
Для начала разберемся, что из себя представляет кисть. Это сложная система из 27 костей, суставов, связок, сухожилий, мышц, широкой сети сосудов и нервных окончаний. В самих пальцах мышц нет – их движения контролируют сгибательные сухожилия, которые соединены с мышцами в ладони и предплечье. На кончиках пальцев находится огромное количество нервных окончаний и рецепторов, которые чувствительны к температуре, текстуре, давлению, влажности и вибрации. Контролирует эту сложную систему около четверти всей моторной коры головного мозга, то есть в мозгу кистям отведено больше места, чем ногам и спине. При развитии мелкой моторики улучшается и речь ребенка, поскольку соответствующие отделы головного мозга находятся рядом и влияют друг на друга.
Новорожденные обычно плохо контролируют движения своих рук, но если поместить в их ладонь любой предмет, то малыши автоматически крепко сожмут его – этот бессознательный хватательный рефлекс обычно исчезает к третьему месяцу жизни, когда младенцы начинают более осознанно брать игрушки указательным, мизинцем и средним пальцем.
К девятому месяцу жизни дети могут взять предмет, соединив четыре пальца с большим. Такой «захват клешней» развивается постепенно, и к концу первого года жизни малыши умеют брать мелкие объекты, например фасоль. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше научился соединять каждый из четырех пальцев с большим в кольцо: именно эта способность повлияет в дальнейшем на его способность рисовать и писать.
На втором году жизни тоддлеры учатся еще лучше координировать работу своих пальцев: например, полуторагодовалый малыш, который еще не умеет складывать лист бумаги, уже может его разорвать, а двухлетний уже в состоянии расстегивать молнию. Даже просто открывая двери, вытаскивая одежду из стиральной машинки или помогая маме готовить и взбивая яйца, дети приобретают бесценный опыт и развивают свои руки и кисти.
Моторика развивается по мере взросления, поэтому чем раньше ребенок освоит различные занятия для пальчиков, тем проще ему будет в дальнейшем учиться писать карандашом, рисовать, шить или проводить сложные нейрохирургические операции. К тому же дети, не обладающие развитыми навыками мелкой моторики, будут испытывать стресс и фрустрацию, иметь низкую самооценку, задержку речевого развития и проблемы с освоением языка в школьном возрасте.
По мере взросления тоддлеры исследуют окружающий мир в том числе тактильно – через игрушки и окружающие их предметы, которые можно тянуть, толкать, катить. Все это тренирует мышцы их кистей, предплечий и плечевого сустава, поэтому не нужно ограничивать малышей в подобных активностях. Важно только следить за тем, чтобы им не попадались мелкие детали: дети в этом возрасте также исследуют мир на вкус, поэтому легко могут проглотить маленькие предметы или засунуть их в нос или ухо. Вот что поможет малышу развить руки в различных направлениях:
– снимание и надевание носков и обуви;
– перетягивание веревок и канатов;
– катание, бросание и хватание мяча;
– перетаскивание ведер с водой и песком из одного места в другое;
– шагание по лестницам и преодоление препятствий;
– копание в земле или песке с помощью лопаты, граблей и других инструментов;
– мытье игрушек и предметов губкой;
– поливание растений из лейки;
– толкание игрушек перед собой;
– покраска забора (можно водой);
– сгребание, подметание, собирание листьев, палочек и крупной гальки;
– выжимание и сжимание зубной пасты, пластилина, массы для лепки;
– смешение и просеивание песка, мелкой крупы или зерен;
– раскатывание и замешивание теста.
Во многом координация движений пальцев и кисти зависит от развития мышц ладони. Если вы заметили, что малыш постоянно роняет предметы, нужно подключать его к активностям, которые помогут укрепить мышцы ладони: например, замешивание теста, просеивание песка или переливание воды.
Ползание также очень полезно для малыша: оно оказывает давление на ладони рук, распрямляет мышцы и предотвращает пальцы от закрытия, что приводит к большей гибкости ладони. Если тоддлеры пропустили стадию ползания, они могут подгибать пальцы внутрь ладони и ползать на кулачках. Это означает, что рефлекс хватания все еще присутствует. Такие дети могут избегать контакта ладони с материалами (например, тестом или пластилином) и неуклюже держать карандаш или ручку кончиками пальцев. Этим детям будут крайне полезны активности, которые помогают снять напряжение и неуклюжесть в руке: ползание в любых формах, игры в ладошки, нажимания, приготовление еды и подметание. Такие занятия стимулируют расслабление кистей рук, что повышает силу мышц и выносливость кисти.
Сила пальцев и возможность все лучше ими управлять развивается у малышей исключительно по мере получения опыта. Важные занятия, которые будут полезны малышам для развития силы пальцев:
– разрезание листов пасты или хлеба на куски;
– игры с конструктором и собирание пазлов;
– пальчиковое рисование;
– пальчиковые игры и пение;
– перебирание крупы или изюма;
– переливание воды из сосудов;
– перекладывание кусочков сахара или пасты щипцами;
– складывание и разбор мелких игрушек;
– использование штампов, прищепок и наклеек;
– вырезание ножницами.
Многие мамы все еще стремятся как можно раньше начать обучать малыша чтению и письму. Однако результаты многочисленных исследований доказывают, что учить ребенка писать можно только тогда, когда его кисть и пальцы достаточно развиты для этого. В противном случае раннее обучение может привести к тому, что ребенок, даже достигнув взрослого состояния, будет писать неправильно и быстро уставать.
Важно следить за развитием малыша и его готовностью к письму. Когда 18-месячный малыш рисует каракули, карандаш или кисть зажаты в его кулачке, а движения осуществляются плечевым суставами или корпусом. Каракули сначала выглядят как круги и только ближе к концу второго года начинают превращаться в другие фигуры. К концу третьего года жизни тоддлеры все еще по-разному захватывают карандаш и используют кисть. Если у ребенка появляется напряжение в кистях, шее и плечах, предложите ему маленькие мелки. Это поможет облегчить процесс и укрепить мышцы ладони и предплечья, контролирующие силу пальцев.
4-летний ребенок уже может держать карандаш большим и указательным пальцем, пока другие пальцы помогают ему сохранять положение предмета. Плечевой сустав, предплечье и кисть выполняют в данном случае роль стабилизаторов. К школе большинство держат карандаш штативным захватом тремя пальцами, и тогда можно считать, что кисть и рука ребенка готовы к письму.
Фотографии: обложка – cicisbeo – stock.adobe.com, 1 – DURIS Guillaume – stock.adobe.com, 2 – cicisbeo – stock.adobe.com, 3 – Oksana Kuzmina – stock.adobe.com
Источник
Восстановление мелкой моторики и силы в руках происходит за счет устранения мышечного отека (гипертонуса) в мышцах шеи и спины. Устранить отек можно, только применяя воздействие на мышцы методом Никонова. Методика Никонова Николая Борисовича, миолога с 30-летним опытом работы, направлена на работу с проблемными мышцами. Миолог восстанавливает скорость движения лифы, которая выводит отходы жизнедеятельности из отечных клеток. В результате воздействия на мышцы методом Никонова клетки уменьшаются в размерах, слабость в руках проходит.
Рассмотрим примеры из практики Николая Борисовича
Николай Никонов
Егору шесть лет. У него слабость в руках, он не может удержать совок, с трудом пишет. При рукопожатии отводит в сторону глаза. Также у него не получается сделать “мостик” и “корзинку”. Спускаясь по лестнице, Егор вынужден держаться за перила. Ребенок не может смотреть прямо в глаза учителю.
Мама Егора обратилась к Никонову Николаю Борисовичу с просьбой восстановить силу в руках ребенка. В представленном ниже видео Николай Борисович показывает, где находится основная проблема, создающая нарушение мелкой моторики, в частности, письма:
В процессе обучения миолог детально объяснил принцип проведения специальных процедур и научил маму Егора самостоятельно восстанавливать движения в мышцах спины и шеи. На видео представлены результаты десятой процедуры-консультации. Успехи у Егора заметные: стал прогибаться, отталкиваясь руками (что до процедур не наблюдалось), может спускаться по лестнице приставным шагом без опоры, рукопожатие стало более сильным, причем, не отводя глаз от напряжения.
Ранее было отмечено, что нарушение мелкой моторики и слабость в руках происходит из-за отекших мышц шеи и спины. Мышечный отек – это не скопление жидкости, это скопление белковых соединений в момент формирования мышц у плода (т.е. на 6-9 недели развития плода). Егору шесть лет, но только сейчас он стал узнавать, как можно жить, сильно пожимая руку, правильно, без опоры спускаться с лестницы, делать корзиночку (хотя и с помощью). Это результат десяти процедур, которые сделал Егору Никонов Николай Борисович.
На следующем видео миолог делает ребенку процедуру воздействия на мышцы по методу Никонова с фиксацией проблемной мышцы. Это сложное упражнение мальчик стал выполнять только на десятой процедуре. В результате работы Николая Борисовича у Егора постепенно стали получаться “мостик” и “корзиночка”.
Одно из последствий энцефалопатии – не правильный почерк. Никонов Николай Борисович проводил процедуры воздействия на мышцы методом Никонова 7-летниму мальчику. После того как миолог восстановил мышцы шеи, воротниковой зоны и спины, у ребенка появились координированные мелкие движения. Люди заблуждаются, думая, что мелкая моторика зависит от того, много ли ребенок работает пальчиками. Николай Борисович считает, что лепить пластилин можно всю жизнь, но не достигнешь такого результата, если не восстановлены правильные движения мышц воротниковой зоны, шеи и спины. Воздействие на мышцы по методу Никонова с фиксацией проблемной мышцы для детей помогает исправить почерк. Комплекс мануальных процедур для детей, разработанных главным врачом клиники “Эмедно”, ещё раз показывает взаимосвязь свободных мышц и развитие головного мозга.
Восстановление движений ребенка с диагнозом ДЦП Никонов Николай Борисович начал, когда малышу было 9 месяцев. Ребенок родился глубоко недоношенный с весом 730 гр. В роддоме 17, в Филатовской и Морозовской больнице, в психоневрологическом диспансере для детей-инвалидов прогноз был один: инвалид-колясочник с потерей интеллекта. Миолог воздействием на мышцы методом Никонова восстановил двигательную функцию всех мышц, и интеллект стал приходить в норму. Прекратились бронхиты. Сейчас ребенок собирает пирамидку из кубиков. Собирает сосредоточено, усидчиво. Более старшие дети, страдающие пирамидной недостаточностью, не смогут поставить кубики друг на друга, как это делает Богдан. Подробнее на видео:
Задать вопрос миологу можно через форму обратной связи.>
Информация на сайте носит ознакомительный характер, собрана из открытых источников. При копировании материалов гиперссылка на klinikanikonova.ru обязательна!
Оставить комментарий
Источник