Как театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенка

Как театрализованная деятельность влияет на развитие речи ребенка thumbnail

Ольга Нехай

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников

Развитие речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи тесным образом связано с формированием воображения ребенка и мышлением. Постепенно складывается умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность,в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость

Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети принимают в них участие. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, а также активизирует словарь, совершенствуется связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и вместе основными методами и приёмами речевого развития детей,нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

Сильченко Наталия Ивановна

Консультация для родителей

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

– игры в кукольный театр;

– игры- драматизации;

– игры- представления (спектакли);

– плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного и теневого театров.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Источник

Как театрализованная деятельность влияет

на развитие речи ребенка.

Отклонения в развитии речи детей рассматриваются прежде всего как нарушения общения,что отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Чем бoгаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его вoзможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сo сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, поэтому хорошая речь – важнейшее условие всестороннегo и полноценного развития ребёнка. Для этого важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дoшкольном учреждении, так и в семье

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность в детском саду оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

https://www.culture.ru/storage/images/a67ebc299b77c40a21bdfba0dcbbcf10/6e7a243c4c1dbf50315b0bfe3259d468.jpg

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  • игры- драматизации;
  • спектакли ;
  • музыкальные сказки ; мюзиклы;
  • различные виды театров (плоскостные, теневые, театр кукол би-ба-бо..).

Театрализованная деятельность способствует развитию речи -монолог, диалог. Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи – стихи диалоги. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу)

Можно сделать вывод, который подтверждается ведущими педагогами, психологами и логопедами, что театрализованная деятельность, как совместная деятельность со взрослыми и сверстниками, оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Небольшая подборка диалоговых стихов:

ПРИЯТНАЯ ВСТРЕЧА – Борис Заходер

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака-

Молчали

Бука и Бяка.

И Бука

Думал со скукой:

«Чего он так смотрит – букой?»

А Бяка думал:

«Однако

Какой он ужасный

Бяка…

Лидия Орлова «ЁЖ»

– Очень, ёж,

Ты хорош!

Жаль, что в руки

Не возьмешь…

– Не возьмешь,

Ну и что ж!

Без иголок

Я не ёж!

Кошка – В. Лунин

– Что ты, кошка, сторожишь?

– Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай

Приглашу ее на чай!

Конфеты – Олег Григорьев.

Я нёс домой

Кулёк конфет.

А тут навстречу мне

Сосед.

Снял берет:

– О! Привет!

Что несёшь?

– Кулёк конфет.

– Как – конфет?

– Так – конфет.

– А компот?

– Компота нет.

– Нет компота

И не надо…

А они из шоколада?

– Да, они из шоколада.

– Хорошо,

Я очень рад.

Обожаю шоколад.

Дай конфету.

– На конфету.

– А вон ту, а ту, а эту…

Красота! Вкуснота!

А вот эта, а вон та…

Больше нет?

– Больше нет.

– Ну, привет.

– Ну, привет.

– Ну, привет.

Киска – Настя Емельяненко.

– Здравствуй, киска, как дела

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить

Ходите, зеваете

На хвостик наступаете. Мяу!

Улитка и жук. – В Орлов.

Повстречал улитку жук:

– Ты не бойся, я твой друг!

Что нацелила рога

На меня, как на врага?

Коль друзей встречать рогами,

Станут все они врагами.

Хрюшкина подружка.

В лужице хрюшку увидела хрюшка:

– Это, конечно, не я, а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Просто прекрасно, что это не я!

Кто первый.

– Кто кого обидел первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Кто кого ударил первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Вы же раньше так дружили?

– Я дружил.

– И я дружил.

– Что же вы не поделили?

– Я забыл.

– И я забыл.

Жучкины заботы М. Александрова

“Гав! ” – тревога во дворе –

“Кошка Дуська в конуре!

Там внутри тепло и мягко,

Как под солнышком на травке!

Только домик этот – мой!

Дуська, брысь! Иди домой!

Коль не станешь меня слушать,

Оттреплю тебя за уши! “

Дуська вылезла наружу:

“Мур! Твой домик мне не нужен! “

Трезорка -Наталья Есина

Солнце спряталось за горку,

Напугав щенка Трезорку,

Звонко лает крошка пес:

«Кто-то солнышко унёс».

Но Василий, кот дворовый,

Говорит ему сурово:

«Солнце – это же не миска,

Высоко оно не близко,

Целый день оно сияло,

Утомилось и устало,

Солнце ночью отдыхает

И тебе того желает,

Отправляйся в конуру,

Солнце выйдет по утру».

«Доброе утро!»- Олег Бундур.

«Доброе утро!» –

Скажешь кому-то

И будет ему

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра.

***

Как папа жил в детстве.

Папа утром сам вставал,

Всё до капельки съедал,

Не ронял, представьте, чашек,

Никогда не рвал рубашек

И не бегал босиком,

И не щёлкал языком,

И с дворняжкой не дружил –

Очень

скучно

папа

жил!

Источник

Ольга Жукова

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей

Одной из важнейших проблем в последнее время становится проблема развития речи детей, все больше детей нуждаются в помощи логопедов и других специалистов. За последние годы в логопедических группах количество детей имеющих тяжелые нарушения речи заметно увеличилось. Чтобы справиться с этой проблемой, педагогам нужна не неделя, не месяц, а иногда и не год регулярных систематических занятий с детьми.Но тут возникает другая проблема: как разнообразить эту трудную, зачастую монотонную работу? Как сделать её интересной, увлекательной для детей? И здесь на помощь педагогам приходит театрализованная деятельность. Сказочный персонаж, говорящий с детьми на занятии, инсценировка, игра-драматизация, разные виды театра (кукольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, конусный, театр на фланелеграфе) помогают педагогам в достижении цели.

Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Самый молчаливый и замкнутый ребенок не останется равнодушным и будет готов заговорить, по-новому раскрыться, исполняя полученную, интересную для него роль. Инсценировка художественных произведений помогает детям ярче и правильнее воспринимать их содержание.

Увиденное и пережитое в самостоятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельность,мы ставим следующие задачи:

– расширить представление детей об окружающем мире;

– пополнять и активизировать словарь;

– поддерживать инициативу в импровизации;

– совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать;

– Закреплять представления детей о различных видах театра, уметь различать и называть их.

В содержание работы с детьми театрализованной деятельностьювключаем следующие направления:

Основы театральной культуры. Знакомство с театром, видами, формирование культуры зрителя – сидеть спокойно на своем месте, внимательно следить за происходящим, не вскакивать с места, не бродить по залу, не мешать другим детям, не перебивать ведущего и т. д.

Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

Культура и техника речи.

Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров. Обучение приемам кукловождения (настольного, пальчикового, перчаточного).

Используем следующие виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Предлагаю вашему вниманию фотоматериалы по оформлению театрального уголка и несколько кадров из жизни группы

Источник