Как стимулировать умственное развитие ребенка

Как вырастить умного и счастливого ребенка? Родители, как правило, обеспокоены развитием своих детей, особенно когда это имеет отношение к их интеллектуальному развитию. Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, но мало кто знает, как содействовать этому. В этом статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Андреа Гарсия Сердан поделится с вами рядом советов, которые помогут вам вырастить умного ребенка.
Высокий уровень интеллекта является очень привлекательным качеством. Кажется, что люди с развитым интеллектом становятся более успешными в жизни. Хотя это далеко не всегда так. Успех складывается также из многих других составляющих. Но бесспорно, что интеллект нам во многом помогает. Что мы можем сделать, чтобы содействовать развитию интеллекта наших детей?
Что такое интеллект?
Интеллект можно определить как способность адаптироваться к окружающей среде и эффективно решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Это способность нашего разума, которая реализуется в наших рассуждениях, в процессе обучения и восприятии связей между вещами.
Так или иначе, интеллект является гарантией выживания. Человеческий род мог бы прекратить свое существование, если бы не был наделен интеллектом.
Интеллект – это противоречивое понятие, и существует много теорий, которые пытаются дать ему объяснение. Первоначально считалось, что существует общий фактор, объясняющий формирование основного интеллекта (G-фактор). В эту эпоху ученые говорили, что «интеллект это то, что измеряется тестами на уровень интеллекта». Это тавтологическое определение не дает нам никакой новой информации, и ясно дает понять, что интеллект долгое время оставался мало изученной темой.
Но с течением времени психологи установили, что интеллект представляет собой гораздо более сложное явление, чем описанное ранее, и не может быть определен на основе такого упрощенного подхода. Некоторые психологи разделили интеллект на категории. Одной из наиболее известных теорий является Теория множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. По мнению Гарднера, существует 7 типов интеллекта: музыкальный, логико-математический, лингвистический, пространственный, межличностный, внутриличностный и телесно-кинестетический.
Советы, которые помогут вам вырастить умного ребенка
1. Следите за питанием вашего ребенка
Как вырастить умного ребенка? Развитие ребенка начинается в утробе матери. Это место, где гены и маточная среда под влиянием поведения матери предопределяют последующее развитие малыша, как физическое, так и психическое и когнитивное.
Согласно исследованиям, питание матери во время беременности влияет на умственное развитие ребенка. Кроме того, кормление ребенка грудным молоком является лучшей гарантией правильного физического и умственного развития. По мнению ученых, грудное вскармливание на самом деле повышает уровень интеллекта вашего ребенка.
Кроме того было установлено, что недостаточное питание на протяжении первых лет жизни ребенка приводит к снижению уровня интеллекта и провоцирует агрессивное и антисоциальное поведение. Поэтому так важно с самого начала заботиться о мозге ребенка.
2. Поощряйте физическую активность
Физическая активность – это ключевая рекомендация для развития интеллекта ребенка. Научно доказано, что физические упражнения стимулируют когнитивное развитие. В частности, исследования Университета Гриффита продемонстрировали, что те дети, которые учатся плавать в раннем возрасте, приобретают раньше других широкий спектр навыков. Они не только быстрее осваивают основы физического развития (научиться ходить, контролировать мочеиспускание и т.д. …), но и показывают более высокие баллы, выполняя зрительно-моторные тесты, такие как вырезание из бумаги, раскрашивание, рисование линий и геометрических фигур, и много других тестов, связанных с математическими способностями. Кроме того, их речевые способности были намного лучше развиты.
3. Устройте ребенка в детский сад
Родители, которые регулярно отводят своих детей в детский сад, способствуют их интеллектуальному развитию. Ранний контакт с окружающей средой, которая стимулирует развитие речевых навыков ребенка, благоприятствует общению с другими детьми, повышает уровень коммуникабельности и поощряет его независимость, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на его последующую производительность и интеллект.
4. Убедите ребенка посещать уроки музыки
Довольно много исследований подтверждают, что раннее музыкальное образование может повысить интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. В частности, уроки музыки положительно влияют на память, навыки чтения и письма, навыки зрительно-пространственной и пространственно-временной ориентации. Другие исследования подчеркивают важность того, что ребенок должен непременно получать удовольствие от этих занятий. Все преимущества музыкального образования являются действенными только тогда, когда ваш ребенок воспринимает его как приятный опыт. Поэтому постарайтесь убедить вашего ребенка посещать уроки музыки, заинтересуйте его, а не заставляйте.
5. Мотивируйте вашего ребенка
Мотивируйте ребенка стремиться к цели, учиться на ошибках и не сдаваться. Ведь это залог успеха. Объясните ему, что в ошибках нет ничего плохого, если мы умеем извлечь из них урок и двигаться вперед. Награждайте ребенка за приложенные усилия усилия, а не за результаты: «Это заметно, что ты приложил много усилий и усердно занимался, чтобы подготовиться к этому экзамену. Так держать!» Не позволяйте ему сдаваться при первой же трудности: «Это непростая задача, но если ты сдашься так быстро, то не добьешься желаемого. Попробуй поступить иначе».
6. Читайте вместе с вашим ребенком
Воспитание ребенка в стимулирующей среде является одним из ключевых факторов, способствующих его интеллектуальному развитию. Чтение сказок и историй вместе с ребенком не только формирует его интерес к чтению, но и учит его жизненным ценностям, активирует воображение, стимулирует приобретение речевых навыков и поощряет обдумывание прочитанного. Кроме того, совместное чтение является тем бесценным временем, которое мы проводим в кругу семьи, что бесспорно оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей.
7. Выбирайте стимулирующие игры
Как вырастить умного ребенка? Нет лучшего способа когнитивного развития, чем через игру. Но будьте внимательны, так как игры бывают разные. Делайте выбор в пользу образовательных и конструктивных игр, которые стимулируют мышление и воображение. Например, идеальным вариантом являются строительные игры типа лего, игры для развития памяти, в том числе парные игры, паззлы и головоломки … Иногда самые простые игры становятся самыми веселыми. Дайте ребенку большую коробку и предложите пофантазировать, чем она может быть (ракета, дом, корабль…). Вы можете найти список временем проверенных игр, которые помогают стимулировать психомоторные навыки детей.
Существуют специальные программы, которые позволяют через игру, оценивать и стимулировать мозг самых маленьких. Так например, образовательная платформа CogniFit (“КогниФит”) направлена на измерение и улучшение более чем 20 ключевых когнитивных функций, охватывающих область внимания, памяти, планирования и т.д.
8. Разговаривайте с вашим ребенком
Как вырастить умного ребенка? Будь то еще совсем маленький ребенок, который пока не научился разговаривать, или уже умеющий это делать, коммуникация в каждом случае имеет важнейшее значение. Вербальное общение с детьми младшего возраста стимулирует процессы приобретения ими речевых навыков и изучения нового словарного запаса. С детьми более старшего возраста следует постоянно разговаривать о повседневных вещах, например, спрашивать, как у них дела, как они себя чувствуют, что им больше всего понравилось, и что нет за прошедший день. Это помогает им быть более коммуникабельными и выражать то, что они чувствуют.
9. Способствуйте развитию эмоционального интеллекта вашего ребенка
Развитие эмоционального интеллекта наших детей имеет фундаментальное значение для правильного общего развития. Эмоциональный интеллект – это способность управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других людей.
Помогите своему ребенку осознать свои чувства и их последствия. Например: «У тебя сломалась игрушка, эта игрушка тебе очень нравится, и это нормально, что ты чувствуешь себя грустным и сердитым. Но если ты будешь долго расстраиваться по этому поводу, то не сможешь радоваться, играя с другими игрушкам». Ваши слова обладают большой силой. Откройте для себя Эффект Пигмалиона.
10. Умный ребенок должен уметь брать на себя ответственность
Поручите ребенку небольшие обязанности, всегда в соответствии с его возрастом, это будет очень полезно для развития его независимости, способности решать проблемы, чувства собственного достоинства. Если вы привыкли давать своему ребенку все готовое, задумайтесь, возможно, он не в состоянии ничего сделать сам, научится всему гораздо позже других, и будет расти в условиях зависимости от других.
Позвольте ему есть самостоятельно, начиная с того момента, когда он сможет сам держать ложку, позвольте ему собирать свои собственные игрушки, заставляйте искать решения тех маленьких проблем, с которыми он сталкивается…
Источник
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.
Этапы интеллектуального развития ребенка
С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.
Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:
- Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
- Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
- Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.
Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.
Эмоциональное, речевое и логическое развитие
Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:
- Эмоциональное;
- Логическое;
- Речевое.
С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.
Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.
В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.
Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?
Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.
Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.
Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.
Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.
Источник
Интеллекта с рождения не бывает, но можно с самого рождения способствовать его развитию. Оксана Баркарова, психолог, нейропсихолог, специалист по работе с психосоматическим заболеваниями, руководитель Центра психологического консультирования и нейропсихологической коррекции «Парус», рассказывает «Летидору», как вырастить интеллектуала.
«Действительно, обожая своего ребенка, родители часто приписывают ему качества, которыми он еще не обладает. Дело не в том, что у ребенка нет интеллекта, а в том, что в возрасте до года у малыша еще не сформировались мозговые структуры, которые впоследствии отвечают за развитие этого самого интеллекта, то есть нет базы, на которой он должен формироваться. Под интеллектом обычно понимают качество психики, способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обстановке, способность приобретать опыт и обучаться на его основе, а также использовать приобретенные знания в окружающей среде.
Именно поэтому первый год жизни очень важен в развитии детей. В этот период у малыша продолжают формироваться и функционировать различные зоны коры головного мозга. От деятельности этих зон и нервной системы в целом будет зависеть дальнейшее развитие ребенка, а в будущем – и уровень его интеллекта. Ведь интеллект – это общая способность к анализу и решению задач, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. А развитие познавательных способностей зависит от уровня работы головного мозга.
Самое главное, помнить, что основой развития ребенка является постоянный контакт с другими людьми.
Умственное развитие ребенка первого года жизни определяется, в основном, такими сферами: моторика, восприятие, эмоции, речь.
Мифы и факты о детском мозге
Как играть с ребенком, если не интересно?
9 правил для гармоничного развития ребенка
- В развитии ребенка важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Примерно в три месяца ребенок способен удерживать голову в вертикальном положении, а к четырем делает это уверенно и с удовольствием поворачивает ее на голос мамы или увидев яркую игрушку.
Полезно. Чтобы развивать этот навык, делайте гимнастику: поверните ребенка на живот, свою руку положите на подбородок ребенка, а другой рукой прикоснитесь к стопам ног. В ответ малыш начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
- Когда взрослые берут младенца на руки, он чувствует себя под надежной защитой. Кроме того, когда ребенок находится в вертикальном положении, он получает другую точку обзора и видит окружающую обстановку с совершенно другого ракурса. Это очень важно для психического и физического развития.
Полезно. При любой возможности берите малыша на руки, легко подбрасывайте его, раскачивайте в воздухе, играйте в «самолет».
- Владение речью – одна из основ интеллекта. Стимулировать развитие речи у ребенка можно только постоянно общаясь с ним. Ребенок внимательно слушает взрослого и в возрасте после полугода способен отличать эмоциональную окраску речи родителей.
Полезно. Как можно чаще говорите с малышом, пойте ему песенки, русский фольклор в этом отношении очень богат. Важна ответная реакция малыша – улыбка, смех.
- Свои первые звуки ребенок начинает произносить уже в два месяца, вскоре он будет «агукать». Очень важно, чтобы между малышом и взрослыми возник диалог. День ото дня это диалог будет происходить на все более высоком уровне развития, что стимулирует формирование речи.
Полезно. Активно реагируйте на агуканье и гуление малыша, обязательно отвечайте ему.
- С самого рождения ребенка должны окружать яркие предметы, чтобы он мог наблюдать за ними, проявлять интерес и по мере развития тянуться к тому, что его заинтересовало.
Полезно. Всячески стимулируйте ребенка двигаться – малыш может тянуться за красивой игрушкой, ползти за ней. Прикрепите на бортик кроватки развивающие панели.
- Примерно в 8 месяцев ребенок начинает самостоятельно вставать в кроватке. В этот момент он начинает осваивать новую игру – бросать игрушку на пол с тем, чтобы взрослые поднимали, а ребенок снова бросал ее на пол. Ребенок начинает оценивать результат своих действий и следит за реакцией родителей.
Полезно. Старайтесь играть с малышом – привлекайте внимание к погремушкам, разрешайте бросать предметы, учите перекладывать из одной руки в другую.
- Важно, чтобы у ребенка игрушки были сделаны из разных материалов: мягкие, резиновые, деревянные. Тактильные ощущения очень важны для развития мыслительной деятельности ребенка.
Полезно. Покажите ребенку детали игрушек, например, на игровой панели – детали, которые шуршат, кнопки, при нажатии которых слышна мелодия, колесики, которые можно прокручивать, и т. д. Пусть малыш ощупывает игрушки, познает форму предметов.
- Очень полезна развивающая гимнастика: потягивание ручек, сгибание ножек, вращательные движения стопами и кистями. Массаж также полезен для развития психомоторных навыков малыша.
Полезно. Освойте элементарные навыки так называемого материнского массажа. Делайте его теплыми руками с использованием специальных детских масел. Этот простой массаж можно выполнять каждый день. В отличие от профессионального массажа, материнский выполняет скорее функцию общения с малышом. Поглаживая кроху, можно приговаривать нежные слова, рассказывать сказки, читать потешки, стихи.
- По мере взросления ребенка нужно соблюдать размеренный распорядок дня и приемов пищи. Благоприятным для психического развития младенца является кормление с определенным ритмом. В этом случае ребенок будет уверен, что мама обязательно придет и покормит его. Это создает ощущение спокойствия и надежности, развивает ощущение времени.
Полезно. Если в самом начале вы кормите младенца исключительно по требованию, то постепенно ребенок начинает получать пищу в определенное время. Постарайтесь привыкнуть к режиму дня и следовать ему».
Формирование мозга ребенка: раннее развитие и билингвизм
Смелые теории Гленна Домана: «бесполезные» эмоции и раннее развитие
Методика обучения чтению: слоги, “ребус-метод” и карточки Домана
Источник