Как тесты влияют на развитие ребенка
Проходить тесты, угадывая верный вариант ответа, любят все, и взрослые, и дети. Правда, к школьному тестированию это не относится. Там, где цена каждого балла слишком высока, уже не до игр. Между тем тесты стали неотъемлемой частью жизни школьников. К ЕГЭ и ОГЭ, которым уже больше десяти лет, с этого года добавился и итоговый экзамен для 4-классников, введенный Министерством образования, он также будет проходить в формате тестирования.
Результат не заставил себя ждать: во многих школах учителя отрабатывают с детьми тестовые задания уже со второго класса. И последующие 10 лет школьники практически не расстаются с распечатками тестов и бланками, где в строго отведенных местах из месяца в месяц тренируются ставить галочки или крестики.
Как влияет тестовая система обучения и оценивания знаний на мышление ребенка, на его способ воспринимать информацию? Мы расспросили об этом экспертов.
Ответ найден!
Маленький тест для разминки
Вопрос: как поступить, если вам на день рождения принесли конфеты?
1. Спрятать подальше.
2. Поставить на стол для гостей.
3. Положить часть конфет в вазочку и поставить на стол для гостей.
На всякий случай: этот вопрос адресован детям второго класса, и на него есть лишь один правильный ответ – под номером три. Без вариантов. Он не предполагает рассуждений на тему: а если конфеты, например, с ликером или искусственными красителями, разумно ли предлагать их детям? Обязательно ли часть конфет убирать, если именинник их не любит или не ест совсем? Почему нельзя поделиться всеми конфетами сразу?
Тестовые задания вроде этого, взятого из учебника по «Окружающему миру», не позволяют рассматривать ситуацию объемно, устанавливать причинно-следственные связи, учиться мыслить критически. И такие тесты все чаще появляются в школьной программе.
Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным
«Ребенок, который большую часть времени имеет дело с подобными заданиями, перестает соотносить их с собой, со своей жизнью, – размышляет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. – Он привыкает к тому, что правильный ответ кто-то уже дал за него. От него же требуется лишь запомнить и правильно воспроизвести».
«Постоянная работа с тестами приучает ребенка жить в режиме стимул-реакция, вопрос-ответ, – соглашается с коллегой когнитивный психолог Мария Фаликман. – Во многом наша повседневная жизнь так и устроена. Но выбирая этот режим, мы тем самым закрываем возможности для дальнейшего развития, для творческого мышления. Для успеха в тех профессиях, где надо уметь выйти за пределы заданного, стандартного. Но откуда у ребенка, который с начальной школы привык существовать в системе готовых вопросов и ответов, появится этот навык – задавать вопросы и искать нетипичные ответы?»
Части без целого?
В отличие от экзаменов прошлых лет, тесты не имеют логической связи между заданиями. Они требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. В этом смысле тестовая система внедряется вовремя: точно того же требуют от молодого поколения современные средства коммуникации.
«Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, – замечает доктор психологических наук Рада Грановская. – Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление». Вот и тесты в свою очередь приучают ребенка концентрироваться на деталях. Его внимание становится коротким, дробным, ему все труднее читать длинные тексты, охватывать большие, сложные задачи.
«Любой экзамен – ответ на конкретные вопросы, – уточняет Мария Фаликман. – Но тест – это много маленьких конкретных вопросов, которые делают картинку существенно более раздробленной. Прекрасно, если ребенка учат физике, биологии или русскому, а потом с помощью теста измеряют, насколько хорошо он усвоил предмет. Но когда ребенка целый год натаскивают на сдачу теста по физике, нет гарантии, что он будет понимать физику. Иными словами, в тестах как измерительном инструменте я не вижу ничего плохого. Главное, чтобы они не заменяли учебу. Градусник хорош, когда им измеряют температуру, но плох в качестве лекарственного средства».
Увидеть разницу
Впрочем, было бы ошибкой утверждать, что все тестовые задания в равной мере сужают кругозор и приучают ребенка мыслить упрощенно, решать однотипные изолированные задачи, без взаимосвязи с контекстом их жизни.
Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа, мешают «изобрести» какое-то новое решение
«Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа и используются в процессе обучения, оказывают негативное влияние на наше мышление, – подтверждает психолог, профессор МГУ, научный руководитель Центра «Гуманитарные технологии» Александр Шмелев. – Оно становится репродуктивным. То есть мы скорее вспоминаем уже готовое решение (обращаемся к памяти), чем пытаемся сообразить, «изобрести» какое-то новое решение. Простые тесты не предполагают поиска, логических умозаключений, воображения, наконец».
Однако экзаменационные КИМы год от года меняются в лучшую сторону. Сегодня тесты ОГЭ и ЕГЭ в основном включают вопросы, требующие свободного ответа, умения работать с источниками, интерпретировать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
«В таких сложных тестовых заданиях ничего плохого нет, – утверждает Александр Шмелев, – напротив: чем больше их решает учащийся, тем больше его знание и мышление (в данной предметной области) превращается из «декларативного» (отвлеченного и теоретического) в «операциональное» (конкретное и практическое), то есть знания превращаются в компетенции – в умение решать задачи».
Фактор страха
Но тестовая система оценки знаний вызвала еще один негативный эффект, связанный с рейтингами и санкциями. «В нашей стране сложилась опасная традиция оценивать работу школы и учителей на основе результатов ЕГЭ и ОГЭ, – рассказывает Владимир Загвоздкин, научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления. – В такой ситуации, когда цена каждой ошибки слишком высока, учитель и ученики охвачены страхом неудачи, уже трудно получать радость и удовольствие от процесса познания».
Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке
Но именно в этом и состоит одно из основных условий качественного школьного образования. Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, научился вести беседу и спорить, решать математические задачи, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке.
Это не голословное утверждение: к такому однозначному выводу пришел известный новозеландский ученый Джон Хэтти, обобщив результаты более 50 000 исследований, посвященных факторам, влияющим на успехи детей в учебе, с десятками миллионов учащихся.
Изменить школьную систему родители не в силах, но они, по меньшей мере, могут создать такую безопасную атмосферу дома. «Показывайте ребенку, что за пределами тестов открывается большая и интересная научная жизнь, – советует Мария Фаликман. – Водите его на популярные лекции, предлагайте книжки и учебные видеокурсы, которые сегодня доступны по любому учебному предмету и на самых разных уровнях сложности. И обязательно дайте понять ребенку, что результат теста не так важен для вас, как его общее понимание предмета. Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным».
Как готовиться к тестам?
Рекомендации наших экспертов
1. К прохождению тестов надо привыкнуть, а значит, просто… тренироваться. Тренировки дают представление о вашем уровне знаний и дают понимание того, что вы покажете результат «на своем уровне» (плюс-минус 5-7% ). Это значит, что всегда найдутся задания, которые вы решите, даже если встретите немало заданий, которые решить не сможете.
2. Сначала выполняйте те задания, которые решаются «с ходу». Если задумались, заколебались, пропустите, идите дальше. Когда дошли до конца теста, возвращайтесь к нерешенным заданиям. Разделите оставшееся время на их число, у вас получится максимальное количество минут, которое вы можете себе позволить размышлять над каждым вопросом. Если ответа не появилось, оставьте этот вопрос и двигайтесь дальше. Эта тактика позволит вам потерять очки только за то, чего вы действительно не знаете, а не за то, до чего просто не успели добраться.
3. Максимально используйте ответы, которые во многих тестах предлагаются на выбор. Часто можно просто догадаться, какой из них правильный. Если догадка есть, но вы не уверены, все равно отметьте этот вариант, это лучше, чем ничего. Даже если совсем ничего не знаете, отметьте что-нибудь наугад, всегда есть шанс попасть.
Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Тексты там часто плохие и устаревшие
4. Оставьте время на проверку работы: правильно ли заполнены бланки, оформлены переносы, против тех ли ответов поставлены крестики?
5. Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Во-первых, экзаменаторы обычно с ними знакомы. Во-вторых, тексты там часто плохие и устаревшие. Не старайтесь поразить экзаменаторов своим ярким и необычным видением темы. Пишите добротный, спокойный текст. Заранее обдумайте варианты его начала и конца, соберите побольше «заготовок» по разным темам. Это может быть эффектная цитата, яркий образ или спокойный ввод в проблему. Если у вас есть хорошее начало и хороший конец — остальное дело техники.
6. Найдите сайты с качественными тестами, которые позволяют тренировать внимание, память, зрительное воображение, логику, – и решайте при любой возможности. Например, десятки разных тестов можно найти на сайте бесплатного «Клуба испытателей тестовых технологий» (КИТТ).
Источник
Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet”, в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.
Нервная система и ее роль в развитии ребенка
Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.
Особенности нервной системы у детей
Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.
Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.
Что такое раннее развитие ребенка
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.
Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста
Множество факторов влияет на раннее обучение детей:
- Наследственность.
- Экологическая обстановка.
- Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
- Течение беременности и родов у матери.
- Вскармливание и режим дня.
- Заболевания.
- Культура воспитания.
- Уход за ребенком и др.
Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)
По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.
Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.
Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:
Моторно – статическое:
- Держит голову (2 мес.);
- Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
- Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
- Сидит (6 мес.);
- Ползает (7-8 мес.);
- Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
- Стоит сам (10-11 мес.);
- Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
- Ходит сам (12 мес.).
Целенаправленная моторная деятельность:
- Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
- Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
- Примитивно играет (9-10 мес.);
- Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).
Зрительный анализатор:
- Фиксирует взгляд (2 недели);
- Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
- Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
- Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
- Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
- Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).
Слуховой анализатор:
- Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
- Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
- Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
- Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).
Речь:
- Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
- Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
- Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
- Произношение слов (9-10 мес.);
- Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
- Многословные фразы (3 года);
- Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).
Такими методами педиатр оценивает развитие.
Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:
- В течении первого года жизни ежемесячно.
- От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
- От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
- Старше 7 лет с интервалом 1 год.
Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста
Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.
Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития”. Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс”. Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.
Задержка развития ребенка
Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.
Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.
Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.
Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».
Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.
Источник